Государственное регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 14:05, шпаргалка

Описание

Эк-кая (произ-хоз) система служит материальной базой ф-ния всех др-х сфер жизнедеятельнсоти общ-ва. В структуру эк-кой системы входят все простые и сложные хоз. единицы и их сов-сти с т.зр. правовой, отраслевой и простр организации.

Работа состоит из  1 файл

шпоры.doc

— 255.50 Кб (Скачать документ)

34. Орг-ция и содерж гос рег-я науч и инновац деят-тью

Объекты: научная, техническая и инновационная деятельность; отношения между ее участниками; отношения   между   органами   государственной   власти   и   управления   и   участниками   научной, технической и инновационной деятельности. Субъекты: органы государственной власти и управления Республики Беларусь; юридические и физические лица, осуществляющие научно-техническую и инновационную деятельность на территории республики.

   Осуществляют органы государственной власти и управления: Парламент, Правительство - Совет Министров Республики Беларусь, министерства, комитеты, местные органы власти и управления в соответствии с возложенными на них полномочиями. На государственном уровне государственное регулирование сосредоточено на определении стратегии развития науки и техники, выборе и формировании национальных приоритетов, разработке важнейших научно-технических программ. На отраслевом- уровне регулирование нацелено на конкретизацию приоритетов НТП, формирование отраслевых, межотраслевых научно-технических программ, разработку перспективной технической продукции. На исполнительском уровне (НИИ, КБ, научные организации, предприятия) выполняются научно-технические программы, ведутся НИОКР, изготавливаются новая техника, материалы, разрабатываются программные средства и т.д. Финансирование также смешанное. Парламент Республики Беларусь утверждает приоритетные направления НТП; устанавливает на очередной год ассигнования из государственного бюджета, формирует систему налоговых, кредитных, амортизационных и других льгот; ратифицирует договоры и соглашения с другими государствами и определяет порядок международного научно-технического сотрудничества. Определяющая роль в регулировании научной и инновационной деятельности отведена Совету Министров Республики Беларусь. Комитет по науке при Совете Министров Республики Беларусь координирует деятельность министерств, комитетов, других органов управления, соответствующих подразделений облисполкомов и Минского горисполкома, учреждений, предприятий и организаций в области научно-технической и инновационной деятельности, а также международного сотрудничества; разрабатывает и обеспечивает реализацию государственной политики в области науки и технологий; осуществляет контроль за выполнением законодательства Республики Беларусь по вопросам развития науки и технологий, а также за использованием государственных финансовых средств, выделяемых на финансирование науки; обеспечивает развитие научно-технического потенциала и эффективность его использования. Национальная академия наук Беларуси имеет статус высшей научной организации, которая обеспечивает развитие и координацию фундаментальных научных исследований в республике.

Основные составляющие государственного регулирования научной и инновационной деятельности на современном этапе: прогнозирование важнейших направлений социально-экономической, научно-технической и структурно-инвестиционной политики; научно-технические программы; финансирование и кредитование научно-технической деятельности; налогообложение в научно-технической сфере; государственный заказ.

Государство регулирует научную и инновационную деятельность также через развитие системы научно-технической информации, охрану промышленной собственности, подготовку научных кадров и повышение престижа научно-технической деятельности. Составной частью государственного регулирования развития науки и техники являются метрология, стандартизация и сертификация продукции в научно-технической сфере, способствующие увеличению экспортного потенциала производителей. Комитетом по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь разработана Концепция по созданию национальной эталонной базы.

Основой принятия государственных решений  в научно-технической сфере являются планирование и прогнозирование. Прогнозирование развития науки и техники в республике осуществляется через систему частных прогнозов (по важнейшим проблемам социально-экономической, научно-технической и структурно-инвестиционной политики) и посредством комплексного прогноза научно-технического развития.

Важную  роль в дальнейшем развитии научной  и инновационной деятельности в  республике играет международное научно-техническое сотрудничество, осуществляемое через двусторонние соглашения и в рамках крупных интеграционных программ.

