Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 22:15, курсовая работа
Инновации служат сегодня основой экономической безопасности страны. Высокий уровень инновационности экономики позволяет стране достойно участвовать в мировой конкуренции. Для современной Беларуси путь инновационного развития является единственно верным. Это обстоятельство осознается на государственном уровне: принят ряд соответствующих законодательных актов, утвержден перечень приоритетных направлений научно-технической деятельности, принимаются определенные меры.
Механизмы в сфере экспорта призваны создать условия для ускоренного роста экспорта продукции обрабатывающих отраслей промышленности - машин и оборудования, высокотехнологичных и наукоемких изделий, услуг, в том числе за счет:
Таможенные механизмы
должны обеспечивать функционирование
гибкой системы таможенного
1.2 Классификация и типы инноваций
Инновации классифицируются по многим признакам:
а) по степени новизны различают: базисные инновации, связанные с реализацией крупных изобретений или открытий и являющиеся основой для формирования новых поколений и направлений развития техники; улучшающие инновации, обусловленные внедрением мелких и средних изобретений и преобладающие на стадиях стабильного развития НТП; псевдоииновации - это частичное улучшение устаревших видов техники и технологии;
б) по причинам возникновения инновации бывают: реактивные, направленные на вьгживание фирмьг, которые появляются как реакция на радикальные инновационные преобразования, осуществляемые конкурентами; стратегические, имеющие упреждающий характер и направленные на получение значительных конкурентных преимуществ в виде так называемой научно-технический (инновационный);
в) по характеру применения
инновации классифицируют, как: продуктовые,
направленные на производство и использование
новых продуктов и услуг; процессные,
нацеленные на новые технологии и
методы организации производства; рыночные,
связанные с выходом
Как это уже отмечалось, инновация - это процесс и результат внедрения новшества в рамках конкретного инновационного проекта. Совокупность инновационных проектов представляет собой инновационную программу, реализующую ту или иную инновационную стратегию.
Различают два основных типа инновационных стратегий:
- адаптивную, когда нововведения являются лишь реакцией на действия конкурентов;
- конкурентную, когда нововведения основаны на результатах собственных НИР и НИОКР, служат источником для достижения успеха и получения конкурентных преимуществ и нацелены на получение дополнительного дохода за счет улучшения качества продукта и/или снижения его себестоимости, именуемого инновационной рентой.
Инновационная деятельность - это процесс, направленный на осуществление и реализацию результатов НИР и НИОКР, направленных на создание или усовершенствование продукта, технологического процесса, метода организации производства, сбыта произведенной продукции, улучшение социальных условий.
Инновационная инфраструктура как часть национальной инновационной системы - это совокупность организаций или ее подразделений, осуществляющих инновационную деятельность и способствующих ей.
В частности, к таким организациям относятся:
а) специализированные органы государственного управления, осуществляющие прогнозирование, программирование, планирование, координацию научно-технической и инновационной деятельности, а также контроль за ее реализацией. В Беларуси, например, многие перечисленные функции возложены на Государственный комитет по науке и технологиям при Совете Министров Республики Беларусь (ГКНТ),
б) система национальных, научно-исследовательских институтов, вузов, конструкторских бюро и т. п., осуществляющих НИР и НИОКР фундаментального и прикладного характера, а также практическое внедрение их результатов;
в) инновационные инкубаторы - сложные многопрофильные комплексы, как правило, занимающие отдельные здания и реализующие широкий перечень инновационных и информационных услуг, причем инкубаторы предоставляют эти услуги сторонним фирмам в течение 2-5 лет, после чего эти фирмы покидают инкубаторы и начинают самостоятельную деятельность;
г) технологические парки - это
научно-производственные территориальные
комплексы, в состав которых входит ряд
центров: исследовательские, инновационные,
маркетинговые, центры обучения, информационных
технологий и др. В Республике Беларусь
по решению Президента Республики Беларусь
в центре г. Минска создан Парк высоких
технологий. В соответствующем Декрете
Президента Республики Беларусь от 4 апреля
2006 г. № 5 «О Парке высоких технологий»
указывается, что Парк высоких технологий
создается «...в целях создания благоприятных
условий для повышения конкурентоспособности
отраслей экономики Республики Беларусь,
основанных на новых и высоких технологиях,
дальнейшего совершенствования организационно-экономических
и социальных условий дня проведения разработок
современных технологий и увеличения
их экспорта, привлечения в эту сферу отечественных
и иностранных инвестиций... для разработки
в Республике Беларусь программного обеспечения,
информационно-
д) технополисы - целостные научно-производственные структуры, созданные на базе отдельных городов, в экономике которых заметную роль играют технопарки, инкубаторы и другие элементы инновационной инфраструктуры;
е) специализированные инновационные фонды, оказывающие целенаправленную поддержку субъектам инновационной деятельности. Следует отметить, что в Беларуси на протяжении ряда лет весьма результативно действуют Белорусский республиканский фонд фундаментальных исследований, Белорусский инновационный фонд, Фонд информатизации Республики Беларусь, а также отраслевые инновационные фонды (инновационные фонды государственных органов управления, министерств и ведомств).
