Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2011 в 19:31, курсовая работа
Цель данной работы состоит в определении роли и места экономической безопасности в России, а также анализе проведенных мероприятий и их результатах.
Задачи данной работы:
1. Определение понятия «экономическая безопасность России»;
2. Рассмотреть уровни экономической безопасности;
3. Определить виды экономической безопасности;
4. Рассмотреть внутренние и внешние угрозы;
5. Классифицировать угрозы экономической безопасности;
6. Изучить мероприятия проведенные правительством РФ по обеспечению экономической безопасности.
Введение………………………………………………………………………… .4
Глава I: Сущность, виды и основные показатели экономической безопасности………………………………………………………………………6
1.1. Определение экономической безопасности и ее виды…………………….6
1.1.1. Финансовая безопасность………………………………………………….6
1.1.1.1. Роль финансовой системы в национальной безопасности страны……7
1.1.2.Энергетическая безопасность………………………………………………8
1.1.3. Оборонная безопасность…………………………………………………...9
1.1.4. Оборонно – промышленная безопасность………………………………. 9
1.2. Уровни экономической безопасности………………………………………9
1.3. Объекты, субъекты показатели экономической безопасности. Пороговые значения экономической безопасности………………………………………...11
Глава II: Классификация угроз экономической безопасности………………13
2.1.Угрозы экономической безопасности. Внутренние и внешние угрозы. Внутренние и внешние составляющие экономической безопасности……….13
2.2. Структурная деформация экономики……………………………………...17
2.3. Снижение топливно-сырьевого потенциала………………………………19
2.4. Зависимость от импорта продовольствия…………………………………20
2.5. Отток капитала………………………………………………………………21
2.6. Имущественное расслоение населения……………………………………23
2.7. Проблемы государственного внешнего долга…………………………….24
2.8. Чрезмерная открытость экономики………………………………………..25
2.9. Криминализация экономики………………………………………………..26
2.10. Опасность возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера…………………………………………………………………………27
Глава III: Стратегические цели, меры, задачи и механизмы обеспечения экономической безопасности…………………………………………………...29
3.1. Цели обеспечения экономической безопасности…………………………29
3.2. Методы по обеспечению экономической безопасности………………….30
3.3. Задачи по обеспечению экономической безопасности……………...........31
3.4. Механизмы реализации экономической безопасности…………………..38
Глава IV: Анализ действий правительства РФ по экономической безопасности России…………………………………………………………….42
4.1. Оценка экономической безопасности России на основе макроэкономических индикаторов……………………………………………..42
4.2. Малообеспеченность и бедность населения как угроза экономической безопасности России…………………………………………………………….56
4.3. СТРАТЕГИЯ национальной безопасности Российской Федерации до 2020года………………………………………………………………………….63
Заключение……………………………………………………………………...69
Список используемой литературы…………………………………………...71
2.8. Чрезмерная открытость экономики.
К существенным угрозам экономической безопасности России следует отнести чрезмерную открытость экономики. Открытость экономики в стратегическом плане – курс верный, и мировой опыт стран с развитой, зрелой рыночной экономикой подтвердил это.
Разумная открытость экономики способствует повышению ее эффективности, конкурентоспособности, мобильности. Однако особые условия, в которых осуществляется вхождение отечественного хозяйства в международное разделение труда, незрелость рыночных отношений и кризисное состояние экономики требует осторожности в определении меры такой открытости. Открывая экономику, необходимо учитывать состояние защищенности отечественного производства, финансов в банковской системы, денежного обращения, стратегических отраслей и сфер производства. Недопустимыми являются поспешность и пассивность государства в регулировании процессов, связанных с открытостью экономики.
С учетом всего этого Концепция национальной безопасности РФ предусматривает необходимость введения определенных ограничений на деятельность иностранных банковских и страховых компаний, на передачу в эксплуатацию иностранным предприятиям месторождений невосполнимых природных ресурсов, телекоммуникаций, транспортных и товаропроводящих путей. Нельзя допустить установления контроля со стороны иностранных компаний над стратегически важными отраслями экономики, оборонной промышленности и естественными монополиями.
В нынешних же условиях эта
проблема самым
Серьезным испытанием на
2.9. Криминализация экономики.
Значительную остроту
В этих условиях
Опасность расширения
Для преодоления
2.10. Опасность возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Аварийность во многих отраслях экономики России сохраняется на достаточно высоком уровне, что приводит к масштабному загрязнению окружающей природной среды и гибели людей. Наиболее распространены пожары (взрывы) в зданиях и сооружениях жилого, социально-бытового и культурного назначения, автомобильные катастрофы, аварии с выбросом (угрозой выброса) химически опасных веществ.
