Антиинфляционная политика и особенности инфляции в переходной транзитивной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 18:11, курсовая работа

Описание

Данная курсовая работа является достаточно актуальной в современном мире, так как проблема инфляции занимает важное место в экономической науке, поскольку ее показатели и социально-экономические последствия играют серьезную роль в оценке экономической безопасности страны и всемирного хозяйства. В условиях инфляции происходит обесценение денег, проявляющееся по отношению к товарам, золоту, иностранной валюте. Таким образом, инфляция проявляется в сфере обращения, но ее первопричиной являются диспропорции в воспроизводственном процессе. Поэтому состояние денежного обращения в стране можно считать барометром ее экономической и политической жизни.
Этим объясняется повышенный интерес разных экономистов к проблеме денежного обращения, которое в свою очередь порождает множество новых проблем. Так если национальная валюта перестает выполнять или плохо выполняет свои функции, вытесняясь иностранной валютой, товарами, различными денежными суррогатами, то она наносит народному хозяйству значительный экономический урон: сдерживается развитие финансово-кредитных отношений в стране, средства из сферы производства уходят в сферу обращения, снижается эффективность государственного контроля за денежными потоками.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические концепции инфляционных процессов………………6
1.1. Понятие и сущность инфляции………………………………………...6-8
1.2. Классификация инфляции……………………………………………...9-11
1.3. Последствие инфляции…………………………………………………...12
Глава 2. Переходная экономика. Инфляция в условиях транзитивной экономики………………………………………………………………………..13
2.1. Общие определения и понятие переходной транзитивной экономики………………………………………………………….………....13-17
2.2. Особенности инфляции в переходной транзитивной экономике…..17-21
Глава 3. Антиинфляционная политика………………………………………...22
3.1. Антиинфляционная политика России………………………………..22-27
3.2. Основные методы антиинфляционной политики…………………...27-34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 73.86 Кб (Скачать документ)

С точки зрения критерия - соотносительности роста цен  по различным товарным группам различают:

    1. сбалансированная инфляция;
    2. несбалансированная инфляция;

При сбалансированной инфляции цены различных товаров неизменны  относительно друг друга, а при несбалансированной - цены различных товаров постоянно  изменяются по отношению  друг к  другу, причем в различных пропорциях. 3

Несбалансированность инфляции – составляет большую проблему  для экономики. Но еще сложнее, когда  нет прогноза на будущее, нет уверенности  хотя бы в том, что товарные группы-лидеры роста цен останутся лидерами и в дальнейшем. Невозможно рационально  выбрать сферы приложения капитала, рассчитать и сравнить доходность вариантов  инвестирования.

С точки зрения ожидаемости или предсказуемости инфляции выделяют:

  1.  ожидаемую;

  2. неожидаемую;

Ожидаемая инфляция предсказана  и спрогнозирована заранее, с  достаточной степенью надежности. Неожидаемая - явление стихийное, спорадическое, прогноз в данном случае невозможен.

Инфляция спроса

Инфляция спроса порождается  выпуском в обращение дополнительной массы платежных средств, что  создает превышение спроса над предложением и приводит к росту цен. В этой связи необходимо сокращать государственные расходы, стремясь в идеале к бездефицитному бюджету ради уменьшения эмиссии денег.

Инфляция издержек

В мировой практике под  инфляцией издержек подразумевается такой механизм формирования цен, при котором их рост определяется не увеличением спроса, а повышением затрат. Предложение при прежних ценах падает, что и вызывает рост цен. При этом объем производства, и занятость уменьшаются - признак недостаточного спроса.  Для инфляции издержек характерен рост всех компонентов производственных затрат (материальных ресурсов, зарплаты, затрат на обслуживание долгов и покупку денежных ресурсов и др.) и затем распространяется - в свою очередь, через повышение издержек - на конечный продукт.

Административная инфляция

Административная инфляция порождается волей государственных  органов, рыночных союзов и объединений, отдельных лиц и др. Такая инфляция проявляется во взвинчивании тарифов  на железнодорожные перевозки, платы  за услуги почты, связи, коммунальные услуги, увеличении ставок импортных пошлин и др.  В России пока сохраняется  достаточно высокая степень монополизации  товарных рынков и, соответственно, самый  сильный ценовой диктат монополистов.

Инфляция спирали цен  и зарплат

Инфляция спирали цен  и зарплат близка по характеру  к административной инфляции и инфляции издержек, поскольку обусловливается  повышением уровня заработной платы (в  частности, работникам бюджетной сферы), что приводит к росту денежной массы и соответственно провоцирует  рост цен на большинство продовольственных  и промышленных товаров. Соответственно рост цен вызывает необходимость  индексации заработной платы, тем самым, замыкая порочный круг.

