Инновационная политика Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 22:15, курсовая работа

Описание

Инновации служат сегодня основой экономической безопасности страны. Высокий уровень инновационности экономики позволяет стране достойно участвовать в мировой конкуренции. Для современной Беларуси путь инновационного развития является единственно верным. Это обстоятельство осознается на государственном уровне: принят ряд соответствующих законодательных актов, утвержден перечень приоритетных направлений научно-технической деятельности, принимаются определенные меры.

Работа состоит из  1 файл

Курсавая.docx

— 120.95 Кб (Скачать документ)

На фоне оценки инвестиционного  климата в регионах Республики Беларусь можно выделить три группы регионов.

• регион с высоким сводным  индексом развития инновационного потенциала и хорошим инвестиционным климатом – г. Минск;

• регион с невысоким  сводным индексом развития инновационного потенциала и хорошим инвестиционным климатом – Минская область;

• регионы с невысоким  сводным индексом развития инновационного потенциала и незначительным инвестиционным климатом – Брестская, Витебская, Гомельская, Гродненская, Могилевская области.

Исследование показателей  инновационного потенциала и инвестиционного  климата регионов важно для выработки  обоснованной социально-экономической, инновационной, инвестиционной, региональной и градостроительной политики, определения  совокупности мер и действий республиканских  и местных органов, направленных на регулирование процессов как  развития инновационной сферы, так  и развития населенных пунктов и  регионов.

 

2.2 Анализ источников  финансирования инноваций

Анализ материалов национальной статистической отчетности, касающейся инновационной деятельности, позволяет  сделать ряд выводов о существующей практике ее финансирования в Республике Беларусь. Необходимо отметить то, что  на сегодняшний день остро стоит  проблема финансирования инновационной  деятельности, осуществляемой белорусскими предприятиями. Источники финансирования технологических инноваций в промышленности Республики Беларусь за 2006-2010 гг. представлены в таблице 2.14.

Таблица 2.14 – Источники финансирования технологических инноваций в промышленности Республике Беларусь за 2006-2010 гг.

Показатели 

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

1

2

3

4

5

6

Финансирование, всего, млн. руб.

1060933,7

1825168,2

2362063,1

2568181

2785593

в том числе за счет средств:

собственных

677322,1

1366642,4

1839372,1

1902103

1891404

республиканского бюджета

13316

15008,2

138632,4

288213

241929

местного бюджета

13534,8

28748,4

10893

19133

23422

бюджета Союзного государства

1590

3146,6

6013,5

9754

7019

внебюджетных фондов

93581,5

141869,7

3354,6

11914

110

иностранных инвесторов, включая  иностранные кредиты и займы

133393,1

40918,3

26615,4

168859

353683

прочие

128196,2

228834,6

337182,2

168205

268026


Источник: Данные Национального  статистического комитета

Таблица 2.15 – Структура финансирования технологических инноваций в промышленности Республики Беларусь за 2004-2008 гг.

Показатели 

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Финансирование, всего, %.

100

100

100

100

100

в том числе за счет средств:

собственных

63,84

74,88

77,87

74,06

67,90

республиканского бюджета

1,26

0,82

5,87

11,22

8,69

местного бюджета

1,28

1,58

0,46

0,75

0,84

бюджета Союзного государства

0,15

0,17

0,25

0,38

0,25

внебюджетных фондов

8,82

7,77

0,14

0,46

0,004

иностранных инвесторов, включая  иностранные кредиты и займы

12,57

2,24

1,13

6,58

12,70

Прочие

12,08

12,54

14,27

6,55

9,62


Источник: Данные Национального  статистического комитета

Главным источником финансирования инноваций в республике являются на сегодняшний день собственные  средства предприятий, доля которых  в общем объеме финансирования составила в 2006 г. – 63,84 %, в 2007 г. – 74,88 %, в 2008 г. – 77,87 %, в 2009 г. – 74,06 %, а в 2010 г. – 67,9 %.

