Автор работы: 9*********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 13:11, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является показать особенности
человеческого капитала, значимость инвестиций в человеческий капитал, а
также показать важность оценки человеческого капитала и эффективности
вложений в человеческий капитал.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ 4
КАПИТАЛ 4
1.1.Понятие человеческого капитала и его виды 4
1.2 Инвестиции в человеческий капитал 7
1.3. Основные методики оценки человеческого капитала 11
ГЛАВА 2. ИНВЕСТИЦИИ ФИРМЫ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ 16
КАПИТАЛ 16
2.1. Основные подходы фирм к формированию человеческого капитала 16
2.2. Инвестиции фирмы в повышение профессиональной подготовки сотрудников
18
2.3. Кадровая политика. 20
2.4. Основные показатели эффективности инвестиций в человеческий капитал
23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
ЛИТЕРАТУРА 28
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 29
Ресурсы, затрачиваемые фирмой на ознакомление новых работников со своей
внутренней организацией и приобретенные знания, также представляют один из
видов специальной подготовки, потому что производительность повышается в
самих компаниях, чем где–либо еще.
Общая подготовка способна приносить пользу во многих фирмах, помимо
той, где она получена. Поэтому рационально действующие фирмы на
конкурентном рынке не участвуют в оплате издержек по общей подготовке.
Лица, получающие общую подготовку, сами платят за нее, поскольку она
повышает их будущую заработную плату. Несмотря на то, что фирмы не получают
отдачи от общей подготовки, они тем не менее предоставляют ее работником.
Компании имеют стимул идти на это, когда цена спроса подготовки оказывается
по меньшей мере равной издержкам подготовки.
Издержки по специальной
такого рода подготовки в виде более высокой прибыли, обусловленной
возросшей производительностью, также станут получать сами фирмы. Отдача
будет по крайней мере не больше издержек. При специальной подготовке
заработная плата, на которую может рассчитывать работник в других местах,
никак не будет связана с полученной им подготовкой. Также эта подготовка
напрямую не скажется на заработной плате в фирмах. В этом случае фирмы
будут вынуждены брать подготовку на себя, так как ни один рациональный
работник не станет платить за нее, если он не получает никакой выгоды.
Следовательно, отдачу от этой подготовки будут иметь сами компании.
Если говорить о текучести рабочей силы фирм, то меньше всего их будет
волновать текучесть работников с общей подготовкой, которую работник может
получить везде. Фирмы будут озабочены текучестью рабочей силы со
специальной подготовкой; и таким работникам – для снижения текучести – они
будут предлагать более высокую заработную плату, поскольку оплата издержек
специальной подготовки ложится на саму фирму. Таким образом, показатели
текучести будут наименьшими для работников с узкоспециализированной
подготовкой, а наибольшими – для работников с подготовкой настолько общей,
что она повышает их производительность в предоставляющих подготовку фирмах
даже в меньшей степени, чем за их стенами (например, формальное
образование).
Человеческий капитал – основа эффективности функционирования
компании. Финансирование образования персонала, создание учебных центов
становятся одними из главных объектов внимания компаний многих стран мира.
Однако, к сожалению многие фирмы еще экономят на обучении. В то время как
компании IBM, „Ксерокс“, „Моторола“ и др. направляют средства на
образование в размере от 5% до 10% фонда оплаты труда, расходы на
образование большинства фирм составляют менее 2% фонда оплаты труда.[10]
Но, все-таки, именно обучение работников выходит на одно из первых мест в
перечне средств
повышения
2.3. Кадровая политика.
Предпринимательство и бизнес – это прежде всего взаимоотношения
людей, организующих и осуществляющих эту деятельность. Новые формы
хозяйствования, сама действительность вызвали глубокие изменения в сфере
использования и управления кадровым потенциалом предприятия (фирмы),
придали новое значение
кадровому менеджменту и
управления кадрами приобрели первостепенное значение.
В связи с этими
постановки и решения ряда ключевых проблем кадрового менеджмента:
разработка гибкой и непрерывной системы подготовки, подбора и
перераспределения кадров; поиск и привлечение к долговременному
сотрудничеству менеджеров по кадрам; создание „комфортного климата“ в
коллективе.
Очень важно создать атмосферу, в которой постоянное повышение
квалификации, самообразование и творческая инициатива становятся служебными
обязанностями и потребностями каждого работника предприятия. Качество
кадровых ресурсов, их высокий интеллектуальный и производственный потенциал
– важнейшее условие конкурентоспособности и эффективности любого
производства. Новые технологии, товары и услуги рождаются только там, где
высок потенциал
работников.
