Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 14:05, шпаргалка
Эк-кая (произ-хоз) система служит материальной базой ф-ния всех др-х сфер жизнедеятельнсоти общ-ва. В структуру эк-кой системы входят все простые и сложные хоз. единицы и их сов-сти с т.зр. правовой, отраслевой и простр организации.
Меры по реал-ции демограф. политики: 1. Эк-кие мероп-тия: –дневные пособия на детей; -учёт числа детей при НО;-оплата отпуска по уходу за детьми; 2.Админ-вно-правовое: -огранич-е возраста вступления в брак; 3. Социально-технол-кие: -воспитательные, пропаг-щие мероприятия.
При проведении дем политики следует учитывать след ф-ры: - долговрем хар-р политики,- комплексность, - соц политика
Система демогр. прогнозов: 1.Движ-е насел-я; 2.Его половозр-ная стр-ра; 3. Воспр-во труд. рес-сов; 4.Данные о рожд-сти и смерт-сти и террит-го размещ-я.
Основой формир-я прогнозов явл пок-ли естеств и механич движения населения:- внутриреспубликанская,- внешняя, - экологическая, - нелегальная, - вынужденная, - междунар трудовая
Осн мероприятия:
- стабилизация рождаемости и увел
ее до Ур, обесп простой режим
воспр-ва(2,5),- повыш Ур здоровья, - улучш
брачно-семейных отн-й,- рег-е миграционных
процессов
25. Труд пот-л и рынок труда как объекты гос рег-я
Труд. потенциал эк-ки как экон категория – это производств отн-я по поводу воспр-ва духовных, психол и соц способностей трудоспос населения.
Рабочая сила – это спос-сть чел-ка к труду, совмест-сть его духовной и физич. сил, благодаря которым он может производить различные материалы и духовные блага.
Труд. рес-сы – часть насел-я, кот. облад-ет потенц-м духом и физ. силами и предст-ет потенц-ю раб. силу.
К труд рес-сам отн-ся:
- население в трудоспос возрасте (муж 16-59, жен 16-54)
- население старше и моложе трудоспос возр, занятое в обществ пр-ве
Параметры, характеризующие труд. ресурсы:-общеобразоват. ур-нь труд. рес-сов; -профес-но – квалиф-ная стр-ра; ур-нь соц. – эк-ких неодн-сти труд. ресурсов, которые определяются сложностью их труда.
Рынок труда - система произв-ных отношений м/у работниками, предпр-ями и гос-вом: 1.по поводу обмена индивид. сп-сти к труду на фонд жизн-х ср-в, необх-х для воспр-ва раб. силы; 2.по поводу размещ-я раб. силы в системе обществ-го распределения труда в соотв-вие с треб-ями и законами товара обращения.
Вовлечение работников в процесс произв-ва определяет занятость населения, кот. как эк-кая категория, выражает произ-во, отношения по поводу включ-я раб-ков сферы труда с целью удовл-я спроса на раб. силу. В условиях рыноч-х отнош-й невозможно обеспечить 100% занятость населения т. к. сущ-ет фрикционная безработица, связ-я с регионом профес-ным и возрастным перемещением раб-ков; неизбежна стр-ная безработица, обусловленная технол-ми изменениями в спросе на рабочую силу. Уровень без-цы при полной занятости равен сумме фрикц. И структурной безработицы и называется естественный уровень безработицы
Циклическая без-ца вызвана спадом пр-ва и уменьшением спроса на раб силу. При ее отсутствии занятость считается полной. Для хар-ки без-цы важны 2 пок-ля: Ур без-цы и продолжит-ть без-цы.
Особенности
формирования рынка
труда в РБ: 1. Высокий ур-нь огосударствления
произв-ва; 2.Слаборазв. частный сектор
эк-ки; 3.нестаб ситуация в инвестиц-ом
комплексе; 4.сужение топлива, энергетики
и сырьевых рес-сов; 5. зарплата не становится
доминирующим фактором в мотивации к труду,
6. выс ур инфляции.
26. Содержание гос рег-я трудового потенциала.
Гос. рег-ние труд. потенц-ла пред-ет решение след. задач: обеспеч-е научнообосл. воспр-ва насел-я; обеспеч-е рац. занятости насел-я; обеспеч-е сфер и отраслей народ. хоз-ва раб. силы кач-вом и кол-вом кот. соотв-ло бы реаль-м условиям; рац. эф-ное исп-ние труда насел-я потенциала и отд-х групп насел-я.
