Прямые иностранные инвестиции как факторы финансовой безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 10:41, курсовая работа

Описание

Исследование проблем финансово-экономической безопасности государства, по праву, заняло в настоящее время ведущее место в работе научно-исследовательских и аналитических центров. Этой теме посвящается значительное число авторских статей, монографий, коллективных исследований. В сущности, современное экономическое положение государств таково, что, какое бы исследование в той или иной сфере ни предпринимали экономисты, они не могут не затронуть проблем безопасности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАРУБЕЖНОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ И ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
1.1 Методологические аспекты инвестиций…………………………………5
1.2 Формы инвестирования……………………………………………………11
1.3 Теория и стратегия безопасности……………………………………..….26
1.4 Проблемы, угрозы и методы совершенствования финансовой безопасности государства………………………………………………...…..27
ГЛАВА 2. ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЗАРУБЕЖНОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ УКРАИНЫ
2.1 Динамика показателей экономической безопасности Украины………32
2.2 Исследование показателей зарубежного инвестирования в Украине…36
ГЛАВА 3. ВЛИЯНИЕ ИНОСТРАННОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ НА ФИНАНСОВУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА
3.1 Основные экономические сферы влияния иностранных инвестиций….41
3.2 Прямые иностранные инвестиции как фактор финансовой безопасности государства………………………………………………………………………45
3.3 Прямые иностранные инвестиции и экономический рост……………..48
Заключение……………………………………………………………………...52
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 603.50 Кб (Скачать документ)

Готовая  продукция  инвестиционной  сферы -  это  овеществленный инвестиционный  капитал  в  виде  основных  производственных  фондов  и необходимого  производственного  запаса  сырья,  основных  и вспомогательных  материалов.  Стоимость  готовой  продукции,  а  также средства,  связанные  с  ее  перемещением  к  моменту  полной  реализации называют  фондами  обращения. 

В  процессе  строительного  производства оборотные  фонды  и  фонды  обращения  образуют  общий  кругооборот,  где стоимость  оборотных  фондов  переходит  из  сферы  производства  в  сферу обращения  и,  наоборот, фондов  обращения -  в  сферу  производства. Такая органическая  взаимосвязь  объединяет  их  в  одну  категорию -  оборотные средства (капитал),  которые  всегда  определяются  только  в  стоимостной форме. Функция  оборотных  средств -  осуществление  платежей,  расчетов  за поставленные  товары,  выполненные  работы,  готовую  продукцию.  Они постоянно  обслуживают  все  стадии  перемещения  производственных фондов  и  фондов  обращения. 

Таким  образом,  оборотные  средства  не "затрачиваются" (такое  выражение  встречается  в  литературе),  а  лишь последовательно переходят от одной стадии кругооборота к другой, каждый раз возвращаясь в свою исходную денежную форму [4].

 

1.4 ТЕОРИЯ И СТРАТЕГИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

 

Экономическая безопасность страны сегодня выдвинулась в число проблем, привлекающих пристальное внимание специалистов самого различного профиля, работающих в сфере экономики, политики, международных отношений Проблемами обеспечения экономической безопасности занимаются государственные органы практически всех стран мира, так как эти проблемы относятся к числу приоритетных в силу их жизненной важности.

Стратегия обеспечения экономической безопасности Украины строится на основе официально принятых в стране нормативных актов, основными из которых являются: Конституция Украины, Государственная стратегия экономической безопасности Украины, Концепция национальной безопасности Украины.

Экономическая безопасность — это своего рода материальная основа национальной безопасности. Она выступает гарантией устойчивого, стабильного развития страны, ее независимости. Подобную основополагающую роль подтверждает, хотя и опосредованное, определение, данное рассматриваемому понятию в Государственной стратегии экономической безопасности Украины. Следовательно, от экономических условий зависит не только положение отдельного гражданина или региона, но всего государства, всех сфер деятельности, которые, на первый взгляд, никак с данным понятием не соприкасаются.

Как уже отмечалось, теория экономической безопасности государства получила широкое освещение в отечественной экономической науке.

