Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 10:41, курсовая работа
Исследование проблем финансово-экономической безопасности государства, по праву, заняло в настоящее время ведущее место в работе научно-исследовательских и аналитических центров. Этой теме посвящается значительное число авторских статей, монографий, коллективных исследований. В сущности, современное экономическое положение государств таково, что, какое бы исследование в той или иной сфере ни предпринимали экономисты, они не могут не затронуть проблем безопасности.
Введение…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАРУБЕЖНОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ И ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
1.1 Методологические аспекты инвестиций…………………………………5
1.2 Формы инвестирования……………………………………………………11
1.3 Теория и стратегия безопасности……………………………………..….26
1.4 Проблемы, угрозы и методы совершенствования финансовой безопасности государства………………………………………………...…..27
ГЛАВА 2. ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЗАРУБЕЖНОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ УКРАИНЫ
2.1 Динамика показателей экономической безопасности Украины………32
2.2 Исследование показателей зарубежного инвестирования в Украине…36
ГЛАВА 3. ВЛИЯНИЕ ИНОСТРАННОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ НА ФИНАНСОВУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА
3.1 Основные экономические сферы влияния иностранных инвестиций….41
3.2 Прямые иностранные инвестиции как фактор финансовой безопасности государства………………………………………………………………………45
3.3 Прямые иностранные инвестиции и экономический рост……………..48
Заключение……………………………………………………………………...52
Список использованной литературы
стандартизация показателей, характеризующих экономическую безопасность государства;
вычисления коэффициентов экономической безопасности страны за каждый период.
В результате расчетов по этой модели мы получим следующее значение коэффициента экономической безопасности (таблица 2).Как можно заметить из приведенной таблицы, экономическая безопасность Украины менялась со временем.
Таб. 2 Источник: www.kmu.gov.ua
А поскольку имеет место изменчивость уровня защищенности Украине, то будет целесообразным построить график, отражающий динамику коэффициента экономической безопасности (таб.3).
Таб. 3 Источник: www.kmu.gov.ua
Следует отметить, что максимально возможное значение кэб ,построенного по этой модели, составляет 1, а минимальное, соответственно, 0. Как видно из графика, в состоянии экономической безопасности Украины в 1998-1999 годах, а также в последнее время (2007-2008 годы) наблюдался наибольший упадок.
По результатам расчетов, совершаемых с помощью методики расчета уровня экономической безопасности Украины, можно сделать вывод, что «дно» кризиса уже позади.
Основные показатели демонстрируют положительную динамику. Спад по сравнению с I кварталом 2009 года наблюдается лишь в энергетической безопасности.
Таб. 4 Динамика индикаторов экономической безопасности Украины
Источник: www.ukrstat.gov.ua
Таб. 5 Динамика индикаторов экономической безопасности Украины
Источник: www.ukrstat.gov.ua
Об адекватности результатов расчетов реальной экономической ситуации показывает анализ тенденций в национальной экономике. В начале года сводный индекс производства товаров и услуг по основным видам экономической деятельности (рассчитывается Минэкономики Украины) демонстрирует рост. В I квартале 2010 г. он составлял 107,6% (в I квартале 2009 г. падения - на 30,9%).
Положительную динамику продолжает демонстрировать сельское хозяйство, наблюдается рост объемов производства в промышленности и в сфере грузовых перевозок. Рост ВВП в 2010 г. составляет 4,9% (в I квартале 2009 г. падения на 20,2%).
2.2 ИССЛЕДОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ В УКРАИНЕ
С начала 2005г. приток иностранного капитала в Украину значительно увеличился вследствие официального утверждения курса внешней политики как «проевропейской».
Вступление Украины в ВТО (16 мая 2008 г.) только усилили эту тенденцию. Экономический кризис заставил инвесторов переоценить портфели и риски. Сокращение притока иностранного капитала в Украину в 2009г. составило 53% (с 9,9 в 2008г. до 4,7 млрд USD в 2009 г.), вернувшись к уровню 2006 г. После политической и экономической стабилизации в 2010 г. приток инвестиций вновь начал увеличиваться. Ожидается, что в 2011 г. объем ПИИ в Украину составит более 7 млрд долл. Украина остается привлекательным объектом для инвестирования ввиду высокой доходности инвестиций, объемного внутреннего потребительского рынка, стабильности и открытости проводимой внутренней политики, осуществления экономических реформ, шагов к интеграции в ЕС, укрепления финансовой системы (благодаря приходу в банковский сектор международных финансовых групп и развитию фондового рынка), а также проведения футбольного чемпионата ЕВРО-2012.
