Государственное и муниципальное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 16:32, курс лекций

Описание

Управление– функция сложных организованных систем любой природы, обеспечивающей сохранение их структуры, поддержание режима функционирования, направленного на реализацию их программных целей.
Объектами управления могут быть вещи, явления и процессы, люди, а субъектом управления всегда выступает человек или коллективное образование – администрация.

Работа состоит из  1 файл

Государственное и муниципальное управление.doc

— 1.33 Мб (Скачать документ)

Если по определению  чистый монополист не имеет прямых конкурентов, должна быть причина такому отсутствию конкуренции. И она есть: существование монополии во многом зависит от существования барьеров для вступления на рынок. Чистый монополист будет максимизировать прибыли путем уравнивания предельного дохода и предельных издержек. При одних тех же издержках чистый монополист сочтет более выгодным ограничить объем производства и назначить боле высокую цену, чем сделал бы конкурентный продавец. Монополист может увеличивать свои прибыли посредством ценовой дискриминации. Однако в любом случае, монополия способствует увеличению неравенства доходов. Монополистическая конкуренция подразумевает такую рыночную ситуацию, при которой относительно большое число небольших производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию.

 

Вопрос  №31 Формирование стратегии государственного менеджмента экоразвития

Государство в  глобальном мире. Динамика изменений  роли государства в последние  годы становится предметом общественного  интереса и поэтому проанализирована в многочисленных работах, в том числе и Мировым банком. Человечество приходит к пониманию, что преимущественно через активное развитие институтов государств возможно устойчивое развитие экономики и совместное выживание людей. В последнее время темпы и объемы вовлечения' природных ресурсов в жизнедеятельность общества (по сравнению с их запасами в природной среде) четко подтверждает, что уровень исчерпаемости ресурсов Земли и особенно биосферы (среды жизни) подходит к своей критической границе. Приведем только одну иллюстрацию. В последние годы рост производства материалов сохраняет возрастающие показатели. По данным доклада Worldwath о развитии по пути к устойчивому обществу, в мировую экономику в 1995 г. поступило около 10 млрд т материалов, что в 2 раза больше, чем в 1963 году. Основную долю из них потребляют промышленно развитые страны. В частности, потребление материалов в СШАв 1900—1995 гг. увеличилось в 18 раз. Их использование резко усилило развитие машиностроения, химической индустрии, промышленности строительных материалов и в итоге изменило бытовые и производственные условия жизнедеятельности людей на Земле. Существенно возросла надежность конструкций, эффективность машин, вооружения, а если при этом учесть, что в интеллектуальном плане человечество обеспечило прорыв в микромир, космос, освоило информационные процессы и многие достижения научно-технической революции, становится понятным возрастающее значение интеллекта в масштабе государственного регулирования природопользования как отдельных государств, так и человечества в целом. Конференция ООН по окружающей среде и развитию, которая состоялась в 1992 г. в Рио-де-Жанейро, и особенно последующие практические шаги, которые в последние годы совершаются во всех странах мира, дают богатый материал, подтверждающий не только актуальность, но и возможность эволюции сообществ людей в направлении к устойчивому развитию. В последние годы повсеместно активизируются процессы глобализации. Мировая экономика — сложная, многокомпонентная система, которая в процессе развития производительных сил подвержена интернационализации, что в совокупности с совершенствующимися производственными отношениями очень быстро увеличивает конечные результаты деятельности человечества. Мировое производство в последние десятилетия почти в два раза обгоняло прирост населения. Важнейшей современной тенденцией, как отметил Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан, становится глобализация и управление. Народ России, раскинувшейся на огромной территории и располагающей огромными минерально-сырьевыми, биологическими, топливно-энергетическими, экологическими, культурно-историческими и многими другими ресурсами, заслуживает благополучия и достатка по общемировым стандартам, уже достигнутым многими зарубежными странами. Минерально-сырьевой (МСК) и топливно-энергетический (ТЭК) комплексы России складывались совсем не случайно. Огромные, пока не охваченные хозяйственной деятельностью территории и нерастраченные восполнимые и невосполнимые ресурсы составляют то потенциальное богатство, которым обязательно следует воспользоваться в ближайшей перспективе российскому обществу и Российскому государству. Однако не следует упрощать стоящих перед Россией и ее системой хозяйствования насущных проблем настройки взаимодействия самых разных субъектов и объектов хозяйственной деятельности. Новый этап развития российской общественной жизни, на рыночных принципах, требует углубленной теоретической проработки многих старых, давно сложившихся экономических реалий. К МСК и ТЭК это относится в первую очередь, поскольку они фундамент не только современной экономики, но и всего комплекса жизнедеятельности человечества. Понятно, что опыт других стран приобретает здесь особое значение. При этом следует отметить, что методологическое триединство социального, экономического и экологического развития, принятое человечеством в Рио-де-Жанейро, остается определяющим для развития и в природопользовании. Достижения стран "золотого миллиарда" в последние годы демонстрируют серьезное улучшение экологической обстановки на их территории. Форм деятельности, по новому решающих старые экологические и ресурсные проблемы довольно много. Так, фирмы, рециклирующие свои отходы, освобождаются от части налогов. Им отдается предпочтение при выборе поставщиков для государственных учреждений (см. схема 16). В числе наиболее важных аспектов организации управления экологическими процессами в промышленно развитых странах Запада называют вопросы взаимодействия между государством и бизнесом. В "Кейданренской глобальной хартии по проблемам окружающей среды" (Япония, апрель 1991 г.) указывается, что любая корпорация должна исходить из того, что разрешение экологических проблем является необходимой предпосылкой ее собственного благополучия и успешной деятельности. В целом, в развитых странах нынешнее отношение бизнеса к вопросам охраны окружающей среды радикально отличается оттого, что наблюдалось 10—15 лет назад. 

