Государственное и муниципальное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 16:32, курс лекций

Описание

Управление– функция сложных организованных систем любой природы, обеспечивающей сохранение их структуры, поддержание режима функционирования, направленного на реализацию их программных целей.
Объектами управления могут быть вещи, явления и процессы, люди, а субъектом управления всегда выступает человек или коллективное образование – администрация.

Работа состоит из  1 файл

Государственное и муниципальное управление.doc

— 1.33 Мб (Скачать документ)

Средний слой –  слой, находящийся в среднем положении  на социальной шкале а так же являющийся ародышем «среднего слоя» в западном понимании этого понятия. Хотя, большинство его представителей не имеют ни обеспечивающий личную независимость капитал, ни уровень квалификации и профессионализма, отвечающим запросам постиндустриального общества, высоким социальным престижем. Кроме этого, пока этот слой слишком мал, чтобы являться гарантом социальной стабильности. Однако полноценный средний слой в России может появиться лишь на основе социальных групп, сегодня образующих соответствующий протослой. К ним относятся: среднее звено бюрократии, мелкие предприниматели, менеджеры средних и небольших предприятий, полупредприниматели, старшие офицеры, наиболее квалифицированные и дееспособные специалисты и рабочие [4, с.7] .     

Базовый социальный охватывает более двух третей российского общества, он очень большой. Его представители имеют средний профессионально-квалификационный потенциал и относительно ограниченный трудовой. Это большая часть интеллигенции (специалисты), полуинтеллигенция (помощники специалистов), работники массовых профессий торговли и сервиса, услуг, технический персонал, основная часть крестьянства. Социальный статус, интересы, менталитет, поведение этих групп слой очень отличаются, но их роль в переходном процессе достаточно сходна. Это касается приспособления к меняющимся условиям с целью выжить и по возможности сохранить достигнутый статус [4, с.8].     

Структура и функции нижнего слоя, закрывающие основную, социализированную часть общества, являются менее ясными. Представители этого класса характеризуются низким деятельностным потенциалом и неспособностью приспособиться к жестким социально-экономическим условиям современной жизни. В основном это слой пожилые малообразованные, не слишком здоровые и крепкие люди, которые не имеют достаточных пенсий, или это лица без профессии, часто определенного занятия, безработные, беженцы и вынужденные мигранты из районов межнациональных конфликтов. Они обладают такими признаками, как очень низкий личный и семейный доход, отсутствие или низкое образование, занятие неквалифицированным трудом или отсутствие постоянной работы [4, с.10].     

Социальное дно  – слой, характеризующийся изолированностью от институтов большого общества, восполняемая включенностью в определенные криминальные и полукриминальные институты. Как следствие - замкнутость социальных связей в основном рамками самого слоя, десоциализация, утрата навыков законной социальной жизни. К примерам людей из «социального дна» можно отнести преступников - воры, бандиты, торговцы наркотиками, мелкие и крупные жулики, мошенники, содержатели притонов, борделей, наемные убийцы, и опустившихся людей - алкоголики, наркоманы, проститутки, бродяги, бомжи и т. д. [4, с.12]      

Социально-экономический  статус. Оценка статуса выделенных Заславской Т. И. слоев по признакам: владение производительной собственностью (капиталом), статус занятости, сектор занятости по форме собственности, социально-отраслевая сфера занятости, место в управленческой иерархии (должностной статус), ступень благосостояния[4, с.13].     

Верхний слой составляют собственники частных предприятий  и фирм. Так как его субъекты принимают стратегические решения  и выбирают главные линии развития бизнеса, то они занимают главное  место в иерархии управления экономикой. По показателям доходов и уровня жизни этот слой сильно отрывается от других. Опережающий рост его доходов по сравнению с ценами определяет концентрацию в его руках все большей доли общественного богатства [4, с.15] .     

Около трети представителей среднего слоя управляют собственными фирмами или заняты индивидуальным бизнесом, многие совмещают ведение собственного дела с профессиональной работой по найму. Поэтому состав среднего слоя более разнообразен, чем верхнего. Доминирует занятость в акционированном и частном секторах экономики. Управленческий потенциал этого слоя ниже, чем верхнего, но, тем не менее, серьезен: в его четверть входят менеджеры и директора организаций, предприятий, фирм, учреждений, доля же тех, кто является руководителем, еще выше. Серьезную часть этого слоя составляют специалисты, которые выполняют распорядительные функции по отношению к обслуживающим, техническим работникам. Уровень благосостояния среднего слоя в 2,5-3 раза ниже, чем верхнего, но выше, чем базового. Основная масса его представителей живет на уровне хотя бы относительного достатка [4, с.17].     

