Экономическая безопасность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2011 в 19:31, курсовая работа

Описание

Цель данной работы состоит в определении роли и места экономической безопасности в России, а также анализе проведенных мероприятий и их результатах.
Задачи данной работы:
1. Определение понятия «экономическая безопасность России»;
2. Рассмотреть уровни экономической безопасности;
3. Определить виды экономической безопасности;
4. Рассмотреть внутренние и внешние угрозы;
5. Классифицировать угрозы экономической безопасности;
6. Изучить мероприятия проведенные правительством РФ по обеспечению экономической безопасности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………… .4
Глава I: Сущность, виды и основные показатели экономической безопасности………………………………………………………………………6
1.1. Определение экономической безопасности и ее виды…………………….6
1.1.1. Финансовая безопасность………………………………………………….6
1.1.1.1. Роль финансовой системы в национальной безопасности страны……7
1.1.2.Энергетическая безопасность………………………………………………8
1.1.3. Оборонная безопасность…………………………………………………...9
1.1.4. Оборонно – промышленная безопасность………………………………. 9
1.2. Уровни экономической безопасности………………………………………9
1.3. Объекты, субъекты показатели экономической безопасности. Пороговые значения экономической безопасности………………………………………...11
Глава II: Классификация угроз экономической безопасности………………13
2.1.Угрозы экономической безопасности. Внутренние и внешние угрозы. Внутренние и внешние составляющие экономической безопасности……….13
2.2. Структурная деформация экономики……………………………………...17
2.3. Снижение топливно-сырьевого потенциала………………………………19
2.4. Зависимость от импорта продовольствия…………………………………20
2.5. Отток капитала………………………………………………………………21
2.6. Имущественное расслоение населения……………………………………23
2.7. Проблемы государственного внешнего долга…………………………….24
2.8. Чрезмерная открытость экономики………………………………………..25
2.9. Криминализация экономики………………………………………………..26
2.10. Опасность возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера…………………………………………………………………………27
Глава III: Стратегические цели, меры, задачи и механизмы обеспечения экономической безопасности…………………………………………………...29
3.1. Цели обеспечения экономической безопасности…………………………29
3.2. Методы по обеспечению экономической безопасности………………….30
3.3. Задачи по обеспечению экономической безопасности……………...........31
3.4. Механизмы реализации экономической безопасности…………………..38
Глава IV: Анализ действий правительства РФ по экономической безопасности России…………………………………………………………….42
4.1. Оценка экономической безопасности России на основе макроэкономических индикаторов……………………………………………..42
4.2. Малообеспеченность и бедность населения как угроза экономической безопасности России…………………………………………………………….56
4.3. СТРАТЕГИЯ национальной безопасности Российской Федерации до 2020года………………………………………………………………………….63
Заключение……………………………………………………………………...69
Список используемой литературы…………………………………………...71

Работа состоит из  1 файл

ВОБЛАЯ.doc

— 308.50 Кб (Скачать документ)

  Непременным условием достижения требований экономической безопасности является реализация системы проектов и программ перспективного, задельного характера, как научных и инновационных, так и производственных и инвестиционных.

  Проводимая государством социальная политика должна содействовать консолидации общества на условиях устойчивого экономического положения граждан, повышения уровня жизни населения.

  Определенный позитивный сдвиг в росте среднемесячных денежных доходов населения в течение последнего времени не является достаточным для того, чтобы гражданин мог в полной мере воспользоваться такими конституционными правами, как право на отдых, лечение, образование, жилье и др.

    Между тем реализация экономической политики должна сопровождаться не углублением поляризации общества, а равномерным, справедливым распределением тяжести кризисного периода между различными социальными группами населения. В этих условиях необходимо создать действенный механизм, который был бы направлен на регулирование роста доходов экономически сильных групп. Необходимо восстановить основную функцию заработной платы как стимула высокопроизводительного труда, смягчения социальной напряженности в обществе и повысить роль государства в решении этих вопросов. Целесообразно ввести материальную ответственность руководителей предприятий, организаций и учреждений независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности за нарушение сроков выплаты заработной платы и т. д.

    Для сохранения и развития научно-технического потенциала, обеспечивающего стратегические интересы и научно-техническую независимость России, необходимо определить приоритеты государственной научно-технической политики, согласованные с задачами обеспечения экономической безопасности страны; разработать государственные программы по направлениям фундаментальных исследований, важнейшим для обеспечения научно-технической независимости страны; создать благоприятный инновационный климат в экономике с использованием различных форм государственного стимулирования распространения передовых технологий и защиты отечественных производителей наукоемкой конкурентоспособной продукции.

