Управление научно-техническим процессом на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:09, курсовая работа

Описание

Цель работы заключается в изучении теоретических положений и разработке рекомендаций по управлению научно-техническим прогрессом на отечественных предприятиях на примере ФГУ «Брянский ЦСМ».
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
- обобщить и систематизировать основные теоретические положения, связанные с анализом состояния научного потенциала РФ;
- показать необходимость и основные направления формирования системы управления НТП на предприятии;
- выявить факторы и приоритеты устойчивого развития отечественных предприятия за счет внедрения достижений НТП на примере ФГУ «Брянский ЦСМ».

Содержание

1. Теоретические основы обеспечения устойчивого инновационного развития отечественных предприятий на основе использования достижений научно-технического прогресса
1.1 Содержание понятия НИОКР
1.2 Роль научного потенциала в развитии отечественных предприятий и национальной экономики в целом
1.3 Современное состояние научного потенциала страны
2. Управление научно-техническим прогрессом на предприятии ФГУ «Брянский ЦСМ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Управление НТП на предприятии
2.3 Организация планирования на предприятии
3. Государственное регулирование внедрений достижений НТП в современных условиях
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовик5 курс.doc

— 236.00 Кб (Скачать документ)
 

     Таким образом, основными критериями классификации  инноваций должны быть:

     а) комплексность набора учитываемых  классификационных признаков для  анализа и кодирования;

     б) возможность количественного (качественного) определения критерия;

     в) научная новизна и практическая ценность предлагаемого признака классификации.

     Приведенная классификация охватывает все аспекты  инновационной деятельности. Для  упрощения управления инновационной  деятельностью на основе этой классификации инновации можно кодировать. Кодирование может быть укрупненным (с одним знаком для признака) и детальным (с двумя и более знаками для признака). При укрупненном кодировании код инновации будет иметь девять цифр.

     Приведем  пример кода инновации; 121132151, где цифры означают вид инновации по конкретным признакам, например, первая цифра означает — радикальная инновация; вторая — новшество разработано на стадии НИОКР; третья — новшество в мировом масштабе; четвертая — новшество создано в сфере науки; пятая — новшество создано в основном для продажи; шестая — инновация повторяющаяся; седьмая – инновация на основе изобретения; восьмая – эффект получен интегральный; девятая – инновация относится к системе научного сопровождения в системе инновационного менеджмента.

     Кодировать  инновации можно в рамках страны и мировом масштабе. В последнем  случае перед рассмотренным выше кодом указываются коды страны, отрасли, фирмы, взятые из системы сертификации. Кодирование инноваций позволит автоматизировать процесс их нахождения и отбора, что дает значительный экономический эффект. 
 

     1.2 Роль научного потенциала в  развитии отечественных предприятий  и национальной экономики в  целом 

     Научно-техническая  деятельность является решающим фактором экономического развития, способствующим преодолению кризисных явлений и стабилизации экономики. На долю новых знаний, воплощаемых в технологиях, оборудовании и организации производства, в промышленно развитых странах приходится до 75-80% прироста валового продукта.

     Важную  роль в этом процессе играет научный потенциал страны, который представляет совокупность различного рода резервов (кадровых, материально-технических, информационных и организационных), предназначенных для решения общегосударственных задач инновационного научно-технического развития.

     Наука – это важнейшая составляющая национального богатства. В современных  условиях наука и высокие технологии являются основой для выхода на передовые  рубежи устойчивого развития в рамках определенной ниши мирового рынка. Альтернативой  этому пути развития может быть усиление экономической и политической зависимости от других государств, переход в разряд сырьевых стран второго и третьего эшелона.

     По  оценкам ученых, современный уровень  экономики относится к пятому технологическому укладу, основу которого составляет электроника, вычислительная и оптоэлектронная техника, программное обеспечение, телекоммуникации, роботостроение, производство и переработка углеводородного сырья, информационные услуги.

