Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 22:15, курсовая работа
Инновации служат сегодня основой экономической безопасности страны. Высокий уровень инновационности экономики позволяет стране достойно участвовать в мировой конкуренции. Для современной Беларуси путь инновационного развития является единственно верным. Это обстоятельство осознается на государственном уровне: принят ряд соответствующих законодательных актов, утвержден перечень приоритетных направлений научно-технической деятельности, принимаются определенные меры.
На фоне оценки инвестиционного климата в регионах Республики Беларусь можно выделить три группы регионов.
• регион с высоким сводным индексом развития инновационного потенциала и хорошим инвестиционным климатом – г. Минск;
• регион с невысоким сводным индексом развития инновационного потенциала и хорошим инвестиционным климатом – Минская область;
• регионы с невысоким сводным индексом развития инновационного потенциала и незначительным инвестиционным климатом – Брестская, Витебская, Гомельская, Гродненская, Могилевская области.
Исследование показателей инновационного потенциала и инвестиционного климата регионов важно для выработки обоснованной социально-экономической, инновационной, инвестиционной, региональной и градостроительной политики, определения совокупности мер и действий республиканских и местных органов, направленных на регулирование процессов как развития инновационной сферы, так и развития населенных пунктов и регионов.
2.2 Анализ источников финансирования инноваций
Анализ материалов национальной
статистической отчетности, касающейся
инновационной деятельности, позволяет
сделать ряд выводов о
Таблица 2.14 – Источники финансирования технологических инноваций в промышленности Республике Беларусь за 2006-2010 гг.
Показатели |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Финансирование, всего, млн. руб. |
1060933,7 |
1825168,2 |
2362063,1 |
2568181 |
2785593 |
в том числе за счет средств: собственных |
677322,1 |
1366642,4 |
1839372,1 |
1902103 |
1891404 |
республиканского бюджета |
13316 |
15008,2 |
138632,4 |
288213 |
241929 |
местного бюджета |
13534,8 |
28748,4 |
10893 |
19133 |
23422 |
бюджета Союзного государства |
1590 |
3146,6 |
6013,5 |
9754 |
7019 |
внебюджетных фондов |
93581,5 |
141869,7 |
3354,6 |
11914 |
110 |
иностранных инвесторов, включая иностранные кредиты и займы |
133393,1 |
40918,3 |
26615,4 |
168859 |
353683 |
прочие |
128196,2 |
228834,6 |
337182,2 |
168205 |
268026 |
Источник: Данные Национального статистического комитета
Таблица 2.15 – Структура финансирования технологических инноваций в промышленности Республики Беларусь за 2004-2008 гг.
Показатели |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Финансирование, всего, %. |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
в том числе за счет средств: собственных |
63,84 |
74,88 |
77,87 |
74,06 |
67,90 |
республиканского бюджета |
1,26 |
0,82 |
5,87 |
11,22 |
8,69 |
местного бюджета |
1,28 |
1,58 |
0,46 |
0,75 |
0,84 |
бюджета Союзного государства |
0,15 |
0,17 |
0,25 |
0,38 |
0,25 |
внебюджетных фондов |
8,82 |
7,77 |
0,14 |
0,46 |
0,004 |
иностранных инвесторов, включая иностранные кредиты и займы |
12,57 |
2,24 |
1,13 |
6,58 |
12,70 |
Прочие |
12,08 |
12,54 |
14,27 |
6,55 |
9,62 |
Источник: Данные Национального статистического комитета
Главным источником финансирования инноваций в республике являются на сегодняшний день собственные средства предприятий, доля которых в общем объеме финансирования составила в 2006 г. – 63,84 %, в 2007 г. – 74,88 %, в 2008 г. – 77,87 %, в 2009 г. – 74,06 %, а в 2010 г. – 67,9 %.
Кроме того, другими источниками финансирования инноваций в 2010 г. являлись средства республиканского бюджета (8,69 %), иностранных инвесторов (включая иностранные кредиты и займы) (12,7 %), местных бюджетов (0,84 %), внебюджетных фондов (0,004 %), бюджета Союзного государства (0,25 %).
Рисунок 2.1 – Структура финансирования технологических инноваций в промышленности в Республике Беларусь за 2004-2008 гг.
Белорусские банки выступают в качестве дополняющего звена финансирования инновационной деятельности, отчасти берут на себя риски по проектам, связанным с расширением, модернизацией действующих экономически устойчивых производств, внедрением перспективных технологий. При этом, по данным соответствующей статистической отчетности, прочие источники финансирования, куда входят и банковские кредиты, в 2007 г. составили 12,54 % от общей суммы средств, использованных на технологические инновации, в 2007 г. – 14,27 %, в 2009 г. – 6,55 %, в 2010 г. – 9,62 %.
В 2010 году 1154 субъектов хозяйствования из числа представивших в Министерство статистики и анализа Республики Беларусь данные по форме № 1 – инновация – определили недостаток собственных средств как основной фактор, препятствующий инновациям, 629 – как значительный.
Статистика свидетельствует
о том, что помимо собственных
средств предприятий в Беларуси
в качестве источников финансирования
инновационной деятельности выступают
средства республиканского, местных
бюджетов, бюджета Союзного государства
России и Беларуси, внебюджетных фондов,
иностранных инвесторов, а также
прочие источники (среди которых
преобладает использование
Средства государственного
бюджета призваны обеспечивать решение
крупномасштабных научно-технических
проблем. Так, законодательством Республики
Беларусь предусматривается возможность
финансирования за счет средств государственного
бюджета научно-
Таким образом, несмотря на значительный рост соответствующей доли республиканского бюджета, имевший место в 2010 году, она по-прежнему остается невысокой. Средства местных бюджетов, бюджета Союзного государства России и Беларуси и внебюджетных фондов составили в 2008 году, соответственно, лишь 0,84 %; 0,25 % и 0,004 % от общей суммы финансирования новаторской деятельности.
В целях усиления государственной
поддержки инновационной
Основной целью
Государственная программа
направлена на решение важнейших
для республики задач по формированию
сбалансированной экономики, основанной
на знаниях, в том числе увеличении
доли экспорта, включая рост высоко-
и среднетехнологичной
Важной характеристикой белорусской экономики является высокая концентрация производства в промышленности. Организация инновационной деятельности на этих предприятиях и обеспечение их глубокой интеграции с научной сферой является одной из главных задач.
Рост конкурентоспособности экономики может быть достигнут за счет внедрения новых высоких технологий V –VI технологических укладов (информационных, наноэлектронно-оптических, тонкой химии, биологических и др.), обладающих наибольшей добавленной стоимостью и низкой энерго- и материалоемкостью, и производства новейших экологически безопасных (чистых) материалов и продуктов.
Приоритетным направлением
развития должна стать специализация
в конкретных сферах технологической
компетентности при одновременной
кооперации научно-технической
Для обеспечения
Создание новых
Стратегия повышения уровня
конкурентоспособности
Используемые при этом инструменты государственного воздействия следует ориентировать на поддержку инициативы предприятий, стимулируя в соответствующих направлениях их инвестиционно-инновационную активность.
Важнейшим условием реализации стратегии должно стать стимулирование наукоемкого экспорта и расширения международной технологической интеграции учреждений научной и научно-технической сферы, создание условий и стимулов для привлечения зарубежных инвестиций для развития научных организаций и их интеграции в международную систему научно-технической кооперации.