Государственное и муниципальное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 16:32, курс лекций

Описание

Управление– функция сложных организованных систем любой природы, обеспечивающей сохранение их структуры, поддержание режима функционирования, направленного на реализацию их программных целей.
Объектами управления могут быть вещи, явления и процессы, люди, а субъектом управления всегда выступает человек или коллективное образование – администрация.

Работа состоит из  1 файл

Государственное и муниципальное управление.doc

— 1.33 Мб (Скачать документ)

В этой связи важно  выделить общие и специфические  признаки различных сфер социального  управления, отражающие специфику конкретной системы принципов управления, используемой управляющим субъектом для руководства в избранной сфере деятельности:

- Государственное управление (управление делами государства) - имеет пределы распространения  в границах государственно - территориального  образования. Субъектом его выступают  органы государственной власти и управления в рамках своей компетенции. Организационно - управленческие функции этих органов распространяются на государственный сектор, связанный, прежде всего, с обеспечением законности и правопорядка, безопасности (внутренней и внешней), социального обеспечения, производства, оказания различных услуг, финансовой деятельности и т.д.

- Управление в негосударственной  сфере производства и оказания  услуг связано с конституционными  принципами обеспечения коммерческой  деятельности независимо от государственного управления. Свобода этого вида деятельности, осуществляемой в рамках закона, гарантирована на всей территории Российской Федерации. Её субъекты осуществляют функции управления в различных секторах экономики, таких, как: кредит, банковская деятельность, промышленное производство, оказание услуг населению и т.д.

-Управление в сфере  деятельности органов местного  самоуправления является одной  из развивающихся сфер народовластия,  которая реализуется независимо  от государственного управления. Оно призвано регулировать отношения в области муниципальной собственности, транспорта и коммуникаций местного значения, благоустройства территорий и т.д. Территориальные границы деятельности органов местного самоуправления соответствуют границам административно-территориальных образований.

- Управление в сфере  деятельности общественных движений  и образований выступает в  качестве основы демократического  общества. Деятельность общественных  объединений, в соответствии с  конституционными принципами, осуществляется на основе свободы мысли и слова, равенства всех объединений перед законом. Реализация этих принципов не должна быть направлена на подрыв конституционных основ государства. Субъекты управления в этой сфере имеет разную направленность деятельности. В частности, это - политика, культура, спорт, социальная помощь населению и т.д. Границы сферы деятельности определяются целями объединений, зафиксированными в их уставах или других учредительных документах.

- Управление в сфере  духовной жизни общества связано с деятельностью учреждений в области воспитания и образования, средств информации, деятельностью религиозных конфессий и некоторых других. Субъекты этой сферы осуществляют конституционные принципы равенства прав и свобод человека и гражданина, запрет па любые ограничения прав, свободный доступ к информации, свобода вероисповедания, независимость церкви от государства и пр. Особенностью управления в сфере духовной жизни человека является то, что она затрагивает интересы государства в части воспитания человека и гражданина. Соответственно, в этой сфере функционируют органы государственного управления (министерства культуры, образования и их структуры), а также органы координации деятельности с негосударственными структурами (комитеты и комиссии при органах власти).

В любой из перечисленных  сфер социального управления следует  выделять и отдельные направления  деятельности, для которых выделяется своя, более конкретизированная, система  принципов. Например, правоохранительная деятельность является относительно самостоятельным направлением в сфере государственного управления. При этом каждое направление социального управления имеет как общие, так и частные принципы управления.

Таким образом, все управленческие принципы следует рассматривать  как совокупность основных руководящих идей и правил, обеспечивающих целенаправленное функционирование управляющих и управляемых субъектов. Обладая, например, высокой степенью нормативности, система принципов в правоохранительной сфере находит выражение в законодательстве и иных подзаконных актах, регулирующих правоохранительную деятельность.

