Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:47, дипломная работа
Актуальность темы дипломной работы обуславливается тем, что экономические преобразования в Казахстане и реформирование отношений собственности существенно повлияли на реализацию государством своих экономических функций и закономерно обусловили реформирование системы налогов. На пути к рыночной экономике налоги становятся наиболее действенным инструментом регулирования новых экономических отношений. В частности, они призваны ограничивать стихийность рыночных процессов, воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
1 ПОНЯТИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В КАЗАХСТАНЕ……………………………………………………………………...5
1.1 Понятие и сущность налогообложения и налоговой системы………………5
1.2 Основные этапы становления налоговой системы Республики
Казахстан……………………………………………………………………………10
2 НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ………………………………..18
2.1 Экономическое содержание и значение налога на имущество …………….18
2.2 Анализ деятельности Налогового Департамента Алматинской области по поступлению налога на имущество за 2008-2011 гг……………………………..33
3 ПРОБЛЕМЫ МЕХАНИЗМА ВЗИМАНИЯ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО И ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ………………………………………….48
3.1 Проблемы механизма взимания местных налогов..…………………………48 3.2 Основные направления совершенствования механизма взимания местных налогов, а также имущественного налога в РК …….………………………… 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.………………………………76
Далее на основании полученные итоговых сумм налогов и других обязательных платежей в республиканский местный и государственный бюджет составим сравнительную диаграмму 4, где будет наглядно представлена разница между прогнозируемыми и фактическими поступлениями в бюджеты Республики Казахстан за 2011 год.
Диаграмма 4. Выполнение прогнозных данных по поступлению налогов и других обязательных платежей в бюджет Алматинской области за 2011г.
Источник: Диаграмма составлена автором работы самостоятельно на основании отчета 1-Н Налогового Департамента по Алматинской области на 01.01.2012г.
Проанализируем динамику налогов и других обязательных платежей в бюджет за исследуемый период с 2008 по 2011гг., данные по которым представим в виде следующей таблицы 12.
Таблица 12
Динамика поступлений налогов в бюджет по Налоговому департаменту Алматинской области в разрезе бюджетов, тыс.тенге
Показатели |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Всего налоговых поступлений, в т.ч.: |
124366990,5 |
117959382 |
141949549 |
148928435 |
- в республиканский бюджет |
84018993,3 |
74794158 |
86407420 |
79974508 |
- в местный бюджет |
40347997,2 |
43165224 |
55542129 |
68953927 |
Источник: Отчет 1-Н Налогового департамента Алматинской области за 2008- 2011гг.
На основе данных таблицы
12 можно сделать следующие
На основе данных таблицы 12 наглядно изобразим динамику налоговых поступлений за период с 2008 по 2011гг (диаграмма 5).
Диаграмма 5. Суммы поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет Алматинской области за 2008-2011г.,тыс.тенге
Источник: Диаграмма составлена автором работы самостоятельно на основании отчета 1-Н Налогового Департамента по Алматинской области на 2008-2011.
Далее проанализируем поступления налога на имущество в местный бюджет Алматинской области за 2008-2011гг.
Таблица 13
Поступление налога на имущество в местный бюджет Алматинской области за 2008г, тыс.тенге
Показатель |
План |
Факт |
% |
Налог на имущество |
3110903,0 |
3269026,0 |
105,1 |
Источник: данные налоговой отчетности 1-Н НД Алматинской области за 2008г
Согласно данным таблицы 13, прогноз поступления налога на имущество в местный бюджет Алматинской области составил 3110903,0тыс.тенге, фактическое поступление 3269026,0 тыс.тенге, процент выполнения плана составляет 105,1%, отклонение в сторону увеличения на сумму 158123 тыс.тенге.
На основе данных таблицы 13 построим диаграмму 6.
Диаграмма 6. Поступление налога на имущество в местный бюджет Алматинской области за 2008г.,тыс.тенге
Источник: данные налоговой отчетности 1-Н НД Алматинской области за 2008г
Далее рассмотрим поступление налога на имущество в местный бюджет за 2009 год на основе приведенной таблицы 14.