 

 

 

 

 

Вопрос  №32 Основные направления социальной защиты населения РФ

Неотъемлемыми  факторами любой нормально функционирующей  социальной системы является социальная защита и социально-экономическая поддержка населения.

1 Социальное  страхование

Задачи системы  социального страхования

Социальная защита населения по всем видам риска  – это главная задача системы  социального страхования. В настоящее  время основные задачи системы социального страхования состоят в следующем:

   1. установлении  предельной величины заработка,  на который  начинаются страховые  взносы (естественно, после существенного  сокращения научного пространства  неформальной и теневой экономики:  скрытых заработков);

2. страхование принципов в области пенсионного обеспечения с учетом внедрения накопительных элементов и элементов профессионального и территориального пенсионного страхования, не отказываться от возможностей распределительной системы;

3. постепенном  переходе к уплате страховых взносов работником и работодателем на паритетной основе;

4. отлаживании  механизма обеспечения зависимости  размеров страховых выплат от  уплаченных страховых взносов  ;

5. переходе к  деятельности государственных социальных  внебюджетных фондов на выплаты исключительно страхового характера.

Ведущую роль среди  других организаций системы социального  страхования выполняет Фонд социального  страхования. Этот фонд выполняет такие  же важные функции, как выплаты по больничным листам, пособия матерям  и ряд других.

Однако в работе этой организации имеются заметные недочеты. В настоящее время фонд прямо или косвенно расходует 5,4% фонда заработной платы и постоянно  имеет активное сольдо. Это приведет к тому, что создается такая  структура расходов предприятий  и отдельных работников, которая не связана с основными функциями фонда, заключающимися в предоставлении краткосрочных пособий и регулировании профессиональных рисков. Его доля в налоге на фонд заработной платы представляется чрезмерно большой.