Кроме того, другими источниками финансирования инноваций в 2010 г. являлись средства республиканского бюджета (8,69 %), иностранных инвесторов (включая иностранные кредиты и займы) (12,7 %), местных бюджетов (0,84 %), внебюджетных фондов (0,004 %), бюджета Союзного государства (0,25 %).

Рисунок 2.1 – Структура финансирования технологических инноваций в промышленности в Республике Беларусь за 2004-2008 гг.

Белорусские банки выступают  в качестве дополняющего звена финансирования инновационной деятельности, отчасти  берут на себя риски по проектам, связанным с расширением, модернизацией  действующих экономически устойчивых производств, внедрением перспективных  технологий. При этом, по данным соответствующей  статистической отчетности, прочие источники  финансирования, куда входят и банковские кредиты, в 2007 г. составили 12,54 % от общей суммы средств, использованных на технологические инновации, в 2007 г. – 14,27 %, в 2009 г. – 6,55 %, в 2010 г. – 9,62 %.

В 2010 году 1154 субъектов хозяйствования из числа представивших в Министерство статистики и анализа Республики Беларусь данные по форме № 1 – инновация – определили недостаток собственных средств как основной фактор, препятствующий инновациям, 629 – как значительный.

Статистика свидетельствует  о том, что помимо собственных  средств предприятий в Беларуси в качестве источников финансирования инновационной деятельности выступают  средства республиканского, местных  бюджетов, бюджета Союзного государства  России и Беларуси, внебюджетных фондов, иностранных инвесторов, а также  прочие источники (среди которых  преобладает использование финансирования за счет банковских кредитов).

Средства государственного бюджета призваны обеспечивать решение  крупномасштабных научно-технических  проблем. Так, законодательством Республики Беларусь предусматривается возможность  финансирования за счет средств государственного бюджета научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических  и других работ, связанных с научной, научно-технической и инновационной  деятельностью. Средства, предусмотренные  в республиканском бюджете для  финансирования этих работ, используются на финансовую поддержку инновационных  проектов в части организации  и проведения научных исследований и разработок, выполнение государственных, отраслевых, региональных и межгосударственных научно-технических программ и на другие цели. Все финансируемые работы проходят обязательную экспертизу в  установленном порядке. Удельный вес  средств республиканского бюджета  в общем объеме финансирования инновационной деятельности составил в 2006 году – 1,26 %, 2007 году – 0,82 %, в 2008 году – 5,87 %, в 2009 году – 11,22 %, а в 2010 году – 8,69 %.

Таким образом, несмотря на значительный рост соответствующей  доли республиканского бюджета, имевший место в 2010 году, она по-прежнему остается невысокой. Средства местных бюджетов, бюджета Союзного государства России и Беларуси и внебюджетных фондов составили в 2008 году, соответственно, лишь 0,84 %; 0,25 % и 0,004 % от общей суммы финансирования новаторской деятельности.

В целях усиления государственной  поддержки инновационной деятельности в стране и для оказания финансовой поддержки при разработке и освоении принципиально новых видов продукции, высоких технологий постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.11.1998 № 1739 был создан Белорусский инновационный фонд. Его средства могут быть получены предприятием любой формы собственности в случае выполнения им проекта, связанного с освоением и организацией серийного производства новой продукции.

 

 

Глава 3 Концепция развития инновационной политики Республики Беларусь на 2011- 2015 годы

3.1 Цели государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы

Основной целью Государственной  программы является создание конкурентоспособной  на мировом рынке, инновационной, высокотехнологичной, ресурсо- и энергосберегающей, экологобезопасной  экономики, обеспечивающей устойчивое социально-экономическое развитие Республики Беларусь и повышение  качества жизни белорусского народа.

Государственная программа  направлена  на  решение важнейших  для республики задач по формированию   сбалансированной экономики,  основанной на знаниях, в том числе увеличении  доли экспорта, включая  рост высоко- и среднетехнологичной продукции, оптимизации  импорта  и обеспечении  положительного торгового баланса.

