Государственное и муниципальное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 16:32, курс лекций

Описание

Управление– функция сложных организованных систем любой природы, обеспечивающей сохранение их структуры, поддержание режима функционирования, направленного на реализацию их программных целей.
Объектами управления могут быть вещи, явления и процессы, люди, а субъектом управления всегда выступает человек или коллективное образование – администрация.

Работа состоит из  1 файл

Государственное и муниципальное управление.doc

— 1.33 Мб (Скачать документ)

В задачи инновационной  инфраструктуры входят:

- отбор проектов на основе системы объективной экспертизы;

- создание благоприятных  стартовых условий для развития  малых инновационных технологически  ориентированных фирм;

поддержка венчурных  проектов;

- система участия в  разработке перспективных научно-технических  направлений;

- поддержка механизмов  взаимодействия с крупными центрами (в том числе типа франчайзной  системы); .

- формирование материально-технической  базы для создания и развития  малых инновационных фирм, включая  лизинг высокотехнологичного оборудования;

- аккумуляция финансовых ресурсов, создание инновационных, инвестиционных, венчурных фондов, инновационных банков и др.;

- создание информационных  сетей, обеспечивающих развитие  малых фирм, возможность их подключения  к международным сетям;

- получение высококвалифицированного консалтинга, инжиниринга, аудита, рекламы, экспертных услуг с целью создания конкурентоспособной наукоемкой продукции, высоких технологий и продвижения их на рынок, в том числе мировой;

- развитие страхования  инновационных проектов, государственное страхование иностранных инвестиций, вкладываемых в развитие инновационной деятельности;

- помощь в получении  информации об иностранных партнерах,  заключении контрактов, в том  числе международных, подаче заявок  в международные фонды и организации, участие в международных программах;

- помощь в проведении  конверсии;

- обучение предпринимательству  в научно-технической сфере.

Базируясь на данных положениях, формируется инновационная инфраструктура, состоящая из следующих взаимоувязанных  элементов:

1. Организационные структуры (администрация малого инновационного бизнеса или комитет по науке и технологии, союзы и ассоциации предпринимателей и т. д.), обеспечивающие поддержку малых научных и инновационных фирм. Основные их функции заключаются в разработке и реализации программ поддержки и развития инновационной деятельности, соответствующих законодательных актов, определении ее места в общей стратегии развития; обосновании потребности в материальных и финансовых ресурсах, государственных средствах, необходимых для реализации поставленных задач; создании механизма взаимодействия малых инновационных фирм с крупными организациями, участии в республиканских программах, косвенном воздействии на инновационные процессы (льготное налогообложение, финансирование, кредитование, создание специальных фондов и т. д.).

Финансово-кредитные  институты, обеспечивающие аккумуляцию  ресурсов и их распределение по субъектам  инновационной деятельности, а также  финансовую поддержку перспективных  проектов (создание инновационных, инвестиционных, венчурных фондов, банков и др.).

Страховые компании, фирмы, обеспечивающие снижение потерь от рисковых операций, а также привлечение  инвестиций в научно-техническую  сферу.

4. Информационные сети, позволяющие определить перспективные  направления развития инновационной деятельности, технологический трансфер, коммерциализацию результатов научно-технических разработок.

Система сервисного обслуживания инновационных фирм, осуществляющих экспертизу проектов, консалтинг, инжиниринг, аудит, контроллинг, рекламу и другие услуги.

Различные формы обучения предпринимательству в научно-технической  сфере (учебные заведения, специальные  курсы обучения, факультеты, семинары, симпозиумы и т. д.).

 

Вопрос  №30 Антимонопольная политика государства и формирование конкурентной среды

Основной задачей государственной  антимонопольной политики является создание условий для добросовестной конкуренции на основе принципа равенства  хозяйствующих субъектов, соблюдения законных интересов потребителей и  производителей с учетом современного уровня развития национальной экономики и норм международного конкурентного права.

Для решения данной задачи необходимо обеспечить:

- осуществление эффективного  контроля и надзора в целях  предупреждения и пресечения  монополистической деятельности на рынках товаров и услуг, а также недобросовестной конкуренции в целях получения монопольного положения на рынках, антиконкурентных соглашений и согласованных действий хозяйствующих субъектов.