Рассматривая более значительные недостатки организации страхования населения, экономисты пишут, что все, что есть от социального страхования в России, - это автономные от бюджета внебюджетные фонды. На страхование организации ведется постоянное наступление, имеющее целью заменить страховой принцип налогом, в частности «социальным налогом». Страховые взносы работников являются собственностью работников и аккумулируются страховыми организациями. Замена страховых взносов налогом, хоть и «социальным», по существу означает отказ от права  распоряжаться страховыми средствами на паритетных началах самими работниками и работодателями, ликвидация  гарантии на страховые выплаты работнику, обезличивание и отказ от строгого учета и охраны прав каждого застрахованного на протяжении всего периода его участия в страховании. Далее автор рассмотрит виды социального страхования более детально. Медицинское страхование В складывающейся системе обязательного медицинского страхования по-прежнему сдерживается достижение главной цели: утверждение пациента в качестве ключевой фразы при взаимодействии медицинских учреждений, страховых организаций и Территориальных фондов обязательного медицинского страхования. Внедряемый в настоящее время «программный метод»деятельности фондов обязательного медицинского страхования, является, безусловно, более прогрессивным, тем не менее, не решает полностью проблемы преодоления монополизма в оказании медицинских услуг и, следовательно, обеспечения застрахованным лицом возможности выбора лечащего врача или лечебно-профессионального учреждения. В результате этого неконкурентоспособные медицинские учреждения продолжают успешно существовать, в том числе и за счет средств фондов обязательного медицинского страхования, а малоквалифицированные врачи остаются «востребованными» наравне со своими более знающими и добросовестными коллегами.

Таким образом, обобщая концептуальные и финансовые проблемы различных видов социального  страхования и фондов, лежащих  в их основе, следует отметить объективность, целостность и взаимосвязь социальных рисков, их тесную корреляцию и взаимозависимость. Общеизвестно влияние условий труда на состояние здоровья работников, их трудоспособность и т.п.

Тем не менее  «система социального риска» недостаточно эффективно интегрирована в действующей  системе социального страхования. С одной стороны, далеко не все риски, имеющие социальное значение, включены в перечень рисков, защита от которых гарантирована государством для всех или отдельных категорий населения. С другой стороны, защита от близких по смыслу социальных рисков часто возложена на различные социальные внебюджетные фонды. Так не вполне однозначным и требующим осмысления представляется, например, разделение функций между фондами обязательного медицинского страхования и фондом социального страхования. Первые оплачивают социально оговоренный перечень медицинских услуг, а второй выплачивает пособие повременной нетрудоспособности. И оба фонда финансируют профилактическую работу и некоторые реабилитационные мероприятия.

Страхование временной  нетрудоспособности

Устарели многие правила и нормы социального  страхования временной утраты нетрудоспособности. Это относится, прежде всего, к праву  на получение пособий и их исчислению, условиям определения размера пособий  и продолжительность выплат. Установленная  еще в 30-х годах норма трудового стажа на одном предприятии для исчисления размера пособия по болезни давно превратилась в исторический нонсенс.

В условиях возрастающей безработицы непрерывный стаж в  качестве фактора закрепления кадров полностью утратил свой смысл. Кроме того, по мере развития рыночных отношений будет возрастать доля участия самых работников в финансировании расходов по социальному страхованию. Поэтому вряд ли правильно в этих условиях начислять при заболеваниях разные по размеру пособия (при разных взносах) на снованиях, не связанных с состоянием здоровья.

Зарубежный опыт страхования свидетельствует, что  применение кратковременной выдачи пособия по уходу за больными членами  семьи (от 3 од 14 суток по каждому  случаю заболевания) менее эффективно, чем установление фиксированного суммарного времени в течение года на эти цели(например, 60 суток).[8] В последнем случае налицо экономическое стимулирование более эффективной организации ухода за больными и рационального расходования финансовых средств при одновременном уменьшении возможностей злоупотреблений. В то же время представляются  социально необоснованными ограничения в сроках выплаты пособий по болезни работающим инвалидам, в случаях бытовых травм и при искусственном прерывании беременности.

Страхование от безработицы

Среди нерешенных проблем страхования от безработицы  одной из важнейших является проблема исчисления размеров выплачиваемого пособия. Используемый в настоящее время  метод расчетов, ориентированный  на среднюю заработную

плату по последнему месту работы, трудоемок и неприемлем в условиях высокой инфляции. В результате его применения большинство безработных получают одинаковое пособие, причем гораздо ниже принятого прожиточного уровня.

      Происходящие в России процессы, вызываемые макроэкономическими причинами, сопровождаются сокращением, перепрофилированием, банкротством и закрытием отдельных производств, не имеющих жизненно важного значения. В

этих условиях вполне реальна угроза безработицы  массового характера, особенно в  моноиндустриальных регионах. Не учитывать этого факта в политике социального страхования по безработице недопустимо.

