Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 11:55, лекция
Структура организации зависит от ее функций и деятельности. Организации создают структуры, чтобы обеспечить координацию и контроль деятельности своих подразделений и работников. Структуры организаций различаются по сложности (т.е. по степени разделения деятельности на различные функции), формализации (т.е. по степени использования заранее установленных правил и процедур), соотношению централизации и децентрализации (т.е. по уровням, на которых принимаются управленческие решения). Структурные взаимосвязи находятся в центре внимания многих исследователей и руководителей.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ МЕНЕДЖМЕНТА В ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЕ
8.1.
Анализ организационных
8.1.1.
Общие положения. Цель анализа.
Структура организации зависит от ее функций и деятельности. Организации создают структуры, чтобы обеспечить координацию и контроль деятельности своих подразделений и работников. Структуры организаций различаются по сложности (т.е. по степени разделения деятельности на различные функции), формализации (т.е. по степени использования заранее установленных правил и процедур), соотношению централизации и децентрализации (т.е. по уровням, на которых принимаются управленческие решения). Структурные взаимосвязи находятся в центре внимания многих исследователей и руководителей. Для эффективного достижения цели необходимо понимание структуры работ, подразделений и других функциональных единиц. Структурные и поведенческие взаимосвязи в свою очередь помогают установить цели организации.
Структура организации — это фиксированные взаимосвязи между подразделениями и работниками организации, т.е. установленная схема взаимодействия и координации технологических и человеческих элементов.
Схема любой организации включает в себя состав отделов, секторов и других линейных и функциональных единиц.
Свою деятельность организация осуществляет в соответствии с основными целями и задачами, т.е. движется по определенному пути в сторону достижения заданных положений, используя при этом совокупность всех средств, доступных исполнительным органам.
Цель
анализа организационных
8.1.2.
Анализ организационно-
Цель анализа организационно-правовой формы организации — установить, кто и в каком размере несет ответственность по обязательствам организации, кому предоставлены полномочия заключать договоры от имени организации, в чьем ведении находится решение тех или иных вопросов хозяйственной деятельности организации, кто заинтересован в реализации политики перемен. Размеры имущественной ответственности определяются правовым положением юридического лица, зарегистрированного как организация с установленным наименованием. Наиболее часто организации создаются в форме открытого или закрытого акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью.
Анализ проводится в три этапа:
1)изучение
учредительного договора, который
регулирует права и
2) изучение устава организации, в котором должны быть определены:
3) проведение
анализа соответствия
Вывод
Для реализации принципов управления в инновационной сфере и политики инновационной восприимчивости важно выделить заинтересованные группы — лидеров перемен, способных осуществлять руководство политикой инновационной восприимчивости.
8.1.3. Анализ конкретных функций управления
Анализ конкретных функций управления проводится на основе положений, рассмотренных нами в главе 6 «Функции менеджмента в инновационной сфере».
8.1.4. Анализ специализации конкретных функций управления
Анализ специализации конкретных функций управления проводится на основе положений, рассмотренных нами в главе 6 «Функции менеджмента в инновационной сфере».
8.1.5. Анализ форм организации НИОКР
Организация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) осуществляется исходя из следующих принципов:
Указанные принципы в инновационной организации могут быть реализованы в различных формах (табл. 8.1).