Большое количество
„утечка мозгов“ (когда утрачиваются и средства, вложенные в подготовку
специалиста, и сам специалист, поскольку обучение специалиста часто
ускоряет его уход из фирмы). Чтобы избежать этой проблемы может быть
рекомендована система оплаты обучения работников и их детей (в высших и
средних учебных заведениях), при которой фирма предоставляет ссуду на
обучение. Обязательным условием взятия ссуды является продолжение работы в
фирме после окончания обучения (срок, как правило, не превышает четырех
лет, после чего работник считается свободным от обязательств по погашению
ссуды). Установлено, что качество усвоения знаний повышается, если работник
частично оплачивает обучение из своей зарплаты. Особенно важно подготовить
резерв руководящих
кадров.
В идеале действующее с
является целостным сбалансированным механизмом, выполняющим определенные
функции. Задача состоит в том, чтобы обеспечить эффективное выполнение этих
функций квалифицированными
кадрами.
Структуру персонала
четырехуровневой пирамиды[11], в основании которой – специалисты (первый
уровень), а затем
по вертикали располагаются
администраторы (третий уровень), а на вершине – мыслители (четвертый
уровень). Кроме того в структуре по горизонтали рассматривается
согласованная деятельность персонала по следующим направлениям: „Новые
технологии“, „Безопасность и контроль“, „Коммерция“ и „Человек и
производство“.
Задача менеджера по кадрам – добиться того, чтобы в каждой ячейке
структуры был сотрудник с соответствующим служебному положению социотипом и
уровнем иерархической специализации. Существует четкая зависимость между
местом человека в организационной иерархии и личным уровнем развития и
возможностей. В этом плане различают четыре уровня развития личности
(„Человек – 1“,
„Человек – 2“, „Человек –
3“, „Человек – 4“)[12].
Эта таблица поможет разобраться в человеческих характерах и
способностях, при необходимости осуществить бесконфликтное
перераспределение
персонала в соответствии с целями
предприятия.
Если какие-либо ячейки „
остаются важными, то необходимо найти нужного работника „на стороне“, это
может быть трудно сделать. Прежде всего следует решить, какого именно
человека следует искать; сформулировать должностные функции нового
сотрудника; установить уровень полномочий и ответственности, степень
квалификации и порядок взаимодействия по вертикали и горизонтали; составить
подробное описание вакантной должности и выявить требования к соискателю.
Для этого с новым
работником проводят собеседование.
Собеседование, как правило, проводит человек, знающий фирму и
психологию общения, прошедший специальную подготовку и получивший
соответствующие полномочия.
Собеседование позволяет
предприимчивость, самоорганизованность, личные параметры, потенциальную
полезность для фирмы нового сотрудника. Неправильный выбор может нанести
существенный вред
предприятию и оказаться
работу.
Примером эффективной модели упраления является японская система
„пожизненного найма“. Такая модель предполагает, что персонал работает в
одной компании всю жизнь, с момента поступления и до выхода на пенсию.
Поскольку занятые нанимаются на длительный срок, то набор новых кадров
приобретает первостепенное значение. Обычно крупные компании договариваются
с ВУЗами, средними техническими учебными заведениями и школами и подбирают
себе работников среди школьников ещё задолго до выпуска. Кандидаты слушают
специальные факультативные курсы, которые читают ведущие сотрудники
компании. Эти курсы знакомят будущих работников с историей компании,
спецификой производства и управления.
В
большинстве крупных
зачисляются в штат после прохождения испытательного срока, который может
длиться 1-3 года. Новички участвуют в собеседованиях, в которых основное
внимание уделяется выяснению личных качеств кандидата, его характера,
наклонностей, индивидуальных карьерных целей. Основная задача этих
собеседований – выяснить возможности совместимости кандидата с коллективом
компании, определить, где и в какой должности его целесообразнее
использовать.
Вступив в «заводскую семью», занятый как бы заключает с компанией
договор, которая гарантирует ему работу в течение продолжительного срока
(«пожизненно») и
соответствующее
Подавляющее
большинство занятых выходит
исключением управляющих высшего ранга, которые иногда работают до глубокой
старости. Пенсионер получает единовременное пособие размером равным
приблизительно двум годовым окладам, точнее за каждый проработанный год он
получает месячный оклад.
Системой
„пожизненного найма“