Одним из основных инструментов реализации государственной научно-технической  политики является система финансирования. В Республике Беларусь финансирование научной и инновационной деятельности осуществляется за счет: средств республиканского и местных бюджетов;внебюджетных источников;собственных средств предприятий и организаций, осуществляющих инновационную деятельность;средств специальных инновационных фондов;отечественных и зарубежных инвестиций;средств венчурных фондов;иных внебюджетных источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь. Стимулирование инновационной активности всех субъектов хозяйствования является главной задачей государственной политики, направленной на повышение эффективности деятельности. 
 
 
 
 
 

35. Пром-ть как отрасль матер пр-ва и объект гос рег-я. Гос пром пол-ка.

Отрасли матер. производства: промышленность, с/х, груз. транспорт, строительство, геология и разведка недр, инф-вычислит. Обслуживание, лесное хоз-во, связь по обслуж пр-ва, торговля и обществ питание, общая коммерч деят-ть по обесп функц-ния рынка, геодезическая и гидрометеорологическая служба.

Пром-ть : добывающая и обрабатывающая.

Гл. задача – обеспечение постепенного перехода от устаревших технол укладов к 5 и 6 укладам, способным сформировать новый технол базис пр-ва и обеспечить выс Ур его функц-ния.

Важнейшие сферы ГР развития промышленности:1. орг. стр-ра ГР пром-сти;2. отн-е собственности;3. структ. перестр-ка отрасли;4. созд-е условий для накопления пр-ми собств. инв. ресурсов.

Инструменты: налоги; инновац. политика; норма А; гос. заказы; рестр-ция пред-тий; лизинг. операции; создание СЭЗ; создание фин-пром. групп;

На долю пром комплекса РБ прих около 27 % ВВП, 35 % ОФ и с пром пр-вом связано 27% занятого населения. Пром-ть явл ведущей в объеме экспорта (90%) и сумме валютных поступлений в формировании бюджета и внебюджетных фондов, в осущ-и инновац деят-ти и реализации НТП в РБ.

Пром  политика РБ ориентир на :

- динамичный  рост пр-ва, - рост конкурентоспос  продукции, - ресурсосбережение,- технич  перевооружение пр-ва,- усиление  инновац-ти пром комплекса,- развитие  пр-сов акцмонирования,- создание  комплексов транснац корпораций, в кот РБ явл страной базирования. 
 
 
 
 
 
 
 
 

36. Гос рег-е Агропром-комплекса.

Агропромышленный  комплекс объед. 3 сферы:1. отрасли пром-сти пост. обор-ния с/х производства и обесп. Произв-техн. Обслуживание отрасли; 2. с/х и лесное хоз-во; 3. сфера обесп. заготвки, хранения, перер-ку, транп-ку и реализацию. АПК создан для решения продов. проблемы, закл в том, что:1. совр. струк-ра потр-ния населения сущ-но отсатет от рац. уровня; 2. набл-ся неустойчивость в снабжении населения продуктами и продовольствием в отд. регионах; 3. набл. сезонность в снабжении прод-ми товарами.

Ряд специф. особенностей с/х требует соотв. подходов к рег-ю  отрасли: 1. набл. неразр. связь технологии и эк-ки с/х с биологич. процессами развития живых организмов; 2. зависимость от прир-клим. условий; 3. сезонный характер; 4. осн. средством произв-ва явл. земля; 5. разнообразие разл. форм хоз-ния;6. АПК явл. рисковым, энергоемким, капиталоемким, в рез-те этого менее привл. для предпр-лей.Принципы рег-ния АПК:1. поддержание эк-кого приоритета между с/х и др. отраслями АПК;2. защита с/х товаропр-лей;3.сохр-ние самостоятельности с/х товаропроизводителей в осущ-нии пред. деят-сти;4. исп-ние эк-ких методов в системе гос. регулирования; 5. приоритет дог. отношений м/у субъектами АПК.

Осн. меры регулирования АПК:

1. планирование, прогноз-е, програм-е.

2. Закупочная интервенция. Организованная закупка с/х продукции, осущ. в целях сбалансированности спроса и предложения, развитие конкур-сти на аграрном рынке и целях формирования гос. стабил. фондов и респ. матер. резерва пр-ции и для поддержания с/х пр-лей на уровне, дост. для расширения воспроиз-ва.

