Автор работы: 9*********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 13:11, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является показать особенности
человеческого капитала, значимость инвестиций в человеческий капитал, а
также показать важность оценки человеческого капитала и эффективности
вложений в человеческий капитал.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ 4
КАПИТАЛ 4
1.1.Понятие человеческого капитала и его виды 4
1.2 Инвестиции в человеческий капитал 7
1.3. Основные методики оценки человеческого капитала 11
ГЛАВА 2. ИНВЕСТИЦИИ ФИРМЫ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ 16
КАПИТАЛ 16
2.1. Основные подходы фирм к формированию человеческого капитала 16
2.2. Инвестиции фирмы в повышение профессиональной подготовки сотрудников
18
2.3. Кадровая политика. 20
2.4. Основные показатели эффективности инвестиций в человеческий капитал
23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
ЛИТЕРАТУРА 28
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 29
неправительственные институты,
использованию двух типов
учреждения).(См.: Рисунок 1).
Рисунок
1 – Виды человеческого капитала
по формам его воплощения
По форме обучения сотрудников на рабочем месте можно выделить
специальный человеческий капитал и общий человеческий капитал. Специальный
человеческий капитал включает навыки и знания, приобретенные в результате
специальной подготовки и представляющие интерес лишь для той фирмы, где они
были получены. В отличие от специального человеческого капитала, общий
человеческий капитал представляет собой знания, которые могут быть
востребованы в различных сферах человеческой деятельности.
Таким образом, при
видов „человеческого капитала“, это понятие, как многие термины,
представляет собой „метафору, переносит свойства одного явления на другое
по общему для них признаку“[4][pic]. Человеческий капитал - это важнейшая
составная часть современного производительного капитала, которая
представлена свойственным человеку богатым запасом знаний, развитых
способностей, определяемых интеллектуальным и творческим потенциалом.
Основным фактором существования и развития человеческого капитала являются
инвестиции в человеческий
капитал
1.2 Инвестиции в человеческий
капитал
Инвестициями в человеческий капитал называется любая мера,
предпринятая для повышения производительности труда. Таким образом, к
инвестициям в человеческий капитал относят расходы на поддержание здоровья,
на получение общего и специального образования; затраты, связанные с
поиском работы, профессиональной подготовкой на производстве, миграцией,
рождением и воспитанием детей, поиском экономически значимой информации о
ценах и заработках.
Экономисты выделяют три вида инвестиций в человеческий капитал:
- расходы на образование, включая общее и специальное, формальное и
неформальное, подготовку по месту работы;
- расходы на здравоохранение, складывающиеся из расходов на профилактику
заболеваний, медицинское обслуживание, диетическое питание, улучшение
жилищных условий;
- расходы на мобильность, благодаря которым работники мигрируют из мест с
относительно низкой производительностью.
Существует также деление инвестиций в человеческий капитал на
вещественные и невещественные. К первым относятся все затраты, необходимые
для физического формирования и развития человека (издержки рождения и
воспитания детей); ко вторым – накопленные затраты на общее образование и
специальную подготовку, часть накопленных затрат на здравоохранение и
перемещение рабочей силы.
Из всех видов инвестиций в человеческий капитал наиболее важными
являются вложения в здоровье и в образование. Общее и специальное
образование улучшают качество, повышают уровень и запас знаний человека,
тем самым увеличивают объем и качество человеческого капитала. Инвестиции
же в высшее образование способствуют формированию высококвалифицированных
специалистов, высококвалифицированный труд которых оказывает наибольшее
влияние на темпы экономического роста.
Сегодня одним из важнейших компонентов вложений в человеческий
капитал во всех странах являются расходы на обучение на производстве. В
любом обучающем проекте до 80% знаний приходится на самостоятельное
обучение. Особенно это относится к профессиям специалистов –
исследователей, учителей, инженеров, экспертам по компьютерам и т.д.,
которые призваны непрерывно обновлять квалификацию через индивидуальное
изучение литературы,
использование независимых
на примере деятельности, опыта и оценок (мнений) других людей.