Выраженные в правовой форме, принципы становятся руководящими правилами, обязательными для воплощения в любой деятельности (в том  числе, в правоохранительной деятельности). Одновременно с этим, являясь идеями, сформулированными в результате субъективного восприятия процессов общественного развития, принципы управления изменяются во времени, так как не являются стабильной субстанцией. Принципы обладают некоторым периодом «жизнедеятельности», и выделение новых принципов, которые соответствуют данному этапу развития общественных отношений, способствует совершенствованию механизма управления.

Таким образом, на основании  вышеизложенного, можно сделать  вывод о том, что принципы управления - это исходные существенные правила управленческой деятельности, соблюдая которые руководители могут формировать, поддерживать, развивать необходимые внутренние условия, достаточные для успешности деятельности исполнителей, функционирования различных организационных звеньев.

Принципы составляют качественную основу управления. Их использование  оказывает большое влияние на эффективность деятельности осуществляющих управление субъектов. Принципы в основном формулируются на базе анализа реальной практики управления и отражают его закономерности.

Система принципов управления - это совокупность определённых принципов  управления, избираемых, исходя из сущности, назначения, типологии, целей и закономерностей  управления, а также, исходя из положительного опыта управленческой деятельности. Система принципов управления для каждой отрасли формируется индивидуально.

Учитывая вышесказанное, представляется целесообразным рассмотреть  принципы управления в органах внутренних дел. Об этом и пойдёт речь далее  в данной работе.

 

Вопрос  №23 Организация и эффективность использования экспертных оценок при разработке управленческих решений

Наилучший вариант  решения, принятого на одном из уровней  управляющей системы по какому-либо вопросу, называют оптимальным, а процесс  поиска этого варианта - оптимизацией. Сложность и взаимозависимость технических, организационных, социально-экономических и других аспектов управления современным производством приводят к тому, что принятие управленческого решения неизбежно затрагивает десятки и даже сотни разнообразных факторов, настолько переплетающихся друг с другом, что выделить и проанализировать их отдельно обычными аналитическими методами невозможно. Многие факторы, определяющие или влияющие на выбор решения, по своей природе не поддаются количественной характеристике, другие - практически не могут быть измерены. Все это сделало необходимой разработку специальных методов, облегчающих выбор управленческих решений в сложных технических, организационных, экономических задачах (методы исследования операций, экспертные оценки и др.).

Методы исследования операций используются для выражения  оптимальных решений преимущественно  в следующих областях управления: планирование производства в крупном  масштабе; организация производственных процессов на предприятиях; материально-техническое снабжение; организация перевозок.

Методы  исследования операций базируются на использовании математических (детерминированных), вероятностных моделей, представляющих изучаемый процесс, систему или вид деятельности. Такие модели дают количественную характеристику проблемы и служат основой для принятия управленческого решения при поисках оптимального варианта. Насколько обоснованы эти решения, являются ли они лучшими из возможных, учтены ли и взвешены все факторы, определяющие оптимальное решение, каков критерий, позволяющий определить, что данное решение действительно наилучшее, - таков круг вопросов, имеющих большое значение для руководителей производства, и ответ на которые можно найти с помощью методов исследования операций.

Оптимизация решений  заключается в сравнительном исследовании числовых оценок факторов, которые обычными методами оценить невозможно. Наилучшее из возможных для экономической системы решение является оптимальным, а наилучшее решение относительно отдельных элементов системы - субоптимальным.

Методы исследования операций призваны отыскать решения, которые  были бы оптимальными для возможно большего числа предприятий, организаций  или их подразделений. Количественные методы исследования операций основаны на достижениях экономико-математических и статистических дисциплин (оптимального программирования, теории массового обслуживания, теории игр, теории графов, математической статистики и др.).

Методы  экспертных оценок применяются в случаях когда задача полностью или частично не поддается формализации и не может быть решена известными математическими методами.

Экспертиза представляет собой исследование сложных специальных  вопросов на стадии выработки управленческого  решения лицами, обладающими специальными знаниями, опытом с целью получения  выводов, мнений, рекомендаций, оценок. В ходе экспертных исследований используются новейшие достижения науки и техники по специальности эксперта.