3. Товарная интервенция. Организ-ая распродажа с/х продукции из гос. стаб. фондов и респ. резерва с целью ликвидации дефицита и снижения цен на аграрном рынке.

4. Фин-ние АПК осущ. посредством дотаций, субсидий, безвозм. инв-ций.

5. ЦО. Рын. цены склад. на рынке под возд-ем спроса и предложения, а регулир. цены прим. при расчетах за с/х продукцию пост. для гос. нужд и опр-е доплат своб. ценам при реализации с/х продукции в пределах устан. льгот в случаях, когда своб. цены ниже гарантированных.

6. Льготное кредитование и НО, предоставление товарных кредитов.Для отражения степени гос. поддержки с/х производителей в той или иной стране исп-ся эквивалент субсидий потребителя. Он рассчит на основе разницы внутр. и мировых цен и сов-сти прямых и косв-х платежей и выручки от реализации с/х продукции. Эквивалент субсидий потребителя реализ-ся ч/з НО потребителей продовольствия. Стратегия развития АПК на долгосрочную перспективу определена Концепцией социально-экономического развития Республики Беларусь до 2015 года. Главная стратегическая цель развития АПК - обеспечение поэтапного наращивания произв-ва и увеличение уровня потребления продукции АПК при росте ее экспорта путем системного реформирования отношений собственности, комплексного проведения преобразований во всех его отраслях, совершенствования системы управления и укрепления на этой основе продовольств без-ти страны, создания интенсивной модели функционирования АПК, обеспечивающей повышение эффективности производства, и в 1 очередь с/х.

37. Инвестиц пол-ка гос-ва.

Инвестиц. деятельность – сов-сть практических действий гос-ва, ЮЛ и ФЛ, направл. на расш. воспр-во основного и оборотного капиталов. Объекты: вновь созданные и модерн. фонды, ЦБ, интел. собственность, научно-тех. продукция, имущ. права, обор. ср-ва во всех отраслях народного хоз-ва.

Инвест. деят-сть может  осущ. за счет:1. собст-х фин. ресурсов; 2. заемных фин. ресурсов; 3. привлечения фин. средств; 4. бюдж. и инв. накоплений; 5. средств благоствор. мероприятий; 6. ср-в населения.

Инв. политика должна строится с учетом критериев:1. удельный все пр-ции обраб. отраслей пром-сти в общем объеме экспорта не должен быть ниже 40%; 2. доля импортных продуктов не должна превышать 30%; 3. степень износа ОПФ – не выше 60%; 4. доля валового накопления в ВВП – 30-40%; 5. в основе валового накопления рац. соотношения осн. и обор. капитала д.б. в пределах 2 к 3 и 1 к 3.

Беларусь  предлагает потенц инвесторам такие  свои осн преим-ва, как выгодное географ расположение в центре Европы, благоприятные природно–климатические условия, полит и соц стабильность, макроэк стабилизацию, квалиф и относит дешевые труд рес-сы, высокий научно–техни пром потенциал, емкий внутренний рынок, законодательное и организационное обеспечение инвестиционного процесса.

Беларусь  входит в единое таможенное пространство с Россией. Для потенц инвестора  это означает, что, вкладывая свои капиталы в эк-ку Беларуси, он получает широкий доступ не только к бел тер-рии, но и огромной емкости росс рынка. Расширению инвестиц возм-тей Бел спос-т так же положит динамика переговорного пр-са по присоед страны к Всемирной торговой орг-ции, улучшение отн-й с междунар фин орг-циями (Международным валютным фондом, Международной финансовой корпорацией и Междунар банком реконструкции и развития в рамках Всемирного банка, Европейским банком реконструкции и развития).

В нашей  стране действует Консультативный  совет по иностранным инвестициям, возглавляемый Премьер–министром  Республики Беларусь. С помощью этой структуры вырабатываются основные задачи и меры по улучшению инвестиционного климата в республике, а так же оперативно решаются возникающие проблемы иностранных инвесторов, связанные с их работой в Беларуси. Действующие при Совете Постоянный комитет, рабочие группы занимаются вопросами совершенствования инвестиционного законодательства, развития свободных экономических зон, улучшения налоговых и таможенных условий работы на белорусском рынке и др.

Информация о работе Государственное регулирование экономики