Управление научно-техническим процессом на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:09, курсовая работа

Описание

Цель работы заключается в изучении теоретических положений и разработке рекомендаций по управлению научно-техническим прогрессом на отечественных предприятиях на примере ФГУ «Брянский ЦСМ».
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
- обобщить и систематизировать основные теоретические положения, связанные с анализом состояния научного потенциала РФ;
- показать необходимость и основные направления формирования системы управления НТП на предприятии;
- выявить факторы и приоритеты устойчивого развития отечественных предприятия за счет внедрения достижений НТП на примере ФГУ «Брянский ЦСМ».

Содержание

1. Теоретические основы обеспечения устойчивого инновационного развития отечественных предприятий на основе использования достижений научно-технического прогресса
1.1 Содержание понятия НИОКР
1.2 Роль научного потенциала в развитии отечественных предприятий и национальной экономики в целом
1.3 Современное состояние научного потенциала страны
2. Управление научно-техническим прогрессом на предприятии ФГУ «Брянский ЦСМ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Управление НТП на предприятии
2.3 Организация планирования на предприятии
3. Государственное регулирование внедрений достижений НТП в современных условиях
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовик5 курс.doc

— 236.00 Кб (Скачать документ)

     Всероссийский заочный финансово-экономический  институт

     Кафедра менеджмента и маркетинга

     Курсовая работа

     по  дисциплине «Инновационный менеджмент»

     на  тему «Управление  научно-техническим  процессом на предприятии» 

                                                    Выполнила: 

                                                        Романенко Ольга Сергеевна

                                             Специальность менеджмент организации

                                                   Группа №8

                                                   № зачетной книжки 06ММБ02029

                                                        Руководитель:  
 
 
 
 

г. Курск 2011

     Содержание 

Введение

1. Теоретические  основы обеспечения устойчивого  инновационного развития отечественных предприятий на основе использования достижений научно-технического прогресса

1.1 Содержание  понятия НИОКР

1.2 Роль  научного потенциала в развитии  отечественных предприятий и  национальной экономики в целом

1.3 Современное  состояние научного потенциала страны

2. Управление  научно-техническим прогрессом на  предприятии ФГУ «Брянский ЦСМ»

2.1 Организационно-экономическая  характеристика предприятия

2.2 Управление  НТП на предприятии

2.3 Организация  планирования на предприятии

3. Государственное  регулирование внедрений достижений НТП в современных условиях

Заключение

Список  используемой литературы 

 

      Введение 

     Актуальность  темы исследования определяется необходимостью разработки теоретических положений  по повышению устойчивости и эффективности  развития отечественных предприятий на основе экономики знаний, т.е. на основе достижений научно-технического прогресса (НТП). Это особенно важно в условиях ограниченности экономических ресурсов, недостаточного использования достижений отечественных наукоемких отраслей, а также недостаточного развития научного потенциала России.

     Сегодня экстенсивные факторы развития практически  исчерпаны и необходимо повышать эффективность национального хозяйства  на основе качественного совершенствования  факторов производства, то есть на основе всемерного использования достижения научно-технического прогресса. От успешной реализации инновационной политики зависит конкурентоспособность страны и её место в мировой экономике. Развитие промышленности, преодоление возникшего отставания в области научных разработок и технологий – одна из основополагающих целей стратегии национальной экономической безопасности России

     Ныне  в условиях ослабления государственного регулирования экономического роста, идёт процесс стихийного развития инновационной  деятельности в промышленности, а многие российские технологии вытесняются зарубежными технологиями. В результате Россия намного отстаёт от развитых стран по качеству жизни, производительности труда и уровню использования экономических ресурсов. Поэтому чрезвычайно важно исследовать эту проблему, выявить формы, методики и приоритеты устойчивого развития научно-технического потенциала России.

     Цель  работы заключается в изучении теоретических  положений и разработке рекомендаций по управлению научно-техническим прогрессом на отечественных предприятиях на примере ФГУ «Брянский ЦСМ».

     Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

     - обобщить и систематизировать  основные теоретические положения,  связанные с анализом состояния  научного потенциала РФ;

     - показать необходимость и основные направления формирования системы управления НТП на предприятии;

     - выявить факторы и приоритеты  устойчивого развития отечественных  предприятия за счет внедрения  достижений НТП на примере  ФГУ «Брянский ЦСМ».

     В работе использованы следующие методы: индукция и дедукция, экономико-статистические, балансовый, графический, монографический и другие.

     Информационной  базой исследования послужили данные статистической отчетности по промышленности России, концепции и разработки научных  учреждений, отечественных и зарубежных ученых, нормативные и правовые акты Российской Федерации, посвященные развитию промышленности страны.

     Курсовая  работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, включающего 32 первоисточника. Работа изложена на 45 страницах машинописного текста, включает 8 таблиц и 3 рисунка. 

 

      1. Теоретические основы обеспечения  устойчивого инновационного развития  отечественных предприятий на  основе использования достижений  научно-технического прогресса

         1.1 Содержание понятия НИОКР(Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы)

     Анализ  отечественной и зарубежной литературы показал, что уровень развития и  динамизм инновационной сферы является для большинства стран основным фактором экономического роста. Поэтому сегодня место страны на мировой арене определяется не столько изобилием рабочей силы и при родных ресурсов, сколько качество человеческого капитала, уровнем образования, характером практического использования знаний, инновационной активностью национальной экономики.

     В соответствии с «Руководством Фраскати» (документ принят Организацией экономического сотрудничества и развития в 1993 г. в итальянском городе Фраскати) инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

     Следует разграничивать понятия «новшество» и «инновация».

     Новшество — оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности.