Ф-ры гос рег-я : - полит,- соц,- экон,- правовой
Методы рег-я: -прямые (создание фондов и разработка спец программ занятости, индексция зарплаты), - косвенные (через ср-ва кредитной и налоговой с-мы, ориентирующие индикаторы)
В составе гос. регулирования выдел. 3 осн. направления: -прогноз-ние труд. ресурсов и рынков труда;-регул-ние занятости населения; -соц. защита населения.
Анализ
сост-я и исп-ния труд. рес-сов
явл. экон. планир-ние, кот. вкл.: 1.числ-сть,
состав, стр-ру насел-я; 2. степень исп-ния
труд. рес-сов;3. степень и возм-сти исп-ния
потенциала;4. распр-ние по сферам и отраслям
народ. хоз-ва;5. сбаланс-сть; 6.факторы,
влияющие на величину и состав труд. рес-сов.
Разраб. прогнозов труд. ресурсов, вкл.
разработку демогр. и соц.-экон. прогнозов.
27.Государственное регулирование занятости.
Важнейшие задачи: 1.равные стартовые возм-сти для всех граждан страны в реал-ции права на труд и своб. выбора сферы приложения своего труда; 2.Обесп-ние реальной занятости и содействия мобильности труд. ресурсов;3. Гос. гарантии рабочим и безработным соц. защиты;4.Сочетание мероп-тий местных органов власти с централиз. мероп-ями;5. Межреспубл. и межгосуд. сотруд-во в решении проблем занятости; 6.Координация политики занятости с экон. и соц. политикой гос-ва. Активн. меры, напр. на разрешение проблемы безработицы: создание раб. мест; обществ. работы;субсидир-е;льготное НО;кредит-е; льготы по обесп-ю мат. рес-сами;гибкий режим работы. Актив. меры, привод. к сокращению предложения раб. силы: 1.Увел-е школьного образ-я;2.Расширение форм дневного обуч-я;3. Увел-е продолж-сти отпусков по уходу за ребенком. Сокращение спроса на раб. силу может привести: -установление налога за исп-ние труд. ресурсов;-доп. плата за прием на работу. Пассивные меры гос. рег-я занятости насел-я: ассигнование по выплате пособий безработным; частичные выплаты по потерям места работы. 2 подхода к орг-ции матер. помощи: создание с-мы соц. страх-я; вспомог. помощь, кот-я осущ. с помощью доп. выплат.
Осн напр-я рег-я занятости:
-оказание помощи в трудоустр-ве и матер поддержка незанятого насел
- переподготовка и проф подготовка незанятого населения
- бронир-е и создание раб мест для граждан, неспос в равных усл-х конкурировать на рынке труда
- учет спроса и предложения
- разработка
программ по усовершенств
- эффект поддержка малого и ср. предприн-ва
- формир-е
мотивац стимулов к труду
28. Соц пол-ка гос-ва: пон, пр-пы форм-я, мех-м рег-я.
Вхождение РБ в рын отн-я сопровожд рядом проблем:
- дифференц насел по Ур доходов
- зав-ть малоимущих слоев насел от соц помощи гос-ва
- расширение масштабов без-цы, в т.ч. скрытой
Осн. принципы: п. учета возможностей; п.реальности; п. открытости; п. адекватности; п. всеобщности и адресности; целенаправленность.
В зав-ти от объектов, субъектов, Ур и видов различают: - общегос соц политику, - регион соц политику,- отраслевую,- соц политику в области труда и занятости,- соц политику в области доходов и зарплаты, - соц политику в обл обслуж населения, - соц политику в обл культуры, здравоохранения
Мех-м гос. регулирования соц. сферы строится на эк-кой основе и вкл.:1.бюджетное регулирование; 2.развитие договорных отношений;3. декларирование сверхвысоких доходов; 4.создание благоприятных условий для роста з/п, пенсий, пособий;5. увеличение роли пенсионного страхования; 6. постепенное увеличение возраста выхода на пенсию 7.постепенное увеличение платности в соц. сфере 8. рег-е зарплаты в бюджетной сфере на основе единой тарифной сетки
Осн. направления соц. политики, по кот-м осущ-ся гос. регулирование соц. сферы:1.сфера доходов и личного потребления семей (гл. объект-оплата работающих по найму);2сфера обществ благосостояния (объект-система соц. защиты, в кот. выделяются 3 подсистемы: защита всех соц-демогр. групп населения; соц. гарантии трудоспособным членам общ-ва; обесп. мед. и соц. защиты нетрудосп-му населению)3. сфера воспроизводства населения, раб. силы и занятости;4. поддержка уязвимых слоев населения;
Эк-кая основа реализации соц. политики: гос. бюджет (осн. источник финансирования), льготное НО
Программы соц политики: «Культура», «Дети Беларуси», «Женщины РБ»
29. Мониторинг социальных процессов.
