Государственное и муниципальное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 16:32, курс лекций

Описание

Управление– функция сложных организованных систем любой природы, обеспечивающей сохранение их структуры, поддержание режима функционирования, направленного на реализацию их программных целей.
Объектами управления могут быть вещи, явления и процессы, люди, а субъектом управления всегда выступает человек или коллективное образование – администрация.

Работа состоит из  1 файл

Государственное и муниципальное управление.doc

— 1.33 Мб (Скачать документ)

Согласно ряду опросов, проведенных американскими исследователями  организации, а также 73% руководителей  американских, 63% английских и 85% японских компаний считают, что недостаточная разработанность коммуникаций является главным препятствием на пути достижения эффективности деятельности организации.

Действительно, обмен  информацией включен как важнейшее  звено во все основные виды деятельности организации, следовательно, если коммуникационные связи (как внутренние, так и внешние) не существуют или не действуют, это отрицательно сказывается на функционировании всей организации. Это объясняется рядом причин:

· руководителям подразделений  организации приходится тратить много времени на поиск нужной информации и её обработку;

· происходит дублирование информации, поскольку одна и та же информация поступает а подразделение  организации и к её руководству  из разных источников;

· в одних подразделениях и у одних руководителей ощущается недостаток информации, тогда как в других подразделениях может произойти информационная перегрузка;

· работники организации  мало осведомлены о её деятельности, планах, ориентации и положения во внешней среде, что отрицательно сказывается на процессах интеграции, точном выполнением распоряжений руководства и т.д.

В связи с этим одной  из главных целей управления в  организации является создание системы  коммуникации. Ее запуск и контроль за нормальным функционированием.

 

Вопрос №27 Организация как субъект управления

 

Организации, в которых  для достижения общих целей применяется  совместный труд людей, являются социально-экономическими институтами со следующими общими чертами:

- целями, отражающими  их предназначение и те виды  продукции и услуг, которые они производят для удовлетворения потребностей общества;

- персоналом или работниками,  обладающими квалификацией, знаниями  и умениями, необходимыми для  достижения поставленных целей;

- разделением труда,  осуществляемым в соответствии с профессионально-квалификационными характеристиками каждого работника и обеспечивающим рациональную структуризацию работ и задач;

- коммуникациями, то есть  различными видами связей, необходимых  в процессе выполнения совместной  работы;

- формальными правилами поведения, процедурами и контролем, устанавливаемыми для того, чтобы организации функционировали как целостные образования;

- уровнями полномочий  и ответственности, устанавливающими  масштабы власти для разных  должностей в организации.

Организация представляет собой обособленное объединение людей для взаимодействия в достижении определенных целей и задач. Это открытая система, состоящая из множества взаимосвязанных частей, объединенных в единое целое. Центральное и основное место в организации занимает человек, владеющий, использующий и распоряжающийся техникой, технологией и финансами, принадлежащими данной организации. Кроме того, организацию характеризуют определенная организационная культура и возможность, в необходимых пределах, осуществлять саморегулирование своей деятельности, считаю необходимым отметить внутренние переменные организации и ее отношения с внешним окружением

Роль организаций  в обществе определяется тем, что, во-первых, они являются генераторами ресурсов, превращая издержки в ценности, и, во-вторых, создают полезные для общества блага, способствующие развитию человечества. Они принимают на себя все более значимую социальную роль, становясь центральным звеном общественной жизни. Ведь именно в организациях собираются и накапливаются ресурсы и знания, разумное использование которых помогает решать множество застарелых «болезней» общества, связанных с нищетой, болезнями, безработицей, бездомностью и т.п. Создавая богатство, организации тем самым увеличивают благосостояние общества, улучшают качество трудовой жизни, повышают веру людей в свои силы и возможности. В будущем возможности организаций станут еще более ощутимыми для людей.

Любая организация  как объект управления, вне зависимости  от ее конкретного назначения, может  быть описана с помощью ряда параметров, число и состав которых зависят от целей этого описания. Самое общее представление об организации как объекте управления можно получить, имея информацию о ее назначении, правовой основе, месте нахождения, ресурсах, истории создания и развития, имидже в деловых кругах и у потребителей. Кроме того, представляет интерес структура организации, разделение труда и распределение ролей, господствующая в ней организационная культура. Эти параметры прямо или косвенно отражают черты и организацию управления компанией, используемые ею методы менеджмента и систему взаимоотношений как внутри, так и с другими организациями деловой среды (табл. 1) [16, с. 128-135].