Инвестиции в образование по
содержательному признаку
на формальные и неформальные[5]. Формальные инвестиции – это получение
среднего, специального и высшего образования, а также получение другого
образования, профессиональная подготовка на производстве, различные курсы,
обучение в магистратуре, аспирантуре, докторантуре и пр. Неформальные – это
самообразование индивида, к этому виду относится чтение развивающей
литературы, совершенствование в различных видах искусства, профессиональное
занятие спортом и пр.
Наряду с образованием наиболее важными являются капиталовложения в
здоровье. Это приводит к сокращению заболеваний и смертности, продлеванию
трудоспособной жизни человека, а следовательно, времени функционирования
человеческого капитала. Состояние здоровья человека – это его естественный
капитал, часть которого является наследственной, а другая – приобретенной в
результате затрат самого человека и общества. В течение жизни человека
происходит износ человеческого капитала. Инвестиции, связанные с охраной
здоровья, способны замедлить данный процесс.
Инвестиции в человеческий
их от других видов инвестиций.
1. Отдача
от инвестиций в человеческий
капитал непосредственно
от срока жизни его носителя ( от продолжительности трудоспособного
периода). Чем раньше делаются вложения в человека, тем быстрее они
начинают давать отдачу.
2. Человеческий капитал не только подвержен физическому и моральному
износу, но и способен накапливаться и умножаться.
3. По
мере накопления человеческого
капитала его доходность
до определенного предела,
трудовой деятельности (активного трудоспособного возраста), а затем
резко снижается.
4. Не всякие инвестиции в человека могут быть призваны вложениями в
человеческий капитал.
деятельностью, не являются инвестициями в человеческий капитал,
поскольку общественно
5. Характер и виды вложений в человека обусловлены историческими,
национальными, культурными
6. По сравнению с инвестициями в иные различные формы капитала
инвестиции в человеческий
точки зрения отдельного человека, так и с точки зрения всего
общества.
Источником вложений в человеческий капитал может выступать
государство (правительство), негосударственные общественные фонды и
организации, регионы, отдельные фирмы, домохозяйства (индивиды),
международные фонды и организации, а также образовательные учреждения.
В настоящее время роль государства в этой области достаточно велика.
Государство прибегает как к принудительным, так и к побудительным мерам в
этой области. К принудительным относятся обязательное для всех формальное
образование в объеме средней школы, обязательные медицинские
профилактические мероприятия (прививки) и др. Однако главными мерами
являются побудительные. Правительство располагает двумя действенными
способами, которые используются с целью изменения размеров частных
инвестиций в человека предпринимаемых автоматически через рынок: оно может
повлиять на доходы тех, кто делает (через систему налогов и субсидий), а
также в состоянии регулировать цену приобретения человеческого капитала
(регулируя цены используемых ресурсов). Особенно велика роль государства в
важнейших сферах формирования человеческого капитала – в сфере образования
и здравоохранения. Например, в России на воспроизводство человеческого
капитала в 2001 г. было направлено 180,2 млрд. рублей, что составляет 15,1%
всего федерального бюджета страны.
В создании активов человеческого капитала весома роль отдельных
компаний (фирм). Они зачастую выступают в качестве самых эффективных
производителей этого капитала, поскольку владеют условиями, при которых
может быть дана соответствующая текущим потребностям подготовка персонала,
а также обладают информацией о наиболее перспективных направлениях вложения
средств в обучение и подготовку. Однако фирмы делают инвестиции до тех пор,
пока эти инвестиции приносят чистый доход.
Инвестируя в своих
трудовую отдачу, повысить производительность труда, сократить потери
рабочего времени и тем самым укрепить свою конкурентоспособность. Средства
вкладываются в организацию курсов профессиональной подготовки и
переподготовки, идут на оплату расходов работников на лечение и
профилактические мероприятия, на строительство физкультурных и
оздоровительных центров, детских дошкольных учреждений и т.д. По масштабам
затрат внутрифирменное обучение в развитых странах сопоставимо с другими
секторами подготовки
кадров.
Инвестиции в человеческий
поскольку все составляющие человеческого капитала приобретаются и
увеличиваются посредством инвестиций, которые семья вкладывает в своего
ребенка даже не с его рождения, а с принятия решения иметь детей. С одной
стороны дети для родителей – это источник удовлетворений, но с другой
стороны – воспитание детей это источник немалых затрат, как явных, так не
явных (прежде всего
времени родителей).