Таблица 14 Поступление налога на имущество в местный бюджет Алматинской области за 2009г, тыс.тенге
Показатель |
План |
Факт |
% |
Налог на имущество |
3721911,0 |
4208596,0 |
113,1 |
Источник: данные налоговой отчетности 1-Н НД Алматинской области за 2009г
Согласно данным таблицы 14, прогноз поступления социального налога за 2009год составил 3 721911тыс.тенге, фактическое поступление – 4 208 596 тыс.тенге, процент выполнения плана составляет 113,1%, отклонение в сторону увеличения на сумму 486685,0 тыс.тенге.
На основе данных таблицы 14 построим диаграмму 7.
Диаграмма 7. Поступление налога на имущество в местный бюджет Алматинской области за 2009г.,тыс.тенге
Источник: данные налоговой отчетности 1-Н НД Алматинской области за 2009г
Рассмотрим поступление данного налога в местный бюджет за 2010год.
Таблица 15
Поступление налога на имущество в местный бюджет Алматинской области за 2010г, тыс.тенге
Показатель |
План |
Факт |
% |
Налог на имущество |
5945675,0 |
6465424,0 |
108,7 |
Источник: данные налоговой отчетности 1-Н НД Алматинской области за 2010г
Согласно данным таблицы 15, прогноз поступления налога на имущество составил 5 945 675,0 тыс.тенге, фактическое поступление 6 465 424,0 тыс.тенге, процент выполнения плана составляет 108,7%, отклонение в сторону увеличения на сумму 519749,0 тыс.тенге.
На основе данных таблицы 15 построим диаграмму 8.
Диаграмма 8. Поступление налога на имущество в местный бюджет Алматинской области за 2010г., тыс.тенге
Источник: данные налоговой отчетности 1-Н НД Алматинской области за 2010г
Далее рассмотрим выполнение прогнозного данного по поступлению налога на имущество в местный бюджет Налогового департамента по Алматинской области за 2011год.
Таблица 16
Поступление налога на имущество в местный бюджет Алматинской области за 2011г, тыс.тенге
Показатель |
План |
Факт |
% |
Налог на имущество |
8068569,0 |
8205864,0 |
101,7 |
Источник: данные налоговой отчетности 1-Н НД Алматинской области за 2011г
Согласно данным таблицы 16, прогноз поступления налога на имущество составил 8068569,0 тыс.тенге, фактическое поступление 8205864,0 тыс.тенге, процент выполнения плана составляет 101,7%, отклонение в сторону увеличения на сумму 137295,0 тыс.тенге.
На основе данных таблицы 16 построим диаграмму 9.
Диаграмма 9. Поступление налога на имущество в местный бюджет Алматинской области за 2011г,тыс.тенге
Источник: данные налоговой отчетности 1-Н НД Алматинской области за 2011г
Далее рассмотрим динамику поступления данного налога на имущество по НД Алматинской области за 2008-2011гг.
Таблица 17
Динамика поступления налога на имущество по НД Алматинской области за 2008-2011гг., тыс.тенге
Показатель |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Налог на имущество |
3269026,0 |
4208596,0 |
6465424,0 |
8205864,0 |
Источник: данные налоговой отчетности 1-Н НД Алматинской области за 2008 -2010г.г.
Данные таблицы 17 показывают положительную динамику поступления налога на имущество в местный бюджет Алматинской области за период с 2008 по 2011 гг. Например, в 2010 году сумма налоговых поступлений по налогу на имущество составила 6 465 424,0 тыс.тенге, что по сравнению с 2008г. увеличилась на сумму 3196398 тыс.тенге или темп роста составил 197,8 %, по сравнению с 2009г увеличилась на сумму 2256828,0 тыс.тенге или темп роста составил 153,6%. В 2011 г. фактические поступления по налогу на имущество составили 8 205 864 тыс. тенге, прогнозируемые поступления - 8 068 569 тыс. тенге, в процентах 101,7 %, отклонение составило 137 295 тыс. тенге. По сравнению с 2010г. увеличение на сумму 1740440 тыс.тенге, темп роста составил 127%.
