Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 16:32, курс лекций
Управление– функция сложных организованных систем любой природы, обеспечивающей сохранение их структуры, поддержание режима функционирования, направленного на реализацию их программных целей.
Объектами управления могут быть вещи, явления и процессы, люди, а субъектом управления всегда выступает человек или коллективное образование – администрация.
Средний слой –
слой, находящийся в среднем
Базовый социальный охватывает более
двух третей российского общества, он
очень большой. Его представители имеют
средний профессионально-
Структура и функции нижнего слоя, закрывающие основную, социализированную часть общества, являются менее ясными. Представители этого класса характеризуются низким деятельностным потенциалом и неспособностью приспособиться к жестким социально-экономическим условиям современной жизни. В основном это слой пожилые малообразованные, не слишком здоровые и крепкие люди, которые не имеют достаточных пенсий, или это лица без профессии, часто определенного занятия, безработные, беженцы и вынужденные мигранты из районов межнациональных конфликтов. Они обладают такими признаками, как очень низкий личный и семейный доход, отсутствие или низкое образование, занятие неквалифицированным трудом или отсутствие постоянной работы [4, с.10].
Социальное дно
– слой, характеризующийся
Социально-экономический статус. Оценка статуса выделенных Заславской Т. И. слоев по признакам: владение производительной собственностью (капиталом), статус занятости, сектор занятости по форме собственности, социально-отраслевая сфера занятости, место в управленческой иерархии (должностной статус), ступень благосостояния[4, с.13].
Верхний слой составляют собственники частных предприятий и фирм. Так как его субъекты принимают стратегические решения и выбирают главные линии развития бизнеса, то они занимают главное место в иерархии управления экономикой. По показателям доходов и уровня жизни этот слой сильно отрывается от других. Опережающий рост его доходов по сравнению с ценами определяет концентрацию в его руках все большей доли общественного богатства [4, с.15] .
Около трети представителей среднего слоя управляют собственными фирмами или заняты индивидуальным бизнесом, многие совмещают ведение собственного дела с профессиональной работой по найму. Поэтому состав среднего слоя более разнообразен, чем верхнего. Доминирует занятость в акционированном и частном секторах экономики. Управленческий потенциал этого слоя ниже, чем верхнего, но, тем не менее, серьезен: в его четверть входят менеджеры и директора организаций, предприятий, фирм, учреждений, доля же тех, кто является руководителем, еще выше. Серьезную часть этого слоя составляют специалисты, которые выполняют распорядительные функции по отношению к обслуживающим, техническим работникам. Уровень благосостояния среднего слоя в 2,5-3 раза ниже, чем верхнего, но выше, чем базового. Основная масса его представителей живет на уровне хотя бы относительного достатка [4, с.17].
Социально-экономический статус базового и нижнего слоев различается не очень сильно. Представителями и того и другого слоя являются работники исполнительского труда, которые работают в основной массе своей на государство (например, библиотекарь, социальный работник, воспитатель, нянечка и т.п.). Разница лишь в том, что экономическое положение базового слоя можно назвать тяжелым, а нижнего – критическим [4, с.18].
Имущественное неравенство групп и слоев на сегодняшний день является главной и наиболее болезненной частью социальной стратификации российского общества. Дело в том, что показатели дифференциации доходов показывают особенности влияния сферы экономических, социальных и демографических факторов. Имущественное неравенство, главное само по себе, является выражением других социальных неравенств: возрастных, поселенческих, урбанистических, отраслевых, профессиональных, управленческих и пр. В свою очередь, уровень доходов в сильной мере действует на такие стороны социального статуса, как тип потребления и образ жизни, способность заняться бизнесом, сделать карьеру, установить нужные социальные связи, дать детям хорошее образование и т.п. В силу этого разница доходов составляет основу социальной стратификации, по крайней мере, в России на сегодняшний день
Вопрос №18 Государственное регулирование экономики научной сферы
Общая законодательная
база правового регулирования
- Конституцию Российской Федерации;
- Гражданский кодекс РФ;
- Уголовный кодекс
РФ (в части уголовной
- Федеральный закон
от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ <-О
науке и государственной
- Федеральный закон от 4 июля 1996 г. № 85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене»;
- Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»;
- Патентный закон от 23 сентября № 3517-1 (в ред. от 7 февраля 2003 г.)' Этот и нижеследующие в перечне законы действуют до вступ-ления и силу 1 января 2008 г. IV части Гражданского кодекса Российской Федерации.;
- Закон РФ от 2 3 сентября № 35 20-1 < О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (в ред. от 24 декабря 2002 г.);
- Закон РФ от 23 сентября
2002 г. № 3523-1 <О правовой охране
программ для электронных
- Закон РФ от 23 сентября
1992 г. № 3526-1 <-О правовой охране
топологий интегральных
- Закон РФ от 6 августа 1993 г. № 5605-1 <-О селекционных достижениях».
