Государственное регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 14:05, шпаргалка

Описание

Эк-кая (произ-хоз) система служит материальной базой ф-ния всех др-х сфер жизнедеятельнсоти общ-ва. В структуру эк-кой системы входят все простые и сложные хоз. единицы и их сов-сти с т.зр. правовой, отраслевой и простр организации.

Работа состоит из  1 файл

шпоры.doc

— 255.50 Кб (Скачать документ)

Научно-инновац. деятельность напр-на на получение новых соврем. знаний о человеке, природе, общества, технике и на исп-е этих знаний для разработки новых способов их применения. Включает: научн. исследования, научн. разработки, научн. обслуживание.

Научные исследования классиф.:1. фундамент. научные исследования (получ. новых знаний об осн. явлениях и наблюдаемых факторах и несвяз. непоср. с практическим применением этих знаний); 2. поисковые (направ. На определение принципов областей и путей эффективного применения новых знаний); 3…. (направ. на повышение эффект. функционирования конкр. объекта или процесса).

Научное обслуживание вкл: информ. обслуживание; патентную и лиценз. деятельность; метролог. обеспечение, организ-метод. обеспечение.

Показатели  НТП: 1. колич-ые: - затраты на науку и науч. обслуживание; - числ-сть и стр-ра науч-х организаций, занятых в НТ сфере; - материально-тех. база науки; - рез-ты научной и инновац. деят-сти.

2. качест-ые: - квалиф. состав работников; - число лауреатов; - доля НТ разработок на лид. уровне; -  кол-во лицензий, патентов, наукоемких услуг; - числ-сть безраб. ученых; - числ-сть ученых, выехавших зарубеж.

Меры, напр. на развитие НТП  хар-ся: 1. наличие гос. фондов поддержки НТП; 2. наличие негос. фондов поддержки; 3. коммерцианализ. прикладной науки; 4. создание негос. предприятий в науке; 5. совместные исследования с заруб. партнерами.

Осн. цели НТП: 1. обеспеч. Соц. и эк-кого развития респ. за счет эф-ного исп-ния интеллектуальных ресурсов. 2. соверш-е научного, научно-тех. и инновац. потенциала как важнейшего фактора эк-кого прогресса.

В РБ выбор приоритетов развития НТП осущ. по 2 критериям:1. научной знач-ти и перспект. работ; 2. по соц-полит. и организ. условиям реализации. Приоритетными определены: 1. технологи, основанные на высококонц. потоках энергии; 2. информац. технологии; 3. биотехнологии; 4. перспект. технологии интегр. произ-в с исп-ем вычисл-ой техники; 5. новые материалы; 6. ресурсосберег. и экологически чистые технологии.

Принципы  НТР:1. гос. поддержка фундамент. и прикладных наук; 2. выбор приорит. направлений и их первоочередная поддержка; 3. участие органов местного управления; 4. уч-е научной общ-сти в формир. и реализ. НТП; 5. гос. поддержка одаренных детей; 6. обесп. свободной научной и инновац. деят-сти; 7. развитие рыночных отношений; 8. поощрение конкурен-сти, конкуренции, предпринимательства; 9. развитие инновац. инфрастр-ры.

Объекты гос. рег-ния научной и инновац. деят-сти: научная и инновац. деят-сть; отношения м/у участниками научной и инновац. деят-сти; регулирование отношений м/у органами гос. власти и участниками инновац. и научно-тех. деят-сти.

Субъекты: ограны гос. власти, ЮЛ и ФЛ, осущ-ие эту деят-сть.

Уровни  гос. рег-я: 1. гос. уровень;2. отраслевой уровень; 3. исполнит. уровень.

Важную  роль играет Парламент РБ. Его ф-ции: 1. утверждает приорит. направления НТП; 2. устан. ассигнование из гос. бюджета; 3. опред. порядок междунар. научно-тех. сотрудничества; 4. следит за вып-ем договоров.

