Финансовая система государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 12:24, курсовая работа

Описание

Задачи данной работы:
- выяснить сущность и структуру финансовой системы;
- определить сущность, виды и функции налогов;
- изучить финансовую политику государства.

Содержание

Введение.
Финансовая система государства: сущность и структура….5
Налоги: сущность, виды и функции налогов……………….12
Финансовая политика государства…………………………..19
Заключение.
Список использованных источников.

Работа состоит из  1 файл

Содержание5.docx

— 88.40 Кб (Скачать документ)

во-первых, между предприятием в целом и его структурным  подразделениями; во-вторых, между предприятием и работниками по поводу оплаты и труда;

  1. денежные отношения между государственными органами различных уровней управления по поводу распределения дифференциальной ренты, финансирования природоохранных мероприятий пр.;
  2. денежные отношения между государством и населением по поводу получения выплат и льгот из общественных фондов потребления.

Финансовая система не есть только лишь сами по себе деньги. Она включает в себя весь комплекс отношений связанных с товарообменом  – это и банки, и схема эмиссии, и механизм размножения денег (кредитная  система), в нее можно включить и торговые сети и многое другое: все, что способствует товарному  обращению между субъектами производства.

В современных условиях финансовая система состоит их четырех звеньев – государственного бюджета, муниципальных финансов, финансов государственных предприятий и специальных правительственных фондов. В совокупности они и составляют своеобразную финансовую основу социально-экономической деятельности государства.

Центральное место в финансовой системе занимает государственный  бюджет – самый крупный денежный фонд, который использует правительство  для финансирования своей деятельности. За счет государственного бюджета содержатся армия, милиция, значительная часть  здравоохранения, с его помощью  государство оказывает воздействие  на экономические процессы.

В силу своего особого положения  государственный бюджет взаимодействует  с другими звеньями финансовой системы, оказывая им при необходимости помощь. Она производится путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий  и специальным правительственным  фондам.

Государственный бюджет состоит  из двух взаимосвязанных и взаимодополняющих  частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают  денежные средства для финансирования деятельности государства, какие слои общества отчисляют на содержание государства больше всего из своих доходов. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства.

В каждой стране структура  бюджета имеет свои особенности. Она определяется экономическим  потенциалом страны, масштабностью  задач, решаемых государством на данном этапе развития, ролью государства  в экономике, состоянием международных  отношений и рядом других факторов.

На уровне штатов, земель областей, городов, районов действуют  местные органы власти. Их деятельность финансируется за счет местных денежных фондов – местных финансов. Как  правило, они не являются составной  частью государственного бюджета, относительно самостоятельны.

В современных условиях во всех странах наблюдается тенденция  опережающего роста местных финансов по сравнению с финансами центральных  правительств, что свидетельствует  о возрастающей роли местных органов  власти, как в экономических, так  и политических процессах общества.

Составными частями местных  финансов являются: местные бюджеты, местные фонды специального назначения и финансы муниципальных предприятий.

Местный бюджет имеет такую  же структуру, как и центральный. Он включает доходы и расходы местных  органов власти, действует на территории административных единиц, органы которых  его принимали.

Доходная часть местного бюджета формируется за счет налоговых  поступлений, являющихся собственностью местных органов власти, субсидий и дотаций из центрального бюджета  и муниципальных займов.

Местные налоги, как правило, подразделяются на несколько групп. Первую группу во всех странах составляют налоги, которые используются исключительно для формирования местного бюджета. Вторая группа отражает специфику налоговой системы страны. Особую группу налогов, поступающих в местный бюджет, составляют налоги на занятие торговлей и выдачу лицензий.

Местные органы власти, распоряжаясь принадлежащей им собственностью, получают дополнительные средства в бюджет.

Доходная часть местных  бюджетов недостаточна для финансирования деятельности местных органов власти. Поскольку их деятельность связана  не только с выполнением местных  задач, но и участием в выполнении общегосударственных программ, правительство  из государственного бюджета выделяет им финансовую помощь в виде субсидий и субвенций. И субсидия, и субвенция  – это государственная дотация  местному бюджету.