Ограничение монополистической деятельности -- процесс формирования и реализации условий, не позволяющих доминирующим на рынке хозяйствующим субъектам злоупотреблять своей рыночной властью, ограничивая конкуренцию и ущемляя интересы других хозяйствующих субъектов или граждан. Сюда относятся, например, такие функции антимонопольного органа как ведение реестра хозяйствующих субъектов, занимающих на рынке определенного товара долю свыше 35 процентов, контроль за экономической концентрацией, проведение проверок соблюдения антимонопольного законодательства.

Пресечение  монополистической деятельности -- собственно правоприменительная деятельность антимонопольного органа по выявлению фактов нарушения запретов и иных ограничений, установленных антимонопольным законодательством, возбуждение и рассмотрение дел и принятие по ним решений, обязательных для нарушителей, контроль за исполнением решений и предписаний.

- совершенствование системы  контроля экономической концентрации  с одновременным сокращением  видов сделок и действий, подпадающих  под указанный контроль, в том  числе с учетом интеграции российской экономики в мировую экономическую систему;

- разработку экономически  точных методов антимонопольного  регулирования, обеспечивающих определение  монопольно высоких и низких  цен, доминирующего положения  хозяйствующих субъектов и доказательство злоупотребления этим положением с учетом определения географических и товарных границ соответствующих рынков;

- установление исчерпывающего  перечня процедур, порядков и  правил рассмотрения заявлений,  уведомлений и ходатайств, исчисления  сроков, предоставления и обмена информацией;

- совершенствование процедуры  рассмотрения дел о нарушениях  антимонопольного законодательства, в том числе порядка привлечения  заинтересованных лиц к рассмотрению  дел, а также процессуальных  гарантий законности и обоснованности принятия решений;

- разработку процедур, обеспечивающих результативную  защиту законных прав хозяйствующих  субъектов, в отношении которых  осуществлялись монополистические  действия;

- прозрачность деятельности  антимонопольного органа;

- упрощение процедуры обращения участников рынка по поводу нарушений антимонопольного законодательства;

- использование мер  антимонопольного регулирования  для защиты российских хозяйствующих  субъектов от проявлений антиконкурентной  практики крупных иностранных  компаний как на внутреннем, так и международных рынках;

- повышение эффективности  антимонопольного регулирования  на рынках продукции и услуг  естественных монополий, усиление  контроля и надзора по обеспечению  недискриминационного доступа к  услугам естественных монополий, создание равных возможностей для потребителей услуг естественных монополий;

Особое внимание необходимо уделить вопросам развития и защиты конкуренции, а также анализу  конкурентной среды на товарных и  финансовых рынках.

Под конкуренцией обычно понимается соперничество, на каком - либо деловом поприще (в бизнесе) между отдельными юридическими или физическими лицами - конкурентами, заинтересованными в достижении, как правило, одних и тех же целей.

С точки зрения фирмы  или предприятия такой целью  является максимизация прибыли, рост объемов продаж, и борьба за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся ими на доступных сегментах рынка, причем, как правило, за счет выпуска высококачественного продукта (товаров и услуг) по более низким ценам, чем у конкурента, завоеванием стойких предпочтений у клиентов (потребителей) путем удовлетворения их нужд, потребностей и запросов. Основные условия возникновения конкуренции:

1) полная хозяйственная  (экономическая) обособленность  каждого товаропроизводителя;

2) полная зависимость  товаропроизводителя от конъюнктуры  рынка;

3) противостояние всем  другим товаропроизводителям в  борьбе за покупательский спрос.

К концу XX в. сформировались общие представления о сущности конкуренции и ее основных движущих силах, выразившиеся в четырех классических моделях: совершенной (чистой) конкуренции, монополистической,олигополистической конкуренции и чистой монополии,эти три вида являются несовершенными. В настоящее время можно выделить четыре основных вида конкуренции:

Для чистой конкуренции (совершенная) характерно большое количество фирм и предприятий, реализующих стандартизированную продукцию, контроль над ценой отсутствует, спрос очень эластичный, неценовые методы конкуренции не практикуются, отсутствуют препятствия для организации бизнеса.