Таблица 1 - Описание организации как объекта управления

 

Параметр описания

Характеристика

 

Название, местонахождение

Официальное наименование, адресные данные

 

Назначение

Цели и виды продукции и услуг

 

Отраслевая принадлежность

При многопрофильности  выделяется главная отрасль

 

Правовая форма  и вид собственности

В соответствии с Гражданским кодексом и законами РФ

 

Историческая  справка

Основные этапы развития, определившие современное состояние  организации

 

Структура

Состав ее подсистем (производственных и управляющих)

 

Структура управления

Тип, вид, сложность, управляемость

 

Ресурсы

Основные виды, размеры

 

Культура

Ценности, разделяемые  членами

 

Ключевые факторы  внешней среды

Факторы прямого  и косвенного воздействия, особое внимание - организациям-конкурентам

 

Руководство

Разделение власти и ответственности, стиль

 

 

Вопрос  №28 Определение жизненных целей

 

Значение постановки целей определяется тем, что люди, точно знающие, что делать, самоопределяются, самоутверждаются намного быстрее и являются наиболее преуспевающими.

Над людьми, не имеющими четких личных целей, обычно господствуют требования момента [11, с. 70].

Определять свои цели рекомендуется в следующей последовательности [9]:

1) прояснение потребностей;

2) прояснение возможностей;

3) принятие решения  о том, что вам нужно;

4) выбор;

5) уточнение цели;

6) установление временных  границ;

7) контроль своих достижений.

Специалисты советуют письменно  излагать свои цели. Изложение своих  мыслей на бумаге побуждает вникнуть в конкретные детали. При этом гораздо труднее ввести в заблуждение самого себя или кого-либо другого.

Известный немецкий ученый Л. Зайверт представляет процесс  постановки целей через реализацию следующих этапов [10, с. 48]:

1. Разработка общих представлений о жизненных устремлениях.

2. Дифференциация во  времени жизненных целей.

3. Разработка путеводных  представлений в профессиональной  сфере.

4. Инвентаризация целей.

Как только определились личные и профессиональные цели нужно  зайниматься личными ресурсами, т. е. средствами для достижения поставленных целей. Л. Зайверт называет этот процесс ситуационным анализом.

Способности человека определяются разнообразными факторами: наследственностью, воспитанием, состоянием здоровья, средой обитания. Более того, способности не остаются неизменными, их можно развивать, но можно и утратить.

Следует определять настоящее  местонахождение, где на своей «кривой  жизни», отметив крупнейшие успехи и поражения, указав при этом, какие  качества для этого требовались и каких недоставало. Определив свое настоящее местонахождение нужно ответить на следующие вопросы.

В личной сфере:

* Жизненный путь, какими  были крупнейшие успехи и неудачи?

* Каково влияние семьи  (детство, юность, родители, братья  и сестры, близкие)?

* Каковы дружеские  связи? Неприязненные отношения?

* При каких обстоятельствах  присутствует чувствование себя  сильным, побежденным, слабым?

* Какие меры предпочесть  для предотвращения опасностей, трудностей, проблем?

* В чем могут раскрыться  возможности? В чем не могут? Что можно сделать?

* Что хочется конкретно  сделать, чтобы принести пользу  окружающим?

В профессиональной сфере:

* Знаю ли я задачи  по работе на моей должности?

* Знаю ли я, чего  от меня ждут?

* Знаю ли я рутинные, однообразные дела, относящиеся к сфере моей деятельности? Планирую ли я их?

* Устанавливаю ли я  приоритеты?

* Выполняю ли я своевременно  свои задачи?

* С какими неудачами  я должен считаться?

* Каковы главные преимущества  моей работы? На основании анализа  основных этапов своей жизни нужно составлять баланс личных успехов и неудач

 

Вопрос  №29 Инновационная инфраструктура: сущность и элементы.

