Финансовая система государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 12:24, курсовая работа

Описание

Задачи данной работы:
- выяснить сущность и структуру финансовой системы;
- определить сущность, виды и функции налогов;
- изучить финансовую политику государства.

Содержание

Введение.
Финансовая система государства: сущность и структура….5
Налоги: сущность, виды и функции налогов……………….12
Финансовая политика государства…………………………..19
Заключение.
Список использованных источников.

Работа состоит из  1 файл

Содержание5.docx

— 88.40 Кб (Скачать документ)

Для бюджетной политики большинства  государств ХХ века одной из важнейших  задач стало решение проблемы сбалансированности и дефицита бюджетов различных уровней. Современные западные финансовые теории полагают, что бюджетный дефицит является оправданным на определенном этапе экономического развития страны, поскольку содержание антициклической фискальной политики государства заключается в допущении дефицитности бюджета во время спада и наличии профицита в период инфляции. Иначе говоря, достаточно чтобы бюджет был сбалансирован на протяжении экономического цикла. Признание возможности применения несбалансированных государственных бюджетов для целей стабилизации экономики привело к расширению использования государственного кредита и роста государственного долга.

Государственный кредит представляет собой совокупность финансовых отношений, где одной из сторон является государство, а кредиторами или заемщиками- физические и юридические лица.

Государственный долг- это  вся сумма задолжности по обязательствам государства, проценты по ней и неисполненные финансовые обязательства государства перед субъектами экономики.

Совокупный объем государственного долга РФ составил по состоянию на 1 октября 2010 года 3741,78 млрд. руб. против 3233,15 млрд. руб. на начало года. За сентябрь госдолг вырос на 98,2 млрд. руб., или на 2,7%, а в целом за январь-сентябрь текущего года увеличение составило 508,63 млрд. руб., или 15,7%.

Основное назначение государственного долга - быть инструментом регулирования  экономики. Эта функция достигается  с помощью решения двух задач:

- фискальной – связана с балансированием доходов и расходов государства. В этом случае оптимальна ситуация, при которой все расходы государства покрываются за счет его текущих обязательных доходов. Достичь такого равновесия очень трудно, так как потребности в осуществлении расходов более динамичны и, как правило, превышают возможности по сбору доходов. Поэтому государству постоянно приходится искать пути сокращения расходов или увеличения доходов. И то и другое направление сложны с точки зрения их практического осуществления.

Особенно труден поиск  дополнительных доходов, потому что  это приводит к росту налогового бремени плательщиков и противоречиво  влияет на всю совокупность получаемых государством доходов. Механизм воздействия  налоговой нагрузки на объем поступающих  доходов определяется законом Лэффера.

Рисунок 1. Кривая Лэффера  ДБ – доходы бюджета; ДБ макс – максимальные доходы бюджета; НН – налоговая нагрузка; НН опт – оптимальная налоговая нагрузка .

Суть закона заключается  в следующем. Первоначально рост налогового бремени приводит к увеличению доходов государства и постепенно достигается точка оптимума, которая  характеризует наилучший уровень  налогового изъятия, удовлетворяющий, с одной стороны, плательщиков, а  с другой стороны, – государство, получающее максимум доходов. При дальнейшем повышении налогового бремени сверх  оптимального уровня объем доходов  сокращается и стремится к  нулевой отметке при 100%-ном уровне изъятия. Такое снижение доходов  происходит объективно – за счет снижения стимулов развития экономической деятельности и субъективно – посредством  сокрытия объектов обложения и уклонения  от уплаты налогов.

Эта зависимость между  налоговым бременем и доходами проявляется  только в условиях рыночной экономики, когда экономические субъекты свободны в выборе своего поведения. В условиях плановой экономики закон Лэффера  не действует в связи с тем, что все решения об использовании  финансовых ресурсов принимаются государством единолично и стимулом для производителя  является не объем оставшихся у него средств, а полнота выполнения директивного задания.

Балансирование доходов  и расходов государства возможно также при помощи сокращения расходов, но этот процесс достаточно сложен, потому что может затрагивать  интересы предпринимателей и больших  социальных групп населения, что  приводит к определенным социальным издержкам. Кроме того, уменьшение расходов очень часто не дает быстрого фискального  эффекта, так как оно первоначально  стимулирует увеличение смежных  затрат.

