Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 22:15, курсовая работа
Инновации служат сегодня основой экономической безопасности страны. Высокий уровень инновационности экономики позволяет стране достойно участвовать в мировой конкуренции. Для современной Беларуси путь инновационного развития является единственно верным. Это обстоятельство осознается на государственном уровне: принят ряд соответствующих законодательных актов, утвержден перечень приоритетных направлений научно-технической деятельности, принимаются определенные меры.
Экономический рост по всем подотраслям должен сопровождаться созданием и широким внедрением как ресурсоэнергосберегающих, так и экологически чистых и малоотходных технологий, разработкой новых видов экологичной продукции. Предстоит принять жесткие меры в сфере технического регулирования, сформировать систему санкций за нарушения, стимулировать внедрение энергоэффективных и экологичных технологий на производстве.
Необходимо проводить постоянную работу по снижению импортной составляющей в национальном производстве, ориентируясь, прежде всего, на отечественное сырье, материалы и комплектующие, а также по минимизации импорта в целом.
В соответствии с опытом
высокоразвитых стран мира при формировании
инновационной экономики
В процессе выполнения заданий
Государственной программы инно
В этой связи необходимо доработать и принять ряд законодательных актов, обеспечивающих ускоренное развитие инновационной деятельности в стране и охрану прав на объекты интеллектуальной собственности.
Имеются и другие проблемы, нерешенность которых негативно влияет на развитие отечественного инновационного потенциала, в том числе:
Необходимо продолжить создание эфективной вертикали управления инновационной деятельностью на всех уровнях власти и развитых горизонтальных связей в пределах самой инновационной инфраструктуры с целью интегрирования сектора исследований и разработок с отечественным промышленным сектором. Одной из конечных целей должно стать встраивание отечественной НИС в мировую инновационную систему.
В ближайшей перспективе
отраслевое руководство республики
должно сосредоточиться на выработке
эффективных стратегий и
Вало- и градообразующие производственные предприятия и структуры должны разработать реальные стратегии, направленные на решение стоящих перед ними крупномасштабных проблем инновационного развития страны.
В целом необходимо значительно
увеличить расходы на внедрение
инноваций. Увеличение расходов должно
осуществляться за счет разных источников
финансирования, и в первую очередь
за счет внебюджетных. Бюджетные средства
на проведение наиболее актуальных научно-исследовательских
и опытно-конструкторских
В 2011 – 2015 годах необходимо внести концептуальные изменения в стратегию государственной поддержки малого, среднего предпринимательства (включая законодательную дефиницию понятия среднее инновационное предпринимательство) и придание приоритета развитию малого и среднего инновационного предпринимательства, а также инфраструктуры его поддержки. Конечная цель – создание системы государственной поддержки инновационного предпринимательства, включающей пересмотр всех актов законодательства, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства и его инфраструктуры.
В результате выполнения
Государственной программы
ГКНТ предлагает на стадии
формирования программы
Основные прогнозные показатели инновационного развития по республиканским органам государственного управления, облисполкомам и Минскому горисполкому Республики Беларусь на 2015 год представлены в приложении 2.
Учитывая многолетний международный опыт оценки инновационности экономик стран Европейского союза, при формировании мероприятий программы и оценки их результативности целесообразно сопоставлять степень инновационного развития республики со странами ЕС. В этих целях предполагается использование показателей инновационного развития экономики республики за счет внедрения инноваций, разработанных во исполнение поручений Президента Республики Беларусь от 16 июня 2009 года №10/108 и Совета Министров Республики Беларусь №05/102-272 и соответствующих 3 базовым критериям для оценки роли инноваций в развитии страны и в разрезе страны и регионов, в том числе:
Использование критериев даст возможность судить о степени развития экономики за счет внедрения инноваций и сопоставлять степень инновационного развития Республики Беларусь со странами Европейского союза, а также выявлять слабые стороны инновационного развития и проблемы (Приложение 3).
Предлагаемые критерии и показатели наряду с такими критериями как импортозамещение, энерго- и материалоемкость будут положены в основу отбора проектов для их реализации в рамках Государственной программы.
