Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 14:05, шпаргалка
Эк-кая (произ-хоз) система служит материальной базой ф-ния всех др-х сфер жизнедеятельнсоти общ-ва. В структуру эк-кой системы входят все простые и сложные хоз. единицы и их сов-сти с т.зр. правовой, отраслевой и простр организации.
Научно-инновац. деятельность напр-на на получение новых соврем. знаний о человеке, природе, общества, технике и на исп-е этих знаний для разработки новых способов их применения. Включает: научн. исследования, научн. разработки, научн. обслуживание.
Научные исследования классиф.:1. фундамент. научные исследования (получ. новых знаний об осн. явлениях и наблюдаемых факторах и несвяз. непоср. с практическим применением этих знаний); 2. поисковые (направ. На определение принципов областей и путей эффективного применения новых знаний); 3…. (направ. на повышение эффект. функционирования конкр. объекта или процесса).
Научное обслуживание вкл: информ. обслуживание; патентную и лиценз. деятельность; метролог. обеспечение, организ-метод. обеспечение.
Показатели НТП: 1. колич-ые: - затраты на науку и науч. обслуживание; - числ-сть и стр-ра науч-х организаций, занятых в НТ сфере; - материально-тех. база науки; - рез-ты научной и инновац. деят-сти.
2. качест-ые: - квалиф. состав работников; - число лауреатов; - доля НТ разработок на лид. уровне; - кол-во лицензий, патентов, наукоемких услуг; - числ-сть безраб. ученых; - числ-сть ученых, выехавших зарубеж.
Меры, напр. на развитие НТП хар-ся: 1. наличие гос. фондов поддержки НТП; 2. наличие негос. фондов поддержки; 3. коммерцианализ. прикладной науки; 4. создание негос. предприятий в науке; 5. совместные исследования с заруб. партнерами.
Осн. цели НТП: 1. обеспеч. Соц. и эк-кого развития респ. за счет эф-ного исп-ния интеллектуальных ресурсов. 2. соверш-е научного, научно-тех. и инновац. потенциала как важнейшего фактора эк-кого прогресса.
В РБ выбор приоритетов развития НТП осущ. по 2 критериям:1. научной знач-ти и перспект. работ; 2. по соц-полит. и организ. условиям реализации. Приоритетными определены: 1. технологи, основанные на высококонц. потоках энергии; 2. информац. технологии; 3. биотехнологии; 4. перспект. технологии интегр. произ-в с исп-ем вычисл-ой техники; 5. новые материалы; 6. ресурсосберег. и экологически чистые технологии.
Принципы НТР:1. гос. поддержка фундамент. и прикладных наук; 2. выбор приорит. направлений и их первоочередная поддержка; 3. участие органов местного управления; 4. уч-е научной общ-сти в формир. и реализ. НТП; 5. гос. поддержка одаренных детей; 6. обесп. свободной научной и инновац. деят-сти; 7. развитие рыночных отношений; 8. поощрение конкурен-сти, конкуренции, предпринимательства; 9. развитие инновац. инфрастр-ры.
Объекты гос. рег-ния научной и инновац. деят-сти: научная и инновац. деят-сть; отношения м/у участниками научной и инновац. деят-сти; регулирование отношений м/у органами гос. власти и участниками инновац. и научно-тех. деят-сти.
Субъекты: ограны гос. власти, ЮЛ и ФЛ, осущ-ие эту деят-сть.
Уровни гос. рег-я: 1. гос. уровень;2. отраслевой уровень; 3. исполнит. уровень.
Важную роль играет Парламент РБ. Его ф-ции: 1. утверждает приорит. направления НТП; 2. устан. ассигнование из гос. бюджета; 3. опред. порядок междунар. научно-тех. сотрудничества; 4. следит за вып-ем договоров.
Совет Респ: 1. выносит на рассмотрение Парл-та проекты закон. актов; 2. создает организ, правовой, эк-кий механизм реализации научной и инновац. деят-сти; 3. организует разраб. прогнозов; 4. утв. порядок фин-ния и расп-ния средств в респ. бюджет; 5. создает научные гос. организации и координирует формирование инфраструктур научно-техн. потенциала; 6. создает условия для аттестации научных и инжен. работников.
Комитет по науке при Совете Мин-в РБ: 1. координирует работу Мин-в, комитетов, др. органов упр-я, соот-х подразделений облисполкомов, учреждений, пред-тий; 2. участвует в налаживании междунар. сотрудничества. 3. организ. контроль за соблюдением зак-ва, за исп-ем гос. фин-сов.
Нац. академия наук Бел. - высшая научная орг-я, кот. обеспечивает развитие и координацию научных исслед. работ: участвует в разработке программ, экспертизе научных разработок, инновац. проектов.
