Государственное и муниципальное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 16:32, курс лекций

Описание

Управление– функция сложных организованных систем любой природы, обеспечивающей сохранение их структуры, поддержание режима функционирования, направленного на реализацию их программных целей.
Объектами управления могут быть вещи, явления и процессы, люди, а субъектом управления всегда выступает человек или коллективное образование – администрация.

Работа состоит из  1 файл

Государственное и муниципальное управление.doc

— 1.33 Мб (Скачать документ)

 

 

Вопрос  №13 Особенности экономических отношений  в здравоохранении

В здравоохранении, как  и в любой другой области деятельности человека, могут быть выделены профессиональная и экономическая стороны. Профессиональная - составляет содержательный аспект медицинской деятельности. Экономическая же сторона предполагает хозяйственные формы, в рамках которых совершается данная профессиональная деятельность. Действительно, ни один вид профессиональной деятельности не осуществляется в отрыве от какой-либо конкретной экономической формы. Указанные стороны деятельности существуют в неразрывной связи при любых условиях, в любом обществе.

От решения экономических  проблем здравоохранения зависит успех профессиональной деятельности медицинских работников, решение многих проблем, существующих в настоящее время в этой отрасли хозяйства.

Экономика здравоохранения  исследует хозяйственные формы  медицинской профессиональной деятельности, что в современных условиях имеет существенную научно-практическую значимость.

Следовательно, экономику  здравоохранения можно определить, как комплекс экономических знаний о формах, методах, результатах хозяйственной  деятельности области медицины.

Предметом экономики здравоохранения являются экономические отношения, объективно складывающиеся и возникающие между людьми в процессе оказания медицинских услуг, т.е. медицинской профессиональной деятельности.

Данные отношения делятся  на две крупные группы. Первая группа носит название организационно-экономических отношений. Их характер определяется технологией самого лечебно-профилактического процесса и отражает те общие черты, которые имеет вся совокупность медицинских учреждений данного типа (все стационары, все поликлиники, все диагностические центры и т.д.). Примером организационно-экономических отношений может служить система финансирования ЛПУ (включающая принцип определения тарифов на медицинские услуги, порядок взаиморасчетов и т.д.).

Другая группа отношений  носит название социально-экономических отношения. Их анализ дает возможность выявить специфические, особенные черты хозяйственной деятельности медицинских учреждений, которые функционируют в различных условиях (государственные, частные, кооперативные, акционерные и др.). Например, размер и порядок начисления заработной платы существенно отличаются в этих учреждениях при равном объеме количества и качества оказываемых медицинских услуг.

Обе эти группы отношений  тесно взаимосвязаны. Их изучение позволяет, например, выбрать оптимальную хозяйственно-правовую модель предпринимательской деятельности в здравоохранении на определенном этапе его развития.

В зависимости от того, на каком уровне внутри системы здравоохранения  или вне ее рассматриваются экономические  отношения, они могут быть разделены на макро-, микро- и миди-экономические.

На макроэкономическом уровне отношения складываются в  рамках национальной экономики в  целом и, прежде всего, в тех отраслях, которые непосредственно связаны  со здравоохранением, а таких отраслей насчитывается около тридцати. Таким образом, макроэкономика рассматривает взаимодействие системы здравоохранения с государством и обществом в целом и с другими отраслями народного хозяйства.

Микроэкономический уровень  охватывает деятельность каждого отдельного лечебно-профилактического учреждения, предприятия, его звеньев и структур.

На миди-экономическом  уровне исследуются хозяйственные  связи внутри системы здравоохранения, как отрасли экономики, состоящей  из целого ряда подотраслей, производств  и специализаций, связанных решением одной функциональной задачи - охраны и укрепления здоровья населения.

Цель, задачи экономики  здравоохранения в современных  условиях

а). Общая цель экономики  и организации системы здравоохранения - изучение экономических и организационных отношений, которые объективно возникают между людьми в процессе осуществления медицинской профессиональной деятельности.

б). Предмет экономики  здравоохранения - разработка методов  рационального использование ресурсов для достижения цели в охране здоровья населения.

