Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:47, дипломная работа
Актуальность темы дипломной работы обуславливается тем, что экономические преобразования в Казахстане и реформирование отношений собственности существенно повлияли на реализацию государством своих экономических функций и закономерно обусловили реформирование системы налогов. На пути к рыночной экономике налоги становятся наиболее действенным инструментом регулирования новых экономических отношений. В частности, они призваны ограничивать стихийность рыночных процессов, воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
1 ПОНЯТИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В КАЗАХСТАНЕ……………………………………………………………………...5
1.1 Понятие и сущность налогообложения и налоговой системы………………5
1.2 Основные этапы становления налоговой системы Республики
Казахстан……………………………………………………………………………10
2 НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ………………………………..18
2.1 Экономическое содержание и значение налога на имущество …………….18
2.2 Анализ деятельности Налогового Департамента Алматинской области по поступлению налога на имущество за 2008-2011 гг……………………………..33
3 ПРОБЛЕМЫ МЕХАНИЗМА ВЗИМАНИЯ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО И ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ………………………………………….48
3.1 Проблемы механизма взимания местных налогов..…………………………48 3.2 Основные направления совершенствования механизма взимания местных налогов, а также имущественного налога в РК …….………………………… 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.………………………………76
Источник: Отчет 1-Н Налогового департамента Алматинской области за 2008г.
Из данной таблицы видно, что в 2008 году положение поступлений в бюджеты обстоят не лучшим образом. По некоторым платежам наблюдается уменьшение денежных поступлений.
Так поступления по КПН были недоисполнены. Фактическое поступление платежей по КПН составило 10714184,5 тыс.тенге, что на -2008605,5 тыс.тенге ниже запланированной суммы (12722790,0 тыс.тенге). Это связано со сдачей дополнительных расчетов авансовых платежей к уменьшению, в результате чего образовалось переплата в лицевых счетах, и в этой связи налогоплательщиками оплата налогов не производилась.
Фактическая сумма поступлений по НДС составляет 52497997,5 тыс.тенге, а это на 7752865,5 тыс.тенге больше прогнозируемой суммы (44745132,0 тыс.тенге). И это очень хорошие результаты несмотря на замедление бизнес-активности в связи с кризисным состоянием, которое не могло не сказаться на поступлениях налогов [17].
По таможенным платежам тоже идет не до исполнение на -5451431,7 тыс.тенге. Фактическое поступление в бюджет по данному платежу составляет 17299463,3 тыс.тенге. На неисполнение плана повлияло снижение темпов роста импорта в строительных и других отраслях экономики Алматинской области. [1
Если смотреть в целом по поступлениям в республиканский бюджет, то здесь перевыполнение плана на сумму 635454,3 тыс.тенге и составило 84018993,3 тыс.тенге. Это связано с перевыполнением плана по таким платежам в бюджет как разные налоговые и неналоговые поступления, НДС.
Что касается местного бюджета, то здесь по некоторым платежам идет не до выполнение плана, так выполнение плана по акцизам составило 95,7% и по отдельным его пунктам. Но в общем наблюдается перевыполнение бюджета на 798875,2 тыс.тенге, что является положительным моментом, несмотря на сложности данного года, а именно связанные с финансовым кризисом.
На основании данных таблицы 8 наглядно изобразим выполнение прогноза поступлений налогов и других обязательных платежей в местный и республиканский бюджет Алматинской области за 2008 год.(диаграмма 1)
Диаграмма 1. Выполнение плана поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет Алматинской области за 2008г.
Источник: данные налоговой отчетности 1-Н НД Алматинской области за 2008г
Далее рассмотрим выполнение прогнозных данных по поступлению налогов и других обязательных платежей в бюджет по Налоговому департаменту Алматинской области за 2009г (таблица 9).
