Государственное и муниципальное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 16:32, курс лекций

Описание

Управление– функция сложных организованных систем любой природы, обеспечивающей сохранение их структуры, поддержание режима функционирования, направленного на реализацию их программных целей.
Объектами управления могут быть вещи, явления и процессы, люди, а субъектом управления всегда выступает человек или коллективное образование – администрация.

Работа состоит из  1 файл

Государственное и муниципальное управление.doc

— 1.33 Мб (Скачать документ)

Государство в любой стране осуществляет совокупность необходимых функций, независимо от того каким типом государства  оно является. "Таковы функции защиты государственного строя; предотвращения и устранения социально опасных конфликтов; регулирования экономических и других общественных отношений; осуществление общей для страны внутренней политики как системы ее конкретных проявлений - социальной, экономической, финансовой, научной, культурной, образовательной и прочей политики; внешнеполитические функции защиты интересов страны; функции обороны страны и ведения вооруженной борьбы и многое другое"

 

Вопрос  №11 Механизмы реализации социальной политики государства

Важнейшей задачей социальной политики государственного сектора  является достижение определенного  уровня равновесия в общественной жизни  через: а) предоставление государственных  гарантий предотвращения максимальных негативных последствий стихийных бедствий, голода, болезней, глобальных процессов; б) перераспределение материальных ресурсов, согласование организационных усилий, направленных на обеспечение и повышение достигнутого данной страной уровня жизни через налоги, развитие благотворительности, предпринимательства в сочетании с репрессивными средствами.

Обычно социальная политика реализуется через различные  формы социальной работы, крупные  разовые государственные решения  и мероприятия, а также через  социальные программы (специализированные и комплексные).

В свою очередь, на выполнение целей и задач социальной политики ориентирован весь сложный механизм ее реализации, который структурно представлен следующим образом:

· субъект социальной политики - государство, представленное совокупностью всех его органов, ориентированных на регулирование социальных отношений;

· политические партии, общественно-политические движения и другие институты гражданского общества;

· объект социальной политики - социальные процессы в обществе во всем их содержательном многообразии и разнообразных формах проявления;

· система нормативно-правовых актов, регулирующих взаимодействие между  субъектами и объектами социальной политики;

· предметно-политическая деятельность по решению задач социальной политики на различных стадиях, включая и оценку эффективности реализации социальных программ.

При решении конкретных задач данная структура дополняется  и другими элементами, важнейшим  из которых является социальная работа.

Существует несколько  технологических фаз механизма реализации:

-научный анализ и  изучение реально существующей  социальной ситуации, ее всесторонний  и углубленный анализ, выявление  главных проблем и основных  противоречий, доминирующих перспектив  развития конкретных социальных  отношений;

-определение конкретных  стратегических и тактических  целей социальной политики, методов  и средств их достижения, исходя  из наличных материально-финансовых, организационных и иных возможностей;

-нормативно-правовое  оформление избранного варианта  решения той или иной социальной проблемы - принятие федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, иных нормативно-правовых актов законодательной и исполнительной власти;

-административно-организационное  и мотивационно-пропагандистское  обеспечение мер по реализации социальной политики на уровне федерального центра, регионов и на местах;

-контроль над ходом  и эффективностью проведения  социальной политики и внесение  соответствующих коррективов в  предыдущие технологические фазы.

В социальной политике можно выделить два взаимообусловленных, взаимодействующих компонента: научно-познавательный и практически-организационный.

Научно-познавательный компонент  социальной политики является результатом  анализа и осмысления, назревших  в обществе потребностей, тенденций развития социальных процессов, обобщенным результатом и оценкой предыдущего курса социальной политики государства. Он отражает уровень общественного мнения и настроения, степень социальной устойчивости различных слоев населения.

Весь этот аналитический материал дает возможность органам государственного управления выработать концепцию социальной политики, сформулировать ее главные задачи и направления.

Практически-организационный  компонент социальной политики государства - это непосредственное осуществление концептуальных положений, ее стратегических задач. Здесь большое значение приобретают разносторонняя организаторская деятельность органов государственного управления системой социальных служб и работа с населением, подчиненная задачам социальной политики государства.

Всесторонне взвешенная, научно обоснованная социальная политика государства, созвучная интересам  народа, составляет важнейшую основу содержания социальной работы, сообщая  ей уверенность в практических действиях.

Организаторская деятельность - это распределительная деятельность управленческих органов, цель которой - рациональное разделение труда при решении поставленной задачи, оптимальное использование сил и средств, способов стимулирования для качественного и своевременного выполнения задания. Организаторская работа по реализации социальной политики, являясь организационным уровнем социальной работы, предполагает:

· глубокое уяснение обусловленных  содержанием социальной политики задач  и всесторонний анализ, и оценку условий для их решения;

· подбор и расстановку  кадров, создание или изменение организационных  структур в интересах решения  стоящих задач;

· доведение до исполнителей задания, определение их функций, полномочий и ответственности, ресурсов и средств, имеющихся в распоряжении;

· разъяснение смысла социальной значимости качественного и своевременного выполнения задач, способов стимулирования труда;

· координацию усилий и действий структурных подразделений  и конкретных исполнителей, обеспечение  целеустремленности их деятельности;

· проверку хода исполнения заданий по этапам и в целом, оценку деятельности исполнителей, извлечение уроков и формулирование выводов для последующей деятельности.

