Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 22:20, курсовая работа
Цель работы – выявить особенности конкуренции на практике.
Для достижения цели работы были поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность и виды конкуренции;
- рассмотреть модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции;
Введение 3
Глава 1. Конкуренция как механизм регулирования рыночной экономики 6
1.1 Сущность и виды конкуренции 6
1.2 Модели рынков совершенной и несовершенной 10
конкуренции. 10
1.3 Понятие недобросовестной конкуренции…………………………...19
Глава 2. Развитие конкурентной среды в экономике России 22
2.1 Экономические реформы в России и их роль в создании конкурентной среды. 22
2.2 Факторы монополизации промышленного производства в современной России 25
Глава 3. Развитие конкуренции на рынке отраслей строительного комплекса РФ. 38
3.1 Строительный комплекс как рынок несовершенной конкуренции 38
3.2 Анализ состояния рынка отраслей строительного комплекса в г. Тюмени. 39
3.3 Конкуренция на рынке жилья: условия её создания……………..50
Глава 4. Как победить в конкурентной борьбе………………………….55
Заключение 57
Список использованной литературы 59
В хозяйственной жизни стран с рыночной экономикой монополизация экономики связывается с овладением монополиями рыночной власти, т. е. сосредоточением в руках корпораций такой доли продаж, которая позволяет им навязывать обществу и иным хозяйствующим субъектам свои интересы. В США, например, уровень монополизации производства и реализации товара одной фирмой равной 40%, рассматривается как концентрация реальной рыночной власти, а уровень монополизации, равный 60% – как выражение полной монополии6.
1.3 Понятие недобросовестной конкуренции
Среди способов конкурентной борьбы можно выделить правовые и неправовые. Последние в основном проявляются как недобросовестная конкуренция или монополистическая деятельность. Даже в условиях низкой конкуренции отдельные предприниматели ведут недобросовестную конкуренцию, просто от недостатка предпринимательской культуры и неумения вести бизнес по правилам.
Недобросовестная конкуренция — это действия хозяйствующих субъектов, направленные на приобретение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречащие законодательству Российской Федерации и обычаям делового оборота и причинившие или могущие причинить убытки либо нанести ущерб деловой репутации другим хозяйствующим субъектам — конкурентам.
Анализ законодательного
определения позволяет выявить
Наиболее характерные проявления данного вида правонарушения могут протекать в определенных формах.
Формы недобросовестной конкуренции, запрещенные российским законодательством (применительно к рынку маркетинговых продуктов):
-введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места оказания услуги, необходимости оказания и качества услуги. Например, вместо интегральных проводятся дискретные исследования как достаточный способ изучения рынка;
-распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации. Например, типичными становятся утверждения небольших фирм своим клиентам о высоких ценах и низком качестве услуг крупных компаний;
-некорректное сравнение предпринимателем маркетинговых продуктов, производимых и реализуемых, с продуктами других предпринимателей. Например, фирма утверждает, что она применяет авторские методики в отличие от конкурентов, хотя последние тоже имеют авторские методики;
-получение, использование и разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе составляющей служебную или коммерческую тайну, без согласия ее владельца, если такие действия не предусмотрены законодательством Российской Федерации и ее субъектов;
-продажа товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации фирмы, ее продукций, работ, услуг.
Например, сингапурская компания Future Enterprises, производитель кофейных смесей под маркой MacCoffee, столкнулась с подделками и имитацией принадлежащего ей бренда MacCoffee. Компания выиграла суд против недобросовестного конкурента. Поводом для спора стал аналогичный кофейный продукт под маркой «МаксКофе», выпускаемый красноярской продовольственной компанией «Унипак-Сервис» с 2001 г. Почти за 10 лет своей деятельности на российском рынке Future Enterprises свои интересы в суде защищала впервые, хотя ее права нарушались длительное время.
Московский арбитражный суд вынес решение в пользу Future Enterprises, подтвердив факт имитации марки, и предписал красноярскому производителю уничтожить все произведенные упаковки кофе, а также компенсировать сингапурской компании судебные издержки. В итоге продукция под маркой «МаксКофе» из торгового оборота выведена.
Есть примеры грамотного поведения на рынке рекламирования брендов.
Так, марка белой бытовой техники Scarlett —российская по происхождению, производится в Азии, но при этом позиционируется как английская — в самом начале именовалась даже Scarlett England. На самом деле в Великобритании зарегистрирована лишь компания Arima Holding, которая размещает заказы на азиатских производствах.
Примером совершенства рекламной политики является бренд Dunhill, который сотворил из ручного труда своих рабочих целую легенду — на каждой пачке сигар упаковщики ставят свои личные подписи, о чем производитель постоянно упоминает в рекламе.
