Экономическая безопасность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2011 в 19:31, курсовая работа

Описание

Цель данной работы состоит в определении роли и места экономической безопасности в России, а также анализе проведенных мероприятий и их результатах.
Задачи данной работы:
1. Определение понятия «экономическая безопасность России»;
2. Рассмотреть уровни экономической безопасности;
3. Определить виды экономической безопасности;
4. Рассмотреть внутренние и внешние угрозы;
5. Классифицировать угрозы экономической безопасности;
6. Изучить мероприятия проведенные правительством РФ по обеспечению экономической безопасности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………… .4
Глава I: Сущность, виды и основные показатели экономической безопасности………………………………………………………………………6
1.1. Определение экономической безопасности и ее виды…………………….6
1.1.1. Финансовая безопасность………………………………………………….6
1.1.1.1. Роль финансовой системы в национальной безопасности страны……7
1.1.2.Энергетическая безопасность………………………………………………8
1.1.3. Оборонная безопасность…………………………………………………...9
1.1.4. Оборонно – промышленная безопасность………………………………. 9
1.2. Уровни экономической безопасности………………………………………9
1.3. Объекты, субъекты показатели экономической безопасности. Пороговые значения экономической безопасности………………………………………...11
Глава II: Классификация угроз экономической безопасности………………13
2.1.Угрозы экономической безопасности. Внутренние и внешние угрозы. Внутренние и внешние составляющие экономической безопасности……….13
2.2. Структурная деформация экономики……………………………………...17
2.3. Снижение топливно-сырьевого потенциала………………………………19
2.4. Зависимость от импорта продовольствия…………………………………20
2.5. Отток капитала………………………………………………………………21
2.6. Имущественное расслоение населения……………………………………23
2.7. Проблемы государственного внешнего долга…………………………….24
2.8. Чрезмерная открытость экономики………………………………………..25
2.9. Криминализация экономики………………………………………………..26
2.10. Опасность возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера…………………………………………………………………………27
Глава III: Стратегические цели, меры, задачи и механизмы обеспечения экономической безопасности…………………………………………………...29
3.1. Цели обеспечения экономической безопасности…………………………29
3.2. Методы по обеспечению экономической безопасности………………….30
3.3. Задачи по обеспечению экономической безопасности……………...........31
3.4. Механизмы реализации экономической безопасности…………………..38
Глава IV: Анализ действий правительства РФ по экономической безопасности России…………………………………………………………….42
4.1. Оценка экономической безопасности России на основе макроэкономических индикаторов……………………………………………..42
4.2. Малообеспеченность и бедность населения как угроза экономической безопасности России…………………………………………………………….56
4.3. СТРАТЕГИЯ национальной безопасности Российской Федерации до 2020года………………………………………………………………………….63
Заключение……………………………………………………………………...69
Список используемой литературы…………………………………………...71

Работа состоит из  1 файл

ВОБЛАЯ.doc

— 308.50 Кб (Скачать документ)

    Под международной экономической безопасностью понимается такое состояние мировой экономики, при котором обеспечиваются взаимовыгодное сотрудничество стран в решении национальных и интернациональных (глобальных) проблем хозяйствования, свободный выбор и осуществление ими своей стратегии социально-экономического развития и участия в международном разделении труда. Международная экономическая безопасность обеспечивается с помощью созданной мировым сообществом системы международных экономических организаций – МВФ, МБРР, ВТО, ФАО, созданная недавно Международная организация по противодействию отмыванию доходов, полученных преступным путем, и др. Важную роль в решении этой проблемы играют партнерские соглашения о свободном движении капиталов, товаров и услуг, учет взаимных экономических интересов, отказ от силового давления, равноправные отношения с менее развитыми в экономическом отношении странами.

    Экономическую безопасность страны характеризует система показателей, включающая способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства, устойчивость финансовой системы, рациональную структуру внешней торговли, поддержание на требуемом уровне научного потенциала, сохранение единого экономического пространства и целостности общероссийского рынка, создание экономических и правовых условий, исключающих криминализацию общества, обеспечение необходимого государственного регулирования экономических процессов, обеспечение приемлемого уровня жизни населения.

    Под экономической безопасностью предприятия  понимается такое состояние, при котором обеспечивается сохранение и эффективное использование имеющегося капитала, стабильность роста, высокое качество управления, постоянное обновление технологий и информационной базы. Важными условиями и элементами в обеспечении нормального функционирования предприятия являются оценка и управление экономическими рисками, общее состояние экономики.

    Под экономической безопасностью личности понимается такое состояние жизнедеятельности, при котором обеспечиваются правовая и экономическая защита его жизненных интересов, соблюдение конституционных прав и обязанностей. Наиболее серьезными видами угроз личности являются нарушение прав потребителя, невыплата пенсий и заработной платы, безработица, невосполнимое обесценение сбережений, рэкет, мошенничество и др. Экономическая безопасность личности во многом определяется общим состоянием экономики.

