Государственное и муниципальное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 16:32, курс лекций

Описание

Управление– функция сложных организованных систем любой природы, обеспечивающей сохранение их структуры, поддержание режима функционирования, направленного на реализацию их программных целей.
Объектами управления могут быть вещи, явления и процессы, люди, а субъектом управления всегда выступает человек или коллективное образование – администрация.

Работа состоит из  1 файл

Государственное и муниципальное управление.doc

— 1.33 Мб (Скачать документ)

Финансирование сферы  культуры на основе партнерского участия  государства и корпоративных  спонсоров становится в Европе все  более заметной формой субсидирования, что способствует значительному притоку средств из частного сектора. В Великобритании, согласно Справке № 4 2005 126 введенному в 1984 году плану стимулирования корпоративного спонсорства, совместные проекты финансируются из центрального бюджета и спонсорских средств в соотношении 1:1 для первого проекта (при этом спонсорский взнос не должен быть менее 1 тыс. фунтов стерлингов) и 1:3 для последующих проектов при минимальном взносе в 3 тыс. фунтов стерлингов. При этом государственная дотация составляет не более 25 тыс. фунтов стерлингов на один проект. Аналогичная система встречного финансирования, введенная в 1987 году во Франции, предусматривает гораздо бoльшую долю государственного участия. Соотношение бюджетного взноса и средств спонсора составляет 5:1, деньги выделяются при условии предварительного сбора определенного объема спонсорских средств. Приоритетными направлениями финансирования признаны сохранение культурного наследия (памятников архитектуры и др.), проведение музыкальных и театральных фестивалей и выставок современного изобразительного искусства, выпуск книг.

Лишь часть средств, направляемых на поддержку культуры и искусства, распределяется в европейских  странах через бюджеты министерств  культуры. Бремя финансирования культуры несут и другие центральные ведомства: министерство обороны, например, финансирует военные оркестры, министерство юстиции — культурную деятельность в местах заключения, министерство образования — преподавание в общеобразовательных школах различных дисциплин, относящихся к сфере культуры. Для повышения эффективности бюджетного финансирования создаются межведомственные программы субсидирования культуры. Во Франции с середины 80-х годов министерство культуры стало заключать соглашения с министерствами сельского хозяйства, юстиции, обороны, труда и образования о совместных программах финансирования киноискусства, производства аудио- и видеопродукции.

Во многих странах  наряду с бюджетным получило распространение  государственное финансирование из внебюджетных фондов, формирование которых оправдывается "особыми потребностями" отраслей культуры и "национальными интересами". Традиционным источником средств для таких фондов (например, в Финляндии, Норвегии и Ирландии) стали поступления от национальных лотерей, лото, спортивных тотализаторов. Выплаты из этих фондов идут на поддержку не только культуры, но и спорта. Одной из первых отраслей культуры, для финансирования которой стали создаваться специальные фонды, было киноискусство. Ресурсы фондов формировались за счет поступлений из центрального бюджета, а также за счет специальных налогов на радио- и телевизионные компании, на кинопрокат и др. В 80-е годы во многих странах были созданы фонды поддержки аудио- и видеопроизводителей.

Особенности формирования доходов в сфере культуры обусловливают специфику ее налогообложения. Одним из специфических налогов, применяемых повсеместно, является лицензионная плата за радио- и телевещание. Средства, поступающие от сбора этого налога, направляются, в первую очередь, на развитие самих организаций эфирного вещания. Но в некоторых странах в дополнение к обычной лицензионной плате введена надбавка. В Австрии она называется "культуршиллинг" и поступления от нее направляются на субсидирование дотационных отраслей культуры, покрывая 15% совокупных государственных расходов на искусство и 25% — на культуру.

Во Франции и в  странах Северной Европы существует такой специфический налог, как  отчисление 1% от стоимости строительства  государственных учреждений на приобретение произведений изобразительного искусства. Вообще Франция наиболее активно использует специальные налоги — там взимается, например, налог с оборота на торговлю книгами (сбор поступает в распоряжение Национального центра литературы), налог на доходы новых телевизионных каналов, в том числе кабельного и спутникового телевидения (поступления идут на субсидирование производства кино-, аудио- и видеопродукции), налог на показ спектаклей (предназначен для дотирования театров).

