ВВЕДЕНИЕ
Инновации служат сегодня
основой экономической безопасности
страны. Высокий уровень инновационности
экономики позволяет стране достойно
участвовать в мировой конкуренции. Для
современной Беларуси путь инновационного
развития является единственно верным.
Это обстоятельство осознается на государственном
уровне: принят ряд соответствующих законодательных
актов, утвержден перечень приоритетных
направлений научно-технической деятельности,
принимаются определенные меры.
В современной экономической
системе немаловажную роль играют капиталовложения.
В самом широком смысле капиталовложения
обеспечивают механизм, необходимый для
финансирования роста и развития предприятия.
Осуществляя капиталовложения предприятие,
развиваясь, тем самым способствует развитию
экономики всей страны, что уже хорошо,
поскольку капиталовложения осуществляются
посредством реализации инвестиционной
деятельности, то любое предприятие, как
государственное, так и частное должно
осуществлять инвестиционную деятельность.
Данная деятельность не обязательно должна
носить экономический характер, инвестиции
могут осуществляться и с целью достижения
социального эффекта. Основным же условием
эффективного развития экономики Беларуси
является структурная перестройка народного
хозяйства Беларуси, что невозможно без
роста инвестиций при повышении эффективности
их использования. Беларусь остро нуждается
в инвестициях. Кроме того, инвестиции,
безусловно, приносят прибыль, или же,
по крайней мере, позволяют диверсифицировать
капитал предприятия, что позволяет его
сохранить в случае различных финансовых
и прочих потрясений.
Наиболее значимым для
развития и эффективности инновационной
деятельности является вопрос о практике
ее финансирования. В качестве источников
финансирования инновационной деятельности
выступают собственные средства предприятий,
средства республиканского, местного
бюджетов, бюджета Союзного государства
России и Беларуси, внебюджетных фондов,
иностранных инвесторов, а также прочие
источники (среди которых преобладает
использование финансирования за счет
банковских кредитов). Среди источников
финансирования новаторской деятельности
в настоящее время значительную часть
занимают собственные средства белорусских
организаций. Однако в настоящее время
для большинства предприятий значительным
фактором, препятствующим инновациям,
является недостаток собственных средств.
Таким образом, актуальность
вопроса осуществления инновационной
деятельности и изыскания источников
ее финансирования для каждого предприятия
очевидна.
Глава 1 Теоретические
основы инновационной политики государства
- Основные цели и задачи государственной инновационной политики
Инновация (нововведение) - использование
в той или иной сфере общества
результатов интеллектуальной (научно-технической)
деятельности, направленных на совершенствование
процесса деятельности или его результатов.
Инновации могут относится к
сферам производства, экономических, правовых,
социальных отношений, области науки,
культуры образования, другим сферам деятельности
общества.
По уровню новизны различают:
- базисные инновации, направленные на освоение новых поколений машин и материалов, принципиально новой техники и технологии;
- улучшающие инновации, служащие распространению и совершенствованию освоенных поколений техники, (технологии), созданию новых моделей машин и разновидностей материалов, улучшению параметров производимых товаров (услуг) и технологий их изготовления;
- псевдоинновации, деятельность по частичному улучшению устаревшей техники и технологии, не дающая эффекта для общества либо приносящая отрицательный эффект.
Инновационная деятельность
- процесс использования результатов
научно-технической деятельности (открытий,
изобретений, технических усовершенствований,
промышленных образцов, проектов и
т.п.) в производстве для расширения
и обновления ассортимента и улучшения
качества выпускаемой продукции (товаров
и услуг), совершенствования технологии
их изготовления. Инновационная деятельность
охватывает как процесс освоения
инноваций в производстве, так
и содействие этой деятельности (информационные
и иные услуги) и управления ею, а
также научную и инвестиционную
деятельность в части, относящейся
к инновационному процессу.
Научно-технический прогресс
- важный фактор роста экономики. Он
часто сравнивается с инновациями.
