Государственное регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 14:05, шпаргалка

Описание

Эк-кая (произ-хоз) система служит материальной базой ф-ния всех др-х сфер жизнедеятельнсоти общ-ва. В структуру эк-кой системы входят все простые и сложные хоз. единицы и их сов-сти с т.зр. правовой, отраслевой и простр организации.

Работа состоит из  1 файл

шпоры.doc

— 255.50 Кб (Скачать документ)

Согласно  Конституции фин. с-ма состоит из: -бюджетной с-мы, - банковской с-мы; - фин. ср-в внебюдж. Фондов, пр-й, организаций и граждан.

Фин политика – совокупн фин мероприятий осущ через правительство страны и имеет 2 аспекта: фискальная политика (регулир эк с помощью доходов и расх); Регулир бюджетного равновесия.

На Ур-не г-ва упр-е финансами осущ президентом  и нац собранием РБ.

Важн  органами разрабат и осущ оперативное  управление явл Минфин РБ и местные  органы.

Упр-е  фин регулир-я  осущ: 1.Прямым методом (прям изъятие фин ср-в хоз субъектов, субсидий, дотаций) 2. Косвенные м-ды воздейств на возм=ти хоз субъекта или на измен потребительского спроса 

12. Бюдж рег-е. Ф-ции бюджета

Гос бюджет – централизованный фонд денежн рес-в, которыми распологае правительство для содержания гос аппарата, вооруженных сил, а также для выполнения опред соц-эк задач.

Бюджетное устройство – основ на эк отношен и юридических нормах орг-и бюджнетн сист, соотв осн правилам ее построения.

Республиканский бюдж и бюдж областей и Минска образ  консалидированный бюдж.

Главн ф-ции бюджета: 1.фискальная – ср-ва формир для основан базы функционир г-ва 2. экономич – закл в реализ эк ф-ции г-ва и стимулир развития эк, 3. социальн – перераспред дохода для реш-я проблем соц развития.

Методы формир и исп-я дох и расх: 1.налоги, 2.прям бюдж финансир общегос прогр и субсидир-е отд отрасл пр-й для выравниван эк развития, 3.выдача бес% и льготн кр-тов и гарантий для банк ссуд, 4.созд для гос бюдж особых фондов и рес-в для устранен диспропорц разв эк

Виды  доходов: 1. налоговые: налоги на дох и прибыль, взыман из з/пл, внутренние налоги на тов и услуги, дох от внешнеэк деят-ти, внешн торг, различн сборы и пошлины. 2. неналоговые: дох от гос собств, дох от предприн деят-ти,административн сборы и платежи, доходы от реализ осн фондов,дох от продажи земли; 3. безвозмездн поступления, получ г-вом со стор гос служб, ин гос-в, Ф И ЮЛ иностр г-в, от междунар орг-й.

Осн инструм бюдж рег-я: Ур централиз ср-в в бюдж, соотн м/у республ и местн бюдж, дефицит бюдж, соотн м/у гос бюдж и внебюдж фондами, стр-ра гос бюдж источн поступл направл его исп-я.

Для покрыт дефиц гос бюдж исп гос займы (внешн и внутр) и дополн эмиссия  денег. В соотв с бюдж полит  РБ Ур внешн и внутр долга устан исх из параметр эк безопасн страны.

К числу гос-в, имеющ  высок внешн долг, относ г-ва, в кот следующ показат превышу стан лимиты: отнош суммы долга к ВНП на должн превыш 50%, Отнош общ суммы долга к годов эксп на должн превыш 273%, отнош выплат по долгу в течен года к экспортн выручке на должн превыш 3%.

Классиф дох, эк классиф расходов, класс-я  видов внутр гос долга и  внешн утвержд прав-вом РБ или  Минфино.

В наст время с позиции эк классиф-и  гос рес-сы распред след образом: Осн часть напр на текущ расх в форме закупки тов-в иоплаты услуг – около 50%, Субсидии и текущ трансферты 22% всех гос расходов, Капит расх- около 20%,  Приблизит 5-6% - платежи за использ заемн ср-в на финансир бюдж дефицита и расх по предост кр-та

13. Налоговая система и пути ее совершенствования.

