Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:09, курсовая работа
Цель работы заключается в изучении теоретических положений и разработке рекомендаций по управлению научно-техническим прогрессом на отечественных предприятиях на примере ФГУ «Брянский ЦСМ».
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
- обобщить и систематизировать основные теоретические положения, связанные с анализом состояния научного потенциала РФ;
- показать необходимость и основные направления формирования системы управления НТП на предприятии;
- выявить факторы и приоритеты устойчивого развития отечественных предприятия за счет внедрения достижений НТП на примере ФГУ «Брянский ЦСМ».
1. Теоретические основы обеспечения устойчивого инновационного развития отечественных предприятий на основе использования достижений научно-технического прогресса
1.1 Содержание понятия НИОКР
1.2 Роль научного потенциала в развитии отечественных предприятий и национальной экономики в целом
1.3 Современное состояние научного потенциала страны
2. Управление научно-техническим прогрессом на предприятии ФГУ «Брянский ЦСМ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Управление НТП на предприятии
2.3 Организация планирования на предприятии
3. Государственное регулирование внедрений достижений НТП в современных условиях
Заключение
Список используемой литературы
-
Выполнять расчеты по
-
Проводить планирование и
-
Выявлять пути снижения
В основные обязанности инженера по организации и нормированию труда ФГУ «Брянский ЦСМ» входит:
- Выполнять комплекс работ по совершенствованию организации и нормированию труда.
-
Принимать участие в
- Разрабатывать нормы выработки на дополнительные и разовые работы.
-
Проводить анализ действующих
норм с целью выявления
-
Проводить анализ
-
Содействовать повышению
Производственно-
Кроме этого, отдел осуществляет методическое руководство и координацию экономической работы всех структурных подразделений предприятия, получая от функциональных и структурных подразделений необходимые плановые и отчетные данные. Взаимосвязь отдела с другими подразделениями предприятия можно представить в виде схемы (рисунок 3).
В ФГУ «Брянский ЦСМ» производственно-технический отдел осуществляет составление плана аналитической работы и контроля за его выполнением, методическое обеспечение анализа, организует и обобщает результаты анализа хозяйственной деятельности предприятия и его структурных подразделений, разрабатывает мероприятия по итогам анализа, анализирует уровень организации труда, выполнение плана мероприятий по повышению его уровня, обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами по категории и профессиям, уровень производительности труда, использование фонда рабочего времени и фонда зарплаты.
Производственно-
Рисунок
3 – Место планово-экономического
отдела на предприятия
В
целом плановую работу на ФГУ «Брянский
ЦСМ» можно оценить следующим
образом. Численность работников плановой
службы ФГУ «Брянский ЦСМ» относительно
постоянна. Так в последние три года (2007-2009)
здесь работают три специалиста. Каждый
работник отдела выполняет свои функции
и в среднем на каждого приходится шесть
наиболее значимых функций. Все работники
производственно-технического отдела
– люди с высшим экономическим образованием.
Средний стаж работы специалистов – три
года. Работники производственно-технического
отдела ФГУ «Брянский ЦСМ» подвергаются
регулярной аттестации, проходят переподготовку,
повышают свою квалификацию. Кроме того,
начальник отдела обязательно проходит
инструктаж по пожарной безопасности,
по охране труда. Средняя заработная плата
работников отдела постоянно возрастает.
3. Государственное регулирование
внедрений достижений НТП в
современных условиях
В условиях нынешних реалий экономики страны важнейшим механизмом, способным сосредоточить инвестиционные усилия на инновационном направлении развития, является планово-государственное регулирование. Именно государственная политика, с включением методов планово-целевого регулирования, на данном этапе развития страны способна активизировать вялотекущие инновационные процессы, интенсифицировать структурные сдвиги в направлении высокотехнологичного научно-производственного сектора, повысить конкурентоспособность отечественной промышленности и помочь занять России достойное место в мировой экономике.
Как справедливо отмечает В. Иванченко «ход наступившего кризиса убеждает: как плановая система без рынка, рыночных отношений и механизма, так и рыночная система хозяйствования без планирования, регулирования и прогнозирования в их взаимодействии, не могут быть достаточно эффективными при решении сложных социальных задач» [9, с. 41]. Он считает необходимым создание для этих целей всероссийского высшего экономического совета. И с этим предложением нельзя не согласиться.
