Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:09, курсовая работа
Цель работы заключается в изучении теоретических положений и разработке рекомендаций по управлению научно-техническим прогрессом на отечественных предприятиях на примере ФГУ «Брянский ЦСМ».
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
- обобщить и систематизировать основные теоретические положения, связанные с анализом состояния научного потенциала РФ;
- показать необходимость и основные направления формирования системы управления НТП на предприятии;
- выявить факторы и приоритеты устойчивого развития отечественных предприятия за счет внедрения достижений НТП на примере ФГУ «Брянский ЦСМ».
1. Теоретические основы обеспечения устойчивого инновационного развития отечественных предприятий на основе использования достижений научно-технического прогресса
1.1 Содержание понятия НИОКР
1.2 Роль научного потенциала в развитии отечественных предприятий и национальной экономики в целом
1.3 Современное состояние научного потенциала страны
2. Управление научно-техническим прогрессом на предприятии ФГУ «Брянский ЦСМ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Управление НТП на предприятии
2.3 Организация планирования на предприятии
3. Государственное регулирование внедрений достижений НТП в современных условиях
Заключение
Список используемой литературы
Кафедра менеджмента и маркетинга
по дисциплине «Инновационный менеджмент»
на
тему «Управление
научно-техническим
процессом на предприятии»
г. Курск 2011
Содержание
Введение
1. Теоретические
основы обеспечения
1.1 Содержание понятия НИОКР
1.2 Роль
научного потенциала в
1.3 Современное состояние научного потенциала страны
2. Управление
научно-техническим прогрессом
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Управление НТП на предприятии
2.3 Организация планирования на предприятии
3. Государственное регулирование внедрений достижений НТП в современных условиях
Заключение
Список
используемой литературы
Введение
Актуальность темы исследования определяется необходимостью разработки теоретических положений по повышению устойчивости и эффективности развития отечественных предприятий на основе экономики знаний, т.е. на основе достижений научно-технического прогресса (НТП). Это особенно важно в условиях ограниченности экономических ресурсов, недостаточного использования достижений отечественных наукоемких отраслей, а также недостаточного развития научного потенциала России.
Сегодня
экстенсивные факторы развития практически
исчерпаны и необходимо повышать
эффективность национального
Ныне в условиях ослабления государственного регулирования экономического роста, идёт процесс стихийного развития инновационной деятельности в промышленности, а многие российские технологии вытесняются зарубежными технологиями. В результате Россия намного отстаёт от развитых стран по качеству жизни, производительности труда и уровню использования экономических ресурсов. Поэтому чрезвычайно важно исследовать эту проблему, выявить формы, методики и приоритеты устойчивого развития научно-технического потенциала России.
Цель работы заключается в изучении теоретических положений и разработке рекомендаций по управлению научно-техническим прогрессом на отечественных предприятиях на примере ФГУ «Брянский ЦСМ».
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
-
обобщить и систематизировать
основные теоретические
- показать необходимость и основные направления формирования системы управления НТП на предприятии;
-
выявить факторы и приоритеты
устойчивого развития
В работе использованы следующие методы: индукция и дедукция, экономико-статистические, балансовый, графический, монографический и другие.
Информационной базой исследования послужили данные статистической отчетности по промышленности России, концепции и разработки научных учреждений, отечественных и зарубежных ученых, нормативные и правовые акты Российской Федерации, посвященные развитию промышленности страны.
Курсовая
работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка используемой литературы,
включающего 32 первоисточника. Работа
изложена на 45 страницах машинописного
текста, включает 8 таблиц и 3 рисунка.
1. Теоретические основы
1.1 Содержание понятия НИОКР(Научно-исследовательские
Анализ отечественной и зарубежной литературы показал, что уровень развития и динамизм инновационной сферы является для большинства стран основным фактором экономического роста. Поэтому сегодня место страны на мировой арене определяется не столько изобилием рабочей силы и при родных ресурсов, сколько качество человеческого капитала, уровнем образования, характером практического использования знаний, инновационной активностью национальной экономики.
В соответствии с «Руководством Фраскати» (документ принят Организацией экономического сотрудничества и развития в 1993 г. в итальянском городе Фраскати) инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.
Следует разграничивать понятия «новшество» и «инновация».
Новшество — оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности.
Новшества могут оформляться в виде: открытий, изобретений, патентов, товарных знаков, рационализаторских предложений, документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или производственный процесс, организационной, производственной или другой структуры, ноу-хау, понятий, научных подходов или принципов, документов (стандартов, рекомендаций, методик, инструкций и т.п.), результатов маркетинговых исследований и т. д.
Инвестиции в разработку новшества - половина дела. Главное - внедрить новшество, превратить новшество в форму инновации, т.е. завершить инновационную деятельность и получить положительный результат, затем продолжить диффузию инновации. Для разработки новшества необходимо провести маркетинговые исследования, НИОКР, организационно-технологическую подготовку производства, осуществить производство и оформить результаты.
Инновация — конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта.
Новшества
могут разрабатываться как для
собственных нужд (внедрения в
собственном производстве либо накопления),
так и для продажи. На «входе»
фирмы как системы будут
Новшества
могут быть покупными или собственной
разработки, предназначенными для накопления,
продажи или внедрения в
Благосостояние
общества определяется не массой факторов
производства и не объемом инвестиций,
а эффективностью инновационной
деятельности, дающей конечный положительный
результат. Новшества могут
1) развитие на основе факторов производства;
2) развитие на основе инвестиций;
3)
развитие на основе
Каждая
страна одновременно использует все
источники развития. Конкурентоспособность
и эффективность экономики
Направление
развития на основе инвестиций характеризуется
вложениями капитала не в повышение
конкурентоспособности
Признак классификации | Виды инноваций |
1. Уровень новизны новшества | 1. Радикальные
(внедрение открытий, изобретений, патентов)
2. Ординарные (ноу-хау,
рационализаторские |
2. Стадия жизненного цикла товара (ЖЦТ), на которой внедряется инновация или разрабатывается новшество | 1. Инновации,
внедряемые на стадии 2. То же на стадии НИОКР 3. Организационно- 4. Производство
(включая тактический 5. Сервис, осуществляемый изготовителем |
3. Масштаб новизны инновации (новшества) | 1. Инновация
(новшество) в мировом масштабе (открытие,
изобретение, патенты)
2. Инновация в стране 3. Инновация в отрасли 4. Инновация для фирмы |
4. Отрасль
народного хозяйства, где |
1. Новшества
и инновации, созданные ( 2. То же в сфере образования 3. В социальной сфере (культура, искусство, здравоохранение) 4. В материальном производстве (промышленность, строительство, сельское хозяйство и т.д.) |
5. Сфера
применения инновации ( |
1. Инновации
для внутрифирменного 2. Новшества для накопления на фирме 3. Новшества в основном для продажи |
6. Частота применения инновации | 1. Разовые
2. Повторяющиеся (диффузия) |
7. Форма новшества – основа инновации | 1. Открытия, изобретения,
патенты
2. Рационализаторские предложения 3. Ноу-хау 4. Товарные знаки, торговые марки, эмблемы 5. Новые документы,
описывающие технологические, |
8. Вид
эффекта, полученного в |
1. Научно-технический
2. Социальный 3. Экологический 4. Экономический (коммерческий) 5. Интегральный |
9.
Подсистема системы |
1. Подсистема
научного сопровождения
2. Целевая подсистема 3. Обеспечивающая подсистема 4. Управляемая подсистема 5. Управляющая подсистема |
Информация о работе Управление научно-техническим процессом на предприятии