     Большинство наукоемких отраслей России находится  между третьим и четвертым технологическими укладами. Технология пятого уклада в широком масштабе в стране пока не применяется. По оценкам, если в Советском Союзе среднее технологическое отставание по большинству отраслей промышленности от высокоразвитых стран составляло в середине 1950-х гг. 10-15 лет, то в середине 1980-х гг. оно выросло до 20-30 лет [3]. Следует отметить, что теперь технологическое отставание России от промышленно развитых стран составляет 45-50 лет [22].

     Экономический рост в предкризисные годы, по оценкам экспертов, достигнут в основном за счет наращивания экспорта нефти, газа, металлов и других изделий с низкой степенью переработки в условиях роста мировых цен на эти виды ресурсов. Такой тип роста не может быть устойчивым в долгосрочной перспективе. Кроме того, компании сырьевых отраслей промышленности не предъявляют высокого спроса на реализацию научного потенциала и высоких инновационных технологий. Влияние реформ на инновационную деятельность с самого начала было разрушительным. Пока ¾ инвестиций идут в сырьевой сектор и лишь ¼ - в другие отрасли.

     Сегодня объем мирового рынка наукоемкой продукции составляет 2,3 трлн. долл. Доля США на этом рынке равна 36%, Японии – 30%, Китая – 6%, России – всего 0,3%.

     По  индексу конкурентоспособности  Россия находится на 63-м месте из 75 стран – наравне с Венесуэлой, Болгарией, Индонезией [3, с. 88].

     Анализ  мирового рынка показывает: производство наукоемкой продукции обеспечивает всего порядка 50 макротехнологий. Семь наиболее промышленно развитых стран (США, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Канада и Япония), обладая 46 макротехнологиями контролируют в настоящее время около 80% этого рынка. В результате США ежегодно получает от экспорта наукоемкой продукции около 700, Германия – 530, Япония – 400 млрд. долл. США.

     Многие  российские технологии были вытеснены  зарубежными технологиями. Доля финансовых средств, направленных российскими  предприятиями на инновационную  деятельность, составляет не более 5%, что  в 10-15 раз ниже, чем в развитых странах.

     Следует также отметить, что современный объем инвестиций в технологические инновации страны не в состоянии обеспечить инновационный прорыв в отраслях национальной экономики и неизмерим с реальными потребностями в технологическом обновлении производства. Инновационные затраты в промышленности составляют в настоящий момент лишь 1,4% общего объема затрат в данной отрасли. По оценкам, для улучшения экономической динамики необходимо увеличение нормы накопления в ВВП на 30-35% (ныне она составляет 18%). Поэтому, по мнению С. Глазьева, «в сложившихся условиях выход на траекторию устойчивого роста экономики и благосостояния общества возможен только на основе концентрации имеющихся ресурсов на прорывных направлениях формирования нового технологического уклада, декриминализации рыночной среды и обеспечения добросовестной конкуренции, многократного повышения инвестиционной и инновационной активности, улучшения качества государственного регулирования, подъема трудовой, творческой и предпринимательской энергии людей» [6, с. 4].

     Кризис научно-технической сферы России связан со следующими основными причинами:

  1. резким сокращением бюджетного финансирования;
  2. ослаблением государственного регулирования этой сферы;
  3. неспособностью (да и незаинтересованностью) предпринимательского сектора приступить к серьезным инновационным проектам.

     В годы реформ в России научный фактор был фактически исключен из числа  стратегических государственных приоритетов. Акценты российских реформ в основном касались изменения отношений собственности  и финансовой сферы, что привело к сокращению отечественного научного потенциала, состояние которого не соответствует интересам России, ее месту в мировом сообществе. О крайне сложном положении отечественной науки свидетельствует и сравнение затрат на НИОКР в расчете на душу населения. Так, в настоящий момент в России этот показатель составляет 70 долл. В других странах этот показатель имеет следующие значения: США (892), Швеция (875), Финляндия (726), Швейцария (688), Исландия (613), Германия (580), Дания (514), Норвегия (479), Франция (478) долл. Еще большая дифференциация имеет место в соотношении затрат на НИОКР в расчете на одного исследователя.