Социально-экономический  статус базового и нижнего слоев различается не очень сильно. Представителями и того и другого слоя являются работники исполнительского труда, которые работают в основной массе своей на государство (например, библиотекарь, социальный работник, воспитатель, нянечка и т.п.). Разница лишь в том, что экономическое положение базового слоя можно назвать тяжелым, а нижнего – критическим [4, с.18].      

Имущественное неравенство групп и слоев  на сегодняшний день является главной и наиболее болезненной частью социальной стратификации российского общества. Дело в том, что показатели дифференциации доходов показывают особенности влияния сферы экономических, социальных и демографических факторов. Имущественное неравенство, главное само по себе, является выражением других социальных неравенств: возрастных, поселенческих, урбанистических, отраслевых, профессиональных, управленческих и пр. В свою очередь, уровень доходов в сильной мере действует на такие стороны социального статуса, как тип потребления и образ жизни, способность заняться бизнесом, сделать карьеру, установить нужные социальные связи, дать детям хорошее образование и т.п. В силу этого разница доходов составляет основу социальной стратификации, по крайней мере, в России на сегодняшний день

 

Вопрос  №18 Государственное регулирование  экономики научной сферы

Общая законодательная  база правового регулирования инновационной  деятельности включает:

- Конституцию Российской Федерации;

- Гражданский кодекс  РФ;

- Уголовный кодекс  РФ (в части уголовной ответственности  за нарушение прав интеллектуальной  собственности);

- Федеральный закон  от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ <-О  науке и государственной научно-технической  политике»;

- Федеральный закон от 4 июля 1996 г. № 85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене»;

- Федеральный закон  от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О  техническом регулировании»;

- Патентный закон от 23 сентября № 3517-1 (в ред. от 7 февраля 2003 г.)' Этот и нижеследующие в перечне законы действуют до вступ-ления и силу 1 января 2008 г. IV части Гражданского кодекса Российской Федерации.;

- Закон РФ от 2 3 сентября  № 35 20-1 < О товарных знаках, знаках  обслуживания и наименованиях  мест происхождения товаров» (в ред. от 24 декабря 2002 г.);

- Закон РФ от 23 сентября 2002 г. № 3523-1 <О правовой охране  программ для электронных вычислительных  машин и баз данных»;

- Закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3526-1 <-О правовой охране  топологий интегральных микросхем» (в ред. от 9 июля 2002 г.);

- Закон РФ от 6 августа  1993 г. № 5605-1 <-О селекционных  достижениях».

Но даже наличие этой законодательной базы не снижает  обоснованности выводы Ю.В. Яковца о  том, что «важнейшая сфера реализации стратегически-инновационной функции государства остается практически вне специального государственного регулирования, что является тормозом инноваций, особенно базисных»" [ 2 ]. Разрозненность общих законодательных актов и их неполнота обусловливают недостаточную комплексность специальных актов.

Специальная законодательная  база об инновациях включает следующие  виды актов:

а) документы декларативного характера (указы, концепции, законы, постановления, соглашения и др.);

б) постановления и  распоряжения, определяющие функции  органов исполнительной власти и  аппарата в части инновационной  деятельности;

в) программные документы, а также документы, определяющие облик и порядок формирования инфраструктуры поддержки, виды прямой поддержки инноваций, льготы и иные механизмы поддержки. Документы этой группы по своему содержанию охватывают такие аспекты, как программы развития и поддержки инноваций, формирование инфраструктуры поддержки инновационной деятельности;

г) инструкции о порядке предоставления статистической отчетности и другие документы частного характера [3].

В Федеральном законе «О науке и государственной научно-технической  политике» определения инновационной  деятельности не содержится, хотя указано, что «научная и (или) научно-техническая продукция - научный и (или) научно-технический результат, в том числе результат интеллектуальной деятельности, предназначенный для реализации». Реализация научно-технической продукции означает ее вовлечение в коммерческий оборот и, таким образом, получение предпринимательского дохода, то есть коммерциализацию инноваций. Важнейшая цель государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности состоит в контроле за сферой их использования. Это может быть достигнуто путем проведения конкурсов на передачу предприятиям прав на полученные за счет средств федерального бюджета инновационные результаты, что должно способствовать развитию деятельности государства в лице уполномоченных органов в качестве лицензиара.