В странах Европы сфера  культуры и искусства традиционно пользовалась значительными налоговыми преференциями. Это объясняется спецификой творческого труда и особой общественной значимостью создаваемого им продукта. Налоговые методы стимулирования культуры стали применяться еще шире, когда резкое увеличение дефицита бюджета в большинстве стран привело к определенной переориентации государственной политики от использования прямых инструментов регулирования экономики к косвенным. Система налоговых льгот обычно распространяется как на производителей товаров и услуг культурного назначения, так и на финансовых "доноров" культуры. Налоговые льготы призваны стимулировать рост производства и обеспечивать разнообразие товаров и услуг, поддерживать стабильность цен в этой сфере и содействовать притоку в нее негосударственных финансовых ресурсов. Введение налоговых льгот для творческих работников нацелено на улучшение материального положения артистов, художников, писателей и т. д. Наиболее радикально поступили в Ирландии, где уже более 35 лет все творческие работники освобождены от подоходного обложения. Центральный бюджет ежегодно теряет на этом значительные суммы. Во Франции аналогичная льгота распространяется только на художников и скульпторов. В Финляндии не облагаются подоходным налогом государственные гранты, которые получают писатели и другие деятели культуры. Чтобы смягчить бремя налогов на работников творческих профессий, имеющих нерегулярные заработки, в большинстве стран разрешается при налогообложении распределять полученный авторский гонорар на несколько последующих лет (во Франции, например, — на пять лет, в Финляндии — на три года). Артисты, художники и другие творческие работники обычно пользуются правом на вычет из налоговой базы расходов на профессиональную деятельность. В Швеции из облагаемой налогом суммы дохода свободного художника или писателя вычитаются деньги, перечисленные им на банковский "авторский счет", приносящий проценты; подоходный налог взимается только при снятии средств со счета. В Италии с 1985 года введены новые правила налогообложения творческих работников, которые получили право выбирать способ обложения. Они могут декларировать свои доходы либо как поступления от предпринимательской деятельности, либо как трудовые доходы. Во втором случае дополнительно к постатейному вычету расходов применяется единая скидка с налогооблагаемой базы для художников и скульпторов в размере 21% дохода, а для творческих работников, производственные издержки которых меньше, — 16%. Кроме того, художники и скульпторы пользуются единой скидкой в размере 16% для компенсации их расходов на выплату НДС по приобретаемым ими товарам и услугам, для остальных творческих работников аналогичная скидка составляет 6%.

Самой распространенной налоговой льготой для организаций  и предприятий культуры является освобождение от налогов товаров и услуг, производимых в этой сфере, или же снижение налога на добавленную стоимость и налогов на продажи. В 80-е годы в Ирландии был отменен НДС на книги, в Италии он был снижен до 2% (при этом периодические издания были полностью освобождены от налога), в Германии — до 7%, во Франции — до 5,5%, в Испании — до 6%. В Бельгии ставка НДС на предметы искусства снижена с 19% до 6%. В Италии более низкий уровень НДС был установлен для ремонтно-строительных работ, направленных на сохранение культурного наследия.

Для поощрения кинопроизводства в ряде стран закон разрешает  вычитать из налоговой базы инвестиции в кинопродукцию. Во Франции, например, юридические лица имеют право  на вычет из налогооблагаемого дохода 50% инвестиций, а физические — 100% своих вложений, если они не превышают 25% совокупного чистого дохода. В Италии эта мера распространяется на производителей не только кино-, но и телепродукции и позволяет выводить из-под налогообложения до 70% личных и корпоративных доходов.

С развитием коммерческой деятельности организаций культуры все более заметную роль в их финансировании стал играть банковский кредит и кредитные льготы. Государство содействует им в получении банковских ссуд, предоставляя гарантии по кредитам. Киноиндустрия в Европе традиционно пользовалась государственными гарантиями по кредитам, предоставляемыми национальными фондами кино. В середине 80-х годов во Франции, Италии, Германии были созданы государственные структуры, дающие гарантии по кредитам различным коммерческим отраслям культуры. Во Франции эту задачу выполняет Институт финансирования кинематографии и индустрии культуры, образованный государственными и частными банками, в Великобритании — Национальный фонд развития, кредитующий производство фильмов.

На примере Нидерландов, где сейчас апробируются новые принципы финансирования культуры и искусства, мы можем проследить тенденции, свидетельствующие о смене государственных приоритетов в этой сфере. В июне 1999 года правительство Нидерландов опубликовало меморандум "Культура как конфронтация" — документ, в котором конкретизировались основы культурной политики на 2001–2004 годы. В соответствии с меморандумом с 2000 года Министерство образования, культуры и науки Нидерландов осуществляет постепенный переход к бюджетированию, ориентированному на результат.

В рамках реформы финансирования культуры министерство объявило приоритетом  культурной политики стимулирование спроса на товары и услуги, производимые в  сфере культуры, а не непосредственную поддержку организаций культуры (т. е. производителей). В меморандуме предложен комплексный план действий, осуществляемых под девизом: "Новый ассортимент для новой аудитории". План нацелен на увеличение объема рынка культурной продукции и расширение круга ее потребителей — привлечение в этот сектор рынка инвалидов, пенсионеров, представителей культурных меньшинств и др. Рост спроса и расширение аудитории — измеряемые показатели, которые позволяют контролировать социальную и экономическую эффективность инвестиций в культуру.

Чтобы содействовать  инициативам, исходящим от культурных меньшинств, организации культуры, фонды и консультативные органы получили задание включить в свои советы и комитеты представителей названных групп. Эта мера должна способствовать, с одной стороны, появлению новых предложений на рынке культуры, а с другой — гармонизации межкультурных взаимодействий.

