Налоговая система и налогообложение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:47, дипломная работа

Описание

Актуальность темы дипломной работы обуславливается тем, что экономические преобразования в Казахстане и реформирование отношений собственности существенно повлияли на реализацию государством своих экономических функций и закономерно обусловили реформирование системы налогов. На пути к рыночной экономике налоги становятся наиболее действенным инструментом регулирования новых экономических отношений. В частности, они призваны ограничивать стихийность рыночных процессов, воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
1 ПОНЯТИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В КАЗАХСТАНЕ……………………………………………………………………...5
1.1 Понятие и сущность налогообложения и налоговой системы………………5
1.2 Основные этапы становления налоговой системы Республики
Казахстан……………………………………………………………………………10
2 НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ………………………………..18
2.1 Экономическое содержание и значение налога на имущество …………….18
2.2 Анализ деятельности Налогового Департамента Алматинской области по поступлению налога на имущество за 2008-2011 гг……………………………..33
3 ПРОБЛЕМЫ МЕХАНИЗМА ВЗИМАНИЯ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО И ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ………………………………………….48
3.1 Проблемы механизма взимания местных налогов..…………………………48 3.2 Основные направления совершенствования механизма взимания местных налогов, а также имущественного налога в РК …….………………………… 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.………………………………76

Работа состоит из  1 файл

умирбеков нов.doc

— 760.50 Кб (Скачать документ)

Так как земельный налог исчисляется кадастровым  (от лат. cadastrе – таблица, справочник) способом то можно  выявить существенные проблемы его исчисления и взимания, как для налоговых органов, так и для налогоплательщиков и местных бюджетов. Обзор законодательства, позволяет обратить внимание на отдельные сложности, связанные с администрированием земельного налога.

Основными проблемами уклонения  от уплаты земельного налога являются:

- несовершенство земельного  законодательства, в особенности  проблема состоит в том что в Налоговом кодексе установлено то что местные представительные органы имеют право увеличивать или уменьшать ставки земельного налога. Это зачастую позволяет им принимать властные решения.

- наиболее распространенным  недостатком является определение налоговой базы, без которой невозможно уплатить налог. Многие местные органы власти регионов республики так и не смогли предоставить в налоговые органы в полном объеме информацию об объектах налогообложения и правообладателях земельных участков.

- немаловажной проблемой  является проблема - налогообложения  земельных участков, занятых под  объектами недвижимости, особенно  под многоквартирными домами. Ситуация  усугубляется и тем,  что если  объекты недвижимости расположены  на земельных участках, в отношении которых не проводился кадастровый учет. Соответственно, у налогоплательщиков отсутствуют правоустанавливающие документы на землю. Естественно, возникает вопрос о правомерности уплаты земельного налога.

- множество проблемных  вопросов и жалоб налогоплательщиков связано с необоснованным, по их мнению, начислением земельного налога. Это объясняется не знанием налогоплательщиками законодательства об установлении и взимании земельного налога.

- одной из наиболее  часто встречающихся проблем,  является проблема получения налогоплательщиками (организациями и индивидуальными предпринимателями) информации о кадастровой стоимости принадлежащих им земельных участков для целей самостоятельного исчисления земельного налога.

- в числе проблем  можно выделить тот факт что земельный налог действующий в РК, определяется в зависимости от качества почв с учетом местоположения и климатических условий по баллам бонитета, не отражает реальную цену земли как фактора производства. В настоящее время на стоимость земли влияют не столько агроклиматические условия, сколько экономические: структура производства, умение руководителя работать в сложных  условиях конкуренции, техническая оснащенность, близость рынков сбыта и переработки и многие другие факторы, которые для каждого сельхозпредприятия являются индивидуальными [27].

5) Рассмотрим основные  проблемы исчисления и взимания  другого налога на собственность  – налога на имущество.

Налог на недвижимость является эффективным местным налогом, поскольку  характер недвижимости позволяет местным правительствам без особого труда выявлять налогоплательщиков и собирать налоги. Но он не столь привлекателен для центрального правительства, поскольку доходы от него гораздо меньше, чем от подоходного налога, налогов на продажи и налогов на корпорации.

Значением налога на имущество, несмотря на небольшой объем дохода, является то, что налог на недвижимость в системе местного налогообложения  представляется намного более значимым в политическом плане, чем можно  было бы заключить, судя по абсолютному  объему приносимых им доходов. Зачастую надежным основанием для введения налога может служить то обстоятельство, что он является основой, на которой строится автономия местного правительства, и средством финансирования некоторых «однофункциональных» органов власти. Однако и этот налог не лишен возможности ухода от уплаты. Осуществляется это не прямым сокрытием объекта налогообложения, а уловками в юридическом оформлении либо самого имущества, либо статуса налогоплательщика, когда владельцами становятся физические лица. Чтобы уменьшить налогооблагаемую базу, необходимо иметь навыки и опыт, так как видимое уменьшение налогооблагаемой базы налога на имущество приводит к увеличению корпоративного подоходного налога.