Традиционно для Украины большая доля инвестиций приходит в металлургический сектор страны. В 2010г. эта доля составляла 21%, что является вторым результатом после финансового сектора (33%). Третью и четвертую позицию занимают недвижимость и оптовая торговля, на которые приходится 9% и 8% соответственно.
Украина прошла кризисные колебания, которые четко обозначили слабые стороны в секторах и экономике страны в целом. В последние 2 года динамическое повышение цен на энергоносители заставило более агрессивно переориентироваться на другие источники сырья и «зеленую» энергетику.
В 2011 г. был принят новый Налоговый Кодекс, стимулирующий любые энергосберегающие проекты, – для них отменен налог на прибыль, налоги при импорте энергосберегающего оборудования. Активно модернизируется металлургический комплекс, на приватизацию в 2011г. выставлены государственные активы в энергогенерирующей отрасли.
На данном этапе существует 3 характерные особенности украинского рынка инвестиций:
активное изменение законодательства в сторону повышения инвестиционной привлекательности энергоэффективных отраслей;
наличие огромного потенциала страны, заключающегося в богатых природных ресурсах (страна находится в ТОП-10 по производству многих видов продукции промышленности и агросектора), емкости и незаполненности внутреннего рынка;
стремительное вхождение в конъюнктуру международных рынков – сближение внутренних и внешних цен на продукцию металлургии, продовольствие.
К сожалению, основной угрозой для инвестора является регулируемый валютный курс гривны, который до сих пор отпугивает внешний капитал. В среднесрочной перспективе не ожидается значительных колебаний курса национальной валюты. Однако ухудшение внешнеэкономической ситуации и стечение еще нескольких внутренних факторов может привести к паническим изменениям курса, как это было в 2008 г. С другой стороны, последний негативный фактор может быть сглажен высоким уровнем доходности на украинские активы и приемлемыми сроками окупаемости, учитывая заложенные риски в проекты.
Приток инвестиций в Украину демонстрирует устойчивый рост после кризисного 2008 года. Этому способствует стабильность курса национальной валюты, позитивное сальдо платежного баланса, умеренные темпы роста внешних заимствований, принятие нового Налогового кодекса, ощутимое повышение инвестиционной привлекательности отдельных отраслей (энергетическая, сельское хозяйство), нацеленность власти на проведение всесторонних реформ в стране.
ГЛАВА 3. ВЛИЯНИЕ ИНОСТРАННОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ НА ФИНАНСОВУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА
3.1 ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СФЕРЫ ВЛИЯНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
Как и во всяком явлении хозяйственной жизни, в зарубежных инвестициях можно найти и благотворное воздействие на экономику, и наносящее ей вред.
Их приток способствует решению одних проблем и в то же время создает или обостряет другие.
В работе нами были исследованы положительные эффекты влияния прямых иностранных инвестиций на финансовую безопасность государства, а так же на экономику в целом.
Например, в Украине, как в некоторых развивающихся странах, наблюдается узость рынка сбыта продукции, зачастую не соответствующая производственным возможностям, и его слишком медленное расширение, а также недостаточность прибыли для закупки дополнительных средств производства и набора рабочей силы, технического перевооружения. Чтобы выйти из этого тупика, необходим внешний для предприятий фактор, который, во-первых, способствовал бы расширению емкости рынка сбыта отечественных товаров, во-вторых, предоставил бы стартовый капитал для закупки дополнительных средств производства и набора рабочей силы в условиях перехода от застоя и отсутствия денежных средств к нормальному развитию [15].
Один из способов увеличения совокупного спроса - это рост и совершенствование производства, которое является не только источником предложения товаров и услуг, но и рынком сбыта для поставщиков средств производства. Создание с помощью иностранного капитала успешно работающих предприятий может расширить совокупную емкость рынка товаров, услуг, рабочей силы и тем самым способствовать росту экономики.
Зарубежные инвестиции являются так же важнейшим источником иностранной валюты. Хотя зачастую наибольшую часть ее приносит экспорт товаров и услуг.