Современная административная реформа имеет ряд решающих для  развития институционально-правовой среды  инновационной деятельности черт:

- внедрение принципов,  моделей и методов «нового  государственного менеджмента»;

- восприятие методик  бизнес-управления;

- большая ориентация  на клиентов и сервис;

- перенос рыночных  механизмов и конкуренции в  государственное управление. Безусловно, различия между странами должны  учитываться в первую очередь,  еще до попыток перенести англо-американскую  модель административных реформ. Именно поэтому столь важную роль для современного развития российских инноваций играет исследование моделей, существующих в развитых странах и определение границ приемлемости импорта данных идей и институтов в Россию, особенно в сфере использования объектов интеллектуальной собственности.

Межгосударственное правовое регулирование инноваций в сфере  предпринимательства на пространстве бывшего СССР стало формироваться  после того, как Российская Федерация  в 1993-1995 гг. заключила международные двусторонние соглашения о сотрудничестве в области охраны промышленной собственности с рядом стран СНГ, выступила инициатором создания Евразийской патентной системы и ратифицировала Евразийскую патентную конвенцию. К международным источникам правового регулирования инновационной деятельности, действие которых распространится на Российскую Федерации в связи с ее вступлением во Всемирную торговую организацию, относится Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (Agreement on Trade-related Aspects of Intellectual Property Rights, ТРИПС), заключенное в г. Марракеш 15 апреля 1994 г. ТРИПС является первым многосторонним договором, регулирующим охрану и использование объектов интеллектуальной собственности с позиций интересов международной торговли.

Само понятие «интеллектуальная  собственность» вошло в международный  оборот не благодаря ст. 1 ТРИПС, а  ранее, в связи с созданием  Всемирной организации интеллектуальной собственности, и раскрыто в пункте VIII ст. 2 Конвенции от 14 июля 1967 г.

В ст. 2 ТРИПС установлен общий принцип, согласно которому для  стран-участниц продолжают действовать  такие соглашения в области интеллектуальной собственности как:

- Парижские соглашения  об охране промышленной собственности  в редакции от 14 июля 1967 г.;

- Бернская конвенция  1886 г. об охране литературных  и художественных произведений  в редакции 1971 г.; :

- Римская конвенция  1971 г. об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и организаций  вещания;

- Вашингтонский договор  об интеллектуальной собственности в отношении интегральных микросхем 1989 г. Российская Федерация является участником указанных в статье 2 ТРИПС соглашения, договора, конвенций. В России были внесены либо подготовлены предложения по внесению изменений в законодательство, соответствующих ТРИПС, что уже нашло свое отражение в Гражданском кодексе от 18 декабря 2006 г. Таким образом, 2007-2008 гг. являются ключевыми для создания стройной системы гражданско-правового регулирования инновационной деятельности в сфере предпринимательства в России.

Общество всегда нуждалось  и нуждается в регулировании  экономических и социальных процессов, а также в воспроизводстве  условий, обеспечивающих его материальную и духовную жизнь. Достигнув инновационной  стадии своего развития, оно требует особого внимания к процессам регулирования инновационных экономических отношений.

Инновация является элементом  системы производственных отношений, который .призван конституировать  управление в инновационной экономике. В современных экономических  системах отношения между людьми во многом определяются величиной инновационного потенциала, которым они обладают. Ют этого зависит, кто владеет экономической, а через нее и политической властью. Методологически с точки зрения соотношения категорий урегулирования» и «инноваций» необходимо исходить из того, что важнейшими формами реализации нововведений являются инновационное саморегулирование урегулирование. Одной из кардинальных задач системного подхода к анализу инновационных явлений и процессов является поиск ответа на вопрос о факторах системности, о тех механизмах, которые обеспечивают сохранение качественной специфики систем, их функционирования и развития. Социальные системы относятся к классу саморегулируемых, т.е. тех, которым присущи механизмы и факторы управления, и факторы регулирования. Они обеспечивают целостность системы, ее функционирование, совершенствование и развитие. Вместе со становлением общества в нем сложились и действуют различные механизмы управляющего и регулирующего воздействия на общественную систему.

Информация о работе Государственное и муниципальное управление