Согласно прогнозу социально-экономического развития Республики Беларусь в 2015 году (Таблица 2) ожидается увеличение валового внутреннего продукта по сравнению с показателем 2010 года в 1,45-1,5 раза, рост инвестиций в основной капитал – в 1,47 – 1,54 раза, рост производительности общественного труда – в 1,45 – 1,48 раза и снижение энергоемкости – на 26,6 – 30,1 процента.
В 2015 году предусматривается выход Республики Беларусь на положительное торговое сальдо (товары и услуги) – 280 млн. долларов США.
В соответствии с концепцией Государственной программы и Пошаговой стратегией до 2015 года увеличения не менее чем на 200 процентов доли наукоемкой и высокотехнологичной продукции в общем объеме белорусского экспорта предусматривается увеличение до 14 процентов экспорта высокотехнологичной продукции от общего объема экспорта (Таблица 3).
Реализация пошаговой стратегии направлена на обеспечение роста производства и экспорта наукоемких и высокотехнологических товаров, адекватное ограничение или расширение импорта наукоемких и высокотехнологических товаров, соответствующим образом воздействующих на снижение или увеличение объемов национального экспорта вследствие межотраслевой диффузии; приоритетность развития отраслей и субъектов народного хозяйства, обеспечивающих разработку, ускоренное освоение высоких технологий и производство конкурентоспособных товаров с высокой добавленной стоимостью; диверсификацию товарной структуры и расширение географии сбыта наукоемкой и высокотехнологической продукции.
3.3 Важнейшие задачи
инновационного развития в
Могилевская область является регионом с крупным промышленным потенциалом, производящим около 9 процентов республиканского объема производства промышленной продукции.
Промышленный комплекс области представляют 200 промышленных организаций, из которых 69 – государственной собственности (46 – республиканской, 23 – коммунальной), 131 – негосударственной собственности (частной – 125, иностранной – 6).
Кроме этого, производят промышленную продукцию более 1700 малых предприятий и производств непромышленных организаций.
Структура промышленности области
представлена одиннадцатью основными
отраслями промышленности: химической
и нефтехимической, машиностроением
и металлообработкой, пищевой, промышленностью
строительных материалов, легкой, лесной,
деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной,
черной металлургией, топливной, мукомольно-крупяной
и комбикормовой и
В области сосредоточены наиболее значимые для страны и области производства – весь республиканский объем производства лифтов, шин автомобильных и для сельскохозяйственных машин. Производится более 99 процентов общего объема производства в республике прицепов тракторных, 97 процентов – мягких кровельных материалов, около 79 процентов – косилок тракторных, более 77 процентов – стальных труб, 54 процента – цемента, более 48 процентов – шифера, около 41 процент – химических волокон и нитей.
На промышленных предприятиях трудятся более 112 тыс. работников.
Одним из приоритетных направлений является развитие внешнеэкономических отношений области, наращивание экспорта и совершенствование его структуры за счет выпуска качественной, востребованной на мировых рынках, наукоемкой, ресурсосберегающей и экологически чистой продукции. Основываясь на принципе многовекторности, должное внимание уделяется вопросам развития товаропроводящей сети за рубежом организаций, подведомственных местным органам власти.
В настоящее время
Это совместные предприятия в г. Москве - ООО «Совместное предприятие «Бабушкина крынка – Элан», ООО «Могилевские молочные продукты» и ООО «Совместное предприятие «Днепропродукт», в Московской области (г. Королев) - ООО «Торговый Дом «Могилев молоко», в г. Брянске – ООО «Мясомолпродукт», в г. Калуге – ООО «Беларусский продукт»; дилерские структуры ОАО «Могилевский желатиновый завод» в Московской области и городах Москве, Санкт-Петербурге, Хабаровске, Смоленске и т.д.
Важным приоритетом
В 2011 – 2015 годах в Могилевской области сохранится повышенное внимание к инвестиционной и инновационной деятельности за счет расширенного воспроизводства основных фондов, обновления производственных мощностей на базе качественно нового оборудования с использованием передовых технологий, в первую очередь в машиностроении, в нефтехимическом комплексе, энергетике, деревообрабатывающей и перерабатывающей промышленности и других сферах области.