Формы организации НИОКР в инновационной организации
Форма организации НИОКР |
Содержание |
Концентрация НИОКР в крупной организации. «Крупные организации имеют неоспоримые |
Факторы высокой концентрации НИОКР: необходимость усилий большого коллектива; значительная материально-техническая база для исследований; |
Форма организации НИОКР |
Содержание |
Преимущества в качестве источника и среды для нововведений» (Й. Шумпетер) |
увеличение расходов на освоение нововведения (стоимость реализации проекта часто превышает планируемую); возможность приобретения акций и поглощение целых компаний, освоивших выпуск нового продукта или технологии, которые прошли рыночную апробацию |
Специализация НИОКР в мелких компаниях |
Факторы специализации НИОКР: определенность и четкость связей между исследованиями, внедрением, производством и сбытом; цель, стоящая перед мелкой компанией в области освоения нововведения, понятна всем сотрудникам; возможность избежать устоявшихся направлений исследований и традиций, характерных для крупных лабораторий |
Межфирменная кооперация НИОКР |
Факторы межфирменной кооперации: возможность программно-целевой организации НИОКР (программно-целевые институты, создаваемые компаниями на паевых началах, инновационные центры, создаваемые на базе объединений университетов и компаний); покупка лицензий, предоставление ссуд, привлечение мелких высокотехнологических компаний к сотрудничеству в качестве поставщиков и субподрядчиков крупных проектов; организация совместных венчурных компаний для производства и реализации новых товаров; создание исследовательских консорциумов конкурирующими между собой компаниями; формирование «стратегических партнерств» на национальном и межнациональном уровнях; организация технологических альянсов, позволяющих увеличить межнациональную интеграцию инновационных процессов; организация кооперации НИОКР на доконкурентной стадии реализации товаров |
Выводы
1. Инновационная организация осуществляет динамичный эволюционный рост на основе нововведений: новых потребительских товаров, технологий, рынков, форм организации производства.
2. В каждой инновационной организации должна быть предусмотрена функция управления НИОКР, форма организации которой зависит от этапа развития (концентрация НИОКР в рамках одного подразделения фирмы, создание специализированных подразделений НИОКР в рамках организации, варианты межфирменной кооперации НИОКР).
8.1.6. Анализ иерархии управления
Организация состоит из взаимодействующих и вертикально расположенных уровней управления. «Иерархия управления — служебная лестница, ряд должностных обязанностей и т.п.. последовательность подчинения в порядке перехода от низших к высшим ее уровням (и наоборот)» [81, с. 66]. Существенные признаки, характерные для всех иерархических систем, указаны в табл. 8.2 [81, с. 66-73].
Таблица 8.2
Название признака |
Содержание признака |
Последовательное вертикальное расположение уровней управления |
Иерархия управления состоит из вертикально соподчиненных руководителей, каждый из которых последовательно подчинен вышестоящему руководителю, наделенному фактическими обязанностями, правами и ответственностью |
Право вмешательства (приоритет действий) вышестоящего руководителя в деятельность линейно подчиненных ему работников |
Воздействие вышестоящего уровня носит обязывающий характер, нижестоящий уровень реализует цели вышестоящего уровня |
Зависимость действий руководителя от действий его подчиненного, т.е. от фактического исполнения нижними уровнями своих функций |
Успех руководителя любого уровня управления зависит от поведения, осознанности действий, дисциплинированности исполнителей нижестоящего уровня |
Взаимосвязь трудозатрат и степени самостоятельности подчиненных |
Сокращение числа уровней управления ведет к росту эффективности взаимосвязей работников и к уменьшению расходов на их осуществление |
Таким образом, иерархия организации — это количество уровней управления. Уровнем управления в организации считается та ее часть, в рамках которой и в отношении которой могут приниматься самостоятельные решения без обязательного согласования выше- или нижерасположенными частями. Функциональные подразделения могут быть включены в число уровней управления, если на практике реализуются линейные связи.
Количество уровней управления определяет «этажность» организации и тесно связано с возможностью эффективного осуществления линейных и функциональных связей в организации. Эти связи рассматриваются с точки зрения координации принимаемых решений.
Все руководители играют определенные роли и выполняют определенные функции, однако это не означает, что руководители крупной компании заняты выполнением одной и той же работы. Организации, достаточно крупные для того, чтобы обеспечить четкие разграничения в работе руководителей и подчиненных, обычно имеют такой большой объем управленческой работы, что она должна быть разделена. Одна из форм разделения управленческого труда носит горизонтальный характер: расстановка конкретных руководителей во главе отдельных подразделений. Как и в случае с горизонтальным разделением труда для выполнения производственных работ, горизонтально разделенная управленческая работа должна быть скоординирована таким образом, чтобы организация могла добиваться успеха в своей деятельности.
Информация о работе Организационные сферы менеджмента в инновационной сфере