Банковская система и ее роль в национальной экономике; особенности её развития в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 20:39, курсовая работа

Описание

Цель работы: исследовать основные принципы организации и функционирования банковской системы, определить особенности банковской системы Республики Беларусь. Исследования и разработки: изучена типичная банковская система, устройство банковской системы в условиях переходной экономики, структура банковской системы Республики Беларусь; определена роль центрального банка в развитии экономики.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….……3
1 Современная банковская система: основные понятия и структура. Роль банковской системы.................................................................................................4
1.1 Сущность и уровни банковской системы……………………………
1.2 Функции банковской системы………………………………
2 Опыт становления банковских систем в странах с переходной экономикой..
3 Особенности банковской системы, проблемы её развития и стабилизации в Республике Беларусь………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………
Список использованных ……………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа по макроэкономике, Кольцов В.А..docx

— 313.52 Кб (Скачать документ)

 Прогнозный показатель  на 2011 составлял от 7,5 до 10 %. 26 мая  Министерство экономики подтвердило  информацию о 15%-ном повышении  цен с 1 января по 1 июня без  учёта 55%-ной девальвации. 27 мая  годовой прогноз Минэкономики  по инфляции был увеличен до 33—39 %. За январь-июнь по официальным  данным уровень инфляции составил 36,2 % [19, c.6].

В результате кризиса установленный  Нацбанком курс доллара за январь-ноябрь вырос с 3000 до 8700 белорусских рублей, совокупная девальвация за неполные десять месяцев составила 189 %. Из-за отсутствия валюты в обменных пунктах  в марте-апреле сформировался чёрный рынок, где курс доллара достиг 8000-9000 рублей к сентябрю. Инфляция за январь-октябрь  составила 88,7 %, базовая инфляция (без  учёта цен на товары и услуги, регулируемые государством и сезонно  изменяющиеся) за этот же период — 101,5 %. Это самый высокий показатель в Европе и СНГ. Ставка рефинансирования остановилась на отметке 40%, тогда как еще в 2008 года она составляла 12 %. Уровень доходов населения упал примерно до уровня 2005 года. Кроме того возникли проблемы с получением иностранных кредитов.

Большинство независимых  экспертов считают, что без проведения структурных реформ ситуация продолжит  ухудшаться [].

В начале ноября 2011 года Министерством  экономики и другими участниками  правительства был разработан ряд  предложений по изменению курса  социально-экономического развития на 2012 год. Были озвучены следующие цели, на которые будет направлена политика правительства и, как уже ранее  было отмечено, банковской системы:

  • выход на положительное сальдо внешней торговли;
  • сокращение эмиссионного кредитования экономики, сокращение финансирования госпрограмм  и проведение жёсткой налоговой и кредитно-денежной политики;
  • активизация привлечения иностранных инвестиций;
  • приватизация малоэффективных предприятий;
  • отказ от регулирования курса белорусского рубля за исключением резких скачков;
  • рост золотовалютных резервов на $5 миллиардов;
  • отказ от приоритета роста ВВП перед остальными макроэкономическими показателями;
  • удерживание инфляции на уровне 19 % [19, c. 9].

Многие положения прямо  касаются банковской системы нашей  страны и особенно Национального  банка Беларуси и подразумевают  совместное проведение денежно –  кредитной политики, направленной на улучшение экономической ситуации в стране, вызванной изначально Мировым  финансовым кризисом.

К сожалению, в реальном секторе  экономики республики существуют проблемы, создающие ощутимые трудности для  работы банков. В 2009 году развитие банковского  сектора было направлено на дальнейшее повышение устойчивости и эффективности  его функционирования, усиление конкурентоспособности  белорусских банков, увеличение масштаба и качества их взаимодействия с организациями  нефинансового сектора экономики  и населением. Для достижения указанных  целей Национальным банком и Правительством предпринимались согласованные  действия, проводились взвешенная и  последовательная политика в развитии банковского сектора посредством: повышения эффективности банковского  регулирования и надзора; развития институциональной структуры банковского  сектора и формирования среды  добросовестной конкуренции; формирования благоприятных условий для участия  банков в финансовом посредничестве, учета интересов банковского  сектора и других секторов экономики  на базе обеспечения взаимной коммерческой выгоды и системной стабильности.