Несмотря на юридическую  самостоятельность бюджета, тем  не менее, получая из центрального бюджета 30-40% доходов, местные органы власти вынуждены в своей деятельности постоянно принимать во внимание решения центрального правительства. В противном случае дотации могут  быть сокращены либо совсем прекращены.

Несмотря на проводимую во многих странах приватизацию, государственный  сектор в экономике продолжает играть большую роль.

Основной источник финансов государственных предприятий определяется их взаимоотношениями с центральным  правительством. С одной стороны, они, как и все фирмы и компании страны, обязаны платить налоги в государственный и местный бюджет, с другой – получают субсидии из центрального бюджета для финансирования своей деятельности. Во многих странах в целях обеспечения формирования финансов государственных предприятий центральные правительства законодательно уменьшают им налоги (или совсем освобождают от уплаты налогов).

Главной особенностью государственных  предприятий является их обычно невысокая  рентабельность, хотя в отдельных  фирмах эффективность производства не уступает частным предприятиям.

Разные уровни рентабельности отражаются на формировании финансов государственных предприятий. Те государственные  предприятия, которые в состоянии  действовать рентабельно, то есть не только возмещает свои издержки производства, но и получают прибыль, имеют самостоятельный, автономный бюджет; в центральном  государственном или местном  бюджетах фиксируются лишь финансовые результаты их деятельности. Те предприятия, деятельность которых нельзя определять с точки зрения эффективности (поскольку  производят социально значимую продукцию), финансируются из государственного бюджета, т.е. находятся на бюджетном  финансировании. В государственный  бюджет включаются их доходы и расходы.

Специальные правительственные  фонды – важнейшее звено финансовой системы современных государств. По своей сущности они представляют собой денежные фонды специального назначения.

Эти фонды создаются с  целью финансирования выполнения возникающих  задач. Поскольку каждая страна имеет  свои специфические задачи, постольку  нет единой классификации правительственных  фондов. К тому же их количество и  назначение в каждой стране при переходе от одного этапа развития к другому  меняются.

Правительственные фонды  отличаются друг от друга в зависимости  от срока действия, цели использования, правового положения.

Как правило, действие многих фондов ограничено во времени. После  разрешения конкретной задачи необходимость  в конкретном фонде отпадает. Такие  фонды называются временными. Другие создаются на длительное время. Их называют постоянными.

В зависимости от цели использования  государственные специальные фонды  подразделяют на следующие:

- научно-исследовательские;

- экономические;

- социальные фонды;

- фонды личного и имущественного страхования;

- военные фонды;

- инвестиционные фонды.

Основная часть специальных  фондов образуется либо за счет государственного бюджета, либо за счет местных бюджетов (местные специальные фонды). Их источником являются прямые государственные субсидии или отчисления от налоговых поступлений. Некоторые фонды (личного и имущественного страхования)  образуются за счет добровольных взносов юридических и физических лиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Налоги: виды, сущность и функции налогов

Мощное воздействие на экономическую динамику оказывают  не только расходные, но и доходные механизмы бюджета. Налоги образуют основную часть доходной части государственного  и местного бюджетов. Отсюда следует  приоритетное внимание любого государства  к формированию налоговой системы  и налоговой политики. Величина налоговой  ставки и общая масса изымаемых  в госбюджет ресурсов оказывает непосредственное влияние на динамику социально-экономического развития общества.

Налоги - это принудительно изымаемые государством или местными властями средства с физических и юридических лиц, необходимые для осуществления государством своих функций. Сборы эти производятся на основе государственного законодательства.

Использование налогов в  качестве инструмента централизованного  воздействия на экономическое развитие государства имеет длительную историю  с периода широкого развития товарно-денежных отношений. Первый денежный поголовный налог на граждан был введен в Римской империи во II веке.

Информация о работе Финансовая система государства