    Экономическая безопасность – составная часть  национальной безопасности, ее фундамент  и материальная основа. В Концепции  национальной безопасности РФ отмечается, что кризисное состояние экономики – основная причина возникновения угроз национальной безопасности России. Это означает, что состояние национальной безопасности России зависит от жизнеспособности экономики, ее эффективности, мобильности, конкурентоспособности. Обеспечение экономической безопасности является исключительной прерогативой государства. Никто другой не в состоянии решить эту задачу. В практическом плане обеспечить экономическую безопасность страны – значит создать некую систему ее самосохранения, которая автоматически приводила бы в движение ее защитные механизмы по отражению той или иной угрозы.

    1.3. Объекты, субъекты показатели экономической безопасности. Пороговые значения экономической безопасности.

    Объекты. Ими выступают как экономическая система в целом, так и ее составляющие: природные богатства, производственные и непроизводственные фонды, недвижимость, финансовые ресурсы, хозяйственные структуры, семья, отдельная личность и др.

    Субъекты. Ими выступают: государство и его институты, законодательные структуры, предприятия и фирмы как государственного, так и частного сектора экономики.

    Показатели  экономической безопасности – наиболее значимые параметры, дающие представление о состоянии экономической системы в целом, ее устойчивости и мобильности. Основными показателями безопасности в экономике являются: темпы роста ВВП, уровень и качество жизни большинства населения, темпы инфляции, норма безработицы, структура экономики, чрезмерное имущественное расслоение населения, состояние технической базы хозяйства, расходы на НИОКР, конкурентоспособность, импортная зависимость, открытость экономики, внутренний и внешний долг государства.

    Пороговые значения экономической  безопасности – предельные величины, несоблюдение которых способствует разрушению экономики, обострению социальной и политической ситуации в стране. Для характеристики реального состояния экономической безопасности важное значение имеют не столько сами показатели, сколько их пороговые (предельные) значения. Последние не могут быть универсальными. Их величины зависят от уровня развития экономики, сложившихся традиций, текущей хозяйственной ситуации, сочетания и комбинации этих показателей. Разработка системы пороговых значений для России – одна из актуальных и важных задач экономической науки.  
 
 
 
 
 

Глава II: Классификация угроз экономической безопасности.

    2.1.Угрозы экономической безопасности. Внутренние и внешние угрозы. Внутренние и внешние составляющие экономической безопасности.

    Угрозы  экономической безопасности – это явления и процессы, оказывающие негативное воздействие на хозяйство страны, ущемляющие экономические интересы личности, общества и государства.

    Внутренние  угрозы – это не способность к самосохранению и саморазвитию, слабость инновационного начала в развитии, неэффективность системы государственного регулирования экономики, неумение находить разумный баланс интересов при преодолении противоречий и социальных конфликтов для нахождения наиболее безопасных путей развития общества. Внутренняя составляющая означает устойчивость экономики, общества и государственных институтов к стихийным и преднамеренным угрозам, возникающим вследствие экономических, социальных, технологических, экологических и иных процессов, которые происходят внутри страны. 

    Внешние угрозы на первый взгляд, отражая текущее состояние мировой экономики, не подрывают основ ее развития. Это изменение конъюнктуры мировых цен и внешней торговли, резкие колебания курса рубля, превышение оттока капитала над его притоком (иностранные инвестиции); большой внешний государственный долг и увеличение корпоративного долга, чрезмерная импортная зависимость, перегрузка экспорта сырьевыми товарами. Внешняя составляющая означает спонтанные и преднамеренные угрозы, источником которых служат действия или намерения иностранных экономических или политических субъектов.

    В Концепции национальной безопасности РФ отмечается, что угрозы безопасности России в настоящее время и  в обозримой перспективе носят  преимущественно внутренний характер. Однако продолжительность их действия и расширения спектра взаимодействия угроз ведут к отставанию России от зарубежных стран в темпах роста экономики, конкурентоспособности и благосостояния граждан. Наиболее чувствительны к внутренним и внешним угрозам политические оппозиционные движения и партии. Как политическая часть общества, они перерабатывают информационные сигналы опасностей, которые угрожают благоприятному развитию общества и его процветанию в будущем.

    Необходимо  подчеркнуть, что в последние  годы воздействия внутренних факторов на негативное развитие экономики не только не приостановлено, но, напротив, продолжает усиливаться. Объясняется как объективными трудностями переходного периода, так и субъективными причинами в управлении ее развитием. Все это свидетельствует о том, что стратегия экономической безопасности страны должна основываться на учете всего многообразия факторов, включая ее главный элемент – эффективность и устойчивость развития отечественной экономики. Устойчивость экономики отражает прочность и надежность ее элементов, вертикальных, горизонтальных и других многообразных связей внутри системы, способность выдерживать внутренние и внешние нагрузки. Нарушение связей межу различными компонентами экономической системы ведет к сокращению возможностей сопротивляемости, к внутренним и внешним угрозам ее дестабилизации и является сигналом перехода экономики от безопасного состояния к опасному.