Важной характеристикой  белорусской экономики является высокая концентрация производства в промышленности. Организация инновационной  деятельности на этих предприятиях и  обеспечение их глубокой интеграции с научной сферой является одной  из главных задач.

Рост конкурентоспособности  экономики может быть достигнут  за счет внедрения новых высоких  технологий V –VI технологических укладов (информационных, наноэлектронно-оптических, тонкой химии, биологических и др.), обладающих наибольшей добавленной стоимостью и низкой энерго- и материалоемкостью, и производства новейших экологически безопасных (чистых) материалов и продуктов.

Приоритетным направлением развития должна стать специализация  в конкретных сферах технологической  компетентности при одновременной  кооперации научно-технической деятельности и интеграции с транснациональными корпорациями.

Для обеспечения конкурентоспособности  товаров и услуг на внутреннем и международном рынках предстоит:

  • опережающе развивать наукоемкие и высокотехнологичные подотрасли и производства: микроэлектронику, приборостроение, точное машиностроение, информационные технологии;
  • расширять выпуск потребительских товаров, прежде всего различных видов бытовой техники и электроники, испытывающих меньшие среднесрочные и долгосрочные колебания спроса, имеющих более высокую скорость оборачиваемости финансовых средств;
  • увеличить удельный вес экспортоориентированных производств. По данному критерию приоритетными в республике являются автомобилестроение, автобусное и троллейбусное производства, станкостроительная и инструментальная промышленность, микроэлектроника, оптическая и оптико-механическая продукция, химическая продукция, фармация и др.;
  • повышать комплексность производств путем расширения кооперации внутри подотраслей;
  • внедрять специальные программы по повышению качества надежности и долговечности белорусских товаров (технологий, услуг) от их производства до реализации на мировых рынках и технологического сервиса;
  • внедрять специальные программы по содействию экспорта высоко- и среднетехнологичных белорусских товаров на рынки Азии, Китая, Среднего и Ближнего Востока и др. регионов.

Создание новых высокотехнологичных  производств и  подотраслей экономики  должно обеспечить к 2015 году вклад наукоемкой продукции в экономику республики, сопоставимый  с вкладом традиционных секторов.

Стратегия повышения уровня конкурентоспособности реального  сектора экономики предполагает:

  • создание постоянно действующей системы формирования спроса производств на исследования и разработки в целях согласования действий субъектов научно-технической и инновационной деятельности;
  • дальнейшее развитие фирменной науки, усиление кооперационных связей между научно-исследовательскими институтами и предприятиями отраслей реального сектора экономики, создание на их базе корпоративных структур, научно-технических (практических) центров (кластеров, корпораций, финансово-промышленных групп) и укрепление материально-технологической базы конструкторско-технологических подразделений промышленных предприятий;
  • установление кооперационных научно-технических связей между отраслями-донорами и отраслями-реципиентами технологий, специализацию объектов и субъектов инновационной инфраструктуры на обслуживании отдельных комплексов отраслей, взаимосвязанных посредством диффузии технологий;
  • сближение технологической структуры белорусской промышленности по отношению к соответствующей структуре промышленно развитых стран как основных потенциальных доноров технологий;
  • создание эффективных каналов трансфера знаний между отечественными и иностранными предприятиями;
  • разработку эффективной маркетинговой стратегии предприятий, позволяющей им в режиме реального времени отслеживать конъюнктуру рынка и тенденции в техническом и технологическом развитии номенклатуры выпускаемой продукции;
  • реструктуризацию предприятий на основе рыночной самоорганизации и конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках.

Используемые при этом инструменты государственного воздействия  следует ориентировать на поддержку  инициативы предприятий, стимулируя в соответствующих направлениях их инвестиционно-инновационную активность.

Важнейшим условием реализации стратегии должно стать стимулирование наукоемкого экспорта и расширения международной технологической  интеграции учреждений научной и  научно-технической сферы, создание условий и стимулов для привлечения зарубежных инвестиций для развития научных организаций и их интеграции в международную систему научно-технической кооперации.

Информация о работе Инновационная политика Беларуси