Импорт капитала - гораздо более выгодный для принимающей страны способ получения инвалюты, чем экспорт товаров и услуг. При экспорте товаров и услуг страна, с одной стороны, принимает инвалюту, с другой - в обмен на нее тут же отдает за границу определенные ценности на сумму, равную покупательной способности полученной валюты. В случае импорта капитала страна принимает инвалюту, но ничего взамен немедленно не отдает.
Именно такая особенность зарубежных инвестиций позволила ряду развивающихся стран с ограниченными производственными и экспортными возможностями преобразовать экономику на основе закупок на мировом рынке значительных объемов современных средств производства за счет инвестированного зарубежного капитала и превратиться в новые индустриальные государства.
Правительства государств с низким и средним уровнем международной конкурентоспособности производства, в том числе Украины, вынуждены искусственно создавать на внутреннем рынке для импортных товаров примерно равную с отечественными конкурентоспособность за счет ввозных таможенных пошлин и количественных ограничений импорта. Прямые иностранные инвестиции позволяют зарубежным поставщикам изделий обойти таможенные барьеры с помощью двух способов.
Первый - создать соответствующее предприятие в своей стране и экспортировать продукцию в ту, которую он избрал как рынок сбыта для нее. В этом случае придется преодолевать таможенные барьеры [16].
Другой способ проникновения со своими товарами на внутренний рынок чужой страны - создание в ней собственного предприятия. При этом продукция попадает на территорию иностранного государства в обход таможенных барьеров.
Важная сторона проблемы экономических последствий импорта капитала - его воздействие на инфляционные процессы. Иностранное инвестирование начинается с предоставления определенных денежных средств или займов, используемых зарубежными инвесторами на приобретение акций и других ценных бумаг, на строительство новых или скупку действующих предприятий в принимающей стране. Казалось бы, приток денег из-за рубежа расширяет общие объемы денежной массы в сфере обращения и способствует усилению инфляции.
Однако в действительности импорт капитала в денежной форме в основном увеличивает не массу денег в обращении, а предложение товаров и услуг.
Нередко иностранные инвестиции существенно сдерживают экономическое развитие. Это происходит тогда, когда зарубежные фирмы, конкурирующие на рынке определенной продукции с национальными фирмами, скупают предприятия с целью устранения конкурентов, и экономическое развитие сдерживается появлением монополии. Часто существует опасность переноса в страну (в результате импорта капитала) производств, вредных для окружающей среды, здоровья граждан. Зарубежные инвестиции нередко используют для подрыва национальной безопасности принимающей страны, ущемления ее суверенитета [15].
Именно этим во многом обусловлено недоверчивое, а иногда и враждебное отношение некоторых государств к импорту капитала.
В каждой стране существует законодательно закрепленный перечень видов деятельности, запрещенных для иностранного инвестирования. Такая позиция продиктована стремлением обеспечить охрану государственной тайны, исключить нанесение ущерба национальной безопасности и обороне и стратегическим интересам страны. Государство должно обладать всеми возможностями и средствами для защиты своей безопасности, экономической независимости, обороноспособности, защиты нравственного здоровья и жизни людей, охраны природных и культурных ценностей и окружающей среды.
Как считают специалисты, иностранный капитал нередко "подминает" национальный капитал, либо вытесняет его из прибыльных отраслей. Импорт капитала часто связывается с проталкиванием на рынок страны-реципиента товаров, уже завершающих жизненный цикл.
Одной из признанных опасностей, связанных со значительным притоком иностранного капитала (особенно на краткосрочной основе), является то, что этот приток может не только привести к уменьшению внутренних накоплений, но и подменить усилия по мобилизации внутренних ресурсов на инвестиционные цели. Пагубность этих последствий усиливается в случае изъятия инвесторами своих средств в периоды финансовой нестабильности.
Из всех иностранных инвестиций наиболее привлекательными являются прямые иностранные инвестиции (ПИИ). Они способствуют активизации инвестиционного процесса в результате мультипликативного эффекта, содействуют привлечению передового опыта менеджмента и маркетинга. А также содействуют возрастанию социально-экономической стабильности, стимулируют развитие экспортного производства и способствуют привлечению в экономику современных технологий. Кроме того, иностранные инвестиции способствуют созданию дополнительных рабочих мест, повышению занятости, поступлению налогов в бюджеты разных уровней [17].
Информация о работе Прямые иностранные инвестиции как факторы финансовой безопасности