 

    1. Последствие инфляции.

Последствия инфляции это: снижение реальных доходов (особенно у людей с фиксированным доходом); обесценивание вкладов; инфляция наносит вред кредиторам;  инфляция вызывает нервозность у людей, социальную напряженность в обществе;  инфляция затрудняет планирование даже в краткосрочном периоде, что отрицательно сказывается на объемах производства;   инфляция нарушает инфляционный процесс, а гиперинфляция его разрушает, так как обесценивает сбережения, невозможно приобретать новое оборудование, расширять производство.

Социально экономические  последствия инфляции:

  Инфляция обогащает  должников, теряют кредиторы.  Доходы перераспределяются в  пользу:

a) предприятий-монополистов;

б) финансовых структур;

в) теневой экономики;

 г) отдельных лиц,  когда, например, менеджеры сами  себе устанавливают зарплату.

Теряют доходы:

a)    люди, имеющие  фиксированные доходы;

б)  кредиторы;

в)  люди, имеющие вклады в банках.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Переходная экономика. Инфляция в условиях транзитивной экономики.

2.1.    Общие  определения и понятие переходной  транзитивной экономики.

Переходная экономика (иногда называемая транзитивной) – это  экономика, где основное значение имеет  не примитивное функционирование сформировавшихся связей и элементов, а «отмирание»  старых и становление новых связей и элементов. Переходная экономика  характеризует промежуточное состояние  общества, когда старая система социально-экономических  отношений и институтов разрушается  и реформируется, а новая только сформировывается. Изменения, происходящие в переходной экономике, являются преимущественно  изменениями развития, а не функционирования, как это характерно для сложившейся  системы. Большинство ученых считает, что для формирования устойчивых и эффективных демократических  и рыночных институтов постсоциалистическим странам требуется 10–15 лет. В России, с учетом обвала экономики в августе 1998 г., экономические реформы могут  растянутся до конца первого десятилетия XXI века.

Началом переходного периода  является смена политического строя, которая служит необходимым условием для осуществления принципиальных рыночных преобразований в экономике.

Удаление большинства  механизмов и организаций административно-командной  системы происходит довольно быстро, которые, как правило, в последние  годы существования находятся в  глубоком кризисе. Завершение демонтажа  социалистической экономики, обычно приходится на первые месяцы перемены политического  строя.

Экономические институты  образовываются в глубинах командно-административной системы на этапе ее распада, вытесняя прежние институты. Организации, осуществляющие функции государственного управления экономикой, распускаются распоряжениями государственной власти, преобразуются в новые органы. Таким образом, большинство экономических министерств и ведомств преобразовались в коммерческие органы, которые занялись координацией деятельности находившихся в подчинении предприятий и продвижением их продукции на рынке.

Одной из ключевых и сравнительно простых форм демонтажа прежней  системы выступает либерализация. Это, например, либерализация цен, означающая разрешение предприятиям самостоятельно устанавливать цены на свою продукцию, или либерализация внешней торговли, то есть отмена прежней государственной  монополии внешней торговли.

Однако сравнительная  простота либерализации экономики, а также переустройства административных ведомств в новые структуры, способные  функционировать в рыночной системе, не означает быстрого и легкого избавления от наследия социализма. Напротив, в  ходе реформ основная трудность как  раз и состоит в том, чтобы  преодолеть те негативные черты, которые  характеризовали социалистическую экономику (абсолютное доминирование  государства в хозяйственной  жизни, монополизм, несбалансированность, преобладание крупных технически устаревших предприятий и т.д.).

В теории и практике проведения рыночных реформ сформировались две  противостоящие друг другу теории. Одна из них – градуализм, вторая – «шоковая» терапия 

Градуализм – экономическая  теория, которая полагает проведение неторопливых, последовательных реформ и отводит государству первостепенную роль в образовании рынка. Яркий  образец градуализма – проведенные  реформы в Китае. Хотя эта страна относится к посттоталитарному типу, китайский опыт настолько оказался удачным, что может служить примером для подражания в постсоциалистических государствах. В нашей же стране китайский опыт в целом невоспроизводим, хотя отдельные элементы могли бы найти здесь использование. В чем причина? Во-первых, причина в том, что благодаря национальной и культурной однородности Китай почти не сталкивается с проблемами национального сепаратизма и противоречий между Центром и регионом, во-вторых, в Китае нет движения к политической демократии и связанного с ней столкновения интересов и мнений, а сохраняется власть коммунистических партий.

«Шоковая терапия» – экономическая  доктрина, которая полагает инструментом формирования рынка и антиинфляционной политики одномоментную либерализацию  цен, резкое сокращение государственных  расходов и достижение бездефицитного бюджета.

