Банковская система и ее роль в национальной экономике; особенности её развития в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 20:39, курсовая работа

Описание

Цель работы: исследовать основные принципы организации и функционирования банковской системы, определить особенности банковской системы Республики Беларусь. Исследования и разработки: изучена типичная банковская система, устройство банковской системы в условиях переходной экономики, структура банковской системы Республики Беларусь; определена роль центрального банка в развитии экономики.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….……3
1 Современная банковская система: основные понятия и структура. Роль банковской системы.................................................................................................4
1.1 Сущность и уровни банковской системы……………………………
1.2 Функции банковской системы………………………………
2 Опыт становления банковских систем в странах с переходной экономикой..
3 Особенности банковской системы, проблемы её развития и стабилизации в Республике Беларусь………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………
Список использованных ……………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа по макроэкономике, Кольцов В.А..docx

— 313.52 Кб (Скачать документ)

С учетом общности первого  и третьего вида функций их можно  объединить в единую группу. В результате выделятся следующие группы функции:

- денежно-кредитное регулирование;

- банковское регулирование  [3, с.89].

Национальному банку принадлежит  исключительное право эмиссии денег. Он эмитирует белорусский рубль. Ограничение обращения белорусского рубля на территории Республики Беларусь не допускается. Выпуск в обращение  других денежных единиц на территории Республики Беларусь запрещен. Эмиссия  денег осуществляется Национальным банком посредством выпуска в  обращение безналичных и наличных денег. Наличные деньги выпускаются  в обращение в виде банкнот  и монет.

В области обращения  наличных денег Национальный банк:

- определяет номинал (достоинство), изображение, степень защиты и  другие характеристики банкнот  и монет, выпускаемых в обращение,  осуществляет публикацию описание  банкнот и монет в республиканских  печатных средствах массовой  информации, являющихся официальными  изданиями;

- обеспечивает печатание  банкнот, чеканку монет, хранение  неэмитированных банкнот и монет,  а также хранение и при необходимости  подтверждение подлинности банкнот  и монет, уничтожение оригинальных  и печатных форм, гипсовых моделей  и эталонных чеканочных инструментов, штампов и изъятых из обращения  банкнот и монет;

- без ограничений производит  замену ветхих банкнот и поврежденных  банкнот и монет в соответствии  с установленными правилами;

- создает резервный фонд  банкнот и монет и распоряжается  этим фондом;

- имеет право выпускать  в качестве объектов коллекционирования  памятные банкноты, а также памятные  и слитковые (инвестиционные) монеты  из драгоценных и недрагоценных  металлов Национальному банку  принадлежит исключительное право изъятия из обращения выпущенных им банкнот и монет [3, с.90].

Банкноты и монеты, выпущенные в обращение Национальным банком, являются единственным законным платежным  средством на территории Республики Беларусь, за исключением случаев, предусмотренных  законодательством Республики Беларусь. Они являются безусловным обязательством Национального банка и обеспечиваются всеми его активами, обязательны  к приему по нарицательной стоимости  при всех видах платежей, а также  для зачисления на счета, во вклады (депозиты) и перевода на всей территории Республики Беларусь.

В области денежного  обращения Национальный банк устанавливает:

- порядок ведения кассовых  операций, порядок работы банков  с денежной наличностью, формы  отчетности о работе банков  с денежной наличностью и сроки  ее представления, а также меры  ответственности за их нарушение;

- правила хранения, инкассации  и перевозки наличных денежных  средств, платежных инструкций, драгоценных  металлов и драгоценных камней  и иных ценностей;

- правила осуществления  эмиссионно-кассовых операций;

- правила определения  признаков платежности наличных  денег, правила замены ветхих  банкнот и поврежденных банкнот  и монет, а также порядок  их уничтожения (2, ст. 30).

В области кредитных  отношений Национальный банк устанавливает: объем кредитов, предоставляемых банкам Национальным банком; систему рефинансирования банков. При этом под рефинансированием банков понимается предоставление им денежных средств на условиях возвратности и платности; нормативы обязательных резервов, депонируемых в Национальном банке (резервные требования); ставку рефинансирования и процентные ставки по операциям Национального банка (2, ст. 31).