     Однако  при этом следует отметить, что  России удалось сохранить государственный  сектор в науке, который финансируется, главным образом, из федерального бюджета. Именно бюджетное финансирование – низкое, но относительно стабильное, - позволило в определенной степени сохранить базовый элемент отечественного научного потенциала, основу которого составляют учреждения, занимающиеся фундаментальными исследованиями.

     Более того, российская наука по-прежнему может предложить ряд уникальных проектов, например, в области энергетики, в области добычи и глубокой переработки  полезных ископаемых, технологию добычи алмазов и ряд направлений  в области биотехнологий.

     Однако  для успешного решения указанных  и ряда других задач требуется  новая научно-техническая политика государства, направленная на подъем российской науки и системы образования, включая подготовку научных кадров.

     Механизмом  реализации научно-технической политики, приоритетных направлений развития науки, техники и технологий федерального уровня должны стать федеральные целевые научные и научно-технические программы. Для эффективного использования этого механизма необходимы: организация государственной экспертизы программ, их систематическая корректировка, пересмотр и оценка результатов.

     Формы государственного регулирования науки, научно-технических и инновационных  процессов разнообразны. Основные из них следующие:

     - государство способствует сохранению и развитию ведущих научных школ и направлений, в том числе обеспечивая на государственной основе подготовку научных и инженерных кадров (основной источник инновационных идей);

     - в рамках правительственных ведомств  реализуются разнообразные программы, направленные на повышение инновационной активности бизнеса – для этих целей эффективно используются бюджетные средства, направленные на поддержку науки;

     - создаются условия для здоровой  конкуренции и предпринимательства  в сфере науки и техники,  стимулирования и поддержки инновационной деятельности;

     - фискальные и другие инструменты  государственного регулирования  формируют стимулирующее воздействие  внешней среды, обуславливающее  эффективность и необходимость  инновационных решений отдельных  фирм;

     - государство выступает в роли посредника при организации эффективного взаимодействия академической, вузовской и прикладной науки, стимулируя различными методами кооперацию в области НИОКР.

     Следовательно, эффективность государственного воздействия  на инновационные процессы определяется способностью государства использовать ведущие направления развития техники и технологий, обеспечивать поступательное развитие науки, разрабатывать мероприятия, стимулирующие инновационную деятельность предприятий, оказывать соответствующее воздействие на работу организаций и фирм в области создания и внедрения новых технологий.

     В настоящее время необходима активная государственная поддержка науки  и приоритетных направлений научных  исследований.

     К приоритетным направлениям, осуществление которых удовлетворяет всем необходимым критериям, относятся следующие:

     - освоение современных информационных  технологий;

     - развитие биотехнологий, в особенности  генной инженерии;

     - создание наноматериалов с заранее  заданными свойствами;

     - обновление парка гражданской авиации на основе организации производства и лизинга современных моделей самолетов отечественного производства;

     - комплексное развитие ракетно-космической  промышленности;

     - обновление оборудования электростанций, а также модернизация существующих и строительство новых атомных станций;

     - развитие комплекса технологий  ядерного цикла, расширение сферы  их потребления;

     - формирование технологий переработки  и использования природного газа;

     - создание современных транспортных  узлов, позволяющих существенно улучшить скорость и надежность комбинированных перевозок;

     - расширение жилищного строительства  и модернизация ЖКХ с использованием  современных технологий;

     - развертывание информационной инфраструктуры  на основе систем спутниковой  оптоволоконной и сотовой связи в городах;

     - модернизация непроизводственной  сферы на основе современного  отечественного оборудования;

Информация о работе Управление научно-техническим процессом на предприятии