Но даже наличие этой
законодательной базы не снижает
обоснованности выводы Ю.В. Яковца о
том, что «важнейшая сфера реализации
стратегически-инновационной
Специальная законодательная база об инновациях включает следующие виды актов:
а) документы декларативного характера (указы, концепции, законы, постановления, соглашения и др.);
б) постановления и распоряжения, определяющие функции органов исполнительной власти и аппарата в части инновационной деятельности;
в) программные документы, а также документы, определяющие облик и порядок формирования инфраструктуры поддержки, виды прямой поддержки инноваций, льготы и иные механизмы поддержки. Документы этой группы по своему содержанию охватывают такие аспекты, как программы развития и поддержки инноваций, формирование инфраструктуры поддержки инновационной деятельности;
г) инструкции о порядке предоставления статистической отчетности и другие документы частного характера [3].
В Федеральном законе
«О науке и государственной
Современная административная реформа имеет ряд решающих для развития институционально-правовой среды инновационной деятельности черт:
- внедрение принципов, моделей и методов «нового государственного менеджмента»;
- восприятие методик бизнес-управления;
- большая ориентация на клиентов и сервис;
- перенос рыночных
механизмов и конкуренции в
государственное управление. Безусловно,
различия между странами
Межгосударственное правовое
регулирование инноваций в
Само понятие «
В ст. 2 ТРИПС установлен общий принцип, согласно которому для стран-участниц продолжают действовать такие соглашения в области интеллектуальной собственности как:
- Парижские соглашения
об охране промышленной
- Бернская конвенция 1886 г. об охране литературных и художественных произведений в редакции 1971 г.; :
- Римская конвенция
1971 г. об охране интересов
- Вашингтонский договор об интеллектуальной собственности в отношении интегральных микросхем 1989 г. Российская Федерация является участником указанных в статье 2 ТРИПС соглашения, договора, конвенций. В России были внесены либо подготовлены предложения по внесению изменений в законодательство, соответствующих ТРИПС, что уже нашло свое отражение в Гражданском кодексе от 18 декабря 2006 г. Таким образом, 2007-2008 гг. являются ключевыми для создания стройной системы гражданско-правового регулирования инновационной деятельности в сфере предпринимательства в России.
Общество всегда нуждалось и нуждается в регулировании экономических и социальных процессов, а также в воспроизводстве условий, обеспечивающих его материальную и духовную жизнь. Достигнув инновационной стадии своего развития, оно требует особого внимания к процессам регулирования инновационных экономических отношений.
Инновация является элементом системы производственных отношений, который .призван конституировать управление в инновационной экономике. В современных экономических системах отношения между людьми во многом определяются величиной инновационного потенциала, которым они обладают. Ют этого зависит, кто владеет экономической, а через нее и политической властью. Методологически с точки зрения соотношения категорий урегулирования» и «инноваций» необходимо исходить из того, что важнейшими формами реализации нововведений являются инновационное саморегулирование урегулирование. Одной из кардинальных задач системного подхода к анализу инновационных явлений и процессов является поиск ответа на вопрос о факторах системности, о тех механизмах, которые обеспечивают сохранение качественной специфики систем, их функционирования и развития. Социальные системы относятся к классу саморегулируемых, т.е. тех, которым присущи механизмы и факторы управления, и факторы регулирования. Они обеспечивают целостность системы, ее функционирование, совершенствование и развитие. Вместе со становлением общества в нем сложились и действуют различные механизмы управляющего и регулирующего воздействия на общественную систему.
Информация о работе Государственное и муниципальное управление