Функции налогов взаимосвязаны.
Рост налоговых поступлений в
бюджет, то есть реализация фискальной
функции, создает материальную возможность
для осуществления регулирующей
функции налогов. В то же время, достигнутое
в результате экономического регулирования
ускорение развития и роста доходности
производства, позволяет государству
получить больше средств.
При помощи налогов можно
поощрять или сдерживать определенные
виды деятельности (повышая или
понижая налоги), направлять развитие
тех или иных отраслей промышленности,
воздействовать на экономическую активность
предпринимателей, сбалансировать платежеспособный
спрос и предложение, регулировать
количество денег в обращении.
Финансовая политика
государства
В процессе функционирования
государство осуществляет политическую
деятельность в различных сферах
общественной жизни. Объектом этой деятельности
выступают экономика в целом,
а также отдельные составные
элементы: цена, денежное обращение, финансы,
кредит, валютные отношения и т.п.
Совокупность целенаправленных
действий с использованием финансовых
отношений (финансов) представляют собой
финансовую политику. Финансовая политика
предполагает установление целей и средств
достижения поставленных целей. Финансовая
политика — совокупность государственных
мероприятий по использованию финансовых
отношений для выполнения государством
своих функций. Политика предполагает
соответствующее правовое обеспечение
тех решений, которые принимаются. Законодательными
правами наделено только государство.
Финансовое право является обязательным
элементом проведения финансовой политики.
Можно говорить о финансовой политике
региона, определенной местности (местные
органы власти), т.к. они обладают определенными
законодательными правами.
В условиях перехода к рыночной
экономике место финансовой политики
в общей политике государства
повышается. Однако, возможности государства
по регулированию финансовых отношений
в условиях рыночной экономики сокращаются
( плановая экономика : устанавливались
цены, зарплата и т.д.. Финансовая политика
была одним из важных секторов в
общей политике государства ). В настоящее
время государство может диктовать
цены только на естественные монополии,
драгоценные металлы и оружие.
Регулирование кредитной сферы -
только на уровне ЦБ ( раньше вся кредитная
сфера контролировалась государством).
Финансовая политика в
зависимости от длительности периода
и характера решаемых задач подразделяется
на финансовую стратегию и финансовую
тактику.
Стратегия - долговременный
план. Примеры финансовой стратегии
- программные документы, антиинфляционная
финансовая политика, политика по приватизации
госсектора.
Финансовая тактика направлена
на решение задач конкретного
этапа развития общества, отличается
гибкостью, подвижностью и обычно задачи
финансовой тактики ограничены годом
или несколько большим промежутком
времени.
Финансовые стратегия
и тактика должны быть взаимосвязаны,
но тактика подчиняется стратегии.
Если государство не добивается результатов
с помощью тактики, приходится вносить
коррективы и стратегический курс.
Реализацию финансовой политики
можно разбить на 3 этапа:
1. определение и постановка
главных целей и конкретизация
перспективных и ближайших задач,
которые необходимо решить для
достижения поставленных целей
за определенный период жизни
общества;
2. определение основных
направлений использования финансовых
ресурсов, а также разработка
методов, средств и конкретных
форм организации отношений, с
помощью которых данные цели
достигаются в кратчайшие сроки,
а ближайшие и перспективные
задачи решаются оптимальным
образом;
3. подбор и расстановка
кадров, способных решить поставленные
задачи, организовать их выполнение,
и, собственно, осуществление практических
действий, направленных на достижение
намеченных целей.
Основа финансовой политики
— стратегические направления, которые
определяют долгосрочную и среднесрочную
перспективу использования финансов
и предусматривают решение главных
задач, вытекающих из особенностей функционирования
экономики и социальной сферы
страны. Одновременно с этим государство
осуществляет выбор текущих тактических
целей и задач использования
финансовых отношений. Все эти мероприятия
тесно взаимосвязаны между собой и
взаимозависимы.