Следует
отметить, что государственное
-
принятие законов и других
нормативных актов,
- выработка долгосрочной инновационной стратегии с учетом показателей экономической безопасности;
-
прямое финансирование (безвозвратное
и возвратное) важнейших социальных,
экономических, научных,
- косвенное воздействие на инновационный процесс с помощью амортизационной, налоговой, таможенной и иной политики;
-
формирование и поддержка
- приоритетность инвестиционной и инновационной политики на федеральном и региональном уровне.
Ведущее
значение в системе государственного
регулирования экономики
Выбор
и реализация приоритетов технико-
К
выбираемым приоритетам следует
предъявлять следующие
Государство должно осуществлять регулирование инновационной сферы путем проведения инновационной политики, современное содержание которой включает поддержку всех стадий инновационного процесса: фундаментальных исследований, НИОКР, выпуска опытной партии продукции, организация массового производства, продвижения и реализации на рынке. Концепция-2020 официально закрепила необходимый курс на обеспечение большей динамичности развития, на инновационную и структурную модернизацию экономики, на активизацию социальных ориентиров. Этот курс необходимо значительно усилить благодаря тому, что природно-ресурсная база страны вполне позволяет вести политику, всецело соответствующую национальным интересам.
В 2007 г. Минэкономразвития РФ впервые за годы реформ представило проект долгосрочной концепции социально-экономического развития страны до 2020 г., где предложен по сути трехэтапный переход к «модели инновационного, социально ориентированного развития: 2008-2012 гг.; 2013-2017 гг.; 2018-2020 гг. Правомерно выделить здесь главную идею - особенность перехода к инновационному типу развития состоит в том, что стране предстоит одновременно решать задачи догоняющего и опережающего развития. В условиях мировой конкуренции и открытой экономики вряд ли возможно догнать развитые страны по уровню благосостояния и эффективности, не обеспечивая опережающего прорывного развития в тех секторах экономики, которые определяют прогрессивную специализацию России в мировом хозяйстве.
Переход к инновационному развитию предполагает создание новой технологической базы. Поэтому в концепции министерства проблема формулируется так: отставание в развития новых технологий последнего поколения может резко снизить конкурентоспособность российской экономики и отбросить ее на периферию мирового развития. Выходу из подобной ситуации будет способствовать решение следующих задач: формирование комплекса высокотехнологичных отраслей и расширение позиций на мировых рынках наукоемкой продукции; модернизация традиционных отраслей экономики, в том числе глобально ориентированных специализированных производств.
Для российской промышленности исключительно остро стоит проблема конкурентоспособности, в частности на внутреннем рынке. Чрезвычайно важно обеспечить конкурентоспособность отечественной продукции на региональных рынках. Вследствие достаточной масштабности внутреннего и доступных России внешних рынков по наукоемким товарам и услугам освоение их позволит обеспечить высокий статус страны в мировом масштабе. В этом контексте нельзя не согласиться с мнением о том, что невозможно создать один комплекс высокотехнологичных отраслей и расширить позиции на мировых рынках наукоемкой продукции в условиях, когда наука, образование, машиностроение, энергетика, химическая промышленность, другие отрасли будут продолжать деградировать Целесообразно реорганизовать и структурировать основные отрасли промышленности в виде множества комплексов высокотехнологичных отраслей. России необходимо создавать собственные мощные корпоративные фирмы с наукоемким и высокотехнологичным производством аналогично Китаю, Финляндии, Швеции и др.
В
концепции Минэкономразвития
Таким образом, перед страной стоит задача не просто наращивания ВВП любыми путями, а основательного изменения его структуры. Высокотехнологичными должны стать практически все виды экономической деятельности, поэтому следует говорить о высокотехнологичных производствах не только в промышленности. В стратегиях развитых стран дифференцируются темпы роста обрабатывающих и добывающих видов деятельности, электроэнергетики; предусматривается уменьшение трудоемких, экологически вредных производств и принимаются меры, направленные на развитие биотехнологий в сельском, рыбном и лесном хозяйстве.
Информация о работе Управление научно-техническим процессом на предприятии