На основе данных таблицы 15 построим диаграмму 10.
Диаграмма 10. Динамика поступления налога на имущество в местный бюджет Алматинской области за 2008-2011г.
Источник: данные налоговой отчетности 1-Н НД Алматинской области за 2008-2011г
Подводя итог проведенному анализу можно сделать следующие выводы: динамика поступления налога на имущество в местный бюджет Алматинской области за анализируемый период является положительной. Это свидетельствует о стабильной экономической обстановке, улучшения налогового администрирования и о результативной работе Налогового Департамента Алматинской области и Налоговых Управлений районов по изысканию дополнительных резервов для покрытия потерь налогов, возникших в результате изменения налогового законодательства.
3 ПРОБЛЕМЫ
МЕХАНИЗМА ВЗИМАНИЯ НАЛОГА НА
ИМУЩЕСТВО И ПУТИ ЕГО
3.1 Проблемы
механизма взимания местных
Уплата законно установленных налогов является долгом и обязанностью всех членов общества. Однако часть налогоплательщиков старается хоть каким-то образом избежать налогообложения.
Проблема состоит в том, что не всеми налогоплательщиками понимается вся сущность налогов и зачем государству нужен сам институт налогов. Ведь своевременно и полно уплаченные налоги – это своевременно выданные пенсии и пособия для пенсионеров и малообеспеченных слоев населения. Когда они сами станут пенсионерами, и не будут получать вовремя пенсию и пособия, то поймут значимость налогов. Из этого следует что, проблем с каждым днем становиться все больше и больше, и все они требуют законодательного регулирования не только на местном, но и в первую очередь на республиканском уровне. И только проанализировав их нужно внести в законодательство необходимые изменения так, чтобы они приносили пользу не только государству, но и каждому его гражданину.
Иными словами можно
сказать, что намеренное сокрытие или
уменьшение налогоплательщиком объекта
обложения (прибыли, дохода, имущества)
с целью полной или частичной
неуплаты налоговых платежей наносят
серьезный ущерб государственны
Перейдем к рассмотрению непосредственно причин возникновения проблем препятствующих развитию местного налогообложения в Республике Казахстан.
Развитие местного налогообложения является одним из наиболее противоречивых аспектов становления децентрализованной бюджетной системы в Республике Казахстан. Как и в других странах, в Казахстане существует значительный разрыв между степенью делегирования полномочий по осуществлению расходов нижестоящим органам управления и степенью их налоговой самостоятельности. Поэтому необходимость развития местного налогообложения постоянно признается на государственном уровне. С другой стороны, ситуация в сфере местного налогообложения в последние годы является ярким примером не только стагнации, но и в значительной степени, регресса в развитии межбюджетных отношений государственного центра, регионов и местного самоуправления. Весьма показательны решения по вопросам налогообложения, исключившие участие нижестоящих органов управления в администрировании государственных налогов и значительно ограничившими их права в отношении общегосударственных и местных налогов. Эти решения дополняются правовыми позициями судопроизводства РК по вопросам налогообложения, косвенно опирающимися на утверждение о связи между широкими полномочиями местных органов власти по администрированию собственных налогов и сборов и возможностями произвольного установления последних. Последний тезис граничит с отрицанием необходимости налоговой децентрализации [21, 28с.].
Поиск путей развития местного налогообложения должен быть основан на анализе и сопоставлении этих двух противоречивых тенденций.
Теория межправительственных отношений признает ключевую роль децентрализации налоговых полномочий в формировании децентрализованных бюджетных систем.
При отсутствии налоговой
автономии связь между
В то же время налоговая
автономия в принципе может привести
к повышению эффективности