Совет Респ: 1. выносит на рассмотрение Парл-та проекты закон. актов; 2. создает организ, правовой, эк-кий механизм реализации научной и инновац. деят-сти; 3. организует разраб. прогнозов; 4. утв. порядок фин-ния и расп-ния средств в респ. бюджет; 5. создает научные гос. организации и координирует формирование инфраструктур научно-техн. потенциала; 6. создает условия для аттестации научных и инжен. работников.

Комитет по науке при Совете Мин-в РБ: 1. координирует работу Мин-в, комитетов, др. органов упр-я, соот-х подразделений облисполкомов, учреждений, пред-тий; 2. участвует в налаживании междунар. сотрудничества. 3. организ. контроль за соблюдением зак-ва, за исп-ем гос. фин-сов.

Нац. академия наук Бел. - высшая научная орг-я, кот. обеспечивает развитие и координацию научных исслед. работ: участвует в разработке программ, экспертизе научных разработок, инновац. проектов.

Осн. направления научной  и ииновац. д-сти: 1. прогнозирование важнейших направлений соц-эк, научно-тех, струк-инвест политики;2. научно-тех. программы; 3.фин-ние и кред-ние научно-тех. деят-сти; 4. НО в научно-техю сфере; 5. гос. заказ; 6. развитие системы научно-тех. информации; 7. подготовка научных кадров; 8. повыш-е престижности научно-тех. деятельности.

При разработке прогнозов  исп. след. методы: 1. при прогнозир-и фунд-х и пркл-х наук прим. метод системного анализа, эксп. оценок и метод написания сценария.2. на стадии разработки исп. методы экстраполяции, метод МОБ; 3. на стадии произ-ва и эксплуатации эф-ны факторные модели, экстаполяции и экспертной оценки.

Фин-ние  НТП осущ-тся за счет средств местных и респ-х бюджетов; внебюджетных источников финан-ния; инновац-х фондов; отеч. и заруб. инвестиций; иных фондов, не запрещ. зак-вом. 
 
 
 
 
 
 
 

32. Научно-техн потл: пон, хар-ка

Для   анализа   и   оценки   научно-технического   потенциала   используется   система   показателей:

Обобщающие  показатели (затраты на науку и научное обслуживание (в % от общего объема расходов республиканского бюджета), наукоемкость валового внутреннего продукта (в %).

Численность и структура научных  организаций и  занятых в научно-технической  сфере:(по секторам к отраслям науки, по отраслям народного хозяйства.)

Затраты на науку и научное  обслуживание и структура затрат:(по секторам и отраслям науки, по отраслям народного хозяйства)

Материально-техническая  база науки(обеспеченность приборами и установками, информационная инфраструктура, 
технический уровень и сроки службы оборудования.)

Результаты научной и инновационной деятельности:(число зарегистрированных открытий по отраслям науки, число изобретений, число патентов, авторских свидетельств, число созданных образцов новой техники по видам. )

К качеств показателям относятся: квалификационный состав работающих в сфере науки и научного обслуживания, членство в международных научных организациях;число лауреатов нобелевских и других международных премий за определенный период; доля научно-технических разработок, соответств мировому уровню или превосходящих его; доля образцов новой техники, соответствующих мировому уровню; экспорт лицензий, патентов, наукоемких услуг; число освоенных образцов новой техники; доля наукоемкой продукции (в производстве, экспорте); экономия ресурсов от использования новой техники; 
численность безработных ученых; численность ученых, выехавших за рубеж. Основная часть научно-технического потенциала республики сегодня сосредоточена в производственных отраслях экономики - промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, транспорте и связи. Но несмотря на качественные изменения научно-технического потенциала республики и сегодня его уровень остается высоким. На начало 2007 г. численность работников научных организаций, выполняющих научные исследования и разработки, составили 32,8 тысяч, а число ученых, работающих в сфере образования - 20 тыс. человек

В ближайшей  перспективе в развитии научно-технического потенциала взят курс на его дальнейшее укрепление с одновременным усилением процессов передачи новых знаний от науки к производству, ориентацию на заключительные стадии инновационного процесса и развитие инновационной инфраструктуры. Это находит отражение в научно-технической политике республики Беларусь и механизме ее реализации. 