Права Национального банка  по управлению функционированием платежной  системы и надзору за ней сводятся к тому, что он:

- осуществляет управление  функционированием платежной системы  Республики Беларусь и надзор  за ней посредством установления  правил осуществления платежей, тарифной политики, управления ликвидностью, а также посредством сбора,  накопления и анализа показателей,  характеризующих состояние платежной  системы Республики Беларусь;

- определяет правила,  сроки и стандарты проведения  в Республике Беларусь расчетов  в безналичной и наличной формах  и ответственность за их нарушение;

- ведет ведомственный  архив данных и документов  по межбанковским расчетам. При  этом Национальный банк вправе  использовать данный архив для  статистической и иной обработки,  а также для подтверждения  операций, осуществленных при проведении  межбанковских расчетов.

В области валютного  регулирования Национальный банк:

- устанавливает официальные  курсы белорусского рубля по  отношению к другим валютам;

- регулирует обращение  валютных ценностей на территории  Республики Беларусь;

- устанавливает порядок  открытия, ведения и режим счетов  резидентов и нерезидентов в  банках и небанковских кредитно-финансовых  организациях в иностранной валюте, а также порядок открытия, ведения  и режим счетов нерезидентов  в банках и небанковских кредитно-финансовых  организациях в белорусских рублях, порядок и условия открытия  резидентами счетов в белорусских  рублях и иностранной валюте  в банках и иных кредитных  организациях за пределами Республики  Беларусь;

- устанавливает порядок  осуществления валютных операций  в белорусских рублях между  резидентами и нерезидентами;

-  устанавливает правила  биржевой торговли иностранной  валютой;

- устанавливает совместно  с уполномоченными государственными  органами порядок и нормы ввоза,  вывоза и пересылки в Республику  Беларусь и за ее пределы  иностранной валюты, белорусских  рублей и ценных бумаг в  иностранной валюте и белорусских  рублях, а также платежных инструкций  в иностранной валюте;

- контролирует осуществление  банками и небанковскими кредитно-финансовыми  организациями валютных операций;

- определяет в соответствии  с законодательными актами Республики  Беларусь функции агентов валютного  контроля, которые могут быть  возложены на банки и небанковские  кредитно-финансовые организации;

- привлекает в соответствии  с законодательством Республики  Беларусь банки и небанковские  кредитно-финансовые организации  к ответственности за нарушение  валютного законодательства;

- выдает разрешения на  осуществление валютных операций, связанных с движением капитала, за исключением случаев, предусмотренных  законодательными актами Республики  Беларусь;

- осуществляет другие  полномочия, установленные законодательными  актами Республики Беларусь (2, ст. 33).

Важно подчеркнуть, что денежно-кредитное  регулирование осуществляется Национальным банком в соответствии с государственной  денежно-кредитной политикой, под  которой следует понимать совокупность мер экономического регулирования  денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивости экономического роста путем воздействия  на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические последствия. Денежно-кредитная политика является одним из основных средств воздействия  государства на экономические процессы.

Совместно с Правительством Национальный банк ежегодно представляет Президенту Основные направления денежно-кредитной  политики. Они включают краткую характеристику состояния экономики Республики Беларусь, содержат важнейшие параметры прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь, основные параметры и инструменты денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год, оценку и анализ выполнения основных параметров и инструментов денежно-кредитной политики Республики Беларусь в текущем году, мероприятия Национального банка на очередной год по совершенствованию банковской системы Республики Беларусь, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы Республики Беларусь.

Национальный банк ежеквартально  информирует Президента Республики Беларусь и Правительство Республики Беларусь об объеме эмиссии денег  и о выполнении Основных направлений  денежно-кредитной политики Республики Беларусь. Кроме того, Национальный банк ежеквартально информирует  Президента Республики Беларусь о размерах золотовалютных резервов, создаваемых  в соответствии с целями и задачами, определяемыми в Основных направлениях денежно-кредитной политики Республики Беларусь. Основные направления денежно-кредитной  политики на 2006 г, утверждены Указом Президента Республики Беларусь от 21 декабря 2005 г. № 608 [3, с.93].

