Финансовая система государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 12:24, курсовая работа

Описание

Задачи данной работы:
- выяснить сущность и структуру финансовой системы;
- определить сущность, виды и функции налогов;
- изучить финансовую политику государства.

Содержание

Введение.
Финансовая система государства: сущность и структура….5
Налоги: сущность, виды и функции налогов……………….12
Финансовая политика государства…………………………..19
Заключение.
Список использованных источников.

Работа состоит из  1 файл

Содержание5.docx

— 88.40 Кб (Скачать документ)

По мере развития обмена и экономической цивилизации  денежные налоги вытесняют другие виды платежей, в том числе натуральный, и становятся господствующими.

Виды налогов:

  1. По способу платежа налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые налоги уплачиваются субъектами налога непосредственно и прямо пропорциональны платежеспособности. Это подоходный налог с юридических и физических лиц, налог на операции с ценными бумагами, налог на землю.

Косвенные налоги (непрямые) - налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу. Являются инструментом бюджетной политики в управлении экономикой. К примеру, основными формами косвенных налогов в Великобритании являются налог на добавленную стоимость, акцизный сбор и таможенная пошлина.

  1. Налоги по их использованию подразделяются на общие, поступающие в общую доходную часть бюджета, и специальные (целевые). Они используются строго на определённые цели. Это налоги, например, на продажу бензина, топлива, смазочных масел.
  2. В зависимости от того, в распоряжение какого органа поступает налог, различают федеральные налоги, региональные и местные. Федеральные налоги устанавливаются законодательными актами, принимаемыми Федеральным собранием.

К федеральным налогам  и сборам относятся:

- налог на добавленную  стоимость;

- акцизы на отдельные группы и виды товаров;

- налог на доходы банков;

- таможенные пошлины;

- налог на прибыль организаций;

- налог на добычу полезных  ископаемых;

- сборы за пользование  объектами животного мира и  за пользование объектами водных  биологических ресурсов;

- государственная пошлина; 

- налог на наследуемое  имущество.

К региональным налогам относится:

- налог на имущество  организаций;

- транспортный налог; 

К местным налогам и  сборам относят:

- республиканские платежи  за пользование природными ресурсами;

- плата за воду, забираемую  промышленными структурами из  водохозяйственных систем;

- налог на имущество  граждан;

- налог на строительство  объектов производственного назначения  в курортной зоне;

- регистрационный сбор  с предпринимательских структур.

  1. По межбюджетному распределению: собственные, закрепленные, регулирующие;
  2. По способу взимания: кадастровые (согласно систематизированному реестру), декларационные (доходы предпринимателей от торгово-производственной деятельности и лиц свободных профессий), через налогового агента (В РФ в целях НК РФ - лицо, на которое в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов. Налоговый агент имеет те же права, что и налогоплательщик. Пример - работодатель, который удерживает из заработной платы работника НДФЛ.)
  3. По налогоплательщику: с физических лиц, с организаций.

Взимание налогов основывается на использовании различных ставок налогов. Различают следующие виды ставок:

- Твердые ставки устанавливаются  в абсолютной сумме на единицу  обложения независимо от размера дохода( тонну, штуку, партию товара, услугу).

-Пропорциональные ставки  действуют в одинаковом процентном  отношении к объекту налога  без учета дифференциации его  величины. Величина платежа пропорциональна  сумме дохода. В большинстве стран  по пропорциональной системе  облагается прибыль корпораций ; в среднем его ставка составляет  около 50%.

-Прогрессивные ставки - ставка  налога на каждую дополнительную  единицу облагаемого дохода налогоплательщика;  она будет отличаться от фактической  налоговой ставки  в тех случаях,  когда дополнительный облагаемый  доход облагается по более  высокой ставке. Этот вид ставок  служит инструментом изъятия  средств у лиц, получающих большие  доходы.

- Регрессивные ставки  предполагают снижение налога  по мере роста дохода. Эти ставки наиболее выгодны лицам, обладающим большими доходами, и наиболее обременительны физическим и юридическим лицам, обладающим незначительными доходами.

Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция  показывает, каким образом реализуется  общественное назначение данной экономической  категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения  доходов.

Налоги выполняют следующие  функции:

  1. Фискальная функция- основная. Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов - форсирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах,  необходимых для осуществления собственных функций (оборонных, социальных, природоохранных и других). Формирование доходов государственного бюджета на основе стабильного и центрального взимания налогов превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта.
  2. Экономическая функция предполагает использование налогов в качестве инструмента перераспределения национального дохода, заинтересованности производителей и предпринимателей в развитии разнообразных видов деятельности по производству товаров и услугИспользуя эту функцию налогов, государство оказывает влияние на реальный процесс производства и инвестирования капитальных вложений.
  3. Распределительная функция заключается в том, что денежные средства, аккумулированные в бюджете, направляются на решение конкретных задач. В результате происходит перераспределение доходов между различными социальными группами. Распределительная функция налогов влияет на распределение не только доходов, но и капиталов, инвестиционных ресурсов.
  4. Регулирующая функция - государственное регулирование экономики. Регулирующую роль играет сама система налогообложения, избранная правительством. Через налоги власти воздействуют на общественное воспроизводство, то есть любые процессы в экономике страны, а также социально-экономические процессы в обществе.
  5. Регулирующая функция- государственное регулирование экономики. Устанавливая налоги, государство оказывает воздействие на хозяйственную деятельность субъектов. Снижением налогового бремени осуществляется стимулирование производства; повышение налоговых ставок заставляет налогоплательщиков отказываться от осуществления каких-либо видов деятельности.
  6. Контрольная  функция налогов выступает своего рода защитной функцией: она обеспечивает воспроизводство налоговых отношений государства и предприятий, реализацию и действенность силы государственной власти. Без контрольной функции другие функции налогов неосуществимы или их реализация подрывается в своей основе.

Контрольная функция, опираясь на закон, право, может эффективно реализовываться  только на основе принуждения, подчинения силе государственной власти и закону. Ослабление государственной власти ведет к ослаблению контрольной  функции налоговой системы. И, наоборот, ослабление контрольной функции  налогов означает ослабление государственной  власти или ведет к такому ослаблению. Контрольная функция налоговой  системы предопределяет и определяет эффективность других функций. Следовательно, если контрольная функция налогов  ослаблена, то это соответственно снижает  эффективность налоговой системы  в целом.

  1. Стимулирующая функция налоговой системы является одной из важнейших, но это самая «труднонастраиваемая»  функция. Как и любая другая, стимулирующая функция проявляется  через специфические формы и элементы налогового механизма, систему льгот и поощренийзапретительных или  ограничивающих ставок и другие инструменты налогового механизма и налоговой политики. Стимулирующая функция налогов является в современной российской практике слабо реализуемой и неэффективно используемой.
  2. Социальная функция поддержание  социального  равновесия путём  изменения  соотношения  между  доходами  отдельных социальных  групп  с  целью  сглаживания  неравенства  между  ними. Социальная функция  налогов проявляется  и  непосредственно через механизмы налоговых льгот и налоговых ставок, что входит во внутренний механизм действия налога (НДС, налога на прибыль).

Информация о работе Финансовая система государства