Мониторинг – это научно обоснов с-ма регулярного наблюдения, обесп сбор, анализ инф в отн-и исслед объекта и предоставление получ рез-тов гос, регион и местным органам упр-я принятия необх решений.
Осн задачи:
- наблюдение за соц явлениями, - выявление складыв тенденций, - прогнозирование тенденций, - поиск путей преодоления негативных явлений и поддержание позитивных.
Направления:
- в сфере гос упр-я
- напр-е расходов на соц нужды
- пок-ли полит статистики (мощность обществ орг-ций)
- население и соц стратификация (пок-ли соц аспектов естеств, механич, соц движения населения, а также пок-ли, хар распределение населения по соц слоям и группам )
- образ
жизни населения разл групп
30. Соц защита насел. Соц нормы и нормативы, обесп соц защиту насел.
«О занятости населения», «О соц защите инвалидов», «О соц страховании», « О прожит мин-ме»
Мин. потребит. бюджет – стоимостная величина расходов на приобретение товаров и услуг для удовлетворения осн. физиологических и соц-культ. нужд человека на уровне, принятом в общ-ве в кач-ве мин. доп. в наст. период развития.
Потребительская корзина – научнообоснов. сбалансированный набор товаров и услуг, удовл-х к-л. конкретные функциональные потребности в опр. период времени и для разл. соц. групп
Мин. потребит. бюджет – 275800
На осн потреб корзин определены стр-ра и вел мин потребит бюджетов для 18 соц-демог групп. Стоимостная вел мин потребит бюджета пересматр не реже 1 р в квартал и рассч в ценах с учетом всех видов торговли.
Мин потребит бюджет исп-т для: - прогнозир изменений Ур жизни населения,- поддержания соц защиты более уязвимых слоев населения,- при выдаче льготных кредитов, субсидий на строит и приобрет жилья, - для разработки соц пр-м формирования с-мы нар-хоз пропорций и приоритетов
Прожиточный минимум хар-ет уровень жизни населения и явл. основанием для мин. соц., труд. гарантий и оказания помощи малообеспеч. граждан. Прожиточный минимум – мин. набор матер благ и услуг, необходимый для жизнеобеспеч. деятельности человека и сохранения его здоровья. Методы формирования: - статист,- нормативный, - комбинированный, - ресурсный.
Бюдж. прож. минимум – стоимостная характеристика прожит. минимума, кот. отражает стоимостную величину в сумме с обяз. платежами и взносами. Введен в 1999г.
Используется бюдж. прож. минимум для: 1. оценки уровня дохода населения, размеров оплаты труда, пенсий, пособий;2. определение уровня и масштабов малообеспеченности. 3. для прогнозирования соц-эк. развития.
В прожиточный минимум вх. след. товары и услуги: продукты питания, одежда, обувь, белье, предметы общесемейного пользования, лекарства, предметы санитарии и гигиены, ЖКи бытовые услуги, услуги детских и дошкольных учреждений.
Мин. з/п – важнейшая гарантия, кот. определяется на основе прожит. минимума с учетом реальных условий восстановления раб. силы и в соответствии с ее стоимостью (норматив, опред мин-но допустимый Ур выплат работнику нанимателем за опред выполн работу). Явл. основанием для уст. республиканских тарифов в области оплаты транспорта, пенсий, пособий. стипендий и др. соц. выплат.
Инструментом, кот. государтво использует для решения проблем, возн-х в связи с ростом стоимости жизни и относит. фиксированием ден. доходов служит:1. компенсация осуществляется для возмещения населению части доп. доходов, связ с повышением розн. цен; 2. адаптация и индексация (связ. с повышением пенсий и пособий по мере роста цен и жизн. уровней).
Соц. страхование – система обеспечения работн. и их семей вследствие утраты заработка по основаниям, принятых законом.
Обяз страхованию подлежат риски утраты заработка, связ. с нетрудоспособным возрастом, болезнью и безраб.
4 самост блока страхования: - пенсионный,-медицинский, - соц страхование занятости, - собственно соц страхование
Бесплатное соц обслуживание оказ в тех сл, если среднедушевой доход ниже прожит мин-ма, если граждане нах-ся в трудной жизн сит, несоверш детям. Объемы опред-ся гос-вом.
31. Пон и содерж науч и инновац деят-ти.