  Основным  направлением инвестиционной политики на переходный период должно стать формирование благоприятной среды, способствующей повышению инвестиционной активности, привлечению частных отечественных и иностранных инвестиций для реконструкции российской экономики. Подчеркнем, что повышение эффективности инвестиционной политики возможно при реализации следующих основных принципов: последовательная децентрализация инвестиционного процесса; повышение роли неинфляционных источников накопления (внутренних источников накопления предприятий и сбережений населения); значительное расширение практики совместного (долевого) государственно коммерческого финансирования инвестиционных проектов; перенос центра тяжести с безвозвратного бюджетного финансирования на кредитование на возвратной основе; размещение централизованных капитальных вложений и государственное финансирование инвестиционных проектов производственного назначения исключительно на конкурсной основе; использование части централизованных (кредитных) инвестиционных средств на реализацию особо эффективных и быстро-окупаемых инвестиционных проектов и объектов малого бизнеса независимо от их отраслевой принадлежности и форм собственности для ускорения структурно-технологической перестройки производства; стимулирование привлечения иностранных инвестиций. Вместе с тем предстоит определить перечень производств, «закрытых» для иностранных инвестиций с точки зрения экономической безопасности.

  Необходимо  осуществить крупные меры по укреплению финансовой и кредитной системе. Эти меры должны быть направлены на повышение эффективности налоговой системы, уменьшение количества налогов и повышение их собираемости; развитие неинфляционных методов финансирования дефицита бюджета; эффективное перераспределение финансовых ресурсов исходя из общегосударственных приоритетов; рационализацию расходов на национальную оборону.

     Для преодоления имеющих место в ряде регионов сепаратистских тенденций и обеспечения единства должна быть разработана стратегия рационального сочетания интересов государства и регионов. Она должна базироваться на ограничении роли федеральных органов в экономических процессах регионального и местного уровня и сосредоточении их усилий на создании и поддержании рыночных механизмов, проведении политики, направленной на сохранение и укрепление единого экономического пространства России.

    К приоритетным задачам региональной политики следует отнести реорганизацию  экономики регионов с преимущественным развитием отраслей тяжелой промышленности путем конверсии оборонных отраслей; восстановление и дальнейшее развитие собственных источников развития агропромышленных регионов Нечерноземья, Южного Урала, Сибири, Дальнего Востока; преодоление депрессивного состояния в регионах с экстремальными условиями, создание условий для возрождения малочисленных народов; формирование территориально-производственных комплексов нового типа, ориентированных на производство и реализацию продукции, отвечающей требованиям рынка, преимущественно за счет нецентрализованных инвестиций; развитие межрегиональных инфраструктурных систем (транспорта, связи, информатики).

     В реализации этих задач должна быть усилена роль государства. Основными формами участия государства в регулировании регионального развития могут быть размещение федеральных заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд; участие в отдельных структурообразующих инвестиционных проектах с использованием конкурсной и контрактной системы их реализации; осуществление государственной поддержки федеральных программ регионального развития; взаимодействие федеральных и региональных бюджетных систем с целью поддержки депрессивных регионов.

     В условиях переходного периода, когда еще сохраняются диспропорции между внутренними и мировыми ценами на основные энергоносители и некоторые сырьевые товары, расширяется экономическая самостоятельность хозяйственных субъектов и регионов, требуется сохранение, а в ряде случаев усиление определенных рычагов государственного контроля и координации в рамках единой внешнеторговой политики.

       Наиболее важными задачами на переходный период в области внешнеэкономической деятельности, обеспечивающей экономическую безопасность, должны стать продолжение курса на либерализацию внешней торговли при соблюдении экономических интересов России и обеспечение ее экономической безопасности, повышение экономической эффективности внешнеэкономической деятельности в условиях интеграции российской экономики в мировое хозяйство; дальнейшее развитие экспортного потенциала, в первую очередь за счет расширения производства машин, оборудования и других высокотехнологических товаров, проведение политики импортозамещения; поддержка интересов отечественных экспортеров на внешних рынках в целях восстановления и сохранения их позиций на -товарных мировых рынках; проведение в рамках общепринятых процедур политики разумного протекционизма в отношении отечественных производителей, не являющихся монополистами на внутреннем рынке; обеспечение наиболее благоприятных для России условий погашения внешнего долга и его обслуживания; обеспечение стабилизации курса рубля по отношению к свободно конвертируемым валютам; обеспечение бесперебойной работы транспортных артерий, соединяющих Россию с внешними рынками (железнодорожный и автомобильный транспорт, магистральные газо- и нефтепроводы, межсистемные и межрегиональные линии электропередач и т. д.).

    Большие задачи стоят в области борьбы с экономической преступностью. Необходимо активизировать противодействие разгулу организованной преступности, что проявляется в нарушении прав человека в сфере экономической деятельности; в усилении потенциала организованной преступности, расширении и углублении процесса криминализации экономических отношений; контроле и активном использовании преступными сообществами в своих интересах десятков тысяч хозяйствующих субъектов, сотен банковских структур; проникновении коррупции во все сферы деятельности органов власти, управления и правоохранительные органы.

  Для борьбы с этими проявлениями необходимо на федеральном и региональном уровнях принять меры, обеспечивающие в первую очередь отражение угроз экономической преступности, наносящих ущерб конституционному строю Российской Федерации, социальной стабильности общества, экономической мощи государства, обороноспособности страны, интересам государства во внешнеэкономической деятельности.