Изучив функции банковской системы, необходимо заметить, что в  их основе лежит достижение трех главных  целей, направленных на поддержание  финансовой стабильности в стране. Кроме того все функции банковской системы прежде всего подчиняются  денежно- кредитной политике государства  и во многом определяются именно ей. Необходимо подчеркнуть также, что  извлечение прибыли не является основной целью Национального банка. Кроме того подводя итоги, можно сказать следующее: значение центральных банков в современной экономике действительно велико, их роль в развитии рыночной экономики выражается в денежном авансировании расширенного воспроизводства посредством обеспечения потребностей народного хозяйства в денежных средствах для реализации совокупного общественного продукта и национального дохода страны. В период перехода к рыночным отношениям, банковское регулирование отличается особой сложностью и требует решения ряда проблем, противоречащих друг другу. Отсюда вытекает чрезвычайная актуальность поиска инструментов денежно-кредитного регулирования, адекватных современным экономическим условиям.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что отечественная  банковская система является двухуровневой, а в законах, регулирующих банковскую деятельность, определены функции для  каждого из ее уровней. Для Национального  банка Республики Беларусь - это  защита и обеспечение устойчивости национальной валюты, в том числе  ее покупательной способности и  обменного курса по отношению  к иностранным валютам, развитие и укрепление банковской системы, обеспечение  эффективного, надежного и безопасного  функционирования платежной системы. Для банков - расширение ресурсной  базы и повышение капитализации, оптимизация активов и пассивов, совершенствование институциональной  и функциональной структур банков, кредитование банками экономики  и ее реального сектора, приоритетных направлений экономического и социального развития страны, снижение номинального уровня процентных ставок на денежном рынке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Опыт становления банковских систем в странах с переходной

 экономикой

 

В последние 15-20 лет развитие банковского сектора в странах  с переходной экономикой  происходило  в достаточно сложных экономических  условиях. Проблемы, обусловленные  собственно переходом экономики  и ее банковского сектора от распределительных  отношений и административных методов  управления к рыночным моделям хозяйствования при существенной регулирующей роли государства, усложнялись  негативными  внешними воздействиями, связанными с  финансовой глобализацией.

Децентрализация и приватизация в экономике, в том числе в  банковском секторе, не во всех странах  сопровождались адекватным и своевременным  созданием необходимой правовой базы и соответствующих институтов. Нередко коммерческие банки начинали свою деятельность за несколько лет до принятия основополагающих законов, например, о банках и банковской деятельности или о центральном банке. Кроме того, принимаемые законы зачастую не были достаточно детализированными. Наиболее сильное отставание наблюдалось в сферах банковского законодательства, связанных с предупреждением банкротств, финансовым оздоровлением, реструктуризацией [14, c. 104]. Вместе с тем некоторые страны оперативно формировали необходимую для трансформации банковского сектора правовую и институциональную инфраструктуру.

Например, в Венгрии двухуровневая  банковская система (центральный банк и коммерческие банки) была законодательно оформлена еще в 1986 г. В 1991 г. после  смены политического режима был  принят целый пакет законов: об эмиссионном  банке, о финансовых институтах, о  банкротстве, об отчетности и др.

В Польше законы "О банковской деятельности" и "О Национальном банке Польши" были приняты 31 января 1989 г. и предусматривали создание двухуровневой банковской системы: Национального польского банка (НПБ) и депозитно-кредитных банков (акционерных, кооперативных, частных), НПБ получил  статус центрального банка и прекратил  прямое кредитование и обслуживание предприятий. На него были возложены  функции эмиссионного банка и  банковского регулятора.

В Эстонии до сих пор  действует достаточно прогрессивный  закон "О банках", принятый в 1989 г. (в то время как в Советском  Союзе аналогичный закон вступил  в силу только в 1991 г.).

В Югославии в 1989-1990 гг. был  принят пакет законов, обеспечивших правовую основу для перехода к двухуровневой  банковской системе.

Информация о работе Банковская система и ее роль в национальной экономике; особенности её развития в Республике Беларусь