    Длительное  сохранение внутренних угроз без  проведения эффективной экономической  политики делает страну более уязвимой для внешних угроз. Во-первых, это связано с тем, что внутренние угрозы, ослабляя экономическую и особенно финансовую силу государства, мешают поддерживать и модернизировать армию с учетом структуры новых угроз. Во-вторых, экономическая слабость государства превращает нацию в заложницу международных финансовых организаций, поскольку бюджетные ресурсы страны не позволяют государству эффективно функционировать, выполнять даже минимальные социальные обязательства, например выплачивать заработную плату работникам бюджетной сферы, пенсии, пособия. Залезание в долги не только не решает проблемы бюджета, его дефицита, но и, напротив, ведет к увеличению его расходов на обслуживание внешнего долга. В-третьих, внутренние угрозы, неспособность отечественного товарного производства удовлетворять внутренний спрос ведут к большой зависимости экономики от импорта, конъюнктуры внешнего рынка на его товарном и финансовом сегментах, прежде всего в части продовольствия, машин и оборудования, международных кредитов. В-четвертых, не справляясь с внутренними угрозами, государство лишено возможности проводить активную внешнюю политику, защищать интересы отечественных  производителей,  способствовать  экспорту конкурентоспособной продукции, завоевывать новые товарные рынки. Государство при ослабленной экономике и несовершенной финансовой системе лишено возможности влиять на политику международных финансовых организаций.

    Отличительная особенность 2002-2003 гг. и ближайших  лет – сочетание острой фазы угроз  в финансовой сфере, прежде всего  в виде непомерно высокой нагрузки на ВВП и финансово-банковскую систему из-за выплат по внешнему долгу, с усилением негативных тенденций в воспроизводстве основного капитала, что порождает сбои в функционировании жизнеобеспечивающих отраслей и производств.

    В стратегическом плане при изучении вопроса о соотношении внутренних и внешних угроз экономической безопасности государства следует учитывать одно немаловажное обстоятельство. В условиях нарастающей глобализации мировой экономики различия между внутренними и внешними угрозами становятся все менее значимыми.

    Перенесение акцента из сферы военно-политического  противостояния стран в сферу  конкуренции и глобального бизнеса  – одна из характерных особенностей современного состояния международных  экономических отношений. В новых  условиях мировой бизнес и повышение конкурентоспособности для российской экономики становится средством выживания и борьбы за достойное место в международном разделении труда со странами, традиционно занимающими в нем господствующее положение. Поэтому многие государства проявляют необычайно высокий интерес к тому, что происходит в российской экономики и вокруг нее.

    В этой связи заслуживает внимания тот факт, что в некоторых странах  – конкурентах разработана так  называемая система «индикаторов чувствительности», на основе анализа которых они по отношению к России как к потенциальному конкуренту намерены принимать как тактические, так и стратегические решения. Эти «индикаторы чувствительности» включают различные оценочные показатели, и в частности стабильность социально – политической ситуации и ее возможные изменения в перспективе (возможные варианты изменений); оценку уровня управленческой деятельности правительства; уровень компетентности директорского корпуса; характеристику официальной оппозиции и ее отношение к экономическим преобразованиям; характер тенденций в экономической политике правительства страны; отношение властных структур к зарубежному капиталу; риск национализации капитала и возможные варианты его компенсации; уровень коррумпированности высших эшелонов власти; степень государственного вмешательства в экономику; удельный вес государственной собственности и перспективы его изменения в обозримом будущем. Перечень этих «индикаторов» характеризует не столько интерес к декларируемому партнерству, сколько заинтересованную оценку расчетливого конкурента, обеспокоенного собственной экономической безопасностью, защитой своих экономических интересов.

 Исходя из реально сложившейся ситуации в российской экономике и наметившихся негативных тенденций в процессе ее реформирования, можно выделить следующие экономические угрозы:

    • Усиление структурной деформации экономики;
    • Снижение инвестиционной и инновационной активности и разрушение научно-технического потенциала;
    • Ослабление топливно-сырьевого потенциала страны;
    • Усиление импортной зависимости;
    • Отток капитала;
    • Усиление имущественного расслоения общества;
    • Внешняя задолженность;
    • Чрезмерная открытость экономики;
    • Криминализация экономических отношений.

2.2. Структурная деформация экономики.

       Структурная деформация экономики, дальнейшее усиление этой неблагоприятной тенденции – фундаментальная угроза безопасности России, поскольку она является перманентной основой воспроизводства сложившихся в прошлом народнохозяйственных диспропорций и связанных с этим трудностей в народном хозяйстве. Сложившаяся негативная структура экономики обуславливает и постоянно воспроизводит многие современные проблемы, а возможности ее изменения определяют будущее российской экономики, судьбу рыночных преобразований.

Информация о работе Экономическая безопасность