Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 20:39, курсовая работа
Цель работы: исследовать основные принципы организации и функционирования банковской системы, определить особенности банковской системы Республики Беларусь. Исследования и разработки: изучена типичная банковская система, устройство банковской системы в условиях переходной экономики, структура банковской системы Республики Беларусь; определена роль центрального банка в развитии экономики.
Введение……………………………………………………………………….……3
1 Современная банковская система: основные понятия и структура. Роль банковской системы.................................................................................................4
1.1 Сущность и уровни банковской системы……………………………
1.2 Функции банковской системы………………………………
2 Опыт становления банковских систем в странах с переходной экономикой..
3 Особенности банковской системы, проблемы её развития и стабилизации в Республике Беларусь………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………
Список использованных ……………………………
Создание и развитие указанных фондов направлено на снижение инвестиционных рисков (прежде всего риска банкротства финансовых организаций и риска недобросовестного исполнения обязанностей при оказании услуг инвесторам), выравнивание условий совершения инвесторами операций с финансовыми активами. Особенно благоприятную роль они должны сыграть в части финансовой поддержки предпринимательства.
Важную роль в проведении
денежно-кредитной политики и развитии
банковского сектора играет международное
сотрудничество в рамках Союзного государства
Республики Беларусь и Российской Федерации,
ЕврАзЭС, ЕЭП и других интеграционных
образований. Основное внимание должно
уделяться реализации мероприятий
по созданию условий для взаимной
конвертируемости национальных валют
и перехода к расчетам в национальных
валютах, последовательной либерализации
валютной политики, согласованию механизма
установления валютных курсов национальных
валют, формированию действенной платежной
системы, повышению степени
Должно продолжаться двустороннее сотрудничество Национального банка с другими центральными банками государств - участников СНГ, в том числе с Национальным банком Украины, как это и определено Соглашением о создании Консультативного Совета Центральных банков Республики Беларусь и Украины.
Взаимодействие банковской
системы страны, и главным образом
Национального банка, с международными
финансовыми организациями, в первую
очередь с МВФ, необходимо осуществлять
посредством привлечения
Взаимоотношения с группой организаций Всемирного банка и ЕБРР послужат целям привлечения финансовых ресурсов указанных организаций в банковский сектор страны для нужд микро-, малого и среднего бизнеса, а также в капиталы белорусских банков.
Особенности банковской системы Республики Беларусь. Нельзя не заметить, что банковская система нашей страны имеет некоторые особенности, и дальнейшие реформы должны во многом их учитывать. В банковской системе Беларуси существуют некоторые структурные проблемы, обусловленные общей направленностью политики в отношении финансового сектора.
Как отмечают эксперты
МВФ, кроме того, что время от
времени ощущается нехватка
Банковская система Беларуси
располагает ресурсами, в том
числе в неденежной форме, на сумму
немногим более полутора триллионов
новых (деноминированных) рублей, что
составляет всего лишь около четверти
ожидаемого годового объема ВВП в
текущих ценах. Очевидно, что, располагая
столь ограниченными
Также можно констатировать,
что понижение обменного курса
белорусского рубля и постоянный
рост цен, привели к резкому ухудшению
финансового состояния
В настоящее время в Беларуси зарегистрирован 31 банк. Иностранный капитал присутствует в 25 банках. В 20 белорусских банках доля иностранного капитала превышает 50%. Восемь белорусских банков имеют 100-процентный иностранный капитал. Доля иностранного капитала в совокупном уставном капитале белорусских банков в конце 2008 года составляла 25,2%. Однако после увеличения правительством уставных фондов крупнейших государственных банков на 3 трлн. рублей, доля иностранного капитала в банковской системе Беларуси снизилась. На 1 января 2009 года она составляла 16,96% [22, c.15].
Сравнительно небольшие размеры банковской системы РБ и растущий спрос на кредитные ресурсы объясняют то, что банковская система по темпам роста опережает экономику. Банки остаются основными финансовыми посредниками из-за общей неразвитости рынков капитала. Однако, по сравнению с некоторыми другими странами с развивающейся экономикой, уровень финансового посредничества в Беларуси невелик. Это означает, что существует значительный потенциал роста, который может быть реализован в отсутствие каких-либо неблагоприятных политических или экономических препятствий.
