Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 22:15, курсовая работа
Инновации служат сегодня основой экономической безопасности страны. Высокий уровень инновационности экономики позволяет стране достойно участвовать в мировой конкуренции. Для современной Беларуси путь инновационного развития является единственно верным. Это обстоятельство осознается на государственном уровне: принят ряд соответствующих законодательных актов, утвержден перечень приоритетных направлений научно-технической деятельности, принимаются определенные меры.
• привлечение инвестиций
под правительственные
• инвестирование средств
в создание и развитие субъектов
инновационной инфраструктуры;
• размещение госзаказов на закупку продукции,
созданной в результате инновационной
деятельности;
• субсидии на реализацию инновационных проектов;
• льготы по налогам, пошлинам,
сборам и иным платежам, а также
в области тарифного и
• предоставление права использования принадлежащего государству имущества, в том числе ОИС.
В странах,
поощряющих инновационную
Необходимость
увеличения доли частных
Однако без государственных
Успех
в области инноваций в
Для повышения
эффективности отечественной
Во-первых, белорусские
инноваторы не очень активно
используют возможности охраны
разработок как объектов
Во-вторых, договоры
с иностранным партнером о создании и
использовании инноваций регулируются
указом Президента Республики Беларусь
«О порядке проведения и контроля внешнеторговых
операций» и могут быть рассмотрены как
внешнеэкономические сделки. Это приводит
к дополнительному контролю экспорта
инноваций.
Безусловно, выполнение исследований
за счет бюджетных средств или с помощью
других механизмов государственной поддержки
ставит вопрос о степени свободы территориального
использования полученных достижений.
Экспорт новых технологий, созданных при
бюджетном финансировании, должен быть
поставлен под контроль, но его осуществление
с помощью методов, применяемых при внешнеторговых
операциях, вряд ли будет эффективным.
В-третьих, необходимо учитывать регионализацию инновационных рынков. Пример ЕС убедительно доказывает, что опыт экономической интеграции позволяет странам, участвующим в ней, получать неоспоримые преимущества. Государства, входившие ранее в состав СССР, должны уделять больше внимания формированию единого инновационного пространства и использовать в этом процессе опыт ЕС по снятию ограничений территориального характера прав интеллектуальной собственности. Экономические предпосылки такой интеграции на постсоветском пространстве уже имеются — транснациональные финансово-промышленные группы и другие объединения хозяйствующих субъектов из стран СНГ, ЕврАзЭС, Союзного государства
1.5. Методы государственного управления инновационной политики
К прямым методам государственного управления инновационной деятельностью относятся:
- прогнозирование, планирование и программирование НТП и инновационной деятельности, выражающиеся в выборе приоритетов и целей развития науки и техники, обозначении соответствующих плановых и индикативных показателей, разработке и реализации научно-технических и инновационных программ, оценке их эффективности и т. п.;
- бюджетное финансирование НИР и НИОКР, которое можег целевым (адресным) и выделяемым на конкурсной основе;
- государственные заказы и гарантируемые закупки наукоемкой и высокотехнологичной продукции, производимой конкретными организациями;
- создание и развитие в стране за счет средств государственного бюджета соответствующей инновационной инфраструктуры;
Косвенные меры (встроенные стабилизаторы) заставляют инновационные предприятия и экономику в целом работать в режиме рыночного саморегулирования и включают в себя:
- налоговые и таможенные льготы, а также другие аналогичные преференции, предоставляемые субъектам инновационной деятельности, включая политику ускоренной и сверхускоренной амортизации их основного капитала;
- льготное кредитование инвестиционно-инновационных проектов;
- формирование в стране социально-психологического климата, способствующего повышению престижа научно-инновационной деятельности, и др.
К синтетическим мерам
государственного регулирования инновационного
процесса можно отнести разработку
законодательной базы, регулирующей
научно-техническую и
Мировая практика показывает, что технологически развитые державы и успешно догоняющие их страны демонстрируют наличие в них активной и эффективной государственной инновационной политики. Эксперты отмечают, что во всех без исключения державах - лидерах мирового HIП, а также догоняющих их новых индустриальных странах государство сыграно и продолжает играть ключевую роль в переходе к инновационной модели развития.