Рынок чистой конкуренции  состоит из достаточно большого числа  продавцов, конкурирующих между  собой. Каждый из них предлагает стандартную, однородную продукцию многим покупателям. Объемы производства и предложения  со стороны отдельных производителей составляют незначительную долю общего выпуска, поэтому одна фирма не может оказывать заметного влияния на рыночную цену, не должна «соглашаться с ценой», принимать ее как определенный заданный параметр. Участники конкурентного рынка имеют абсолютно равный доступ к информации, то есть все продавцы имеют представление о цене, технологии производства, возможной прибыли и так далее. В свою очередь, покупатели осведомлены о ценах и об их изменениях. Существует также свобода входа и выхода на рынок: любая фирма, при желании, может начать производство данного товара или беспрепятственно покинуть соответствующий рынок. Колебания цены на рынке могут быть достаточно интенсивными. Однако разница в цене - это не результат деятельности стихийных продавцов, в процесс взаимодействия спроса и предложения на данном рынке.

На практике во все  времена - чистая конкуренция - явление  достаточно редкое. Однако все же существует ряд отраслевых рынков, которые сравнительно в большей степени имеют именно эту структуру (рынок сельскохозяйственных продуктов, рынки некоторых услуг). Эти рынки включаю большое число независимых продавцов, предлагающих стандартизированный товар, цена на который определяется спросом и предложением.

Для монополистической  конкуренции характерно небольшое количество предприятий, реализующих дифференцированную продукцию, диапазон контроля цен узкий, используются неценовые методы конкуренции.

Среди отличительных признаков монополистической конкуренции можно выделить: существование достаточно большого числа фирм, что ограничивает контроль над ценой, отсутствие взаимной зависимости, и тайный сговор становится практически невозможным; продукты характеризуются реальными и мнимыми различиями и различающимися условиями их продажи; экономическое соперничество влечет за собой как ценовую, так и неценовую конкуренцию; вступление в отрасль является относительно легким.

Для олигополистической конкуренции характерно небольшое количество предприятий; диапазон контроля цен зависит от уровня согласованности пост действий предприятий: преимущественно неценовая конкуренция; наличие существенных препятствий для организации бизнеса.

Олигополия является своеобразной разновидностью конкуренции. Олигополии нельзя в чистом виде отнести  к совершенной или несовершенной  конкуренции. Олигополистические отрасли характеризуются наличием нескольких фирм, каждая из которых обладает значительной долей рынка. Фирмы, находящиеся в таких условиях, являются взаимозависимыми; поведение любой из них оказывает непосредственное воздействие и само испытывает на себе влияние со стороны конкурентов.

Продукта могут быть фактически одинаковыми или значительно  дифференцированными. Причинами. Лежащими в основе развития олигополии, являются эффект масштаба, другие барьеры, а  также преимущества слияния. Неопределенности, присущие не основанному на тайном соглашении ценообразовании, благоприятствуют тайному сговору. Для участвующих в тайном сговоре олигополистов характерна тенденция к максимизации общих прибылей, то есть к поведению их в некоторой степени как чистых монополистов. Лидерство в ценах представляет менее формальное средство тайного соглашения, при котором крупнейшая или наиболее эффективная форма в отрасли предпринимает изменение цен, а другие фирмы следуют за ней. Рыночные доли в олигополитчиеских отраслях обычно определяются на базе неценовой конкуренции.

Для чистой монополии характерно одно предприятие, выпускающее уникальную продукцию, не имеющую эффективных заменителей; контроль над ценами значительный, спрос неэластичный, вход в отрасль для других фирм заблокирован. Чистая монополия характеризуется следующими основными признаками: В условиях чистой монополии одна фирма является единственным производителем продукта или поставщиком услуги; продукт монополии всегда уникален в том смысле, что близких его заменителей не существует, то есть какие-либо приемлемые альтернативы отсутствуют;чистый монополист всегда сам назначает цену и устанавливает значительный контроль над ценой.

Информация о работе Государственное и муниципальное управление