Осн принц налог сист: 1.уплаты по возможностям,2.минимиз затрат гос на реализ налогообл,3.точность в устан налогов, 4.обязательность уплаты,5.дешевизны уплаты налогов, 6.огранри бремени нал,7.простота и доступность для воспр-я, 8.ориент на стр-ру запасовпотр-лей и способствован развит пр-ва,8. нал-ние должно способств реализ гос полит и гос конъюнкт занятости, 9.целостность

  1. по хар-ру взымания ТВ ставок

    прогрессивные (нал ст повыш по мере возраст  доходов)

    регрессивные

    пропорцион (нал ст неизменна независ от доход)

    ст  тв налога (устан в абсол сумме  на ед обложен независ от дохода)

  1. по методам взымания
    • прямые
    • косвенные

Цель  кр-ден полит г-ва –поддерж покупат способнден ед сбалансир-ть экон и повыш эк роста.

Осн ф-и кр-та: 1.расшир рамки общ-го пр-ва, 2.перераспр своб денежнср-в м/у хоз субъектами, 3.обеспеч экономию изд-к пр-ва, 4.ускор концентрац и централиз-я капитала.

Правовая  основа нал. С-мы:- Конституция, - Спец. Зак-во, - Нормативные акты исполнит. Власти.

Места в стр-ре гос бюджета: - НДС, - Налог на прибыль,- Акцизы 

14. Кредитно-денежное  и валютное регулирование

Осн напр ден-кред рег-я  в РБ:

  1. контр над банк сист
  2. рег-е объема кред операц и ден эмиссии
  3. рег-е гос доли

Осн инструменты:

  1. изменен учетн ставки (% под кот ЦБ предост кр-ты коммерч банкам)
  2. норма обязат резервов (часть ден ср-в кот ком банки должн пост хранитьв нал ден форме в виде вкл в ЦБ или в ценн бум в кач-ве обеспеч своих обяз-в по привлеч депозитам, займам, кредитам

Изменен  нормы обяз резервов  ЦБ возд-ет на дин денежн предож. Применен нормы обяз резерв позв:

влиять  на Ур ран % ставок

позв  регулир внутр валов р-к путем  устан нормы обяз резервов на вклады в валюте

регулирв  долгоср перспектспрос коммерч  банковна деньги ЦБ

3. операц  на открыт р-ке закл в покупке  и продаже ЦБ ценн бум. Особ роль игр краткоср гос бум.

2 типа:пол-ка денежн рестрикции

    экспансионистская связ с

    расшир  объемов кред-я

    ослабл  контр над приростом кол-ва денег  в обращ

    пониж налог и % ставок

4. регуляторы  банковской деятельности (админ.  Методы воздействия)

Наиболее  важным инструментом, вл на валют курс, явл торговый баланс страны.

Валютное  рег-е м.б.: - прямое (дисконтная политика, валютные интервенции, контроль за иностр валютой)

- косвенное  (эмиссия денег, учетная ставка, бюдж-нал и кредит-ден политика)

15. Цены в с-ме гос рег-я эк.

В рын  усл г-во исп цены для рег-е  хоз деят-ти пр-тий и для формир стр-ры эконом соверш ее важн пропорций  и преодоление возникающего дисбаланса для регулир ряда эк процессов: стимулир-е, конкуренц и огранич монополизма, также цены исп для рег-я рядасоц Образований.

Ф-ры, влияющ на формир цен

    1. ф-р  спроса и предл

    2. конкуренция

    3. произв  и маркет изд-ки

    4. кач-во  и полезность пр-ции

    5. внешнеэк  ф-р

    6. степень  гос рег цен

    ГР  цен осущ прямым и косвенным методом.

По способ устран: свободные, регулируемые.Рег-е цен на нефть, электроэнергию, газ, нефтепродукты осущ Мин-во экономики.

Цены  на груз и пассаж перевозки –  Мин-во транспорта и коммуникаций. 
 

16. Экон рост как категория нац хоз с-мы. Ф-ры экон роста.