Представляется  также целесообразным детальное  изучение возможностей введения страхования  заработной платы работников на случай неплатежеспособности работодателя (по аналогии с зарубежным «гарантийными фондами»)

Пенсионное страхование

В мировой практике размеры страховых взносов пенсионного  страхования обычно колеблются а  пределах 6-12% от доходов страхуемых. Поскольку при пенсионном страховании  наступление страхового события отдельно от начала начисления

страховых взносов, которое обычно начинается при достижении страхуемым трудоспособного возраста, то накапливаемых столь длительное время страховых взносов оказывается  достаточно для выплаты нормальной пенсии. В то же время

значительная  часть средств страховых платежей  в Пенсионный фонд России, составляющая 29%, тратится на выполнение обязательств бюджета, и, прежде всего, по выплате  пенсий военнослужащим и компенсационные  выплаты, которые

также должны покрываться за счет бюджета.Компенсационные выплаты не имеют никакого отношения к страхованию социального риска, связанного с достижением нетрудоспособного возраста. В Симу этого, Пенсионный фонд России не является страховым, и есть все основания считать, что значительная часть аккумулированных и расходуемых им финансовых средств носит налоговый характер, а, следовательно – бюджетный. Сложившаяся на 2003-2004 года практика пенсионного страхования позволяет выбрать в качестве основы для исчисления пенсий короткий период профессиональной деятельности, в течение которого застрахованный может получить максимальный доход. Естественно, что данный подход порождает дополнительные нагрузки на бюджет Пенсионного фонда России и создает предпосылки для массовых злоупотреблений.

Таким образом,  настоящее время системы социального  страхования выполняет следующие  задачи: устанавливает предельные величины заработка, на который начинаются страховые  взносы    (естественно, после  существенного сокращения научного пространства неформальной и теневой экономики: скрытых заработков);  страхует принципы в области пенсионного обеспечения с учетом внедрения накопительных элементов и элементов профессионального и территориального пенсионного страхования, не отказываться от возможностей распределительной системы; постепенно переходит к уплате страховых взносов работником и работодателем на паритетной основе; отлаживает механизм обеспечения зависимости размеров страховых выплат от уплаченных страховых взносов .

В следующем  параграфе автор предлагает рассмотреть вспомогательные материалы в системе социального страхования.

                           § 2 Прожиточный минимум

Прожиточный   минимум – это стоимостная  оценка  потребительской корзины, а также обязательные платежи  и сборы.

                       Величина  прожиточного минимума

Величина  прожиточного  минимума определяется  ежеквартально  на основании потребительской корзины  и данных   Государственного   комитета   Российской   Федерации   по статистике  об  уровне  потребительских  цен  на продукты

питания, непродовольственные  товары  и услуги  и расходов  по обязательным платежам и сборам.

 

 

 

Вопрос  №33 Региональная политика: цели и инструменты

 

При определении  места каждого конкретного региона  в национальном хозяйстве следует  принимать во внимание объективно существующие причины дифференциации регионов. Существование двух тенденций взаимодействия регионов с экономическим центром в рамках федерации (центробежной и центростремительной) во многом определяется экономическим положением региона: является ли он регионом-донором, дотационным или равновесным регионом. Чередование периодов господства одной или другой тенденции дает центру возможность осуществлять ускоренные преобразования в отдельных регионах прорывного развития. Эти две противоречивые тенденции проявляются главным образом в политике, меньше в экономике, в которой определяющий мотив – интеграционный мотив единого экономического поля, обусловленный рыночной конкуренцией. Россия в попытке выхода из кризиса вступает в третий этап реформ, которые главным образом касаются реформирования регионов. В каком направлении осуществлять реформы, что усиливать – центробежную или центростремительную тенденцию? Ответы на эти вопросы сконцентрированы в развитии рыночных связей и рыночной конкуренции. Центростремительная тенденция выражается в односторонней привилегии центра по отношению к региону. В этом случае центр концентрирует средства регионов в соответствии с соглашением о разделении полномочий, для того чтобы иметь возможность координировать их деятельность, оказывать помощь дотационным регионам и выполнять межрегиональные программы.

Информация о работе Государственное и муниципальное управление