в). Обозначенные отношения  формируются в двух плоскостях: организационно-экономические  и социально-экономические.

- Организационно-экономические  отношения. Их характер определяется  технологией самого лечебно-профилактического  процесса и отражает те общие черты, которые присущи всей совокупности медицинских учреждений данного типа (стационары, поликлиники, диагностические центры и др.).

- Социально-экономические  отношения. При помощи их анализа  проявляются специфические, своеобразные  черты хозяйственной деятельности медицинских учреждений, которые функционируют в разных условиях (государственные, частные, кооперативные, акционерные и др.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос  №14 Государство в сфере образования. Современное состояние российской системы образования. Реформирование российского образования

За последние десять лет практически все промышленно  развитые страны проводили различные  по глубине и масштабам реформы  национальных систем образования, вкладывая  в это огромные финансовые средства. Реформы образования получили статус государственной политики, так как государства начали осознавать, что уровень образования в стране определяет ее будущее развитие.

Развитие науки и  связанных с ней технологий производства потребовали реформирования, как  структуры, так и содержания образования. Среди основных направлений проводящейся в России в конце XX начале XXI вв. реформы образования можно выделить:

демократизацию системы  обучения и воспитания;

гуманитаризацию и гуманизацию  процесса образования:

компьютеризацию;

интернационализацию процесса образования.

В настоящее время  в России образовательная политика строится на следующих принципах, определяющих основные направления, приоритеты, а  также характер образования в  нашей стране:

гуманистический характер образования;

приоритет общечеловеческих ценностей;

право личности на свободное  развитие;

единство федерального образования при праве на своеобразие  национальных и региональных культур;

общедоступность образования;

адаптивность системы  образования к потребностям обучаемых.

светский характер образования  в государственных учреждениях;

свобода и плюрализм  в образовании;

демографический государственно-общественный характер управления и самостоятельность  образовательных учреждений.

В России неуклонно продолжается становление ноной системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Мировое пространство, в котором через национальные границы свободно перемещаются ресурсы, люди, идеи доминирующая тенденция современности. Одно из следствий этой тенденции сближение, интеграция национальных систем образования. Сегодня Россия задействована во многих международных проектах, активно участвует в обмене учащимися, профессорско-преподавательским составом, традиции и нормы мирового образования повсеместно проникают в российское пространство. Происходит культурная трансформация общества, которая выражаемся, с одной стороны, глобализацией и интернационализацией культуры, с другой желанием отстоять свою самобытность (культурную, общинную, языковую). Средства аудиовизуальной коммуникации (телевидение, Интернет), использование английского языка общения в работе над международными проектами ведут к стиранию граней в культурном пространстве. Одновременно идем поиск путей поддержки и сохранения культурной самобытности. Гармонизация этих двух равнонаправленных тенденций есть условие для устойчивого развития системы образования. Меняется система отношений между институтом образования и религиозными институтами. Открываются воскресные школы, богословские факультеты, осуществляются дополнительные программы в общеобразовательных школах с согласия родителей и педагогического коллектива.

Система образования  в России переживает сейчас радикальные  изменения, затрагивающие все се элементы и звенья. Переход к 12-летнему  среднему образованию, введение единого стандартизированною федеральною выпускного экзамена, позволяющего без экзамена поступать в любой вуз в случае набора нужного числа баллов, вызывают мною споров, но продолжают неуклонную тенденцию к вхождению в мировую практику системы образования. Новой государственной социальной политикой становится политика субсидиарного государства. Наряду с государственными учебными заведениями возникают альтернативные, в том числе и частные. Расширяются возможности выбора вариативных форм образования (лицеи, гимназии, колледжи, профильные классы и т.д.). Параллельно с системой бесплатною образования существует платное образование во всех звеньях от детских садов и до университетов. Государство заботится, чтобы бюджетное финансирование образовательных учреждений, проектов было прозрачно, контролируемо, а оплата каждого учащегося осуществлялась из бюджета адресно, индивидуально. Бюджетные средства на выполнение образовательных проектов станут распределяться на конкурсной основе между как государственными, так и негосударственными образовательными учреждениями Привлечение инвестиций в сферу образования. инвестиции в человека становятся государственной политикой.