  Важные задачи должны быть решены в области управления экономикой. Совершенствование системы управления экономикой прежде всего требует четкого определения задач федерального, регионального и местного уровня и соответствующего разграничения по государственному управлению между федеральными органами исполнительной власти субъектов Федерации при обеспечении единства системы исполнительной власти. Для поддержания экономической безопасности необходимо обеспечить оптимальную стабильность действий по всем направлениям экономических реформ, включая создание нормативно-правового пространства, новых институтов управления и институциональных преобразований; создание механизма разрешения спорных вопросов и конфликтных ситуаций, возникающих в сфере экономических отношений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; гармоничное развитие экономических и политических отношений со странами ближнего и дальнего зарубежья с учетом взаимных интересов и обеспечения экономической безопасности России. Осуществляемые в стране мероприятия по совершенствованию структуры органов исполнительной власти — одно из важных направлений решения этих задач.

  Обеспечение экономической безопасности России требует прежде всего укрепления государственной власти, повышения доверия к ее институтам, а также рационализации механизмов выработки и формирования экономической политики.

  3.4. Механизмы реализации экономической безопасности.

  Выполнение задач и мер по обеспечению экономической безопасности предполагает разработку соответствующего механизма ее реализации.

  Механизм обеспечения экономической безопасности страны — это система организационно-экономических и правовых мер воздействия на предотвращение экономических угроз. Он включает следующие элементы:

  • объективный и всесторонний мониторинг экономики и общества в целях выявления и прогнозирования внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов экономической безопасности;
  • выработку пороговых, предельно допустимых значений социально-экономических показателей, переступив которые общество может вступить в зону нестабильности и социальных конфликтов;
  • деятельность государства по выявлению и упреждению внутренних и внешних угроз безопасности экономики.

    Мониторинг представляет собой информационно-аналитическую систему наблюдений за динамикой показателей экономической безопасности страны. Такая работа проводится во многих странах мира. Однако для России она имеет особое значение. Дело в том, что переходная российская экономика характеризуется целым рядом серьезных межотраслевых диспропорций и острой нехваткой ресурсов (особенно финансовых), чрезмерной неустойчивостью экономических показателей, прежде всего финансовых. В связи с этим возрастают роль и требования к государственной статистике, ее объективности, компетентности и глубине охвата объектов наблюдения, качества информации и т. д. Среди множества показателей, с помощью которых отслеживается ситуация, приоритетное значение имеют такие абсолютные показатели и их динамика, как ВВП, промышленное производство, инвестиции в процентах к ВВП, сельскохозяйственное производство, доходы от экспорта топливно-сырьевых ресурсов в процентах к ВВП, доля импорта во внутреннем потреблении продовольствия и продукции производственно-технического назначения, доля лиц с доходами ниже прожиточного минимума, уровень безработицы, дефицит бюджета, внутренний и внешний долг в процентах к ВВП, объем ценных бумаг, размещенных за рубежом, и др.

       Что касается оценки пороговых и фактических значений показателей безопасности экономики, то это относительно новое направление исследований в отечественной экономической науке. Для реализации стратегических целей и решения задач по предотвращению экономических угроз необходимо знать объективные количественные критерии, позволяющие судить об уровне опасности или безопасности экономики. Такими критериями являются количественные и в определенной мере качественные параметры, или пороговые значения, состояния экономики. Приближение к их предельно допустимой величине свидетельствует о нарастании угроз социально-экономической стабильности общества, а превышение предельных, или пороговых, значений — о вступлении общества в зону нестабильности и социальных конфликтов, фактически о реальном подрыве экономической безопасности.

    Возмещение ущербов, связанных с превышением пороговых значений по тем или иным показателям безопасности, обусловливает необходимость создания так называемых компенсационных ресурсов, которые могут быть использованы в экстремальных ситуациях. Речь идет о материальных запасах и резервах производственного и непроизводственного назначения, дополнительных транспортных возможностях для переброски материальных ресурсов в зоны критических ситуаций, резервных мощностях в энергетических отраслях, запасах потребительских товаров для оказания социальной помощи населению, валютных резервах, возможностях международной поддержки и др.

    Важным элементом механизма обеспечения экономической безопасности общества является деятельность государства по выявлению и упреждению внутренних и внешних угроз безопасности экономики. Современное социально-политическое положение России определяет исключительную актуальность постоянной государственной деятельности в этой области. Основными показателями этой деятельности являются следующие.

    Во-первых, выявление случаев, когда фактические или прогнозируемые параметры экономического развития отклоняются от пороговых значений экономической безопасности, и разработка комплексных государственных мер по выходу страны из зоны опасности. Меры и механизмы, обеспечивающие экономическую безопасность Российской Федерации, разрабатываются одновременно с государственными прогнозами ее социально-экономического развития, а реализуются в программе социально-экономического развития Российской Федерации.

    Во-вторых, организация работы в целях реализации комплекса мер по преодолению или недопущению возникновения угроз экономической безопасности Российской Федерации. В ходе этой работы Совет Безопасности РФ рассматривает концепцию федерального бюджета с точки зрения обеспечения экономической безопасности государства, а правительство страны координирует работу федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федераций в целях реализации комплекса мер по преодолению или недопущению угроз экономической безопасности страны, в том числе при подготовке законодательных и иных нормативных актов.

Информация о работе Экономическая безопасность