По мере развития обмена
и экономической цивилизации
денежные налоги вытесняют другие виды
платежей, в том числе натуральный,
и становятся господствующими.
Виды налогов:
- По способу платежа налоги подразделяются на прямые и косвенные.
Прямые налоги уплачиваются
субъектами налога непосредственно и
прямо пропорциональны платежеспособности.
Это подоходный налог с юридических и
физических лиц, налог на операции с ценными
бумагами, налог на землю.
Косвенные налоги (непрямые)
- налоги на товары и услуги, устанавливаемые
в виде надбавки к цене или тарифу. Являются
инструментом бюджетной политики в управлении
экономикой. К примеру, основными формами
косвенных налогов в Великобритании являются
налог на добавленную стоимость, акцизный
сбор и таможенная пошлина.
- Налоги по их использованию подразделяются на общие, поступающие в общую доходную часть бюджета, и специальные (целевые). Они используются строго на определённые цели. Это налоги, например, на продажу бензина, топлива, смазочных масел.
- В зависимости от того, в распоряжение какого органа поступает налог, различают федеральные налоги, региональные и местные. Федеральные налоги устанавливаются законодательными актами, принимаемыми Федеральным собранием.
К федеральным налогам
и сборам относятся:
- налог на добавленную
стоимость;
- акцизы на отдельные группы
и виды товаров;
- налог на доходы банков;
- таможенные пошлины;
- налог на прибыль организаций;
- налог на добычу полезных
ископаемых;
- сборы за пользование
объектами животного мира и
за пользование объектами водных
биологических ресурсов;
- государственная пошлина;
- налог на наследуемое
имущество.
К региональным налогам относится:
- налог на имущество
организаций;
- транспортный налог;
К местным налогам и
сборам относят:
- республиканские платежи
за пользование природными ресурсами;
- плата за воду, забираемую
промышленными структурами из
водохозяйственных систем;
- налог на имущество
граждан;
- налог на строительство
объектов производственного назначения
в курортной зоне;
- регистрационный сбор
с предпринимательских структур.
- По межбюджетному распределению: собственные, закрепленные, регулирующие;
- По способу взимания: кадастровые (согласно систематизированному реестру), декларационные (доходы предпринимателей от торгово-производственной деятельности и лиц свободных профессий), через налогового агента (В РФ в целях НК РФ - лицо, на которое в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов. Налоговый агент имеет те же права, что и налогоплательщик. Пример - работодатель, который удерживает из заработной платы работника НДФЛ.)
- По налогоплательщику: с физических лиц, с организаций.
Взимание налогов основывается
на использовании различных ставок
налогов. Различают следующие виды
ставок:
- Твердые ставки устанавливаются
в абсолютной сумме на единицу
обложения независимо от размера дохода(
тонну, штуку, партию товара, услугу).
-Пропорциональные ставки
действуют в одинаковом процентном
отношении к объекту налога
без учета дифференциации его
величины. Величина платежа пропорциональна
сумме дохода. В большинстве стран
по пропорциональной системе
облагается прибыль корпораций ;
в среднем его ставка составляет
около 50%.
-Прогрессивные ставки - ставка
налога на каждую дополнительную
единицу облагаемого дохода налогоплательщика;
она будет отличаться от фактической
налоговой ставки в тех случаях,
когда дополнительный облагаемый
доход облагается по более
высокой ставке. Этот вид ставок
служит инструментом изъятия
средств у лиц, получающих большие
доходы.
- Регрессивные ставки
предполагают снижение налога
по мере роста дохода. Эти ставки
наиболее выгодны лицам, обладающим большими
доходами, и наиболее обременительны физическим
и юридическим лицам, обладающим незначительными
доходами.
Функция налога - это проявление
его сущности в действии, способ
выражения его свойств. Функция
показывает, каким образом реализуется
общественное назначение данной экономической
категории как инструмента стоимостного
распределения и перераспределения
доходов.
Налоги выполняют следующие
функции:
- Фискальная функция- основная. Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов - форсирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах, необходимых для осуществления собственных функций (оборонных, социальных, природоохранных и других). Формирование доходов государственного бюджета на основе стабильного и центрального взимания налогов превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта.
- Экономическая функция предполагает использование налогов в качестве инструмента перераспределения национального дохода, заинтересованности производителей и предпринимателей в развитии разнообразных видов деятельности по производству товаров и услуг. Используя эту функцию налогов, государство оказывает влияние на реальный процесс производства и инвестирования капитальных вложений.
- Распределительная функция заключается в том, что денежные средства, аккумулированные в бюджете, направляются на решение конкретных задач. В результате происходит перераспределение доходов между различными социальными группами. Распределительная функция налогов влияет на распределение не только доходов, но и капиталов, инвестиционных ресурсов.
- Регулирующая функция - государственное регулирование экономики. Регулирующую роль играет сама система налогообложения, избранная правительством. Через налоги власти воздействуют на общественное воспроизводство, то есть любые процессы в экономике страны, а также социально-экономические процессы в обществе.
- Регулирующая функция- государственное регулирование экономики. Устанавливая налоги, государство оказывает воздействие на хозяйственную деятельность субъектов. Снижением налогового бремени осуществляется стимулирование производства; повышение налоговых ставок заставляет налогоплательщиков отказываться от осуществления каких-либо видов деятельности.
- Контрольная функция налогов выступает своего рода защитной функцией: она обеспечивает воспроизводство налоговых отношений государства и предприятий, реализацию и действенность силы государственной власти. Без контрольной функции другие функции налогов неосуществимы или их реализация подрывается в своей основе.
Контрольная функция, опираясь
на закон, право, может эффективно реализовываться
только на основе принуждения, подчинения
силе государственной власти и закону.
Ослабление государственной власти
ведет к ослаблению контрольной
функции налоговой системы. И, наоборот,
ослабление контрольной функции
налогов означает ослабление государственной
власти или ведет к такому ослаблению.
Контрольная функция налоговой
системы предопределяет и определяет
эффективность других функций. Следовательно,
если контрольная функция налогов
ослаблена, то это соответственно снижает
эффективность налоговой системы
в целом.
- Стимулирующая функция налоговой системы является одной из важнейших, но это самая «труднонастраиваемая» функция. Как и любая другая, стимулирующая функция проявляется через специфические формы и элементы налогового механизма, систему льгот и поощрений, запретительных или ограничивающих ставок и другие инструменты налогового механизма и налоговой политики. Стимулирующая функция налогов является в современной российской практике слабо реализуемой и неэффективно используемой.
- Социальная функция – поддержание социального равновесия путём изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними. Социальная функция налогов проявляется и непосредственно через механизмы налоговых льгот и налоговых ставок, что входит во внутренний механизм действия налога (НДС, налога на прибыль).