В настоящее время возрастает значение антимонопольной и конкурентной политики как одного из ключевых направлений деятельности по преодолению кризиса и реформированию российской экономики, что отмечено в Конституции Российской Федерации, Послании президента Российской Федерации Федеральному собранию и среднесрочной программе правительства Российской Федерации "Реформы и развитие российской экономики в 1995-1997 годах".
Антимонопольная и конкурентная политика наряду с традиционными направлениями по предупреждению и пресечению монополистической деятельности будет в значительной мере концентрироваться на поощрении развития рыночной конкуренции между хозяйствующими субъектами, а также на организации государственного регулирования и контроля деятельности предприятий-монополистов, в том числе естественных монополий.
Реализация этих задач будет проводиться по следующим основным направлениям.
- разработка и реализация
Государственной программы
- осуществление
- недопущение создания
или сохранения более
- выработка сбалансированной
экспортно-импортной политики, в
том числе политики умеренного
государственного
- проведение специальной
политики в отношении
- выявление и пресечение
незаконных действий
- снижение барьеров для
входа на рынки новых
- дальнейшая разработка
и реализация государственной
политики по поддержке
- защита предпринимателей от преступных посягательств и злоупотреблений со стороны должностных лиц;
- проведение государственной потребительской политики как важнейшей формы предупреждения и пресечения недобросовестной конкуренции, в том числе в сфере рекламной деятельности7.
Практика применения законодательства, регулирующего вопросы развития конкуренции, предупреждения и пресечения монополистической деятельности, показала, что в настоящее время заложены необходимые основы для решения этих задач. Предстоит существенно расширить правовую базу для эффективной реализации государственной конкурентной политики.
Настоятельной стала разработка законодательства, регулирующего процессы демонополизации и поддержания добросовестной конкуренции в финансовой сфере. Требуют законодательного урегулирования процессы слияния и поглощения банков на основе разработки специальных законов о банковских слияниях и банковских холдинговых компаниях.
Важным направлением деятельности
антимонопольных органов
Необходимо регулирование
со стороны антимонопольных
Значительная роль отводится законодательству, регулирующему конкуренцию в процессе биржевой деятельности и проведения организованных торгов. Здесь важно обеспечить, в том числе на законодательном уровне, конкурсность, гласность и публичность их проведения. Необходимо разработать нормативную базу развития фьючерсных и опционных сделок в биржевой торговле с системой необходимых гарантий по таким торгам.
Следует подчеркнуть, что эффективность проведения конкурентной и антимонопольной политики в значительной степени зависит от согласованности действий федеральных органов исполнительной власти, в том числе при отработке приватизационных программ, государственной инвестиционной, таможенно-тарифной, структурной, финансовой политики и многих других вопросов, определяющих характер и темпы реформ8.
Для объективного понимания отношения государства, в том числе и в России, к монополии и к антимонопольной политике необходимо в общих чертах выяснить сущность самой монополии.
Монополия - многоаспектное явление, поэтому существует большое количество ее определений. Наиболее принятое определение исходит из того, что монополия — это предприятие или объединение предприятий, занимающее доминирующее положение на рынке определенного товара, то есть способное существенно влиять на рыночные цены и объемы предложения.
В экономической теории монополия рассматривается с точки зрения трёх аспектов: рыночной структуры, рыночного поведения и рыночных итогов.
С точки зрения рыночной структуры, монополия - это форма рынка, в условиях которой весь объём отраслевого или регионального предложения приходится на одного или незначительное количество субъектов. То есть здесь учитываются, как продуктовая номенклатура, так и пространственные границы, в рамках которых определяется господство экономического субъекта. Относительно отраслевой монополии можно привести ещё одно определение. Монополия - это совпадение границ отрасли с границами только одной фирмы.
С точки зрения рыночного
поведения, монополия характеризуется
использованием экономическим субъектом
специфических инструментов (таких,
например, как монопольно высокая
или монопольно низкая цена). Субъект
монополии оперирует этими
Рыночные итоги монополии связаны с резким ослаблением внутриотраслевой конкуренции, завершающейся установлением рыночной власти и монопольно высоких цен.
Факторами возникновения монополии являются:
• Концентрация производства (главный фактор);
• Уникальность производимой продукции и отсутствие товаров-заменителей;
• Непреодолимость барьеров вхождения на соответствующий рынок новых производителей или продавцов.
В свою очередь, причинами существования таких барьеров могут быть: - крупный размер предприятий, обеспечивающий достаточную для рыночного господства экономию издержек от масштабов производства; - монопольное право собственности на использование определённых ресурсов, связанное с производством редкого блага;