Таблица 9
Поступление налогов и других обязательных платежей в бюджет по Налоговому департаменту Алматинской области за 2009г., тыс.тенге
КБК |
НАИМЕНОВАНИЕ ПЛАТЕЖЕЙ |
Прогноз 2009 года |
Факт 01.01.2010г. |
% исполн. к прогнозу |
Отклонения (+;-) |
Всего доходов ГБ |
104 673 991 |
117959 382 |
112,7 |
13 285 391 | |
Всего доходов РБ |
65 570 715 |
74 794 158 |
114,1 |
9 223 443 | |
101100 |
Подоходный налог |
6 710 256 |
7 929 353 |
118,2 |
1219 097 |
105100 |
Налог на добавленную стоимость |
42 811 778 |
49 513 296 |
115,7 |
6701 518 |
в т. ч НДС на импорт |
28 668 247 |
33 662 303 |
117,4 |
4 994 056 | |
105200 |
Акцизы |
1 824 132 |
2 250 270 |
123,4 |
426 138 |
в т. ч Акцизы на импорт |
1 824 132 |
2 248 270 |
123,3 |
424 138 | |
105300 |
Поступления за использование природных и других ресурсов |
287 162 |
333 910 |
116,3 |
46 748 |
105400 |
Сборы за ведение предпринимательской и профессиональной деятельности |
230 060 |
234 686 |
102,0 |
4 626 |
105501 |
Налог на игорный бизнес |
803 172 |
1 038 195 |
129,3 |
235 023 |
продолжение таблицы 9 | |||||
106100 |
Таможенные платежи |
10 995 801 |
11 180 543 |
101,7 |
184 742 |
107 |
Прочие налоги (код 107109) |
249 |
221 |
88,7 |
-28 |
108100 |
Государственная пошлина |
952 612 |
984 430 |
103,3 |
31 818 |
2 |
Неналоговые поступления |
748 448 |
1 120 644 |
149,7 |
372 196 |
3 |
Поступления от продажи основного капитала |
207 048 |
208 610 |
100,8 |
1 562 |
301101 |
Поступления от продажи имущества, закрепленного за гос учреждениями,финансируемыми из РБ |
207 048 |
208 610 |
100,8 |
1 562 |
Всего доходов МБ |
39103000 |
43165224 |
100.4 |
4 061 948 | |
101200 |
Индивидуальный подоходный налог |
8 233 774 |
9 514 497 |
115,6 |
1 280 723 |
103100 |
Социальный налог |
7 033 538 |
8 294 780 |
117,9 |
1 261 242 |
104100 |
Налог на имущество |
3 721911 |
4 208 596 |
113,1 |
486 685 |
104300 |
Земельный налог |
602 256 |
667 677 |
110,9 |
65 421 |
104400 |
Налог на транспортные средства |
1 242 649 |
1394 513 |
112,2 |
151 864 |
104500 |
Единый земельный налог |
61619 |
77 275 |
125,4 |
15 656 |
105200 |
Акцизы |
14 041225 |
14 283 956 |
101,7 |
242 731 |
105300 |
Поступления за использование природных и других ресурсов |
777 328 |
972 555 |
125,1 |
195 227 |
105315 |
Плата за пользование земельными участками |
114 759 |
134 216 |
117,0 |
19 457 |
105400 |
Сборы за ведение предпринимательской и профессиональной деятельности |
280 947 |
337 655 |
120,2 |
56 708 |
105502 |
Фиксированный налог |
42 835 |
65 863 |
153,8 |
23 028 |
107110 |
Прочие налоговые поступления в МБ |
35 |
107 |
306,1 |
72 |
108100 |
Государственная пошлина |
478 746 |
527 815 |
110,2 |
49 069 |
2 |
Неналоговые поступления |
935 099 |
1 004 155 |
107,4 |
69 056 |
3 |
Поступления от продажи основного капитала |
1651314 |
1 815 780 |
110,0 |
164 466 |
301102 |
Поступления от продажи имущества, закрепленного за гос. учреждениями, финансируемыми из МБ |
17 769 |
32 285 |
181,7 |
14516 |
301103 |
Поступления от продажи гражданам квартир |
802 659 |
825 986 |
102,9 |
23 327 |
303101 |
Поступления от продажи земельных участков |
829 002 |
953 417 |
115,0 |
124 415 |
03202 |
Плата за продажу права аренды земельных участков |
1 884 |
4 092 |
217,2 |
2 208 |
Источник: Отчет 1-Н Налогового департамента Алматинской области за 2009г.
Из данной таблицы
видно, что за 2009 год наблюдается
исполнение и переисполнение
плана по всем видам
Как видно из таблицы 9 по КПН идет переисполнение поступлений. Так фактически в бюджет поступило 7 929 353 тыс. тенге, что 18,2% больше, чем было запланировано (6 710 256 тыс. тенге). Перевыполнение плана связано с увеличением сумм выплат дивидендов юридических лиц - нерезидентов в результате роста налогооблагаемого дохода юридических лиц - нерезидентов, осуществляющих деятельность в Республики Казахстан через постоянное учреждение, а также получающих доходы из источников в Республике Казахстан [18].