Глава 2 Анализ инновационного развития промышленности и источников его финансирования
2.1 Анализ структуры
организаций, выполняющих
Формирование различных стратегий инновационного роста является важным шагом к формированию эффективной Национальной инновационной системы (НИС) страны. Это позволит увеличить количество инновационных предприятий в республике и поднять уровень технологичности региона. Но для грамотного проведения стратегии следует учитывать особенности, потенциал и специфику развития каждого региона. Основой хозяйственного потенциала страны является промышленность. В настоящее время на ее долю приходится более 30 % основных средств предприятий всех отраслей экономики и создается около 28 % объема ВВП. Основная часть (~ 56 % в 2008 г.) промышленных предприятий сконцентрирована в г. Минске, а также Гомельской и Витебской областях.
В г. Минске сосредоточена пятая часть всех промышленно-производственных фондов и присуще значительное недоиспользование мощностей, а также высокая степень их износа. Основные показатели, характеризующие промышленный потенциал столицы приведены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 – Основные показатели промышленного потенциала г. Минска
Показатели |
2005 |
2006 |
2008 |
2009 |
2010 |
Число предприятий |
2819 |
2947 |
3163 |
3444 |
4165 |
Объем продукции, млрд. руб. |
10169 |
12629 |
15705 |
20114,3 |
26263,3 |
Численность промышленно-производственного персонала, тыс. чел. |
234,0 |
239,8 |
244,9 |
251,1 |
261,4 |
В том числе рабочих, тыс. чел. |
180,7 |
180,1 |
179,6 |
183,1 |
195,4 |
Прибыль от реализации продукции, работ, услуг, млрд. руб. |
1164,8 |
1355,3 |
1941,4 |
2483,4 |
3004,5 |
Рентабельность реализованной продукции, работ, услуг, % |
13,1 |
12,2 |
14,1 |
13,9 |
11,6 |
Индексы производства потребительских товаров (в сопоставимых ценах, в % к предыдущему году) |
114,0 |
110,9 |
111,6 |
111,8 |
113,2 |
Источник: Данные Национального статистического комитета
Важно понять, что именно
столица должна стать флагманом
создания наукоемкой продукции и
высоких технологий, но прирост промышленного
производства должен непременно сопровождаться
сокращением потребления
Одним из наиболее индустриально
развитых регионов страны является Гомельская
область – на ее долю приходится
более 22 % промышленного производства.
Экспортно-ориентированная
Таблица 2.2 – Основные показатели промышленного потенциала Гомельской области
Показатели |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Число предприятий |
814 |
864 |
899 |
951 |
1239 |
Объем продукции, млрд. руб. |
10806 |
14160 |
17044 |
20633 |
30345,2 |
Численность промышленно-производственного персонала, тыс. чел. |
161,5 |
160,7 |
159,9 |
159,9 |
162,1 |
В том числе рабочих, тыс. чел. |
130,2 |
126,8 |
124,9 |
124,0 |
122,8 |
Прибыль от реализации продукции, работ, услуг, млрд. руб. |
1773,6 |
2023,5 |
2275,5 |
1917,3 |
2719,6 |
Рентабельность реализованной продукции, работ, услуг, % |
24,6 |
21,6 |
20,7 |
13,2 |
14,5 |
Индексы производства потребительских товаров (в сопоставимых ценах, в % к предыдущему году) |
110,1 |
106,6 |
107,6 |
104,4 |
112,6 |
Источник: Данные Национального статистического комитета
Для повышения промышленного потенциала Гомельской области приоритетными стали химическая и нефтехимическая сферы. Именно в эти отрасли следует вкладывать ресурсы, благодаря которым возможны модернизация и техническое перевооружение. Кроме того, обязательным условием роста промышленного потенциала является увеличение выпуска высокотехнологичной продукции и снижение ее энерго- и материалоемкости.