 

Исследование содержания инновационных процессов и особенностей венчурной деятельности позволяет  прийти к выводу о необходимости  формирования специальных организационно-экономических механизмов поддержки малых венчурных, инновационных и технологически ориентированных фирм. Сложилась ситуация, при которой увеличение средств, выделяемых на научно-технологическую деятельность, не приводит к адекватному повышению экономического потенциала и эффективности хозяйствования. Проблема может быть решена путем формирования инфраструктуры, поддерживающей инновационные процессы, венчурную деятельность и создающей благоприятные условия для развития малых форм в научно-технической сфере.

Применение нового понятия "инновационная инфраструктура" обусловлено рядом причин. Во-первых, только относительно недавно технологическое  развитие достигло такого уровня, при  котором стало возможно реально  эффективно формировать инновационную инфраструктуру. Во-вторых, возникла экономическая необходимость в технологическом трансфере, коммерциализации результатов научно-технических разработок, создании других механизмов доведения высоких технологий и научно-технической продукции до конкретного потребителя. В-третьих, уровень сделанных ранее теоретических разработок позволил, предложить новые методические подходы к решению поставленных задач.

Инновационная инфраструктура играет особую роль в распределении  риска между участниками инновационного процесса.

С целью снижения риска  целесообразно использовать методы анализа риска по отношению не к отдельным проектам, а к их совокупности, сформированной по определенным критериям, т. е. портфелю проектов. Оценка портфеля проектов позволяет снизить степень неопределенности. Такая оценка позволяет снизить не только техническую неопределенность, но и коммерческую. Особой оценке подвергаются высокотехнологичные проекты со значительными затратами на научные исследования и разработки. Это заставляет особенно тщательно искать пути снижения затрат на разработку и издержек на производство и коммерциализацию, а также внимательно обосновывать минимально возможные объемы выпуска высокотехнологичной продукции.

По мере продвижения  по фазам инновационного цикла и уточнения получаемых данных необходимо снова проводить оценки проектов, их обеспеченность имеющимися ресурсами, принимать решения о прекращении разработки отдельных проектов и их корректировке в соответствии с требованиями рынка. Таким образом, в процессе оценки проектов по мере продвижения по фазам инновационного цикла можно снизить степень технического и коммерческого риска, при оценке в "контрольных точках", уточняя информацию и изменения, происходящие на рынке в целом и особенно в сегменте, на который ориентируется проект.

Снизить риск позволяет  и формирование портфеля, содержащего  различные по объему, фазам инновационного цикла, степени новизны проекты. При этом портфель, состоящий из множества малых проектов, является более устойчивым, чем портфель, состоящий из небольшого числа крупных проектов на такую же сумму, и тем более, чем единичный проект. При таком формировании портфеля увеличивается возможность включения венчурных проектов и не изменяется обоснованный уровень портфеля в целом.

Следовательно, снижение риска возможно за счет повышения качества и уровня квалификации специалистов менеджмента, маркетинга, в обязанности которых входят сопровождение проекта и продвижение продукта на рынок, формирование портфеля проектов, определение очередности их выполнения, корректировка решения в "контрольных точках" в условиях неопределенности и риска.

Обеспечить эти направления  целесообразно с помощью создания специальной инфраструктуры. При  этом создание инновационной инфраструктуры снижает степень риска вложений в инновационную деятельность в данном регионе в целом, привлекает дополнительные инвестиции, формирует новые модели технологического трансфера и коммерциализации научно-технической продукции в условиях национальной экономики.

Следует отметить, что  создание инновационной инфраструктуры зависит от уровня технологического и экономического развития национальной экономики. В странах, имеющих развитую производственную инфраструктуру, наблюдается процесс софтизации, характеризующийся повышением роли невещественных, нематериальных факторов производства, информатизацией общества. Софтизация переплетается с сервизацией -- опережающим развитием сферы услуг. Таким образом, формируются реальные возможности создания сети консалтинговых, инжиниринговых, сервисных, информационных услуг, способствующих поддержке инновационных процессов.

В условиях трансформационного общества инновационная инфраструктура должна способствовать вхождению науки  в рыночную среду, развитию предпринимательства  в научно-технической сфере, поэтому ее формирование во многом определяется состоянием рыночной инфраструктуры. В целом инновационная инфраструктура представляет собой организационную, материальную, финансово-кредитную, информационную базу для создания условий, способствующих эффективной аккумуляции и распределению средств и оказанию услуг для развития инновационной деятельности технологического трансфера, коммерциализации научно-технической продукции в условиях повышенного риска.

Информация о работе Государственное и муниципальное управление