В числе проблем уклонений  от уплаты налог на имущество:

- несовпадение источника  уплаты и объекта налогообложения. 

- некоторые преимущества  налога таят в себе скрытые  недостатки. Прозрачность налога  выявляет любые несоответствия, которые могут оказаться преувеличены  в общественном сознании. Данные  несоответствия будут касаться как проводимых оценок, (что является неизбежным в списке оценки объектов недвижимости для целей налогообложения, который может включать тысячи или сотни тысяч объектов собственности), так и платежеспособности. Другие налоги, как, например, подоходный налог, на практике намного менее последовательны, но население лишь знает, как налог должен работать и как он фактически применяется на практике. Фактические результаты скрываются за конфиденциальностью.

В случае налога на недвижимость общественность видит функционирование налоговой системы со всеми ее недостатками. Точно также сложность предотвращения или избежания налога на недвижимость может сделать его непопулярным. Это особенно касается обществ, где богатое и влиятельное население привыкло манипулировать налоговой системой в свою пользу. Такие люди особенно хорошо умеют излагать свои мысли и обладают политическим влиянием, так что они могут вполне эффективно оспаривать или подрывать беспристрастное функционирование налога на политическом уровне.

- существует еще один  более трудно уловимый и не  столь хорошо понимаемый недостаток. При некоторых обстоятельствах  налог на недвижимость может  создавать «представительство без  налогообложения» для большой  части населения. В рамках универсального избирательного права не каждый избиратель будет плательщиком налога на недвижимость. Если число лиц, не являющихся плательщиками данного налога, превысит число налогоплательщиков, то в таком случае будет нарушена взаимосвязь между демократией и налогообложением на местном уровне. Неблагоприятные последствия возрастут, если поступления от налога на недвижимость являются единственным источником местного дохода, который контролирует местная администрация. В таком случае для скромного повышения общего объема налоговых доходов потребуется, возможно, значительно повысить индивидуальный налог на недвижимость, поскольку число налогоплательщиков невелико.

- существует также  проблема включения положительной  динамики в налог на недвижимость. Под положительной динамикой понимается изменение объема налоговых поступлений, а в плане содержания налога речь идет о функции двух механизмов. К первому из них относится проведение переоценки имущества через равные промежутки времени; в случаях роста рыночной стоимости такая переоценка приведет к расширению налоговой базы. Во втором случае речь идет о повышении ставки налога для создания необходимого дохода. И тот, и другой случай в значительной степени связаны с политикой. В теории либо один, либо другой может обеспечивать положительную динамику. Технически возможно повысить ставку налогов на основе устаревшего списка оценки объектов недвижимости для целей налогообложения. Но опыт показывает, что общественность не понимает и не принимает устаревший список оценки объектов недвижимости для целей налогообложения. Переоценки всегда встречаются в штыки, и чем устаревшим будет оценочный список, тем сильнее будет сопротивление.

Самым важным фактором, которым  объясняется сокращение объемов  дохода от налогов на недвижимость, является неспособность регулярного проведения переоценок [28].

6) Рассмотрим проблемы  уклонения от уплаты налога  на транспортные средства.

На сегодняшний день в Республике Казахстан и во всем мире, каждый второй житель имеет в  своей собственности автотранспортное средство. Автомобиль уже перестал рассматриваться, как непозволительная роскошь. Сегодня ситуация в корне поменялась автомобили могут иметь все автотранспортные средства используются в  повседневной трудовой деятельности либо в личных целях граждан. Вместе с этим все большее количество авто владельцев – налогоплательщиков сталкивается с проблемами налогообложения, которые у них возникают при покупке, эксплуатации, прохождении ежегодного технического осмотра, в процессе использования автомобиля в хозяйственной деятельности.

  1. Первой проблемой является пересмотра и совершенствования законодательства о налогообложении транспортных средств. Особенно критическим стал этот вопрос для таких крупных городов республики, как Астана и Алматы, в связи с гигантским ростом здесь количества транспортных средств. Безусловно, с точки зрения государства, это справедливо, когда налоговая база растет такими темпами, а казна пополняется существенным объемом денежных средств. Несмотря на тенденцию устойчивого роста поступлений, удельный вес налога на транспортные средства в общем объеме поступлений налогов, сборов и платежей в местный бюджет, например, по городу Алматы незначителен и составляет всего около 2 %.

В этой связи налоговые  органы Налоговой службы должны предпринимать  все меры для усиления администрирования и увеличения собираемости налога [29, 15с.].