Задачами финансовой политики
является:
- обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;
- установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;
- организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;
- выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;
- создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.
Существует несколько
типов финансовой политики:
1. Классическая политика. Являлась
основным типом финансовой политики большинства
стран до конца 20-х годов XX века. Основывалась
на трудах классиков политэкономии А.
Смита (1723-1790) и Д. Рикардо (1772-1823) и их последователей.
Основные направления:
- невмешательство государства в экономику,
- сохранение свободной конкуренции,
- использование рыночного механизма
как главного регулятора хозяйственных
процессов.
Государство стремилось к уменьшению
расходов бюджета, сводившихся в
основном к расходам на военные цели,
выплату процентов по государственному
долгу и его погашению и
управлению. Система налогов (в основном
косвенные и имущественные налоги)
должна была создать необходимые
поступления средств для обеспечения
сбалансированного бюджета государства.
Система управления финансовой деятельность
была проста и сосредотачивалась, как
правило, в одном органе управления
- министерстве финансов (казначействе).
2. Регулирующая финансовая политика.
Получила развитие во многих странах мира
с конца 20-х годов XX века и действует претерпевая
некоторые изменения в нынешнее время.
В ее основу были положены труды по экономической
теории Дж. Кейнса и его последователей.
Основывалась на необходимости вмешательства
и регулирования государством циклического
развития экономики. Финансовая политика
наряду с ее традиционными задачами стала
преследовать цель использования финансового
механизма для регулирования экономики
и социальных отношений в целях обеспечения
полной занятости населения. Основной
инструмент вмешательства в экономику
- государственные расходы, за счет которых
формируется дополнительный спрос. Кардинально
изменилась система налогов. Главным механизмом
регулирования становится подоходный
налог, использующий прогрессивные ставки
и позволяющий обеспечить сбалансированность
бюджета государства при высоком уровне
расходов. Большое внимание в финансовом
механизме уделяется системе государственного
кредита, на основе которого проводится
политика дефицитного финансирования.
Изменяется система управления финансами.
Выделяются отдельные службы, занимающиеся
планированием бюджета и бюджетных расходов,
их финансированием, контролем за поступлением
налогов, управлением государственным
долгом. В 70-х годах в основу финансовой
политики была положена неконсервативная
стратегия, связанная с неоклассическим
направлением экономической теории. Не
отказываясь от вмешательства государства
в экономику и социальную область в целом,
существенно его ограничила. Финансовый
механизм в этих условиях исходит их необходимости
сокращения объема перераспределения
национального дохода через финансовую
систему, снижения бюджетного дефицита,
стимулирования роста сбережений как
источника производственного инвестирования.
Ставится задача сокращения и уменьшения
степени прогрессивности налогообложения.
3. Планово-директивная финансовая
политика. Применяется в странах, использующих
административно-командную систему управления
экономикой. Основана на государственной
собственности на средства производства,
что позволяет осуществлять прямое директивное
руководство всеми сферами экономики
и социальной жизни, в том числе и финансами.
Ее цель - обеспечение максимальной концентрации
финансовых ресурсов у государства для
их последующего перераспределения в
соответствии с основными направлениями
государственного плана. Основная задача
финансового механизма - создание инструментов
при помощи которых производится изъятие
всех неиспользуемых в соответствии с
государственным планом ресурсов. Изъятие
средств производилось у государственных
предприятий, населения и органов местной
власти. Управление финансами осуществлялось
из единого центра Министерства финансов,
которое занималось всеми вопроса использования
финансового механизма в народном
хозяйстве. Планово-директивная финансовая
политика проводилась; практически
во всех бывших социалистических странах.
Такая политика показала свою достаточно
высокую эффективность в годы, когда требовалась
максимальная концентрация финансовых
ресурсов для финансирования
чрезвычайных расходов государства
(в годы Второй мировой войны, восстановления
народного хозяйства и т.п.). В
то же время использование такой
финансовой политики в условиях нормального
функционирования экономики
привело к отрицательным последствиям:
снижению эффективности производства,
замедлению развития социальной
сферы общества, резкому ухудшению финансового
положения государства.