Позволяет ввести нововведения в
экономику. Инновационными явлениями
можно управлять. В зависимости
от того, где они происходят, можно
производить управление отделами в
корпорациях, а так же в государстве.
Инновационная политика приносит разные
новшества, однако, она должна развивать
научно-технический потенциал государства.
Инновационный процесс тесно
взаимосвязан с материальными и
денежными отношениями. Это четко
прослеживается в условиях рыночной
экономики. Инновациями в основном
занимаются частные компании. Они
представляют собой путь разрешения
задач компании в сфере коммерции
или производства. Частные компании
добиваются получения высокой прибыльности
у других компаний. В данном случае
инновации нужны только для повышения
прибыльности компаний. Инновации уже
не так важны, как средство науки,
они принимают большое значение
в сфере предпринимательства.
Прежде чем ввести и
разработать новшества, компании необходимо
денежное равновесие, а так же наличие
свободных денежных средств. Вложения
компаний связаны с возможностью
их лишения. Успех нового произведенного
продукта неоднозначен, исход может
быть разным. Только 8,7% составляют вероятность
успеха нового товара. Вероятность мала
и компании нередко боятся рискнуть. По
статистике около одной идеи из 12 ждет
успех и спрос потребителей.
Инновационная политика в
государстве необходима для устойчивой
экономики в развитых странах. Эта
политика является необходимой для
объединения производства и науки.
Государственная инновационная
политика - это составная часть
социально-экономической политики,
которая выражает отношение государства
к инновационной деятельности, определяет
цели, направления, формы деятельности
органов государственной власти
в области науки, техники и
реализации достижений науки и техники.
Основными целями государственной
инновационной политики являются:
- создание экономических, правовых и организационных условий для инновационной деятельности;
- повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей на основе создания и распространения базисных и улучшающих инноваций;
- содействие активизации инновационной деятельности, развитию рыночных отношений и предпринимательства в инновационной сфере;
- расширение государственной поддержки инновационной деятельности, повышение эффективности использования государственных ресурсов, направляемых на развитие инновационной деятельности;
- содействие расширению взаимодействия субъектов РБ при осуществлении инновационной деятельности;
- осуществление мер по поддержке отечественной инновационной продукции на международном рынке и по развитию экспортного потенциала РБ.
Государство влияет на инновационную
политику в целом. Оно проводит меры
по развития науки в качестве ее
финансирования, подготовки необходимых
кадров для ее работы. Государство
является разработчиком множества
программ для привлечения инновационной
активности в бизнес.
Государство помогает развитию
науки за счет совершения заказов
на нововведения, которые в будущем
будут не заменимы и полезны в
экономической сфере страны. Государство
поддерживает начальный спрос на
новшества, которые в последствии
начинают пользоваться большим спросом.
Государство является посредником
между академической и прикладной
наукой, стимулирует промышленные инновации.
Государство может воздействовать
как на прямую, так и косвенно.
Та или иная мера может быть использована
государством в различных экономических
ситуациях. При спаде экономики
важно применение кейнсианского
подхода. В данном случае государство
контролирует экономику, активно вмешиваясь
в нее. Вторжение государства в экономику
во все странах неоднозначно и может иметь
отличия.
Государственное регулирование
сочетается с низкой степенью централизации
государственного аппарата, используются
косвенные методы воздействия при
развитой системе согласования интересов
правительства и бизнеса.
Основными механизмами, обеспечивающими
реализацию инновационной политики,
приоритетное развитие высокотехнологичных
и наукоемких отраслей промышленности,
являются финансово-кредитные механизмы,
механизмы, обусловленные законодательными
и нормативными правовыми актами,
институциональные преобразования,
механизмы в сфере образования,
экспорта и таможенного регулирования.
