Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 14:05, шпаргалка
Эк-кая (произ-хоз) система служит материальной базой ф-ния всех др-х сфер жизнедеятельнсоти общ-ва. В структуру эк-кой системы входят все простые и сложные хоз. единицы и их сов-сти с т.зр. правовой, отраслевой и простр организации.
Согласно Конституции фин. с-ма состоит из: -бюджетной с-мы, - банковской с-мы; - фин. ср-в внебюдж. Фондов, пр-й, организаций и граждан.
Фин политика – совокупн фин мероприятий осущ через правительство страны и имеет 2 аспекта: фискальная политика (регулир эк с помощью доходов и расх); Регулир бюджетного равновесия.
На Ур-не г-ва упр-е финансами осущ президентом и нац собранием РБ.
Важн органами разрабат и осущ оперативное управление явл Минфин РБ и местные органы.
Упр-е
фин регулир-я
осущ: 1.Прямым методом (прям изъятие
фин ср-в хоз субъектов, субсидий, дотаций)
2. Косвенные м-ды воздейств на возм=ти
хоз субъекта или на измен потребительского
спроса
12. Бюдж рег-е. Ф-ции бюджета
Гос бюджет – централизованный фонд денежн рес-в, которыми распологае правительство для содержания гос аппарата, вооруженных сил, а также для выполнения опред соц-эк задач.
Бюджетное устройство – основ на эк отношен и юридических нормах орг-и бюджнетн сист, соотв осн правилам ее построения.
Республиканский бюдж и бюдж областей и Минска образ консалидированный бюдж.
Главн ф-ции бюджета: 1.фискальная – ср-ва формир для основан базы функционир г-ва 2. экономич – закл в реализ эк ф-ции г-ва и стимулир развития эк, 3. социальн – перераспред дохода для реш-я проблем соц развития.
Методы формир и исп-я дох и расх: 1.налоги, 2.прям бюдж финансир общегос прогр и субсидир-е отд отрасл пр-й для выравниван эк развития, 3.выдача бес% и льготн кр-тов и гарантий для банк ссуд, 4.созд для гос бюдж особых фондов и рес-в для устранен диспропорц разв эк
Виды доходов: 1. налоговые: налоги на дох и прибыль, взыман из з/пл, внутренние налоги на тов и услуги, дох от внешнеэк деят-ти, внешн торг, различн сборы и пошлины. 2. неналоговые: дох от гос собств, дох от предприн деят-ти,административн сборы и платежи, доходы от реализ осн фондов,дох от продажи земли; 3. безвозмездн поступления, получ г-вом со стор гос служб, ин гос-в, Ф И ЮЛ иностр г-в, от междунар орг-й.
Осн инструм бюдж рег-я: Ур централиз ср-в в бюдж, соотн м/у республ и местн бюдж, дефицит бюдж, соотн м/у гос бюдж и внебюдж фондами, стр-ра гос бюдж источн поступл направл его исп-я.
Для покрыт дефиц гос бюдж исп гос займы (внешн и внутр) и дополн эмиссия денег. В соотв с бюдж полит РБ Ур внешн и внутр долга устан исх из параметр эк безопасн страны.
К числу гос-в, имеющ высок внешн долг, относ г-ва, в кот следующ показат превышу стан лимиты: отнош суммы долга к ВНП на должн превыш 50%, Отнош общ суммы долга к годов эксп на должн превыш 273%, отнош выплат по долгу в течен года к экспортн выручке на должн превыш 3%.
Классиф дох, эк классиф расходов, класс-я видов внутр гос долга и внешн утвержд прав-вом РБ или Минфино.
В наст время с позиции эк классиф-и гос рес-сы распред след образом: Осн часть напр на текущ расх в форме закупки тов-в иоплаты услуг – около 50%, Субсидии и текущ трансферты 22% всех гос расходов, Капит расх- около 20%, Приблизит 5-6% - платежи за использ заемн ср-в на финансир бюдж дефицита и расх по предост кр-та
13. Налоговая система и пути ее совершенствования.
Осн принц налог сист: 1.уплаты по возможностям,2.минимиз затрат гос на реализ налогообл,3.точность в устан налогов, 4.обязательность уплаты,5.дешевизны уплаты налогов, 6.огранри бремени нал,7.простота и доступность для воспр-я, 8.ориент на стр-ру запасовпотр-лей и способствован развит пр-ва,8. нал-ние должно способств реализ гос полит и гос конъюнкт занятости, 9.целостность
прогрессивные (нал ст повыш по мере возраст доходов)
регрессивные
пропорцион (нал ст неизменна независ от доход)
ст тв налога (устан в абсол сумме на ед обложен независ от дохода)
Цель кр-ден полит г-ва –поддерж покупат способнден ед сбалансир-ть экон и повыш эк роста.
Осн ф-и кр-та: 1.расшир рамки общ-го пр-ва, 2.перераспр своб денежнср-в м/у хоз субъектами, 3.обеспеч экономию изд-к пр-ва, 4.ускор концентрац и централиз-я капитала.
Правовая основа нал. С-мы:- Конституция, - Спец. Зак-во, - Нормативные акты исполнит. Власти.
Места
в стр-ре гос бюджета: - НДС, - Налог
на прибыль,- Акцизы
14. Кредитно-денежное и валютное регулирование
Осн напр ден-кред рег-я в РБ:
Осн инструменты:
Изменен нормы обяз резервов ЦБ возд-ет на дин денежн предож. Применен нормы обяз резерв позв:
влиять на Ур ран % ставок
позв регулир внутр валов р-к путем устан нормы обяз резервов на вклады в валюте
регулирв долгоср перспектспрос коммерч банковна деньги ЦБ
3. операц на открыт р-ке закл в покупке и продаже ЦБ ценн бум. Особ роль игр краткоср гос бум.