Размер белорусской банковской системы указывают на то, что через нее проходят небольшие по объемам денежные потоки, что обусловлено культурой наличных расчетов и невысоким уровнем доверия населения. Быстрый рост внутреннего кредитования может также угрожать стабильности банков, учитывая слабую эффективность систем кредитной защиты.
Относительная слабость экономики страны ограничивает возможности кредитования для национальных банков. Недостаточная диверсификация экономики становится причиной высокой концентрации бизнеса - это одна из серьезнейших проблем банков СНГ.
Инвестиционную активность национальной банковской системы следует признать крайне низкой. Исправлению положения должно способствовать увеличение сбережений физических и юридических лиц в форме банковских депозитов, а также расширение кредитования реального сектора. Несмотря на увеличение объема банковского кредитования реального сектора, данный показатель остается на низком уровне. В январе — сентябре 2007 года валовые выдачи банками инвестиционных (долгосрочных) кредитов в национальной и иностранной валютах составили 608,6 млрд рублей, в иностранной валюте — 170,8 млн долларов США [22, c. 17].
Таким образом, несмотря на определенные позитивные сдвиги, белорусские банки подвергаются серьезным потенциальным рискам. Существует необходимость в проведении структурных реформ и дальнейшем сокращении числа небольших, нежизнеспособных банков. Для укрепления доверия к банковской системе необходимо улучшить информационную открытость и качество корпоративного управления, продолжить приватизацию, обеспечить более надежную защиту прав инвесторов и кредиторов. Кроме того, необходимо поднять платежную дисциплину и повысить эффективность правовых систем.
Расширение банковского кредитования реального сектора обусловлено влиянием следующих факторов:
Расширение банковского
кредитования реального сектора
могло быть более существенным, однако
даже достигнутые скромные результаты
способны при определенных условиях
вызвать банковский кризис. Как указано
выше, расширение кредитования предприятий
произошло частично вследствие оживления
производственной деятельности и роста
спроса на кредиты, а также из-за
дефицита обращающихся финансовых инструментов.
Наиболее надежными заемщиками выступают
предприятия экспортного
В настоящее время перспективен сценарий, предусматривающий привлечение иностранного капитала в банковскую систему. Помимо притока капитала данный сценарий предполагает внедрение наиболее прогрессивных зарубежных банковских технологий на внутреннем рынке. Приход зарубежных финансовых институтов в виде филиалов крупнейших банков одновременно с внедрением мировых управленческих стандартов для среднего и высшего звена мог бы принципиально изменить как финансовый потенциал, так и управленческие основы белорусской банковской системы. Однако нынешнее состояние финансовой сферы Беларуси, в том числе банковской, - основное препятствие для вхождения крупнейших зарубежных финансовых институтов на белорусский рынок.
Сохраняется важная роль иностранных
кредитных линий, предоставляемых
на реализацию инвестиционных проектов
в Беларуси. Белорусским банкам с
иностранным участием рекомендовано
активизировать работу со своими инвесторами
по увеличению объемов финансирования
национальной экономики, в том числе
банков, с их стороны. В рамках этой
работы в настоящее время
Таким образом, проведение банковской
реформы сопровождается противоречивой
ситуацией, характеризующейся
Развитая национальная банковская
система и эффективные
Национальным банком и
Правительством Республики Беларусь предпринимаются
также меры, направленные на улучшение
институциональной структуры
Принимая во внимание тот факт, что одним из наиболее существенных источников рисков для банковской системы в Республике Беларусь является широкое вовлечение системообразующих банков в финансирование государственных программ, в настоящее время проводится работа по созданию специализированного учреждения государственной формы собственности для обеспечения льготного финансирования таких государственных программ - Финансового агентства развития. Помимо снижения нагрузки на банковскую систему создание Агентства будет содействовать повышению качества активов банков за счет передачи на баланс Агентства проблемных активов крупнейших государственных банков, в том числе кредитов, выданных под гарантии Правительства, а также местных исполнительных и распорядительных органов Республики Беларусь.
Осуществляется дальнейшее совершенствование надзора за банковской деятельностью на консолидированной основе путем введения нормативов безопасного функционирования для банковской группы, банковского холдинга, головной организацией которого является банк.
В среднесрочной перспективе
также продолжится работа по реализации
комплекса мероприятий, направленных
на обеспечение банками