Для улучшения качества управления деятельностью банков и инвестиционной привлекательности их бизнеса, повышения  прозрачности учетной и отчетной информации в 2009 также продолжалась работа по внедрению в банковской системе международных стандартов финансовой отчетности посредством совершенствования национальных стандартов, правил и принципов, направленных на формирование достоверного учета и отчетности, повышения требований к объему, качеству, периодичности публикуемой информации. Примером может являться Специальный стандарт Международного валютного фонда на распространение данных (ССРД) [20, c.23].

Основными задачами развития банковской системы, определенными  на 2006 -2010 год являлись: укрепление доверия  к банковскому сектору со стороны  инвесторов, кредиторов, вкладчиков, в  первую очередь посредством усиления защиты их интересов; повышение эффективности  механизмов аккумулирования денежных средств населения, субъектов хозяйствования и их трансформации в кредиты  и инвестиции; увеличение объемов  кредитования экономики, и в первую очередь инвестиционного, в соответствии с принятыми приоритетами и государственными программами; расширение состава и  улучшение качества предоставляемых  услуг до уровней, соответствующих  международным стандартам банковской деятельности и исключающих использование  банков в недобросовестных коммерческих и противоправных целях; повышение  эффективности государственного регулирования  параметров развития банковского сектора; интеграция в мировую банковскую систему (4, п.4.1.) [17].

К основным направлениям развития банковского сектора, согласно Указу  №27 от 15 января 2007 г. «Об утверждении  Программы развития банковского  сектора экономики Республики Беларусь на 2006 - 2010 годы», можно отнести:

  • совершенствование организационно-правового обеспечения банковской деятельности, усиление роли государства в повышении эффективности деятельности банков с преобладающим участием государства в капитале, институциональное развитие структуры банковского сектора, формирование среды добросовестной конкуренции, активизация международного сотрудничества;
  • увеличение ресурсной базы банков посредством повышения эффективности их деятельности, привлечения средств национальных и иностранных инвесторов, кредиторов и вкладчиков; обеспечение стабильности функционирования банковского сектора за счет оптимизации структуры активов и пассивов и улучшения их качества;
  • совершенствование внутрибанковских систем управления рисками, а также регулирующего воздействия банковского надзора; рост объемов, расширение состава и повышение качества услуг, предоставляемых банками клиентам из нефинансового сектора, а также населению;
  • повышение уровня организации деятельности банков на основе развития информационных технологий, совершенствования платежной системы и безналичных расчетов, стандартов учета и отчетности, профессиональной подготовки кадров (4, п.4.2.) [17].

Достижение данных целей, решение задач и реализация направлений  развития банковского сектора содействовало  заложению основ для дальнейшего  развития банковского сектора и  успешному выполнению Программы  социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 11 апреля 2011 г. № 136, а также реализации определенных ею приоритетов.

Экономическая политика государства  в предстоящем  пятилетии будет  сосредоточена на эффективности  и качестве, что количественно  найдет отражение в росте показателей  производительности труда, рентабельности, доле инвестиций в основной капитал  в ВВП, удельном весе отгруженной  инновационной продукции.

На основе совершенствования  экономических институтов и механизмов государственного регулирования будут  созданы стимулы для экономического роста на базе развития субъектов  хозяйствования, формирования более  благоприятного рыночного бизнес-климата, отказа от преимущественно административного  управления, развития конкурентной среды  и механизмов частно-государственного партнерства. Точка роста экономики  республики в предстоящем пятилетии  — динамичное развитие малого и  среднего предпринимательства, обеспечение  их свободного доступа к кредитно-финансовым ресурсам и недвижимости, рост инвестиционной деятельности; сокращение административных барьеров для привлечения иностранных  инвестиций. 

В то же время достижение стратегических целей и решение  задач развития банковского сектора  в определяющей степени зависят  от создания соответствующих макроэкономических условий, достижение которых предусматривается  Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 11 апреля 2011 г. № 136 [].

Денежно–кредитная политика будет содействовать созданию условий  для поддержания стабильных темпов роста в экономике. Главными задачами являются обеспечение устойчивости белорусского рубля и поддержание  финансовой стабильности путем проведения эффективной монетарной политики.

