Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:47, дипломная работа
Актуальность темы дипломной работы обуславливается тем, что экономические преобразования в Казахстане и реформирование отношений собственности существенно повлияли на реализацию государством своих экономических функций и закономерно обусловили реформирование системы налогов. На пути к рыночной экономике налоги становятся наиболее действенным инструментом регулирования новых экономических отношений. В частности, они призваны ограничивать стихийность рыночных процессов, воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
1 ПОНЯТИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В КАЗАХСТАНЕ……………………………………………………………………...5
1.1 Понятие и сущность налогообложения и налоговой системы………………5
1.2 Основные этапы становления налоговой системы Республики
Казахстан……………………………………………………………………………10
2 НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ………………………………..18
2.1 Экономическое содержание и значение налога на имущество …………….18
2.2 Анализ деятельности Налогового Департамента Алматинской области по поступлению налога на имущество за 2008-2011 гг……………………………..33
3 ПРОБЛЕМЫ МЕХАНИЗМА ВЗИМАНИЯ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО И ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ………………………………………….48
3.1 Проблемы механизма взимания местных налогов..…………………………48 3.2 Основные направления совершенствования механизма взимания местных налогов, а также имущественного налога в РК …….………………………… 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.………………………………76
Тем не менее, налоговая конкуренция способна оказать искажающее воздействие как на уровень общественных расходов в целом (за счет снижения уровня налогообложения), так и на их структуру (увеличив долю инвестиционных расходов за счет сокращения расходов на социальную сферу). Налоговая децентрализация в целом не является нейтральной и с точки зрения устранения горизонтальных дисбалансов в бюджетной системе, а также реализации перераспределительной экономической политики. Все эти ограничения сужают перечень приемлемых собственных доходных источников особенно для местных бюджетов, но сами по себе не создают объективную потребность в значительном ограничении полномочий соответствующих уровней управления [22].
Таким образом, с теоретической
точки зрения децентрализация налоговых
полномочий создает предпосылки
для укрепления фискальных стимулов
органов местного самоуправления, а
налоговая конкуренция
Тем не менее, ограничением
в использовании данного
Роль этого ограничения
применительно к бюджетной
На уровне фискального
выбора развитию местного
Возможности местного налогообложения принципиально ограничиваются структурой налоговой системы и доходов территориальных бюджетов.
Во-первых, роль местных
налогов в современной
Во-вторых, проблема формального и исчерпывающего разграничения полномочий в налоговой сфере не получила должного внимания. Так, законодательно не разграничена компетенция республиканского центра, областей и органов местного самоуправления в отношении определения элементов налогообложения по местным налогам и не урегулированы принципы участия местных органов в непосредственном сборе налогов. При установлении местных налогов, а также ряда общегосударственных налогов, поступления от которых передаются в территориальные бюджеты, не всегда соблюдается территориальный принцип налогообложения (само понятие также не закреплено в действующем налоговом законодательстве). До настоящего времени решение указанных проблем государственными органами власти шло скорее по пути вытеснения регионов из соответствующих сфер регулирования, чем устранения этих системных недостатков.
В-третьих, существующая налоговая система Казахстана не ориентирована на обеспечение потребностей территориальных бюджетов. Из теории государственных финансов известно, что местные налоги должны удовлетворять критериям соответствия уровню формирования объекта налогообложения, стабильности налоговой базы, а их налоговая база должна быть относительно равномерно размещенной и немобильной. Удовлетворение этих требований предполагает не только совершенствования основ налогового законодательства, но и более «сфокусированный» характер отдельных налогов. В частности, эффективному разграничению полномочий в сфере налогообложения не способствует ситуация, когда поступления большей часть налогов определяются факторами рентного характера; кроме того, это способствует углублению межтерриториальной дифференциации и ослаблению фискальных стимулов.
Как результат, в существующих условиях дополнительные налоговые полномочия местным органам, будучи делегированными, часто не могут быть эффективно реализованы или сопряжены с ухудшением ситуации в других сферах межбюджетных отношений. Именно этот фактор «стоит» за регрессом в области местного налогообложения и консервацией существующей системы разделения налогов [24].