Непрерыв  процесс пр-ва, возобновл на опред ур-не- это воспроизводсво

Эл-ты воспр-ва: 1.воспрво матер благ и услуг, 2. вос-во осн факторов пр-ва, 3. вос-во окруж среды, 4.вос-во производ отношений связ с выпуском матер благ и услуг.

 Типы воспр-ва: 1. Простое- объем пр-ва и кач-во прод неизменны, 2.убывающее- наблюд сниж объемов выпуска (кризисн ситтуац.), 3. Расширенное- выпуск прод и кач-во возраст-т

Решающее  влияние на темпы роста оказ след ф-ры:

-кол-во  и кач-во прир и труд ресурсов

- размеры  осн капитала

- НТП

- Совокуп  спрос

Эк. рост след рассм как колич и качеств  совершенствование пр-ва и увелич обществ прод-та, способств реш-ю  проблем огранич-ти рес-ов и повыш  ур-ня жизни.

Объект  фак-ры сдержив эк рост в РБ:

    Огранич собств сырьевой и топливно-энергет  базы

    Высокая ресурсоем-ть эк-ки в завис от поставок мат-ов и сырья из России и СНГ

    Неразвит-ть рыночн институтов

Фак-ры благоприятств эк росту

    Благопр географ полож

    Достат  обесп-ть землями, лесн рес-ми, отд видами мин-сыр рес-ов

    Относит высок Ур научно-тхн и произв потенциала

    Типы  эк роста: Экстенсивный- основ на вовлеч-ти доп рес-ов при сохран-ся  ур-не технологий и кач-ве рес-ов, Интенсивный- рост пр-ва на базе исп нов технол и улучш кач-ва рес-ов, повыш квалиф работн и орг-ии труда.

Концепция устойчив развит преслед 3  главн цели

  1. Экологич целост-ти
  2. Эк эф-ти
  3. Соц ориентац

Факторы эк роста

Внутр 1. чел капитал- сов-ть дух и физ цен-тей, способ-тей и навыков ктр облад чел и их запасы

2. природно  ресурсн

3. иновац  и приизв потенц

4. инвестиции

5. емкость  внутр и внешн рынков сбыта  прод

6. иституц-ная  среда

Внешн. 1. м/нар раздел труда процессы глобализации 2. политич

Методы  прогнозирования  экон роста:

-исп-ние факторных моделей; - метод экстраполяции (перенесение модели развития на буд период); - индексный метод (расчет м. б. произведен на основе: - изменения числ-ти занятых в матер. Пр-ве и произв-ти их труда, - динамики произв фондов и изменении эф-ти их исп-ния); - программно-целевой метод 

17. Рег-е стр-ры общ пр-ва

Структурн перестройка предст собой процесс  преобр-ия нац эк-ки в свази с  потребностями республ и мир  рынка

Объкты  стр-го преобраз:

Матер-веществ  стр-ра – соотнош м/д пр-вом ср-в пр-ва и предметом потребления

На опред  этапах с учетом изм-ся услов устан различн соотнош-ия ср-в пр-ва и предм потребл. В настоящ время намеч сближ темпов роста пр-ва , ср-в пр-ва и предметов потребл. Условием для такого сближ явл-ся повыш эф-ти использ произв рес-ов, сниж материалоемкости и фондоем-ти пр-ва.

Под стоим стр-рой поним соотнош м/д фондом размещ, потребл и накопл. Фонд размещ и накопл д.б. связан с пр-вом ср-в пр-ва. А фонд потребл с пр-вом предметов потребл. Ф накопл явл источн рез-вов для расшир пр-ва и использ для фин фондов и накопл рес-ов. Отрслев стр-ра обяз пр-ва хар-ся соотнош-ми м/д выпускаем прод-ей в опред отрасле нар хоз-ва. Технол стр-ра – соотн-е технол преобразований и укладов, формирующих технол базу пр-ва. Территор стр-ра хар-т обществ пр-во в 2-х аспектах : экономико-географ и администр.

Народно-хоз. пропорция –это конкретная, обусл уровнем развития общества и эк-ки завис-ть между пр-вами, отраслями, территориями и сферами, при кот эти элементы соотв-т друг другу.

Информация о работе Государственное регулирование экономики