Развивается нормативная  правовая база в области образования. Постановлениями Правительства Российской Федерации утверждены типовые положения обо всех основных типах и видах образовательных учреждений, государственные образовательные стандарты среднею и высшего профессионального образования

Государственные социальные гарантии обучающимся в основном выражаются в реализации прав граждан на бесплатное общее образование.

За основу реформирования была взята система ЕГЭ в школах, а в вузах внедряют Болонскую  систему образования в соответствии с Болонским процессом, к которому присоединились многие страны Европы, в том числе и Россия. Оба эти изменения закреплены в Законе РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-I "Об образовании". C апреля т.г. в начальной школе предполагается введение дисциплины "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ в рамкой которой школьник по своему выбору может заняться изучением одной из религиозных культур, основами светской этики или основами мировых религиозных культур. В свете реформирования системы образования правительство РФ планирует также к 2012 году сократить около 500 вузов и филиалов. В чем же заключаются особенности двух первых, как наиболее значимых, направлений реформирования российского образования? Рассмотрим их.

ЕГЭ - единый государственный  экзамен. Он является централизованным выпускным экзаменом по всей Российский Федерации, и одновременно служит вступительным экзаменом в вузы и ссузы. Данный вид выпускных экзаменов в России начал применяться с 2001 года и с 2009 года стал единственным выпускным экзаменом во всех школах страны. Сейчас обязательными для сдачи являются два экзамена: русский и математика. Выпускники могут сдавать любое количество дополнительных экзаменов в форме ЕГЭ, их результаты не влияют на получение аттестата. В аттестат по каждому предмету выставляется среднее арифметическое оценок выпускника за последние два года обучения, независимо от результата, полученного на ЕГЭ.

Среди основных недостатков  ЕГЭ можно назвать, во-первых, превращение  образования из универсального в  узкопрофильное - выбирая учебную  дисциплину для сдачи в форме  ЕГЭ выпускники сразу же должны определиться с будущей профессией. Это во многом помешает их дальнейшей переквалификации, а также затруднит поиск работы. Во-вторых, ЕГЭ не позволяет людям широко, разносторонне мыслить. Наконец, несовершенной является и сама система оценки. Как утверждают специалисты, погрешности в определении высшего и низшего бала весьма существенны.

Основными плюсами ЕГЭ  можно назвать то, что он, позволяет  сравнивать качество образования в  разных школах и регионах, и облегчил процесс поступления в вузы, в т.ч. выпускников из периферийных регионов страны. Документы на получение образования можно подавать одновременно в несколько вузов. Если выпускник не смог поступить в этот год в вуз, то результаты сданного им ЕГЭ будут действовать и на следующий. И, наконец, если кто-то из выпускников не собирается дальше продолжать учиться, то он может ограничиться сдачей двух экзаменов, и с легкостью получить аттестат об окончании школы.

Современная реформа  высшего образования закреплена в ФЗ "О высшем профессиональном и послевузовском образовании" и в соответствии с Болонским процессом, к которому Россия присоединилась в сентябре 2003 года, предполагает три ступени получения высшего профессионального образования:

Первая ступень: неполное высшее со сроком обучения 2 года.

Вторая ступень: базовое  высшее (бакалавриат) со сроком обучения 4 года, дающее фундаментальную подготовку без какой-либо узкой специализации. Бакалавр вправе занимать все те должности, для которых их квалификационными  требованиями предусмотрено наличие высшего образования (п.7 ст. 6 ФЗ "О высшем профессиональном и послевузовском образовании"). педагогический образование правовой воспитание

Третья ступень: "дипломированный  специалист" со сроком подготовки 5 лет (ранее существовавшая модель) и "магистр" со сроком подготовки 6 лет (новая модель). Если Вы решили получить квалификацию "дипломированный специалист", то учиться надо еще 1 год, т.ч. подготовка к защите диплома в течение одного семестра. Магистратура требует обучения еще в течение двух лет и завершается защитой выпускной работы - магистерской диссертации и присвоением степени магистра.

Информация о работе Государственное и муниципальное управление