Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 11:55, лекция
Структура организации зависит от ее функций и деятельности. Организации создают структуры, чтобы обеспечить координацию и контроль деятельности своих подразделений и работников. Структуры организаций различаются по сложности (т.е. по степени разделения деятельности на различные функции), формализации (т.е. по степени использования заранее установленных правил и процедур), соотношению централизации и децентрализации (т.е. по уровням, на которых принимаются управленческие решения). Структурные взаимосвязи находятся в центре внимания многих исследователей и руководителей.
2. Преимуществом органистической организации можно считать гибкость, т.е. лучшую адаптацию к изменениям внешней среды.
8.1.13.
Анализ организации по
По критерию «отношение к человеку» различают два типа организаций: корпоративный и индивидуалистический. Основные характеристики организации корпоративного типа [13]:
Основные
характеристики организации индивидуалистическ
По взаимодействию индивидуума с организацией инновационная организация является индивидуалистической. Для нее характерны:
8.1.14.
Анализ организации по
Наиболее известными типами организаций по критерию «отношения между подразделениями» являются традиционная, дивизиональная (отделенческая), матричная и организация с системой подразделений. Наиболее часто на практике встречаются организации традиционного типа, представляющие собой комбинацию линейной и функциональной департаментизации. Основой любой организации являются линейные подразделения, осуществляющие в организации основную работу, и обслуживающие их специализированные функциональные подразделения, создаваемые на «ресурсной» основе (кадры, финансы, информация, знания и др.).
Характеристики организаций основных типов приведены в табл. 8.12.
По взаимодействию между подразделениями инновационная организация относится к матричной организации и к организации с системой подразделений, хотя матричная организация может быть частным случаем организации с системой децентрализованных подразделений.
В рамках существующей структуры создаются специальные подразделения из состава функциональных специалистов с привлечением производственных специалистов (рабочих) под руководством управляющего. Управляющий отвечает за выполнение программы, цели и т.д.
Преимуществами такой организации можно считать:
Характеристики организаций
Традиционная организация |
Дивизиональная организация |
Матричная организация |
Организация с системой подразделений |
Критерий департаментизации — ресурсы. По типу структуры — линейно-функциональная. Преобладает тенденция к централизации. Преобладает тенденция к высокой структуре. По критерию «отношение к внешней среде» — механистическая. По критерию «отношение к человеку» — корпоративная |
Критерий департаментизации — результат. По типу структуры — линейно-функциональная. Преобладающая тенденция — скоординированная децентрализация: централизация стратегических функций и децентрализация оперативных. Преобладает тенденция к высокой структуре. По критерию «отношение к внешней среде» — механистическая; возможны элементы органистической на стратегическом уровне. По критерию «отношение к человеку» — корпоративная организация с элементами индивидуалистической организации для творческих работников |
Критерий департаментизации — ресурсно-результатный. Тип структуры — матричный или с элементами матричного типа. Преобладающая тенденция — децентрализация, плоская структура. По критерию «отношение к внешней среде» — органистическая. По критерию «отношение к человеку» — индивидуалистическая |
Критерий департаментизации — результат. По типу структуры может быть любой — в зависимости от стратегии управления. Децентрализация управления. Плоская структура. Органистическая. Индивидуалистическая. Высокая регуляция корпоративной культуры. Эдхократическая организация, использующая высокую степень свободы в действиях работника, компетентность и самостоятельное решение проблем. Многомерная, партисипативная, предпринимательская организация |
К недостаткам можно отнести:
8.1.15.
Анализ организации по
Управление возможно «со стороны», посредством формулирования целей, распределения задач, определения порядка действий, составления инструкций, определения системы мотивации. Противоположным является управление «изнутри», которое заставляет всех участников усваивать определенные общие нормы и ценности, которые служат в качестве базы для «автоматического» отбора «правильных» образцов поведения. Именно это называется корпоративной культурой, а поведение является ее внешним проявлением [11, с. 242].
Концепция культуры содержит следующие компоненты [11]:
Как правило, выделяют четыре типа корпоративных культур: реагирующий, отзывчивый, активный, высокоэффективный [11, с. 233—238]. Особенности каждого из них указаны в табл. 8.13 [11].