     Новшества могут оформляться в виде: открытий, изобретений, патентов, товарных знаков, рационализаторских предложений, документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или производственный процесс, организационной, производственной или другой структуры, ноу-хау, понятий, научных подходов или принципов, документов (стандартов, рекомендаций, методик, инструкций и т.п.), результатов маркетинговых исследований и т. д.

     Инвестиции  в разработку новшества - половина дела. Главное - внедрить новшество, превратить новшество в форму инновации, т.е. завершить инновационную деятельность и получить положительный результат, затем продолжить диффузию инновации. Для разработки новшества необходимо провести маркетинговые исследования, НИОКР, организационно-технологическую подготовку производства, осуществить производство и оформить результаты.

     Инновация — конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта.

     Новшества могут разрабатываться как для  собственных нужд (внедрения в  собственном производстве либо накопления), так и для продажи. На «входе»  фирмы как системы будут новшества  их продавцов, которые могут сразу  внедряться, переходя в форму инноваций, либо просто накапливаться, дожидаясь своего часа для внедрения. На «выходе» фирмы будут только новшества как товары. Неправомерно в понятие «инновация» включать разработку инновации, ее создание, внедрение и диффузию. Эти этапы относятся к инновационной деятельности как процессу, результатом которого могут быть новшества или инновации.

     Новшества могут быть покупными или собственной  разработки, предназначенными для накопления, продажи или внедрения в выпускаемую  фирмой продукцию (оказываемую услугу), т.е. превращения в форму инноваций. На современном этапе технологической революции фирмы стремятся увеличивать удельный вес новшеств, реализованных в инновациях, что позволяет им повышать уровень монополизма в данной сфере и диктовать покупателям и конкурентам свою политику.

     Благосостояние  общества определяется не массой факторов производства и не объемом инвестиций, а эффективностью инновационной  деятельности, дающей конечный положительный  результат. Новшества могут разрабатываться  по любой проблеме на любой стадии жизненного цикла товара (стратегический маркетинг, НИОКР и т.д.). Процесс по стратегическому маркетингу, НИОКР, организационно-технологической подготовке производства, производству и оформлению новшеств, их внедрению (или превращению в инновации) и распространению в другие сферы называется инновационной деятельностью. Можно выделить следующие структурные источники экономического развития страны:

     1) развитие на основе факторов  производства;

     2) развитие на основе инвестиций;

     3) развитие на основе инновационной деятельности.

     Каждая  страна одновременно использует все  источники развития. Конкурентоспособность  и эффективность экономики определяются структурой источников. Если для функционирования и развития народного хозяйства  страны, приобретения потребительских товаров используется в основном валюта от экспорта природных ресурсов, то уровень экономического развития такой страны будет низким.

     Направление развития на основе инвестиций характеризуется  вложениями капитала не в повышение  конкурентоспособности отдельных отраслей страны, а в их простое воспроизводство. В российской экономике в настоящее время инвестиций не хватает даже на простое воспроизводство, вследствие этого растет удельный вес изношенных основных фондов, повышается их аварийность. Экономическая политика страны, ориентированная на международные кредиты, бесперспективна, так как кредиты надо возвращать, и с большими процентами. Приоритет должен быть отдан не развитию страны на основе факторов производства и инвестиций, а развитию на основе активизации инновационной деятельности в области базовых наукоемких отраслей народного хозяйства, являющихся двигателями развития экономики. Факторы производства и инвестиции являются средствами научно-обоснованной инновационной деятельности, а не ее целью.С учетом имеющегося опыта и приведенных критериев проф. Р.А.Фатхутдиновым предлагается следующая классификация новшеств и инноваций (табл. 1).Таблица 1 – Классификация новшеств и инноваций

Признак классификации Виды инноваций
1. Уровень  новизны новшества 1. Радикальные (внедрение открытий, изобретений, патентов)

2. Ординарные (ноу-хау,  рационализаторские предложения  и др.)

2. Стадия  жизненного цикла товара (ЖЦТ), на  которой внедряется инновация  или разрабатывается новшество 1. Инновации,  внедряемые на стадии стратегического маркетинга

2. То же на  стадии НИОКР

3. Организационно-технологическая  подготовка производства

4. Производство (включая тактический маркетинг)

5. Сервис, осуществляемый  изготовителем

3. Масштаб  новизны инновации (новшества) 1. Инновация  (новшество) в мировом масштабе (открытие, изобретение, патенты)

2. Инновация  в стране

3. Инновация  в отрасли

4. Инновация  для фирмы

4. Отрасль  народного хозяйства, где внедряется  инновация 1. Новшества  и инновации, созданные (внедренные) в сфере науки

2. То же в сфере образования

3. В социальной  сфере (культура, искусство, здравоохранение)

4. В материальном  производстве (промышленность, строительство,  сельское хозяйство и т.д.)

5. Сфера  применения инновации (новшества) 1. Инновации  для внутрифирменного применения

2. Новшества  для накопления на фирме

3. Новшества  в основном для продажи

6. Частота  применения инновации 1. Разовые

2. Повторяющиеся  (диффузия)

7. Форма  новшества – основа инновации 1. Открытия, изобретения,  патенты

2. Рационализаторские  предложения

3. Ноу-хау

4. Товарные знаки,  торговые марки, эмблемы

5. Новые документы,  описывающие технологические, производственные, управленческие процессы, конструкции,  структуры, методы и т.п.

8. Вид  эффекта, полученного в результате  внедрения инновации 1. Научно-технический

2. Социальный

3. Экологический

4. Экономический  (коммерческий)

5. Интегральный

9. Подсистема системы менеджмента,  в которой внедряется инновация 1. Подсистема  научного сопровождения

2. Целевая подсистема

3. Обеспечивающая  подсистема

4. Управляемая подсистема

5. Управляющая  подсистема

Информация о работе Управление научно-техническим процессом на предприятии