33. Научно-техническая  политика государства

Научно-техническая политика государства является частью социально-экономической политики, выражающей отношение государства к научно-технической деятельности, определяющей цели, направления, формы деятельности органов государственной власти в области науки, техники и реализации достижений науки и техники. Она формируется в зависимости от требований и условий конкретного этапа развития экономики, под влиянием объективных и субъективных факторов, а также с учетом действия законов а закономерностей общественного воспроизводства, цикличности развития., технологических укладов, инновационного типа развития, наличия и состояния: научно-технического потенциала.

Во многом научно-техническая политика предопределяется экономической устойчивостью государства, включающей финансовую устойчивость, инновационную и инвестиционную активность, конкурентоспособность технологической системы и производимой продукции и т.д. Государство через проводимую им научно-техническую политику создает наиболее благоприятные условия для научно-технической деятельности и инновационной активности.

Законом Республики Беларусь «Об основах государственной  научно-технической  политики» определены основные направления государственной научно-технической политики

 На  современном этапе  научно-техническая  политика направлена на максимальное приближение исследований и разработок к потребностям белорусской экономики, а каждый проект и задание программы -на разработку новой продукции или технологии для конкретного предприятия или отрасли. Научно-техническая политика сориентирована на решение главной задачи - подъем экономики, базирующейся во всем мире на использовании новейших технологий. В связи с этим центр внимания государственной экономической политики сосредоточен на инновациях как факторе роста и совершенствования технологической стр\хгуры производственной сферы. Главная задача инновационной политики - стимулирование инновационных процессов

Государственная инновационная политика касается широкого круга проблем: стратегии и приоритетов развития науки, техники и технологий; технологической перестройки производства; формирования инфраструктуры и информационной базы нововведений; создания условий для повышения восприимчивости экономики к нововведениям; обеспечения единства инновационной политики в целях быстрейшей технологической перестройки экономики; совершенствования образования, прежде всего высшего, для подготовки специалистов современного уровня, способных к активным инновационным действиям; содействия формированию рыночных механизмов для поддержания инновационных процессов; научно-технического прогнозирования и программирования, и многого другого.

   В соответствии с белорусским законодательством  формирование и реализация государственной  научно-технической политики осуществляется на основе следующих основных принципов:государственная поддержка фундаментальных и поисковых исследований; выбор приоритетных направлений научно-технической деятельности ориентация  научной,   научно-технической  и  инновационной  деятельности   на   преимущественное развитие в республике наукоемких, ресурсо-, энерго- и трудосберегающих производств и технологий; участие органов местного управления и самоуправления в формировании и реализации государственной научно-технической политики; участие научной общественности в формировании и реализации государственной научно-технической политики в республике; непосредственная связь научной, научно-технической и инновационной деятельности с образованием, подготовкой научных кадров; государственная поддержка одаренных детей, содействие развитию их творческих способностей; обеспечение свободы научной, научно-технической и инновационной деятельности, правовая защита объектов интеллектуальной собственности; использование преимущественно экономических методов государственного регулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности; развитие рыночных отношений в научно-технической сфере., поощрение конкурсности, конкуренции и предпринимательства, равноправие всех субъектов научной, научно-технической и инновационной деятельности; повышение престижности научной, научно-технической и инновационной деятельности; открытость научно-технической политики, взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами, создание условий для привлечения иностранных инвестиций, на развитие науки и техники, освоение новейших технологий и новых видов продукции; развитие инновационной инфраструктуры. 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Государственное регулирование экономики