Фактическая сумма поступлений по НДС составляет 49 513 296 тыс. тенге, а это на 15,7% больше прогнозируемой суммы (42 811 778 тыс.тенге). И это очень хорошие результаты в связи с кризисным состоянием, которое не могло не сказаться на поступлениях налогов.
По таможенным платежам тоже идет переисполнения плана на 1,7%. Фактическое поступление в бюджет по данному платежу составляет 11 180 543 тыс.тенге.
Если смотреть в целом по поступлениям в республиканский бюджет, то здесь перевыполнение плана на 14,1% и составило 74 794 158 тыс.тенге.
Что касается местного бюджета, то здесь перевыполнение бюджета на 4 061 948 тыс. тенге, что является положительным моментом, несмотря на сложности данного года, связанный с посткризисным периодом.
На основании данных таблицы 9 построим диаграмму 2.
Диаграмма 2. Выполнение плана поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет Алматинской области за 2009г.
Источник: данные налоговой отчетности 1-Н НД Алматинской области за 2009г
Теперь проанализируем поступления налогов и других платежей в бюджет Алматинской области за 2010г.
Таблица 10
Поступление налогов и других обязательных платежей в бюджет по Налоговому департаменту Алматинской области за 2010г., тыс.тенге
КБК |
НАИМЕНОВАНИЕ ПЛАТЕЖЕЙ |
Прогноз 2010 года |
Факт 01.01.2011г. |
% исполн. к прогнозу |
Отклонения (+;-) |
Всего доходов ГБ |
126447355 |
141949548 |
112,3 |
15502194 | |
Всего доходов РБ |
77617525 |
86407420 |
111,3 |
8789895 | |
101100 |
Подоходный налог |
12403922 |
13730020 |
110,7 |
1326098 |
105100 |
Налог на добавленную стоимость |
44994069 |
47708176 |
106,0 |
2714107 |
в т. ч НДС на импорт |
25468829 |
26932369 |
|||
105200 |
Акцизы |
1397805 |
1416189 |
102,6 |
72983 |
в т. ч Акцизы на импорт |
|||||
105300 |
Поступления за использование природных и других ресурсов |
248271 |
393708 |
156,8 |
145437 |
105400 |
Сборы за ведение предпринимательской и профессиональной деятельности |
243157 |
291680 |
120,0 |
48523 |
105501 |
Налог на игорный бизнес |
1890144 |
2720200 |
143,9 |
830056 |
106100 |
Таможенные платежи |
13226751 |
16064639 |
121,5 |
2837888 |
107 |
Прочие налоги (код 107109) |
200 |
231 |
115,7 |
31 |
108100 |
Государственная пошлина |
983913 |
1161951 |
118,1 |
178038 |
2 |
Неналоговые поступления |
822015 |
1459363 |
177,5 |
637348 |
3 |
Поступления от продажи основного капитала |
7225 |
6610 |
91,5 |
-615 |
301101 |
Поступления от продажи имущества, закрепленного за гос. учреждениями, финансируемыми из РБ |
7225 |
6609 |
91,5 |
-616 |
Всего доходов МБ |
48829830 |
55542129 |
113,7 |
6712299 | |
101200 |
Индивидуальный подоходный налог |
9805936 |
11506565 |
117,3 |
1700629 |
103100 |
Социальный налог |
7223297 |
8760310 |
121,3 |
1537013 |
104100 |
Налог на имущество |
5945675 |
6465424 |
108,7 |
519749 |
104300 |
Земельный налог |
605253 |
677451 |
111,9 |
72198 |
104400 |
Налог на транспортные средства |
2765820 |
3079739 |
111,3 |
313919 |
104500 |
Единый земельный налог |
67548 |
91497 |
135,5 |
23949 |
105200 |
Акцизы |
17936314 |
18871441 |
105,2 |
935127 |
105300 |
Поступления за использование природных и других ресурсов |
1048562 |
1358139 |
129,5 |
309577 |
105400 |
Сборы за ведение предпринимательской и профессиональной деятельности |
352609 |
397591 |
112,8 |
44982 |
105502 |
Фиксированный налог |
79614 |
89647 |
112,6 |
10033 |
107110 |
Прочие налоговые поступления в МБ |
46 |
49 |
105,8 |
3 |
108100 |
Государственная пошлина |
517889 |
570006 |
110,1 |
52112 |
продолжение таблицы 10 | |||||
2 |
Неналоговые поступления |
961504 |
1079813 |
112,3 |
118309 |
3 |
Поступления от продажи основного капитала |
1519763 |
2594461 |
170,7 |
1,074698 |
301102 |
Поступления от продажи иму-щества, закрепленного за гос. учреждениями, финансир. из МБ |
32760 |
45591 |
139,2 |
12831 |
301103 |
Поступления от продажи гражданам квартир |
351005 |
1167494 |
332,6 |
816489 |
303101 |
Поступления от продажи земельных участков |
1181353 |
1326347 |
117,2 |