Тип корпоративной культуры |
Основные особенности | |
Реагирующий |
Цель работников — не рисковать, занять оборонительную позицию, не нести ответственность за принятые решения. Отсутствие сплоченности, нет общей цели. Наличие враждебных фракций; хотя участники борются, чтобы протащить или провалить то или иное ре- | |
шение, каждый из них знает, что никто не будет согласен с принятым решением. Страх за выживание организации, хотя с объективной точки зрения для этого нет оснований. Работники не выполняют работу так, как могли бы выполнять. Негативные отношения и негативная внутренняя ситуация. Модель изменения организации — принуждающее наказание. Последствия: плохие рыночные результаты, нет работы на перспективу | ||
Отзывчивый |
Планирование ограничено ближайшим будущим, касается распределения работы. Высокий уровень сотрудничества в группах. Нет реальной долгосрочной перспективы, которая бы вдохновляла людей и поощряла достижение высокого уровня самореализации. Люди, работающие в группах, способны реагировать на ситуацию, с которой они столкнулись, но не способны взять инициативу на себя, чтобы направить события в нужное русло. Модель изменения организации — приспособление к изменению ситуации внешней среды. Последствия: высокие результаты и концентрация на совместной работе, но нет работы на перспективу | |
Активный |
Руководители являются истинными предпринимателями, деятельность направлена на достижение определенной цели. Стратегическое управление является мощным инструментом мотивации работников. Наличие руководителей и последователей, способных правильно определить нужный курс будущего и создать атмосферу доверия и взаимной поддержки. Модель изменения организации — плановая, целенаправленная деятельность в соответствии с миссией и стратегией. Последствия: высокие результаты, работа на будущее в соответствии с выбранной стратегией и желаемым будущим курсом при условии правильно выбранной стратегии, наличия активных руководителей и последователей | |
Высокоэффективный |
Задача управления сводится к направлению энергии работников в нужное русло, предоставлению простора для выявления и развития индивидуального потенциала. Модель изменения организации — программная, связанная с развитием организации. Последствия: высокие результаты, работа на будущее в соответствии с внутренним потенциалом организации, который складывается из индивидуальных потенциалов каждого работника |
Поскольку для
инновационной организации
Вместе с
тем «слабая сторона
Факторы, необходимые для достижения уровня «самоизучающей» организации
Фактор |
Содержание фактора |
Система мышления |
Умозрительные построения, основанные на знаниях и навыках, которые нужны для того, чтобы сделать модель мышления более строгой и оптимальной |
Индивидуальное мастерство |
Приобретение особого уровня профессионализма. Люди с
высоким уровнем |
Модели мышления |
Глубоко укоренившиеся в сознании представления, обобщения, мысленные образы, которые влияют на понимание и поступки |
Окончание табл. 8.14
Фактор |
Содержание фактора |
Формирование общего образа компании |
Когда сформирован истинный образ компании, в противоположность привычному представлению люди совершенствуются и учатся по своему желанию, без принуждения. Образ компании кристаллизуется в результате совместных усилии людей |
Групповое «самоизучение» |
Группа начинает процесс «самоизучения» с диалога, при котором раскрываются способности всех членов группы. Временно забываются основные предписания. Диалог включает процесс совместного мышления, а также построение моделей взаимодействия в группах. Группы учатся, растет профессионализм членов группы |
Создание
«самоизучающей» организации
5) периодическая
оценка результатов.
Таким образом, в организации поддерживается непрерывный процесс «самоизучения», что позволяет ей выйти из одного круга «поведение, обеспечивающее успех, — кризис — обновленная система управления» и перейти на следующий виток с новым стилем поведения, также обеспечивающим успех [11, с. 248—253].
8.1.16.
Выводы из анализа
Организационные характеристики, удовлетворяющие критерию «развитие инновационной восприимчивости», приведены на рис. 8.1, а выводы из анализа организационных характеристик организации — в табл. 8.15.
Информация о работе Организационные сферы менеджмента в инновационной сфере