ж) организации, осуществляющие трансфер технологий - передачу научно-технических знаний и опыта с целью оказания научно-технических услуг, внедрением и применением новых технологических процессов, выпуском новой продукции как на бездоговорной основе, так и на условиях, определенных договором между сторонами-участницами - авторами НИР и НИОКР и потребителями результатов их выполнения. В соответствии с указанными целями в Республике Беларусь создан Республиканский центр трансфера технологий (РЦТТ), основной задачей которого является коммерциализация и продвижение научно- технологических разработок на отечественный и зарубежный рынки, а также привлечение инвестиций в сферу наукоемких и высокотехнологичных производств. РЦТТ, входящий в состав инновационной ассоциации «Академтехнопарк» НАН Беларуси, является «ядром» формирующейся в стране системы трансфера технологий. Его филиалы и отделения сегодня созданы во всех областях Республики Беларусь, а также в ряде ведущих научных организаций и вузов страны. В 2005 г. на базе РЦТТ создан экспериментальный образец единой сетевой системы обеспечения трансфера технологий, куда уже входят все отделения и филиалы РЦТТ, межвузовский центр маркетинга НИР и Республиканская научно-техническая библиотека.
1.4. Правовое регулирование инновационной деятельности
Рост интеллектуальной
составляющей производства
В
Республике Беларусь имеется
достаточно обширная
Так, понятие «инновации»,
имеющее экономическое происхождение,
достаточно широкое по своему содержанию,
до сих пор не получило четкой правовой
формулировки. Согласно ст. 1 Закона «Об
основах государственной научно-технической
политики», под ними понимаются новые
или усовершенствованные технологии,
виды товаров или услуг, организационно-технические
решения производственного, административного,
коммерческого или иного характера, способствующие
продвижению продукции на рынок, которые
определяются через термин «нововведения».
Это роднит инновации с ОИС, важнейшим
условием охраноспособности которых является
новизна. Однако, только будучи облеченными
в особую правовую форму, инновации становятся
объектами интеллектуальной собственности.
С коммерческой точки зрения этот процесс
очень важен, поскольку позволяет обеспечить
приоритет использования перед другими
лицами и, соответственно, конкурентные
преимущества на рынке, а также возможность
произвести реальную оценку, без чего
невозможно получить финансирование как
с помощью частных инвестиций, так и в
рамках государственной поддержки.
Однако результаты
Так,
в Указаниях по заполнению
формы государственной
Таким образом, сопоставляя
Например,
в п. 2 ст. 726 Гражданского кодекса
сказано, что если в договоре
на выполнение научно-
Еще одной особенностью инноваций является
то, что они, в отличие от объектов интеллектуальной
собственности, обязательно подразумевают
стадию внедрения в коммерческий оборот,
то есть должны быть введены на рынок,
дойти до стадии производства и дать эффект.
Но коммерциализация инноваций силами
их разработчиков экономически нецелесообразна.
Поэтому задача правового регулирования
заключается в создании инновационной
инфраструктуры, в первую очередь для
того, чтобы помогать развиваться ее основным
субъектам — научным и производственным
организациям.
Государственная поддержка
• инновационные программы с определением
приоритетных областей;
• финансирование из госбюджета;