194994 |
303202 |
Плата за продажу права аренды земельных участков |
4645 |
55028 |
1184,7 |
50383 |
Источник: Отчет 1-Н Налогового департамента Алматинской области за 2010г
По данным таблицы 10, мы наблюдаем выполнение прогнозных данных на 112,3%. При прогнозе 126447355 тыс.тенге фактическое поступление составило 141949548 тыс.тенге. По всем видам налогов, поступающих как в местный, так и в республиканский бюджеты планы поступлений были выполнены и перевыполнены, кроме поступления от продажи основного капитала и поступления от продажи имущества, закрепленного за государственными учреждениями, финансируемыми из РБ наблюдается не исполнение плана.
Наглядно изобразим выполнение плана поступлений налогов и других обязательных платежей за 2010 год с помощью диаграммы 3
Диаграмма 3. Выполнение плана поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет Алматинской области за 2010г.
Источник: данные налоговой отчетности 1-Н НД Алматинской области за 2010г
Теперь проанализируем поступления налогов и других платежей в бюджет Алматинской области за 2011г.
Таблица 11
Выполнение прогнозных данных по поступлению налогов и других обязательных платежей в бюджет по Алматинской области за 2011г., тыс.тенге
Наименование платежа |
Прогноз 2011 года |
Факт 01.01.2012г. |
% исполн. к прогнозу |
Отклонения (+;-) |
Всего доходов ГБ |
139037233 |
148928435 |
107,1 |
9891202 |
Всего доходов РБ |
77215332 |
79974508 |
103,6 |
2759176 |
Корпоративный подоходный налог |
11056561 |
11361361 |
102,8 |
304800 |
Налог на добавленную стоимость |
45745679 |
44620734 |
97,5 |
-1124945 |
в т. ч НДС на импорт |
26633317 |
25205502 |
94,6 |
-1427815 |
Акцизы |
3238645 |
3842846 |
118,7 |
604201 |
Поступления за использование природных и других ресурсов |
487018 |
520189 |
106,8 |
33171 |
Сборы за ведение предпринимательской и профессиональной деятельности |
4111391 |
425840 |
103,5 |
14449 |
Налог на игорный бизнес |
2958658 |
2988423 |
101,0 |
29738 |
Таможенные платежи |
10432311 |
12556080 |
120,4 |
2123769 |
Прочие налоги (код 107109) |
131 |
138 |
105,5 |
7 |
Государственная пошлина |
1462021 |
1488345 |
101,8 |
26324 |
Неналоговые поступления |
857737 |
1687228 |
196,7 |
829491 |
Поступления от продажи основного капитала |
3900 |
6355 |
164,5 |
2455 |
Поступления от продажи имущества, закрепленного за государственными. учреждениями.финансируемыми из РБ
|
3900 |
6083 |
156,0 |
2183 |
Всего доходов МБ
|
61821901 |
68953927 |
111,5 |
7132026 |
Индивидуальный подоходный налог |
11886564 |
14221095 |
119,6 |
2334531 |
Социальный налог |
9094064 |
10595614 |
116,5 |
1501550 |
Налог на имущество |
8068569 |
8205864 |
101,7 |
137295 |
Земельный налог |
608029 |
648118 |
106,6 |
40089 |
Налог на транспортные средства |
2780055 |
3020477 |
108,6 |
240422 |
Единый земельный налог |
78423 |
95310 |
121,5 |
16887 |
Акцизы |
24170243 |
25102398 |
103,9 |
932155 |
Поступления за использование природных и других ресурсов |
1363952 |
1614738 |
118,4 |
250786 |
Сборы за ведение предпринимательской и профессиональной деятельности |
476694 |
553485 |
116,1 |
76791 |
Фиксированный налог |
87107 |
93922 |
107,8 |
6815 |
Государственная пошлина |
521680 |
554984 |
106,4 |
33304 |
Неналоговые поступления |
1314401 |
1979117 |
150,6 |
664716 |
Поступления от продажи основного капитала |
1372120 |
2269597 |
165,4 |
897477 |
Поступления от продажи иму-щества, закрепленного за гос. учреждениями, финансир. из МБ |
46783 |
69767 |
149,1 |
22984 |
Поступления от продажи зем. участков |
1304794 |
1542701 |
118,2 |
237907 |
продолжение таблицы 11 | ||||
Плата за продажу права аренды земельных участков |
20543 |
22552 |
109,8 |
2009 |
Источник: Отчет 1-Н Налогового департамента Алматинской области за 2011г
Как видно из таблицы 11 фактические поступления по корпоративному подоходному налогу 2011 г. составили 11 361 361 тыс. тенге, при плане 11 056 561 тыс. тенге, что в процентах составило 102,8 %, отклонение составило 304 800 тыс. тенге.