Финансовая политика включает в
себя: бюджетную, налоговую, денежную,
кредитную, ценовую и таможенную
политику. В свою очередь, финансовая
политика государства является лишь
средством осуществления его
экономической и социальной политики,
т.е. выполняет вспомогательную роль.
Не надо забывать и другие направления
государственной политики- национальное,
геополитическое, военное. Совокупность
этих пяти направлений и определяет
финансовую политику, служащую основным
инструментом проведения государственной
политики. Финансовая политика России
носит спонтанный характер и направлена
на максимальную концентрацию денежных
ресурсов в руках государства
при постоянном сужении базы формирования
доходной части бюджета.
Важнейшей частью финансовой политики
является налоговая политика.
- Без налогов государство не может существовать.
- Налоговые изъятия имеют твердую тенденцию к росту. При переходе оптимального налогового порога нарушается естественный воспроизводственный процесс- экономика саморазрушается.
- В период кризиса налоги должны быть установлены на минимально возможном уровне.
- Государственное регулирование экономики необходимо. Однако при суммарной величине изъятия чистого дохода выше 30% экономический рост страны приостанавливается. Налоговые льготы должны носить открытый характер и быть равными для всех субъектов воспроизводственного процесса.
- Налоговая система не должна носить конфискационный характер.
- Суммарная величина налогов имеет устойчивую тенденцию роста только в экономической системе, в которой государство гарантирует стабильность законов и правил.
- Налоговая система должна быть простой, открытой и эффективной.
Составными частями денежной политики
являются эмиссионная политика и
стабильность национальной валюты.
Эмиссионная политика, определения
необходимого количества денег в
обороте, имеет еще одно направление-
увеличение доходов бюджета. Вторая
составляющая требует особой осторожности,
ибо при переходе определенных количественных
границ денежная систем подвержена инфляции,
т.е.реальному обесцениванию доходов бюджета.
Кредитная система обеспечивает функционирование
внутрихозяйственных расчетов и
ссудного капитала. Ссудный капитал
является важнейшим условием осуществления
воспроизводственного процесса, обеспечивая
возможность заимствования, как
для пополнения оборотных средств,
так и для инвестиций. Кредитный
сектор экономики служит и для
выравнивания средней нормы прибыли.
Величина процентной ставки может негативным
образом сказаться на экономической
активности в обществе.
Ценовая политика государства выражается
в корректировке цен и тарифов
на монопольные товары и услуги.
Таможенную политику можно рассматривать
как часть налоговой и ценовой
политики, поскольку таможенные сборы
и налоги оказывают прямое воздействие
на товаров и услуг. В то же время
таможенная политика имеет и свой
специфический способ влияния на
экономику страны, ограничивая или
расширяя доступ на внутренний рынок
импортных товаров и услуг
и сдерживая или поощряя экспорт
товаров и услуг из страны.
Бюджетная политика государства определяется
Конституцией РФ, Бюджетным кодексом
РФ, сводом других законов, устанавливающих
функции отдельных органов власти
в бюджетном процессе и законотворчестве.
Бюджетная политика выражается в
определении доли ВВП, концентрируемой
в бюджете. Приоритетом в бюджетной
политике является направление денежных
ресурсов на достижение целей, определяющих
политику государства. Если цели требуют
больше средств, чем обеспечивает национальная
экономика, государство прибегает
к чрезвычайным способам формирования
дополнительных доходов: внутренним и
внешним кредитам, продаже национальных
богатств, сдаче богатств и имущества
в аренду и концессиям. Чрезвычайные
меры пополнения доходной части бюджета
могут привести к потере экономической
независимости. Учитывая это, законодательная
ветвь власти устанавливает пределы
заимствования.