При этом существуют два основополагающих момента. Один из них является общим для большинства определений и определяет суть понятия «экономическая безопасность» как фактора обеспечения защиты национальных интересов, независимости, стабильности, развития государства. Второй же выявляет принципиальное расхождение в подходах авторов, разделяя их на две группы. В определении одной группы авторов —

— экономическая безопасность определяется как совокупность условий, обеспечивающих соблюдение национальных, в том числе экономических, интересов. Однако при более детальном рассмотрении данных определений выясняется, что факторами обеспечения экономической безопасности выступает та же совокупность условий, которая определяет саму суть данного понятия. Кроме того, сама совокупность условий не приводит одномоментно и безоговорочно к состоянию безопасности.

Интерес к финансовой безопасности определяется ролью самих финансов и финансовой системы государства в его существовании, тем влиянием, которое они оказывают на экономическое развитие страны1 [6].

 

1.5 ПРОБЛЕМЫ, УГРОЗЫ И МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА

 

Финансовая безопасность государства - основное условие его способности осуществлять самостоятельную финансово-экономическую политику в соответствии со своими национальными интересами.

В общем и целом, по моему мнению, финансовая безопасность государства состоит в способности его органов:

1)     обеспечивать устойчивость экономического развития государства; обеспечивать устойчивость платежно-расчетной системы и основных финансово-экономических параметров;

2)     нейтрализовывать воздействие мировых финансовых кризисов и преднамеренных действий мировых факторов (государств, ТНК, субгосударственных группировок и др.), теневых (кланово-корпоративных, мондиалистских, и др.) структур на национальную экономическую и социально-политическую систему;

3)     предотвращать крупномасштабную утечку капиталов за границу, "бегство капитала" из реального сектора экономики;

4)     предотвращать конфликты между властями разных уровней по поводу распределения и использования ресурсов национальной бюджетной системы;

5)     наиболее оптимально для экономики страны привлекать и использовать средства иностранных заимствований;

6)     предотвращать преступления и административные правонарушения в финансовых правоотношениях (в том числе легализацию - отмывание - доходов, полученных преступным путем).

Устойчивость финансовой системы определяется уровнем дефицита бюджета, стабильностью цен, нормализацией финансовых потоков и расчетных отношений, устойчивостью банковской системы и национальной валюты, степенью защищенности интересов вкладчиков, рынка ценных бумаг, снижением внешнего и внутреннего долга и дефицита платежного баланса, обеспечением финансовых условий для активизации инвестиционной деятельности. И чем больше у государства возможностей контролировать пространство финансов в границах деятельности государства, тем увереннее можно говорить о существовании/продолжении традиционных суверенных прерогатив государства и, следовательно, его особого пространства [11].

Угрозы финансовой безопасности государства можно подразделить на внутренние и внешние.

Внутренние угрозы порождаются в основном неадекватной финансово-экономической политикой, элементарными просчетами органов власти и управления, ошибками, злоупотреблениями и иными отклонениями (бесхозяйственность, волокита, разнообразные экономические преступления и т.д.) в управлении финансовой системой государства. В современных условиях особую роль играют внешние угрозы. Среди основных причин возникновения внешних угроз финансовой безопасности Украины, по нашему мнению, следует выделить следующие:

        стремительное развитие процесса транснационализации экономических связей, интернационализации мирового хозяйства (называемого глобализацией);

        постоянное увеличение огромной массы капиталов, крайняя подвижность которых создает напряженную обстановку, высокая степень концентрации финансовых ресурсов как на макроэкономическом уровне (бюджетные системы государств и международных организаций), так и на глобальном уровне (межгосударственная экономическая интеграция, включая ее финансовую и валютную составляющую);

        растущая автономизация субгосударственных субъектов (ТНК, ТНБ и др.), располагающих значительной финансовой властью, их влияние на хозяйственные комплексы отдельных стран;

        высокая степень мобильности и взаимосвязи финансовых рынков на базе новейших информационных технологий;

        многообразие финансовых инструментов и высокая степень их динамизма;

        беспрецедентное взаимопроникновение внутренней и внешней политики государств, которые все больше и больше зависят от мировых финансов (многие специалисты признают, что глобальная финансовая система больше не проводит границу между внутренней и внешней экономической политикой страны, обе они проникают друг в друга и формируют друг друга по мере того, как глобальные рынки переносят последствия внутренней политики любой страны также на экономики других стран);

        усиление конкуренции и трений между государствами в экономической и иных сферах, использование мощными экономическими факторами стратегий завоевания мирового экономического пространства;

        чрезмерная зависимость национальных экономик (в частности, бюджетного сектора) от иностранного краткосрочного спекулятивного капитала, делающая их финансовые системы чрезвычайно уязвимыми;

        глобальное нарастание неустойчивости мировой финансовой системы, возникновение угрожающих кризисных тенденций, неспособность современных финансовых институтов (в том числе международных) эффективно их контролировать [5].