Для поощрения молодых  талантов было принято решение о  приоритетном субсидировании проектов, представленных талантливыми молодыми музыкантами и художниками, молодежными  оркестрами и хорами, молодежным обществом истории Нидерландов и т. д. Социально значимой "инвестицией в мировоззрения" молодежи, а значит и в культуру нации, стало расширение программ по гуманитарным предметам в средних и профессиональных школах, а также в университетах.

С 2005 года новая бюджетная  политика начинает распространяться и  на финансирование культуры. Основной формой финансовой поддержки культуры и искусства в Нидерландах  стали не годичные, как прежде, а  четырехлетние единовременные или  блоковые субсидии учреждениям культуры. Они распределяются на конкурсной основе и предоставляются сразу на четыре года (а не траншами по годам).

Такая форма субсидирования дает учреждениям культуры больше свободы  в проведении их художественной и  коммерческой политики. Они могут сохранять любую операционную прибыль для дополнительной деятельности или для покрытия операционного дефицита, компенсировать дефицит отдельного года или сезона за счет других лет (сезонов) в течение всего четырехлетнего периода субсидии. Учреждения культуры получают возможность, например, в течение первых двух лет копить средства, чтобы на третий год начать развивать новое направление деятельности — если это направление было заявлено в проекте, под который получены средства. Таким образом, учреждения культуры вправе свободно распоряжаться всей суммой субсидии, но только в рамках проекта, на который она была отпущена.

Переход к бюджетированию, ориентированному на результат, —процесс, рассчитанный на достаточно длительный переходный период, в течение которого будут уточняться критерии экономической оценки результатов некоммерческих гуманитарных проектов. К концу этого периода основным объектом внешнего контроля станет результативность, т. е. социальная и экономическая эффективность расходования бюджетных средств.

 

Вопрос  №17 Основные социальные группы российского общества

Под социальной группой понимают объединение людей, которые имеют общий важный социальный признак, основанный на их участии в какой-либо деятельности, связанной системой взаимоотношений и управляющиеся неформальными или формальными социальными институтами. У любого общества есть социальная структура. Социальная структура – это система классов, слоёв, социальных групп и т.д. Социальная стратификация (отлат. stratum - расслаивание, слои) - расслоение общества, иерархически выстроенное социальное неравенство, кроме того она представляет собой процесс в ходе которого индивиды и группы становятся неравными друг-другу и иерархически сгруппированными в соответствии с социальными признаками. Стратификационная система предполагает особенное расслоение и способ его утверждения. В социологических науках понятие  социальная   структура, как упорядоченные в одно целое отдельные части  общества, объясняется в широком и узком смыслах. В узком смысле  социальная   структура   - это  социальная  стратификация, т.е. распределение в иерархическом порядке групп и слоев, выделенных по какому-либо признаку (экономическому, политическому, профессиональному и др.). В широком - социальная   структура   является совокупностью  социальных  институтов, статусных отношений, слоев, групп, классов данного  общества [9, с. 53].      

Социальная  структура общества формируется на основе процессов социальной стратификации и социализации личности, то есть в ее основе лежат отличия (отличительные социальные качества) личностей, составляющих классы, слои, группы, социальные общности. Социальная структура - совокупность общностей людей, которые обладают общими условиями жизнедеятельности, общностью воспроизводства отношений между собой, сравнительной стабильностью социальных отношений. Это исторически сложившаяся на основе различий между людьми, устойчивая система общественных отношений (равенства-неравентства) [9, с.55].     

Основными подсистемами социальной структуры выступают [9, с.56]:

  • этнодемографическая структура (социальные качества полов, возраста, расы, нации, т.п.);
  • социально-территориальная структура (в связи с территориальными общностями людей, характеризующихся общими условиями жизнедеятельности, социокультурными традициями);
  • профессионально-должностная структура (в соответствии с местом и ролью в общественном разделении труда);
  • социально-классовая структура (по месту в конкретном укладе общественного хозяйства, основанном на отношении к средствам производства);
  • социально-политическая структура (рассматривается центральный вопрос - вопрос власти, перераспределения общественного богатства, регулирования общественных отношений).

 

     Главными частями социальной структуры являются [9, с.57]:     

а) взаимодействующие  друг с другом индивиды, или люди;     

б) образуемые людьми социальные общности;     

в) сложившиеся в  обществе социальные институты.     

Все эти элементы переплетены сложными, многообразными связями и взаимоотношениями.

Современные представления о факторах, критериях  и закономерностях стратификации российского общества дают возможность выделить слои и группы, различающиеся друг от друга социальным статусом, местом в процессе его реформирования. Заславская Т. И. говорит о том, что российское общество состоит из четырех социальных слоев: верхнего, среднего, базового, нижнего и социализированного «социального дна» [4, с.5].     

Верхний слой - правящий слой, играющий роль основного субъекта реформ. Это элитные и субэлитные группы, которые занимают наиболее высокие позиции в системе государственного управления, в экономических и силовых структурах, объединяет их всех факт наличия власти и возможности оказывать прямое влияние на процессы реформ [4, с.6].     

Информация о работе Государственное и муниципальное управление