В наиболее последовательном виде эта концепция была реализована  в Польше в 1990–1991 гг. первым некоммунистическим правительством под руководством Лешека Бальцеровича. Укрепление денежной системы в комбинации с бурным развитием частного сектора и притоком иностранного капитала позволило Польше всего через 3–4 года после начала «шоковой терапии» войти в стадию экономического роста.

Непродолжительная история  переходной экономики показывает, что  почти все постсоциалистические страны в той или иной степени  руководствовались системой «шоковой терапии». Но подлинной шоковой терапии  в нашей стране никогда не было. На протяжении 1992–1998 гг. бюджет ежегодно сводился с дефицитом 5–10% ВВП. Кроме  того, правительство не ограничивало заработную плату, что привело к  инфляционной спирали «цены –  заработная плата». Также государство  повысило эмиссию денег и расширило  кредитование народного хозяйства. Все это растянуло финансовую стабилизацию России на 4 года, что абсолютно  не укладывается в понятии «шоковая терапия»

Основные черты переходной экономики:

– изменчивость, нестабильность, которые не просто временно нарушают устойчивость системы, чтобы затем  она вернулась в равновесное  состояние, а ослабляют ее. Она  постепенно уступает место другой экономической  системе. Эта неустойчивость, нестабильность состояния переходной экономики обусловливает, с одной стороны, особый динамизм ее развития и соответствующий характер изменений – необратимость, не повторяемость, а с другой – рост неопределенности развития переходной экономики, вариантов формирования новой системы;

– появление и функционирование особых переходных экономических форм, т.е. смешение старого и нового. Переходные формы свидетельствуют, с одной  стороны, о существовании переходной экономики, с другой стороны, указывают  направленность этого перехода и, по мнению некоторых авторов, являются признаком его необратимости;

– альтернативный характер развития переходной экономики, что  реально означает возможность многовариантного развития экономики и выбора наиболее благоприятного варианта развития;

– особый характер противоречий в переходной экономике. Это противоречия не функционирования, а развития, т.е. нового и старого, противоречия различных  слоев общества, стоящих за теми или иными субъектами экономических  отношений. Изменения, на которые направлена переходная эпоха, в экономическом  аспекте всегда имеют революционный  характер: речь идет о смене экономических  систем. Но и в социально-экономическом  плане переходные эпохи часто  сопровождаются столь резким обострением  противоречий, что связаны с революциями  и социально-политическими потрясениями;

– историчность переходной экономики, которая связана с  двумя обстоятельствами. Прежде всего, сами условия переходной экономики  носят исторический характер; кроме  того, историчность переходной экономики  зависит от особенностей региона, а  также и от отдельной страны, что  означает, что даже известные общие  для переходной экономики закономерности по-разному проявляются в различных  условиях.

Все это необходимо учитывать  при разработке программ реформирования экономической системы в переходный период.

Вывод: т.о. переходная экономика характеризует движение централизованного хозяйства к системе современной рыночной экономики. Началом переходного периода является смена политического строя, которая служит необходимым условием для осуществления принципиальных рыночных преобразований в экономике

Изменения, происходящие в  переходной экономике, являются преимущественно  изменениями развития, а не функционирования, как это характерно для сложившейся  системы.

 

2.2.    Особенности  инфляции в переходной транзитивной  экономике.

В экономической жизни  России после семи лет активных рыночных реформ, после достижения официально провозглашенной финансовой стабилизации разразился финансовый крах, страна, по существу, была объявлена банкротом. В тот момент правительство заявило, что государство не в состоянии  осуществлять текущие платежи по внешнему и внутреннему долгу, а  российские банки не в состоянии  погасить свои обязательства перед  вкладчиками и внешними кредиторами. Одним из первых следствий краха  стал рост цен. Потребительские цены (основной показатель инфляции) выросли за сентябрь 1998 г. на 38%, за октябрь - на 5%. Рост цен за 1998 г. превысил 60% при 11% в феврале 1997 г. Инфляция возвратилась, и это тем более печально, что именно снижение ее провозглашалось главной целью не только кредитно-денежной, но и всей экономической политики. Под снижение инфляции брали кредиты за рубежом, был создан и раздут рынок государственных ценных бумаг.

Основная причина произошедшего  заключается в несоответствии проводимых реформ социально-политической обстановке в стране и реальному экономическому состоянию общества. Главным направлением реформ были избраны немедленная  трансформация денежно-ценностного  механизма и бездумное крушение государственного регулирования экономики: либерализация цен и валютных отношений; отмена монополии внешней торговли, скоротечная приватизация государственных предприятий и т.д. Но было упущено производство, которое немедленно начало сокращаться, и это продолжается до сих пор.

Информация о работе Антиинфляционная политика и особенности инфляции в переходной транзитивной экономике