Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 20:39, курсовая работа
Цель работы: исследовать основные принципы организации и функционирования банковской системы, определить особенности банковской системы Республики Беларусь. Исследования и разработки: изучена типичная банковская система, устройство банковской системы в условиях переходной экономики, структура банковской системы Республики Беларусь; определена роль центрального банка в развитии экономики.
Введение……………………………………………………………………….……3
1 Современная банковская система: основные понятия и структура. Роль банковской системы.................................................................................................4
1.1 Сущность и уровни банковской системы……………………………
1.2 Функции банковской системы………………………………
2 Опыт становления банковских систем в странах с переходной экономикой..
3 Особенности банковской системы, проблемы её развития и стабилизации в Республике Беларусь………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………
Список использованных ……………………………
С учетом общности первого и третьего вида функций их можно объединить в единую группу. В результате выделятся следующие группы функции:
- денежно-кредитное
- банковское регулирование [3, с.89].
Национальному банку принадлежит
исключительное право эмиссии денег.
Он эмитирует белорусский рубль.
Ограничение обращения
В области обращения наличных денег Национальный банк:
- определяет номинал (
- обеспечивает печатание
банкнот, чеканку монет,
- без ограничений производит
замену ветхих банкнот и
- создает резервный фонд
банкнот и монет и
- имеет право выпускать
в качестве объектов
Банкноты и монеты, выпущенные
в обращение Национальным банком,
являются единственным законным платежным
средством на территории Республики
Беларусь, за исключением случаев, предусмотренных
законодательством Республики Беларусь.
Они являются безусловным обязательством
Национального банка и
В области денежного обращения Национальный банк устанавливает:
- порядок ведения кассовых
операций, порядок работы банков
с денежной наличностью, формы
отчетности о работе банков
с денежной наличностью и
- правила хранения, инкассации и перевозки наличных денежных средств, платежных инструкций, драгоценных металлов и драгоценных камней и иных ценностей;
- правила осуществления эмиссионно-кассовых операций;
- правила определения
признаков платежности
В области кредитных отношений Национальный банк устанавливает: объем кредитов, предоставляемых банкам Национальным банком; систему рефинансирования банков. При этом под рефинансированием банков понимается предоставление им денежных средств на условиях возвратности и платности; нормативы обязательных резервов, депонируемых в Национальном банке (резервные требования); ставку рефинансирования и процентные ставки по операциям Национального банка (2, ст. 31).
Права Национального банка по управлению функционированием платежной системы и надзору за ней сводятся к тому, что он:
- осуществляет управление
функционированием платежной
- определяет правила,
сроки и стандарты проведения
в Республике Беларусь
- ведет ведомственный
архив данных и документов
по межбанковским расчетам. При
этом Национальный банк вправе
использовать данный архив для
статистической и иной
В области валютного регулирования Национальный банк:
- устанавливает официальные курсы белорусского рубля по отношению к другим валютам;
- регулирует обращение
валютных ценностей на
- устанавливает порядок
открытия, ведения и режим счетов
резидентов и нерезидентов в
банках и небанковских
- устанавливает порядок
осуществления валютных
- устанавливает правила биржевой торговли иностранной валютой;
- устанавливает совместно
с уполномоченными
- контролирует осуществление
банками и небанковскими
- определяет в соответствии
с законодательными актами
- привлекает в соответствии
с законодательством
- выдает разрешения на
осуществление валютных
- осуществляет другие
полномочия, установленные
Важно подчеркнуть, что денежно-кредитное регулирование осуществляется Национальным банком в соответствии с государственной денежно-кредитной политикой, под которой следует понимать совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивости экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические последствия. Денежно-кредитная политика является одним из основных средств воздействия государства на экономические процессы.
Совместно с Правительством Национальный банк ежегодно представляет Президенту Основные направления денежно-кредитной политики. Они включают краткую характеристику состояния экономики Республики Беларусь, содержат важнейшие параметры прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь, основные параметры и инструменты денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год, оценку и анализ выполнения основных параметров и инструментов денежно-кредитной политики Республики Беларусь в текущем году, мероприятия Национального банка на очередной год по совершенствованию банковской системы Республики Беларусь, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы Республики Беларусь.