  1. Второй проблемой является отсутствие достоверной информации у органов ГАИ о зарегистрированных транспортных средствах, их владельцах, показателях, необходимых для исчисления налога.
  2. Третьей проблемой налоговиков стало определение самого объекта налогообложения, то есть мощности автомобиля. В  70% случаев в техпаспортах автомобилей не указывается мощность двигателя в куб. см. Поэтому определить ставку и размер транспортного налога для большинства машин, зарегистрированных более двух лет назад, попросту не представлялось возможным.
  3. Четвертая проблема – в  крупных мегаполисах, прежде всего Астане и Алматы, существует проблема с рассылкой уведомлений физическим лицам – плательщикам налога на транспортные средства. Это связано с тем, что зачастую налоговые органы не обладают достоверной информацией о владельцах транспортных средств, которые предоставляются из базы данных Госавтоинспекции (ГАИ). В частности, указанный адрес владельца транспортного средства не всегда совпадает с адресом его реального проживания. Напомним, что в Налоговом кодексе указывается определенный срок оплаты налога. Если налогоплательщик, получив уведомление, расписался в его получении, но вовремя не заплатил, то начинают начисляться пени. Если же по каким-то причинам налогоплательщик вообще не хочет платить налог на транспортные средства, то деньги с него все равно взыщут, но уже через суд.
  4. Пятой проблемой налога на транспортные средства является также то, что для всех автомобилей независимо от марки, страны изготовления и года выпуска налоговая база по транспортному налогу определяется в виде мощности двигателя кубических сантиментах. Это дает понять, то, почему берется именно этот показатель, ведь кубические сантиметры напрямую  связаны и с габаритами, и с массой, и с токсичностью автомобиля, и с его ценой,  т.е. они определяют его экологичность, вред, наносимый дорожному покрытию и т.д.
  5. Шестой проблемой является существующая тарифная сетка по налогу на транспортные средства - она неадекватна. Градация автомобилей по мощности с разницей в 500 куб. см устарела и нуждается в доработке. По действующей градации Налогового кодекса РК 1105 куб.см. сразу переводит автомобиль в категорию "свыше 1100 до 1500 куб см.". То есть авто владельцу в Республике Казахстан  придется платить уже не 1413 МРП (месячный расчетный показатель на 2010 г. с каждым годом повышается), а 2826 тенге, т.е. 2 МРП. При этом владелец машины с мощностью двигателя в 1500 куб. см. заплатит по той же ставке. А владелец автомобиля с мощностью двигателя 1510 куб. см. уже заплатит 4239 тенге, т.е. 3 МРП. Таким образом, разница в мощности двигателя на 1 куб см. приводит к повышению суммы уплачиваемого налога на 1413.
  6. Седьмой проблемой налога является то, что если автотранспортное средство не эксплуатируется, или находиться в неисправном  состоянии весь год, то с него владелец транспортного средства обязан уплатить налог на НТС за год. И многие налогоплательщики думают, так что если они не пользуются авто транспортным средством, то значит и не нужно уплачивать за него налог.
  7. Восьмой проблемой налога является большой размер взимания налога на легковые автотранспортные средства с объемом двигателя свыше 4000 куб. см. и это далеко не весь перечень проблем налога на транспортные средства [30, 9с.].

7) Рассмотрим существующие  проблемы исчисления и взимания  единого земельного налога.

Специальный налоговый  режим для крестьянских или фермерских хозяйств предусматривает особый порядок  расчетов с бюджетом на основе уплаты единого земельного налога и распространяется на деятельность крестьянских или фермерских хозяйств по производству сельскохозяйственной продукции, переработке сельскохозяйственной продукции собственного производства и ее реализации, за исключением деятельности по производству, переработке и реализации подакцизной продукции.

Право применения специального налогового режима предоставляется  крестьянским или фермерским хозяйствам при наличии земельных участков на праве частной собственности  и (или) на праве землепользования (включая право вторичного землепользования).

В числе проблем налога можно выделить:

- неправомерное осуществление  деятельности при применении  специального налогового режима  с нарушением условий, предусмотренных  законодательством РК для различных видов налоговых режимов;

-  распространенным способом уклонения от налогообложения дохода является занижение и сокрытие выручки от предпринимательской деятельности. Это нарушение трудно выявляется, так как для установления истинной выручки необходим анализ фактов большого числа бартерных и иных хозяйственно-финансовых операций, возможно корреспондирующих с движением товаров, услуг проверяемого плательщика и без полной компьютеризации всех плательщиков и их операций выявление нарушения требует много времени.

- уклонение от налогообложения  может быть связано с неудовлетворительной  постановкой бухгалтерского учета  или его отсутствием в крестьянских  или фермерских хозяйствах. В  таких случаях для восстановления  результатов хозяйственной деятельности  применяется косвенный или аналоговый метод: по израсходованной электроэнергии, других ресурсов по показаниям измерительных приборов, по реальным издержкам, оборотам, стоимости активов, показателям аналогичных видов деятельности и т.д.

8) Рассмотрим проблемы  установления исчисления и взимания фиксированного налога.

Пока основной проблемой  фиксированного налога является то, что  налогоплательщики уклоняются от его  уплаты. Так как это совершенно новый вид налога, введенный в  действие в РК с 1 января 2009 года то пока еще рано судить о том, что будут какие-то проблемы в связи с взиманием и уклонением от уплаты данного налога. Об этом конкретно можно будет сказать лишь через пару лет [31, 168с.].

Информация о работе Налоговая система и налогообложение