Механизмы финансово-кредитной
политики включают в свой состав следующие
основные элементы:
- создание благоприятных условий для финансово-кредитных учреждений и страховых компаний, работающих в рамках корпоративных структур (в том числе финансово-промышленных групп), в целях финансирования инноваций и страхования кредитных рисков, связанных с освоением инновационной продукции;
- применение возвратного финансирования высокоэффективных прикладных инновационных разработок, имеющих высокую экономическую эффективность;
- развитие венчурного инвестирования;
- разрешение государственным предприятиям - научным организациям, прошедшим государственную аккредитацию, использовать полученные при продаже научно-технической продукции на основе лицензионных соглашений средства (за вычетом прямых расходов и авторских вознаграждений) на научно-технические цели (выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, закупка спецоборудования и т.д.) в качестве целевого финансирования;
- создание механизма реструктуризации и погашения задолженности научно-исследовательским организациям и промышленным предприятиям (в первую очередь, оборонной промышленности) по средствам национального бюджета, образовавшейся вследствие государственного недофинансирования;
- финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, инновационных проектов, связанных с развитием высокотехнологичных направлений;
- поддержка и стимулирование инвесторов, вкладывающих средства в наукоемкое высокотехнологичное производство, а также организаций различных форм собственности (в период освоения ими инноваций);
- развитие лизинга наукоемкого уникального оборудования и приборов;
- введение нелинейной амортизации для иностранных инвесторов (когда в первые годы после приобретения основных средств списывается большая часть их стоимости), производящих инновационную продукцию по международным коммерческим контрактам;
- оказание финансовой поддержки патентной и изобретательской деятельности, содействие в охране интеллектуальной собственности и поддержании прав на нее в странах СНГ и за рубежом;
- совершенствование конкурсной системы отбора инновационных проектов и их исполнителей, повышение удельного веса реализации в отраслях экономики относительно небольших и быстро окупаемых инновационных проектов;
- оказание содействия в участии малого предпринимательства в конкурсах по реализации инновационных программ и проектов за счет бюджетных средств.
В связи с развитием
и расширением рынка научно-технической
продукции первоочередное значение
приобретают механизмы вовлечения
интеллектуальной собственности в
хозяйственный оборот. Для этого
необходимо на законодательном уровне
в целях стимулирования создания,
охраны и использования интеллектуальной
собственности при осуществлении
инновационной деятельности закрепить
соответствующие положения, направленные
на регулирование:
- авторов и работодателей;
- налогообложения физических и юридических лиц;
- деятельности национальных (государственных) органов управления, в частности, патентных ведомств;
- отношений в области морального стимулирования.
Необходимы оценка интеллектуальной
собственности предприятий и
ее инвентаризация с постановкой
на баланс в виде нематериальных активов,
уточнение финансово-экономических
механизмов обращения и бухгалтерского
учета, создание механизма управления
интеллектуальной собственностью, созданной
с участием государства. Формирование
рынка интеллектуальной собственности
и вовлечение в хозяйственный
оборот результатов научно-технической
деятельности требуют законодательного
обеспечения. Следует разработать
механизмы использования интеллектуальной
собственности в качестве вклада
в совместно создаваемые предприятия
по производству новой продукции.
Механизмы в сфере образования
должны предусматривать:
- широкое использование новых образовательных и информационных технологий, совершенствование научно-методического обеспечения учебного процесса, улучшение качества подготовки специалистов и повышения квалификации педагогических кадров в области инновационной деятельности;
- на базе высших учебных заведений подготовку и переподготовку кадров в области инновационной деятельности, обеспечивающих повышение инновационной активности организаций и коммерциализацию результатов научных исследований, также развитие системы подготовки менеджеров для инновационной деятельности в научно-технологической сфере и учреждений дополнительного профессионального образования;
- совершенствование системы финансирования научно-технической, инновационной деятельности и социальной сферы научных и учебных заведений в области образования, привлечение для этих целей дополнительных внебюджетных финансовых средств;
- участие научно-педагогических работников вузов системы в создании наукоемких технологий, в том числе технологий двойного назначения, инновационной продукции и повышении конкурентоспособности производства.