Направления реализации этих задач предусматривают:

  • постепенный переход в рамках привязки к корзине иностранных валют, к более гибкому формированию обменного курса по мере повышения внутренней и внешней сбалансированности экономики в целях поддержания конкурентоспособности отечественных производителей и ограничения инфляционных процессов;
  • формирование золотовалютных резервов на уровне, обеспечивающем экономическую безопасность страны;
  • совершенствование системы рефинансирования банков, основанной на рыночных условиях формирования цены ресурсов, что позволит повысить эффективность процентной политики и снизить процентные риски для банковской системы;
  • поддержание процентных ставок на положительном уровне, обеспечивающем сохранность и привлекательность ресурсов в национальной валюте, а также доступность банковского кредита для нефинансового сектора экономики.

В результате названных действий будет обеспечена стабильность курса  белорусского рубля к корзине  валют в коридоре плюс (минус) 10 процентов, ставка рефинансирования Национального  банка будет снижена до 6 — 8 процентов  к концу пятилетия. Предполагается, что к 2015 году прирост индекса  потребительских цен не превысит 5 — 6 процентов [].

Совершенствование финансовой системы, повышение ее надежности и  инвестиционного потенциала требуют  развития финансового рынка. Основные цели — формирование конкурентоспособного и информационно прозрачного  финансового рынка, повышение его  емкости за счет роста капитализации, притока внутренних и внешних  инвестиций его участников, а также  обеспечение эффективности рыночной инфраструктуры.

Для обеспечения устойчивого  экономического роста в республике и привлечения внешних и внутренних инвестиций предусматривается дальнейшее развитие финансовых институтов: банковской сферы, страхования, рынка ценных бумаг  и производных финансовых инструментов, лизинговых и небанковских кредитно–финансовых  организаций, инвестиционных и иных фондов. Созданы достаточные предпосылки  для развития основных элементов  инфраструктуры финансового рынка  и формирования в Беларуси биржевой и депозитарной систем, отвечающих мировым стандартам. При этом главными задачами банковского сектора будут  повышение его устойчивости и  эффективности, рост потенциала и совершенствование  банковских инструментов.

Для решения задач  банковского сектора необходимы:

  • расширение спектра банковских услуг и повышение их качества, внедрение современных стратегий продаж банковских услуг на розничном и корпоративном сегментах банковского рынка;
  • совершенствование институциональной структуры банковского сектора за счет снижения его концентрации, привлечения частных инвесторов, оптимизации филиальной сети банков, развития банковской инфраструктуры;
  • повышение информированности населения и организаций об условиях предоставления банковских услуг, новых банковских продуктах, рисках банковской деятельности;
  • улучшение качественных параметров деятельности банков, обеспечивающих способность противостоять внутреннему и внешнему дестабилизирующему воздействию и адекватно выполнять свои функции в экономике (снижение проблемных активов банков до 4 процентов);
  • обеспечение жесткого контроля за сохранностью частных вкладов граждан Республики Беларусь, своевременностью и полнотой выполнения банками обязательств перед вкладчиками;
  • совершенствование пруденциальных требований и надзорных процедур на всех уровнях надзорного процесса путем внедрения международных стандартов, развития методов надзора, ориентированного на оценку и ограничение рисков, а также методов надзора за банковской деятельностью на консолидированной основе;
  • повышение требований к допуску на рынок банковских услуг;
  • дальнейшая либерализация валютного законодательства, совершенствование деятельности банков в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности [].

Развитие национальной платежной  системы будет направлено на повышение  ее надежности и безопасности. Решение  данных задач базируется на совершенствовании  нормативной правовой базы, ценовой  политики, организационной и программно–технической инфраструктуры автоматизированной системы  межбанковских расчетов Национального  банка, внедрении новейших информационных технологий и банковских услуг, развитии и совершенствовании систем стандартизации и сертификации. Коэффициент доступности  автоматизированной системы межбанковских  расчетов для банков к концу 2015 года будет не ниже 99,5 процента от ее дневного фонда рабочего времени [19, c.8].

Информация о работе Банковская система и ее роль в национальной экономике; особенности её развития в Республике Беларусь