Далее рассмотрим по отдельности проблемы, которые существуют при установлении, исчислении и взимании местных налогов: индивидуального подоходного налога, акцизов, социального налога, налога на имущество, земельного налога, налога на транспортные средства, единого земельного налога и фиксированного налога.
1) Рассмотрим проблемы,
которые существуют при установ
Значимость индивидуальный
подоходного налога в
Несмотря на все преимущества, как для граждан, так и для государства индивидуальный подоходный налог обладает рядом недостатков, связанных с особенностями объекта обложения и механизма взимания, что дает большую возможность для уклонения от его уплаты.
Так, в числе
проблем индивидуального
- при налогообложении
доходов физических лиц,
- возможность неуплаты или недоплаты индивидуального подоходного налога, удерживаемого у источника выплаты дохода, связана с распространяющейся практикой расчетов по оплате труда в натуральном выражении, то есть продукцией предприятия или продукцией полученной по бартеру. В подобных случаях трудности возникают с реальной оценкой натуральной оплаты, которая может быть занижена для целей налогообложения;
- широко распространена
практика завышения расходов
на оплату труда путем выписки
нарядов на подставных лиц, при
- сокрытие дохода за
счет завышения вычетов (
- проблемой при уплате
ИПН также является не
- неуплата или неполная уплату сумм ИПН в результате занижения налогооблагаемой базы или иного неправильного исчисления;
- нарушение сроков
исполнения поручения о
2) Рассмотрим проблемы,
которые существуют при
Акцизы - налоги на товары,
включаемые в цену и оплачиваемые
покупателем. Акцизы уплачивают производители
товаров, имеющих в силу своих
специфических свойств
Акцизами облагаются товары, произведенные на территории Республики Казахстан и импортируемые на территорию Республики Казахстан. В налоговых поступлениях бюджета акцизы занимают немногим более 7%.
В числе проблем исчисления и взимания подакцизных товаров можно выделить:
- фактическое сокрытие от налогообложения операций купли-продажи от учета;
- незаконный оборот
и производство подакцизных
- не легальный импорт
подакцизных товаров через
- особенно широко
- на практике часто
имеют место споры,
• ненадлежащее оформление документов;
• отсутствие доказательств оплаты товаров, услуг в виде чека;
• отсутствие в представленных документах разборчивой подписи ответственных лиц либо расшифровок их личных подписей.
3) Рассмотрим проблемы связанные с исчислением и взиманием социального налога в Республике Казахстан.
В числе проблем социального налога можно выделить:
- неполная и несвоевременная уплата социального налога в бюджет;
- завышения расходов
на оплату труда путем выписки
нарядов на подставных лиц,
привлечения работников к “
- сокрытие дохода за
счет завышения вычетов (
- нарушения законодательства
Республики Казахстан о
- неисполнение либо ненадлежащее исполнение, либо несвоевременное перечисление по удержанию и (или) перечислению обязательных социальных отчислений (ОСО) в Государственный Фонд Социального страхования (ГФСС).
- незаконное использование
предоставляемых налоговых
Таким образом, работодатели часто пользуются предоставляемыми льготами, для того чтобы снизить или вообще уклониться от уплаты социального налога. Ведь льготы предоставляются предприятиям, на которых число работающих инвалидов составляет не менее 50%. В этом случае предприниматели составляют фиктивные документы о приеме на работу инвалидов, фактически не работающих на предприятии [26].
4) Рассмотрим проблемы при установлении исчислении и взимании земельного налога.
Земельный налог традиционно относится к местным налогам и взимается по факту владения или пользования земельным участком. Налог является одним из постоянных и стабильных источников финансовых ресурсов. Его платят как физические, так и юридические лица, и, как и все налоги на собственность, взимание налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности. Поступления от взимания земельного налога полностью поступают в местные бюджеты Республики Казахстан. Но, несмотря на преимущества земельного налога в процессе его исчисления и взимания существуют проблемы.