Национальный банк ежеквартально информирует Президента Республики Беларусь и Правительство Республики Беларусь об объеме эмиссии денег и о выполнении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь. Кроме того, Национальный банк ежеквартально информирует Президента Республики Беларусь о размерах золотовалютных резервов, создаваемых в соответствии с целями и задачами, определяемыми в Основных направлениях денежно-кредитной политики Республики Беларусь. Основные направления денежно-кредитной политики на 2006 г, утверждены Указом Президента Республики Беларусь от 21 декабря 2005 г. № 608 [3, с.93].
Изучив функции банковской системы, необходимо заметить, что в их основе лежит достижение трех главных целей, направленных на поддержание финансовой стабильности в стране. Кроме того все функции банковской системы прежде всего подчиняются денежно- кредитной политике государства и во многом определяются именно ей. Необходимо подчеркнуть также, что извлечение прибыли не является основной целью Национального банка. Кроме того подводя итоги, можно сказать следующее: значение центральных банков в современной экономике действительно велико, их роль в развитии рыночной экономики выражается в денежном авансировании расширенного воспроизводства посредством обеспечения потребностей народного хозяйства в денежных средствах для реализации совокупного общественного продукта и национального дохода страны. В период перехода к рыночным отношениям, банковское регулирование отличается особой сложностью и требует решения ряда проблем, противоречащих друг другу. Отсюда вытекает чрезвычайная актуальность поиска инструментов денежно-кредитного регулирования, адекватных современным экономическим условиям.
Исходя из вышеизложенного,
можно сделать вывод, что отечественная
банковская система является двухуровневой,
а в законах, регулирующих банковскую
деятельность, определены функции для
каждого из ее уровней. Для Национального
банка Республики Беларусь - это
защита и обеспечение устойчивости
национальной валюты, в том числе
ее покупательной способности и
обменного курса по отношению
к иностранным валютам, развитие
и укрепление банковской системы, обеспечение
эффективного, надежного и безопасного
функционирования платежной системы.
Для банков - расширение ресурсной
базы и повышение капитализации,
оптимизация активов и
2 Опыт становления банковских систем в странах с переходной
экономикой
В последние 15-20 лет развитие банковского сектора в странах с переходной экономикой происходило в достаточно сложных экономических условиях. Проблемы, обусловленные собственно переходом экономики и ее банковского сектора от распределительных отношений и административных методов управления к рыночным моделям хозяйствования при существенной регулирующей роли государства, усложнялись негативными внешними воздействиями, связанными с финансовой глобализацией.
Децентрализация и приватизация в экономике, в том числе в банковском секторе, не во всех странах сопровождались адекватным и своевременным созданием необходимой правовой базы и соответствующих институтов. Нередко коммерческие банки начинали свою деятельность за несколько лет до принятия основополагающих законов, например, о банках и банковской деятельности или о центральном банке. Кроме того, принимаемые законы зачастую не были достаточно детализированными. Наиболее сильное отставание наблюдалось в сферах банковского законодательства, связанных с предупреждением банкротств, финансовым оздоровлением, реструктуризацией [14, c. 104]. Вместе с тем некоторые страны оперативно формировали необходимую для трансформации банковского сектора правовую и институциональную инфраструктуру.
Например, в Венгрии двухуровневая банковская система (центральный банк и коммерческие банки) была законодательно оформлена еще в 1986 г. В 1991 г. после смены политического режима был принят целый пакет законов: об эмиссионном банке, о финансовых институтах, о банкротстве, об отчетности и др.
В Польше законы "О банковской деятельности" и "О Национальном банке Польши" были приняты 31 января 1989 г. и предусматривали создание двухуровневой банковской системы: Национального польского банка (НПБ) и депозитно-кредитных банков (акционерных, кооперативных, частных), НПБ получил статус центрального банка и прекратил прямое кредитование и обслуживание предприятий. На него были возложены функции эмиссионного банка и банковского регулятора.
В Эстонии до сих пор
действует достаточно прогрессивный
закон "О банках", принятый в 1989
г. (в то время как в Советском
Союзе аналогичный закон
В Югославии в 1989-1990 гг. был принят пакет законов, обеспечивших правовую основу для перехода к двухуровневой банковской системе.