Наиболее аварийно-опасными по-прежнему остаются объекты магистрального трубопроводного транспорта, предприятия угольной, химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности. Основные причины аварийности на предприятиях различных отраслей промышленности:
Глава III: Стратегические цели, меры, задачи и механизмы обеспечения экономической безопасности.
3.1. Цели обеспечения экономической безопасности.
Стратегической
целью обеспечения
Во-первых, необходимо четко разграничить функции аппаратов Президента РФ и Правительства, а также федеральных органов исполнительной власти.
Во-вторых, необходимо четко определить задачи федерального и местного уровня и соответствующее разграничение по государственному управлению между федеральными органами и органами исполнительной власти субъектов Федерации при обеспечении единства систем исполнительной власти.
В-третьих, необходимо адекватное информационное обеспечение регулирующей функции государства.
Некоторые важные положения государственной деятельности по обеспечению экономической безопасности должны учитываться при разработке проектов прогноза социально-экономического развития России и государственного бюджета на каждый последующий год.
Государственная стратегия в области обеспечения экономической безопасности разрабатывается и реализуется в рамках проводимой экономической политики , основными приоритетами которой являются обеспечение устойчивости экономического положения личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества, государства, соблюдения конституционных прав и свобод человека и гражданина, законности и законопослушания всех, включая органы государственной власти.
В
целях достижения эффективности
стратегии экономической
3.2. Методы по обеспечению экономической безопасности.
Методы по обеспечению экономической безопасности – это сознательная, повседневная деятельность государственных и общественных институтов, направленная на отражение (блокирование) негативных явлений процессов в сфере экономики. Такая деятельность включает прогнозирование угроз экономической безопасности; определение пороговых значений экономической безопасности; разработку законодательных актов, обеспечивающих защиту экономических интересов нации; устранение деформации в структуре экономики; содействие в становлении и развитии частного предпринимательства, его защиту, дедолларизацию экономики; поддержание на необходимом уровне стратегических и мобилизационных ресурсов государства. Главным условием обеспечения экономической безопасности России является подъем экономики, создание условий для ее функционирования в режиме расширенного воспроизводства и высокой конкурентоспособности.
3.3. Задачи по обеспечению экономической безопасности.
Постановка и определение стратегической цели экономической безопасности не станут действенным инструментом политики и целенаправленных действий, если не будут конкретизированы соответствующие задачи по ее обеспечению. В этой связи государство должно осуществить комплекс мер, прежде всего, по выводу экономики из кризиса, что и явится гарантией экономической безопасности страны. Причем реализовываться они должны во всех сферах экономики. Это значит, что реализация мер, направленных на обеспечение экономической безопасности, должна проходить в русле осуществления активной структурной и социальной политики, усиления активности государства в инвестиционной, финансовой, кредитно-денежной и внешнеэкономической сфере и продолжения институциональных преобразований.
Крупные задачи состоят в области структурной политики. На макроэкономическом уровне в ходе реализации структурной политики должны решаться проблемы повышения совокупного спроса, увеличения нормы сбережения и формирование инвестиционного климата, способствующего трансформации накоплений в инвестиции, обеспечения перелива финансовых и производственных ресурсов от нежизнеспособных предприятий и из стагнирующих секторов к эффективным производителям и в сектора роста, стимулирование экспорта и его диверсификации, регулирование импорта в целях защиты отечественных производителей в рамках общепринятых процедур.
На макроэкономическом уровне в ходе осуществления структурной политики должны ставиться и реализовываться задачи поддержки и стимулирования развития экономически эффективных предприятий и организаций, ликвидации или реорганизации неэффективных экономических структур, организации согласительного процесса в целях торможения роста цен, организации внедрения рыночных норм поведения экономики.
Для осуществления этих целей необходимо выявить «точки роста», то есть предприятия, организации, реализующие проекты и программы, обеспечивающие нахождение и освоение реального платежеспособного спроса на свободном рынке; определить роль и место действующих предприятий в хозяйственной системе, организовать процесс вывода неэффективных предприятий, повысить эффективность управления государственными предприятиями; определить перечень казенных предприятий, продукция которых необходима для обеспечения государственных нужд; определить те хозяйственные субъекты, в которых контрольный пакет акций или «золотая акция» должны быть закреплены за государством для оказания влияния на решения, принимаемые данными субъектами в целях обеспечения экономической безопасности; определить перечень конкретных предприятий, которым необходимо предоставить государственную поддержку в целях обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.