- регулирующей. Регулирование осуществляется в связи с тем, что государство располагает определенными инструментами, которые оказывают влияние на интересы экономических субъектов. К ним относятся: налоги, государственный кредит, бюджетные ассигнования, различные нормы и нормативы, при помощи которых регулируются финансовые отношения. С их помощью государство оказывает воздействие на размер денежных средств, которыми располагают экономические субъекты, и тем самым влияет на различные экономические процессы. К таким процессам относятся: экономический рост, занятость, уровень инфляции, состояние валютного курса, развитие отдельных территорий, отраслей и предприятий.

Государственный долг может  быть подразделен на капитальный  и текущий. Капитальный включает в себя всю совокупность  долговых обязательств государства на определенную дату; текущий состоит из платежей по обстоятельствам, которые заемщик обязан погасить в отчетном периоде.

Государственный долг подразделяется так же на внутренний и внешний.

Внутренний долг- совокупность обязательств федерального правительства перед  резидентами. В качестве примера рассмотрим таблицу объема государственного внутреннего долга РФ.

 

 

 

 

Таблица 1- Объем государственного внутреннего долга РФ

По состоянию на

Объем государственного внутреннего  долга Российской Федерации, млрд. руб.

всего

в т.ч. государственные гарантии в валюте Российской Федерации

01.01.1993

3,57

0,08

01.01.1994

15,64

0,33

01.01.1995

88,06

2,14

01.01.1996

187,74

7,46

01.01.1997

364,46

17,24

01.01.1998

490,92

3,47

01.01.1999

529,94

0,88

01.01.2000

578,23

0,82

01.01.2001

557,42

1,02

01.01.2002

533,51

0,02

01.01.2003

679,91

8,62

01.01.2004

682,02

5,58

01.01.2005

778,47

12,93

01.01.2006

875,43

18,86

01.01.2007

1064,88

31,23

01.01.2008

1301,15

46,68

01.01.2009

1499,82

72,49

01.01.2010

2094,73

251,36

 

Внешний долг- совокупность обязательств федерального правительства перед  нерезидентами. На примере РФ рассмотрим государственный внешний долг.

 Государственный внешний долг  Российской Федерации (включая  обязательства бывшего Союза  ССР, принятые РФ) за сентябрь 2010 года сократился на $641,3 млн.  и составил на 1 октября 2010 года 40 млрд. 899,4 млн. долларов США (30 млрд. 73,1 млн. евро).

Задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба  сократилась за сентябрь на 34,8 млн. долларов США и на 1 октября составила 821,3 млн. долларов США (603,9 млн. евро).

Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба сократилась за месяц на 6,2 млн. долларов США и по состоянию  на 1 октября составила 1 млрд. 762,5 млн. долларов США (1,296 млрд. евро).

Задолженность бывшим странам  СЭВ за сентябрь 2010 года выросла  на 7,3 млн. долларов США и на 1 октября  составила 1 млрд. 153,4 млн. долларов США (848,1 млн. евро). Коммерческая задолженность  бывшего СССР выросла на 20,8 млн. долларов США - до 821,1 млн. долларов США (603,8 млн. евро). Задолженность перед международными финансовыми организациями сократилась  на 97,1 млн. долларов США и составила 3 млрд. 269,9 млн. долларов США (2 млрд. 404,3 млн. евро).

Задолженность по еврооблигационным  займам за сентябрь текущего года сократилась  на 530,5 млн. долларов США и составила  на 1 октября 2010 года 30 млрд. 456,5 млн. долларов США (22 млрд. 394,5 млн. евро). Задолженность  по ОВГВЗ за месяц не изменилась и составила 1 млрд. 775 млн. долларов США (1 млрд. 305,1 млн. евро). Задолженность  по гарантиям РФ в иностранной  валюте за сентябрь текущего года сократилась  на 0,8 млн. долларов США и составила  на 1 октября 839,7 млн. долларов США (617,4 млн. евро).

Оценка результатов финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых  результатах, вытекающих из поставленных целей и задач. Важная составная  часть финансовой политики — установление финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление  всей деятельности государства в  области финансов.

Финансовый механизм —  система установленных государством форм, видов и методов организации  финансовых отношений.

Элементы финансового  механизма:

    • формы финансовых ресурсов;
    • методы их формирования;
    • система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства;
    • организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.

Информация о работе Финансовая система государства