Осн. направления научной и ииновац. д-сти: 1. прогнозирование важнейших направлений соц-эк, научно-тех, струк-инвест политики;2. научно-тех. программы; 3.фин-ние и кред-ние научно-тех. деят-сти; 4. НО в научно-техю сфере; 5. гос. заказ; 6. развитие системы научно-тех. информации; 7. подготовка научных кадров; 8. повыш-е престижности научно-тех. деятельности.
При разработке прогнозов исп. след. методы: 1. при прогнозир-и фунд-х и пркл-х наук прим. метод системного анализа, эксп. оценок и метод написания сценария.2. на стадии разработки исп. методы экстраполяции, метод МОБ; 3. на стадии произ-ва и эксплуатации эф-ны факторные модели, экстаполяции и экспертной оценки.
Фин-ние
НТП осущ-тся за
счет средств местных и респ-х бюджетов;
внебюджетных источников финан-ния; инновац-х
фондов; отеч. и заруб. инвестиций; иных
фондов, не запрещ. зак-вом.
32. Научно-техн потл: пон, хар-ка
Для анализа и оценки научно-технического потенциала используется система показателей:
Обобщающие показатели (затраты на науку и научное обслуживание (в % от общего объема расходов республиканского бюджета), наукоемкость валового внутреннего продукта (в %).
Численность и структура научных организаций и занятых в научно-технической сфере:(по секторам к отраслям науки, по отраслям народного хозяйства.)
Затраты на науку и научное обслуживание и структура затрат:(по секторам и отраслям науки, по отраслям народного хозяйства)
Материально-техническая
база науки(обеспеченность приборами
и установками, информационная инфраструктура,
технический уровень и сроки службы оборудования.)
Результаты научной и инновационной деятельности:(число зарегистрированных открытий по отраслям науки, число изобретений, число патентов, авторских свидетельств, число созданных образцов новой техники по видам. )
К качеств
показателям относятся: квалификационный состав работающих в сфере науки
и научного обслуживания, членство в международных
научных организациях;число лауреатов нобелевских и других международных премий
за определенный период; доля научно-технических разраб
численность безработных ученых; численность
ученых, выехавших за рубеж. Основная часть
научно-технического потенциала республики
сегодня сосредоточена в производственных
отраслях экономики - промышленности,
сельском хозяйстве, строительстве, транспорте
и связи. Но несмотря на качественные изменения
научно-технического потенциала республики
и сегодня его уровень остается высоким.
На начало 2007 г. численность работников
научных организаций, выполняющих научные
исследования и разработки, составили
32,8 тысяч, а число ученых, работающих в
сфере образования - 20 тыс. человек
В ближайшей
перспективе в развитии научно-технического
потенциала взят курс на его дальнейшее
укрепление с одновременным усилением
процессов передачи новых знаний от науки
к производству, ориентацию на заключительные
стадии инновационного процесса и развитие
инновационной инфраструктуры. Это находит
отражение в научно-технической политике
республики Беларусь и механизме ее реализации.
33. Научно-техническая политика государства
Научно-техническая политика государства является частью социально-экономической политики, выражающей отношение государства к научно-технической деятельности, определяющей цели, направления, формы деятельности органов государственной власти в области науки, техники и реализации достижений науки и техники. Она формируется в зависимости от требований и условий конкретного этапа развития экономики, под влиянием объективных и субъективных факторов, а также с учетом действия законов а закономерностей общественного воспроизводства, цикличности развития., технологических укладов, инновационного типа развития, наличия и состояния: научно-технического потенциала.
Во многом научно-техническая политика предопределяется экономической устойчивостью государства, включающей финансовую устойчивость, инновационную и инвестиционную активность, конкурентоспособность технологической системы и производимой продукции и т.д. Государство через проводимую им научно-техническую политику создает наиболее благоприятные условия для научно-технической деятельности и инновационной активности.
Законом Республики Беларусь «Об основах государственной научно-технической политики» определены основные направления государственной научно-технической политики
На современном этапе научно-техническая политика направлена на максимальное приближение исследований и разработок к потребностям белорусской экономики, а каждый проект и задание программы -на разработку новой продукции или технологии для конкретного предприятия или отрасли. Научно-техническая политика сориентирована на решение главной задачи - подъем экономики, базирующейся во всем мире на использовании новейших технологий. В связи с этим центр внимания государственной экономической политики сосредоточен на инновациях как факторе роста и совершенствования технологической стр\хгуры производственной сферы. Главная задача инновационной политики - стимулирование инновационных процессов
Государственная инновационная политика касается широкого круга проблем: стратегии и приоритетов развития науки, техники и технологий; технологической перестройки производства; формирования инфраструктуры и информационной базы нововведений; создания условий для повышения восприимчивости экономики к нововведениям; обеспечения единства инновационной политики в целях быстрейшей технологической перестройки экономики; совершенствования образования, прежде всего высшего, для подготовки специалистов современного уровня, способных к активным инновационным действиям; содействия формированию рыночных механизмов для поддержания инновационных процессов; научно-технического прогнозирования и программирования, и многого другого.
В
соответствии с белорусским