Вычленение в социальной политике указанных двух ее компонентов, разумеется, носит условный характер. Нельзя абсолютизировать какую-либо из сторон, тем более их противопоставлять. Абсолютизация научно- познавательного компонента социальной политики может привести к известному академизму, выхолащиванию ее социального смысла, отрыву от жизненных потребностей людей, декларативности. Чрезмерный же акцент лишь на практически-организационной стороне может привести к узкому практицизму, сведению социальной политики к мерам организационного характера, к разрыву системы в социальной работе. Оба компонента социальной политики могут рассматриваться лишь в непрерывном единстве, во взаимосвязи, как внутренне спаянные части целого явления. Научно-познавательный компонент, характеризуя, прежде всего уровень научной обоснованности социальной политики, формулирует цели и общее содержание развития социальной сферы, ее инфраструктуры, определяет направленность, стратегию организаторской работы в этом направлении, а, следовательно, выполняет важную методологическую функцию в отношении социальной работы в обществе в целом.

Однако методологическая функция научно-познавательного компонента социальной политики не означает односторонности ее воздействия на характер и содержание организаторской и социальной работы в обществе. Социальная работа с ее разветвленной структурой органов управления в различных сферах общества и обширной сетью учреждений социального обслуживания населения оказывает обратное, и при том активное, воздействие на социальную политику, поскольку играет роль обратной информационной связи в системе управления социальными процессами. Являясь важнейшим элементом реализации политики, вбирая в себя практически-организационный аспект социальной политики государства, социальная работа обеспечивает реализм последней, проверяет ее жизненность.

Любые практические действия в области социальной работы представляют собой совокупность усилий отдельных личностей, наделенных наряду с общими и неповторимо индивидуальными качествами. Как и социальная практика, социальная работа не является просто суммой действий индивидуумов. Это взаимосвязанное цельное системное образование, проявляющееся на ином уровне, чем персональная практика социального работника. Благодаря ограниченному сочетанию системности и индивидуальности, дифференцированности социальная работа дополняет социальную политику государства, обогащая общество гуманистическими, духовно-нравственными ценностями. Успех социальной работы, как показывает опыт, в решающей степени зависит от социальной ориентированности кадров - обобщающего показателя, характеризующего слитность социально-политического мышления с навыками непосредственного, практического управления социальными процессами на всех уровнях, предполагающего высокое чувство ответственности работников органов государственного управления за реализацию социальной политики государства, утверждение принципа социальной справедливости в общественной жизни.

Важнейшей стороной социальной ориентированности кадров является понимание необходимости удовлетворения интересов и потребностей человека, развития социальной сферы и ее инфраструктуры.

А многофакторность социальной напряженности в обществе еще  раз подчеркивает важность социальной ориентированности всей государственной  структуры управления, а не только ведомства социальной защиты населения, поскольку от этого, в конечном счете, зависит превращение потребностей и интересов людей в реальный факт социальной политики государства.

Т.о., социальная политика и социальная работа тесно взаимосвязаны  между собой. Обе характеризуются  двумя взаимообусловленными сторонами: научно-познавательной и практико-организационной. Социальная работа - это своеобразная форма, способ реализации социальной политики, а социальная политика - стержень, ориентир социальной работы. В этом состоит их единство и различие. Последнее проявляется, в частности, в том, что социальная политика - более широкое понятие, определяющая сторона социальной работы. Социальная политика - ориентир не только для социальной работы, но и для развития социальной сферы в целом. В отличие от социальной работы она более устойчива, стабильна. Социальная же работа более динамична, подвижна, богата по своему содержанию в сравнении с социальной политикой. Вместе с тем их единство нерасторжимо. Какова социальная политика, такова и социальная работа. Реализация содержания, форм и методов последней целиком и полностью определяется социальной политикой. В то же время социальная работа - деятельность по социальной защите, поддержке и помощи социально уязвимых слоев общества, отдельных граждан, населения в целом не может не сказаться на ориентирах социальной политики, ее направлениях, целях и задачах.

Вопрос  №12 Экономика жилищно-коммунального хозяйства

Специфика жилищной сферы заключается в том, что  неразвитость конкурентных отношений  в этой сфере вызвана, в первую очередь, сложившейся в дорыночный период затратной хозяйственной структурой содержания жилищного фонда и административной системой управления.

Создание конкурентной среды в жилищной сфере ключевым образом зависит от эффективного разделения функций и формирования договорных отношений между собственниками жилищного фонда (или организациями, уполномоченными выступать от лица собственника), управляющими компаниями и подрядными жилищными организациями.

От лица собственников  муниципального жилищного фонда  выступает, как правило, администрация  муниципального образования.

Частные собственники представлены юридическими и физическими  лицами, имеющими в собственности  жилищный фонд, товариществами собственников  жилья или другими организациями, объединяющими собственников жилых  и нежилых помещений в жилых  зданиях (кондоминиумах).

Разграничение функций собственника жилищного  фонда от хозяйственной деятельности по его управлению и обслуживанию особенно важно для муниципального жилищного фонда. Необходимо прекратить имеющуюся практику, когда органы местного самоуправления в лице своих структурных подразделений выполняют хозяйственные функции по управлению жилищным фондом.

Орган местного самоуправления как собственника жилищного  фонда должен обеспечить:

соблюдение нормативно-технических  требований к содержанию и использованию жилья и объектов коммунальной инфраструктуры;

обеспечение необходимого уровня финансирования для содержания принадлежащей ему недвижимости;

заключение договоров  социального найма, найма или  аренды жилых и нежилых помещений  в принадлежащем ему жилищном фонде;

заключение договора с выбранной (созданной) организацией на управление муниципальным жилищным фондом;

обеспечение систематического контроля за реализацией договоров  по выполнению необходимых работ  по обеспечению сохранности жилищного  фонда, параметров объема и качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг.

Управляющая компания должна обеспечить:

поддержание в  надлежащем состоянии и развитие принятой от собственника в управление недвижимости в соответствии с требованиями собственника и государственными стандартами качества предоставления жилищно-коммунальных услуг;

Информация о работе Государственное и муниципальное управление