В 2011 году фактические поступления по налогу на добавленную стоимость всего составили 44 620 734 тыс. тенге, прогнозируемые поступления НДС 45 745 679 тыс. тенге, в процентах 97,5%, отклонение составило 1 124 945тыс. тенге.
Фактические поступления за использование природных ресурсов составили 520 189 тыс. тенге, прогнозируемые поступления за использование природных ресурсов 487 018 тыс. тенге, в процентах 106,8%, отклонение составило 33 171 тыс. тенге.
Поступления таможенных платежей составили 12 556 080 тыс. тенге, прогнозируемые поступления таможенных платежей - 10 432 311 тыс. тенге, в процентах 120,4%, отклонение составило 2 123 769 тыс. тенге.
Поступления индивидуального подоходного налога составили 14 221 095 тыс. тенге, прогнозируемые поступления 11 886564тыс. тенге, в процентах 119,6 %, отклонение составило 2 334 531тыс. тенге.
По социальному налогу в 2011 году фактические поступления составили 10 595 614 тыс. тенге, прогнозируемые поступления 9 094 064 тыс. тенге, в процентах 116,5 %, отклонение составило 1 501 550 тыс. тенге.
Фактические поступления по налогу на имущество составили 8 205 864 тыс. тенге, прогнозируемые поступления - 8 068 569 тыс. тенге, в процентах 101,7 %, отклонение составило 137 295 тыс. тенге.
По земельному налогу фактические поступления 648 118 тыс. тенге, прогноз на 2011 год 608 029 тыс. тенге, в процентах 106,6%, отклонение составило 40 089 тыс. тенге.
Поступления налога на транспортные средства за 2011 год составили 3 020 477тыс. тенге, при плане 2 780 055тыс. тенге, отклонение от нормы составили 240 422 тыс. тенге, в процентах 108,6%.
Поступления по ЕЗН, составили в 2011 году 95 310 тыс. тенге, прогнозируемые поступления планировались 78 423тыс. тенге, отклонение 16 887, в процентах к прошлому году121,5 %.
Акцизы в местный бюджет всего составляли в 2011 году 2502 398 тыс. тенге, план 24 170 243тыс. тенге, отклонение –932 155тыс. тенге, в процентах 103,9%.
По данным таблицы, наблюдается выполнение прогнозных данных на 107,1%. При прогнозе 139 037 233 тыс.тенге фактическое поступление составило 148 928 435 тыс.тенге. По всем видам налогов, поступающих как в местный, так и в республиканский бюджеты планы поступлений были выполнены и перевыполнены, кроме поступления по налогу на добавленную стоимость. Итого в республиканский бюджет сумма налогов и других обязательных платежей поступила в сумме 79 974 508 тыс. тенге, планировалось 77 215 332тыс. тенге, в процентах 103,6%, отклонение составило 2 759 176тыс. тенге. В местный бюджет сумма налогов и других обязательных платежей поступила 68 953 927 тыс. тенге, планировалось 61 821 901 тыс. тенге, в процентах 111,5 %, отклонение составило 7 132 026тыс. тенге.