2 типа:пол-ка денежн рестрикции
экспансионистская связ с
расшир объемов кред-я
ослабл контр над приростом кол-ва денег в обращ
пониж налог и % ставок
4. регуляторы банковской деятельности (админ. Методы воздействия)
Наиболее важным инструментом, вл на валют курс, явл торговый баланс страны.
Валютное рег-е м.б.: - прямое (дисконтная политика, валютные интервенции, контроль за иностр валютой)
- косвенное
(эмиссия денег, учетная
15. Цены в с-ме гос рег-я эк.
В рын
усл г-во исп цены для рег-е
хоз деят-ти пр-тий и для формир
стр-ры эконом соверш ее важн пропорций
и преодоление возникающего дисбаланса
для регулир ряда эк процессов: стимулир-е,
конкуренц и огранич
Ф-ры, влияющ на формир цен
1. ф-р спроса и предл
2. конкуренция
3. произв и маркет изд-ки
4. кач-во и полезность пр-ции
5. внешнеэк ф-р
6. степень гос рег цен
ГР цен осущ прямым и косвенным методом.
По способ устран: свободные, регулируемые.Рег-е цен на нефть, электроэнергию, газ, нефтепродукты осущ Мин-во экономики.
Цены
на груз и пассаж перевозки –
Мин-во транспорта и коммуникаций.
16. Экон рост как категория нац хоз с-мы. Ф-ры экон роста.
Непрерыв процесс пр-ва, возобновл на опред ур-не- это воспроизводсво
Эл-ты воспр-ва: 1.воспрво матер благ и услуг, 2. вос-во осн факторов пр-ва, 3. вос-во окруж среды, 4.вос-во производ отношений связ с выпуском матер благ и услуг.
Типы воспр-ва: 1. Простое- объем пр-ва и кач-во прод неизменны, 2.убывающее- наблюд сниж объемов выпуска (кризисн ситтуац.), 3. Расширенное- выпуск прод и кач-во возраст-т
Решающее влияние на темпы роста оказ след ф-ры:
-кол-во и кач-во прир и труд ресурсов
- размеры осн капитала
- НТП
- Совокуп спрос
Эк. рост след рассм как колич и качеств совершенствование пр-ва и увелич обществ прод-та, способств реш-ю проблем огранич-ти рес-ов и повыш ур-ня жизни.
Объект фак-ры сдержив эк рост в РБ:
Огранич собств сырьевой и топливно-энергет базы
Высокая ресурсоем-ть эк-ки в завис от поставок мат-ов и сырья из России и СНГ
Неразвит-ть рыночн институтов
Фак-ры благоприятств эк росту
Благопр географ полож
Достат обесп-ть землями, лесн рес-ми, отд видами мин-сыр рес-ов
Относит высок Ур научно-тхн и произв потенциала
Типы эк роста: Экстенсивный- основ на вовлеч-ти доп рес-ов при сохран-ся ур-не технологий и кач-ве рес-ов, Интенсивный- рост пр-ва на базе исп нов технол и улучш кач-ва рес-ов, повыш квалиф работн и орг-ии труда.
Концепция устойчив развит преслед 3 главн цели
Факторы эк роста
Внутр 1. чел капитал- сов-ть дух и физ цен-тей, способ-тей и навыков ктр облад чел и их запасы
2. природно ресурсн
3. иновац и приизв потенц
4. инвестиции
5. емкость внутр и внешн рынков сбыта прод
6. иституц-ная среда
Внешн. 1. м/нар раздел труда процессы глобализации 2. политич
Методы прогнозирования экон роста:
-исп-ние
факторных моделей; -
метод экстраполяции (перенесение модели
развития на буд период); - индексный
метод (расчет м. б. произведен на основе:
- изменения числ-ти занятых в матер. Пр-ве
и произв-ти их труда, - динамики произв
фондов и изменении эф-ти их исп-ния);
- программно-целевой
метод
17. Рег-е стр-ры общ пр-ва
Структурн перестройка предст собой процесс преобр-ия нац эк-ки в свази с потребностями республ и мир рынка
Объкты стр-го преобраз:
Матер-веществ стр-ра – соотнош м/д пр-вом ср-в пр-ва и предметом потребления
На опред этапах с учетом изм-ся услов устан различн соотнош-ия ср-в пр-ва и предм потребл. В настоящ время намеч сближ темпов роста пр-ва , ср-в пр-ва и предметов потребл. Условием для такого сближ явл-ся повыш эф-ти использ произв рес-ов, сниж материалоемкости и фондоем-ти пр-ва.
Под стоим стр-рой поним соотнош м/д фондом размещ, потребл и накопл. Фонд размещ и накопл д.б. связан с пр-вом ср-в пр-ва. А фонд потребл с пр-вом предметов потребл. Ф накопл явл источн рез-вов для расшир пр-ва и использ для фин фондов и накопл рес-ов. Отрслев стр-ра обяз пр-ва хар-ся соотнош-ми м/д выпускаем прод-ей в опред отрасле нар хоз-ва. Технол стр-ра – соотн-е технол преобразований и укладов, формирующих технол базу пр-ва. Территор стр-ра хар-т обществ пр-во в 2-х аспектах : экономико-географ и администр.
Народно-хоз. пропорция –это конкретная, обусл уровнем развития общества и эк-ки завис-ть между пр-вами, отраслями, территориями и сферами, при кот эти элементы соотв-т друг другу.