В таких условиях проблему финансовой безопасности государства трудно переоценить. Поэтому, в современных условиях особую актуальность имеет задача разработки государственной стратегии финансовой безопасности.   Государственная стратегия финансовой безопасности должна включать как минимум:

        определение геофинансовых зон влияния (исходя из экономической, климатической, этнонациональной и иной общности народов);

        определение критериев и параметров (количественных и качественных пороговых значений) финансовой системы, отвечающих требованиям финансовой безопасности;

        разработку механизмов и мер идентификации угроз финансовой безопасности и их носителей;

        характеристику областей их проявления (сфер локализации угроз);

        установление основных субъектов угроз, механизмов их функционирования, критериев их воздействия на национальную экономическую (включая финансовую) и социально-политическую систему;

        разработку методологии прогнозирования, выявления и предотвращения возникновения факторов, определяющих возникновение угроз финансовой безопасности, проведения исследований по выявлению тенденций и возможностей развития таких угроз;

        организацию адекватной системы органов государственного финансового контроля, соответствующей определенным геофинансовым зонам;

        формирование механизмов и мер финансово-экономической политики и институциональных преобразований, нейтрализующих или смягчающих воздействие негативных факторов;

        определение объектов, предметов, параметров контроля за обеспечением финансовой безопасности [7].

    В то же время возникает необходимость разработки системы мер по регулированию специальными государственными органами мировых финансовых потоков, воздействующих на государство, в соответствии с ее национальными интересами (включая меры по предотвращению негативного влияния на воспроизводственные процессы по сути навязанных иностранных займов или по предотвращению возникновения каких-либо финансовых обязательств, не подкрепленных правовыми или этическими нормами).

При этом необходимо вырабатывать правовые и финансовые приемы борьбы с недобросовестным поведением контрагентов по внешнеэкономическим договорам для защиты национальной финансовой системы от искусственно вызванных финансовых кризисов, механизмы защиты от различного рода финансовых рисков, от несогласующихся со стратегией государственного развития инвестиций, механизмы обеспечения подобающего участия в перераспределении мирового дохода и т.д [14].

 

 

 

ГЛАВА 2. ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЗАРУБЕЖНОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ УКРАИНЫ

 

2.1 ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ УКРАИНЫ

После распада СССР и обретения независимости в 1991 году Украина начала выстраивать собственную экономическую систему, постепенно переходя от планового к рыночному типу. На протяжении всего пути преобразований (с 1991 по 2008) существовало и существует много проблем экономического и социального характера, которые достаточно сильно влияют на состояние экономической безопасности, в частности реструктуризация и хаотическое реформирование отраслей промышленности, неконтролируемые приватизационные процессы, огромные внешние кредиты, разрушение устоявшихся связей и традиций в образовании, медицине, культуре и правоохранительной системе наделен таким негативным явлениям как: падение производства, увеличение зависимости от других государств и международных организаций, неуправляемая инфляция, обнищание населения, утечка умов, ухудшение демографической ситуации.

Все выше описанное комплексно влияет на состояние экономической безопасности государства.

Для оценки состояния безопасности предлагается построить количественный показатель (коэффициент) экономической безопасности. Для этого было избраны следующие показатели: ВВП (млн. долл.), индекс цен, инвестиции в основной капитал $ млн., рентабельность, убыточные предприятия (%), государственный долг, экспорт, импорт, торговое сальдо, иностранные инвестиции, количество населения, коэффициент рождаемости, коэффициент смертности, реальная зарплата, жилищный фонд, безработица, доходы, количество врачей, количество студентов, правонарушения.

Модель определения интегральной оценки экономической безопасности страны.

Экономическая безопасность характеризуется множеством показателей, поэтому возникает проблема определения круга этих показателей и степени их важности. Эта проблема может быть решена только на основе значительного количестварасчетов с использованием экономико-математических методов. Расчет показателей экономической безопасности региона предусматривает следующие этапы:

Информация о работе Прямые иностранные инвестиции как факторы финансовой безопасности