Задача эксперта состоит в том, чтобы, используя  специальные знания в той или  иной области, прошлый опыт и интуицию, применить общие законы и частные закономерности для разработки конкретных управленческих решений и обеспечить этим их оптимальность.

Экспертное заключение оформляется в форме документа, в котором фиксируются ход  исследования и его итоги. Введение содержит данные: кто, где, когда, в связи с чем организует и проводит экспертизу. Далее фиксируется объект экспертизы, указываются методы, примененные для его исследования, и полученные в результате исследования данные. В заключительной части содержатся выводы, рекомендации, практические меры, предлагаемые экспертами. Выводы могут иметь категорическую формулировку ("да", "нет") и вероятностную (предположение).

В роли экспертов, как правило, выступают опытные  руководители, специалисты, приглашаемые со стороны, имеющие опыт и специальные знания в узкой области, владеющие методами исследования. Эксперт должен быть способен синтезировать информацию, объединить специальные знания и опыт, методы исследования со знанием особенностей исследуемого объекта и дать объективные квалифицированные рекомендации.

Наиболее эффективно применение методов экспертных оценок в решении следующих задач  управления производством.

1. Анализ сложных  процессов, систем, явлений, ситуаций, характеризующихся в основном  качественными, неформализуемыми характеристиками.

2. прогнозирование  тенденций развития производственной  системы и взаимодействия с  ней внешней среды.

3. Определение  и ранжирование по заданному  критерию наиболее существенных  факторов, влияющих на функционирование  и развитие производственной системы.

4. Повышение  эффективности математико-статистических  и других формальных методов  за счет более точного определения  и оценки некоторых качественных  аспектов, факторов, не поддающихся  формализации.

5. Повышение  надежности оценки целевых функций, имеющих качественный или количественный характер, путем усреднения мнений высококвалифицированных специалистов.

6. Выявление  и оценка качественных и количественных  критериев, необходимых для выбора  управленческого решения.

7. Оценка  альтернативных вариантов решения и выделение некоторых наиболее предпочтительных вариантов.

Сведение до минимума отрицательного влияния субъективного  элемента на качество принимаемых управленческих решений - одна из главных задач оптимизации  процессов принятия решений в  управлении общественным производством. Одним из условий преодоления субъективизма при подготовке управленческих решений являются методы исследования операций, методы экспертных оценок.

Процедура выработки  управленческих решений, являясь сложным  логико-мыслительным процессом, требует в современных условиях формирования нового типа экономического мышления, адекватного новым задачам, стоящим перед хозяйственными кадрами в области интенсивного развития социалистической экономики.

Всестороннее совершенствование  организации и методов подготовки, принятия и реализации решений является важным участком комплексной рационализации аппарата управления на базе научно-технического прогресса.

Опрос экспертов может  оказаться полезным и даже необходимым  при решении следующих задач:

1) указание ограничений,  т.е. тех значений параметров, которые нельзя превосходить  из соображений безопасности, экономичности  и т.п.;

2) выявление факторов, оказывающих определяющее влияние  на процесс;

3) назначение весовых  коэффициентов комплексного критерия качества.

Надежность и достоверность  решений, принимаемых на основе суждений группы экспертов, в значительной мере зависят от организации процедуры  сбора, анализа и статистической обработки этих суждений. При традиционном - групповом - обсуждении проблем на заседаниях комиссий или советов результирующая оценка получается от всей группы в целом. Однако мнение самых авторитетных и эмоциональные воздействия наиболее "напористых" участников часто оказывают значительное влияние на суждения остальных. Кроме того, члены комиссии, оказавшиеся в меньшинстве, чувствуют себя неуверенно и потому часто присоединяются к мнению большинства.

Поэтому для уменьшения психологического влияния экспертов  друг на друга и получения более  достоверных оценок прямые дискуссии следует заменять программами согласования индивидуальных мнений. Простейший способ использования группы - индивидуальный - заключается в том, что каждый эксперт дает оценку независимо от других, а затем эти оценки обрабатываются и обобщаются в одну общую.

Информация о работе Государственное и муниципальное управление