Конкуренция: теория и практика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 22:20, курсовая работа

Описание

Цель работы – выявить особенности конкуренции на практике.
Для достижения цели работы были поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность и виды конкуренции;
- рассмотреть модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Конкуренция как механизм регулирования рыночной экономики 6
1.1 Сущность и виды конкуренции 6
1.2 Модели рынков совершенной и несовершенной 10
конкуренции. 10
1.3 Понятие недобросовестной конкуренции…………………………...19
Глава 2. Развитие конкурентной среды в экономике России 22
2.1 Экономические реформы в России и их роль в создании конкурентной среды. 22
2.2 Факторы монополизации промышленного производства в современной России 25
Глава 3. Развитие конкуренции на рынке отраслей строительного комплекса РФ. 38
3.1 Строительный комплекс как рынок несовершенной конкуренции 38
3.2 Анализ состояния рынка отраслей строительного комплекса в г. Тюмени. 39
3.3 Конкуренция на рынке жилья: условия её создания……………..50
Глава 4. Как победить в конкурентной борьбе………………………….55
Заключение 57
Список использованной литературы 59

Работа состоит из  1 файл

Konkurentsia_teoria_i_praktika_gotovaya.docx

— 172.92 Кб (Скачать документ)

В хозяйственной жизни  стран с рыночной экономикой монополизация экономики связывается с овладением монополиями рыночной власти, т. е. сосредоточением в руках корпораций такой доли продаж, которая позволяет им навязывать обществу и иным хозяйствующим субъектам свои интересы. В США, например, уровень монополизации производства и реализации товара одной фирмой равной 40%, рассматривается как концентрация реальной рыночной власти, а уровень монополизации, равный 60% – как выражение полной монополии6.

 

1.3 Понятие  недобросовестной конкуренции

 

            Среди способов конкурентной борьбы можно выделить правовые и неправовые. Последние в основном проявляются как недобросовестная конкуренция или монополистическая деятельность. Даже в условиях низкой конкуренции отдельные предприниматели ведут недобросовестную конкуренцию, просто от недостатка предпринимательской культуры и неумения вести бизнес по правилам.

Недобросовестная  конкуренция — это действия хозяйствующих субъектов, направленные на приобретение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречащие законодательству Российской Федерации и обычаям делового оборота и причинившие или могущие причинить убытки либо нанести ущерб деловой репутации другим хозяйствующим субъектам — конкурентам.

Анализ законодательного определения позволяет выявить следующие признаки недобросовестной конкуренции:

  • недобросовестная конкуренция, в отличие от монополистической деятельности, может осуществляться только активными действиями, но не бездействием;
  • данные действия рассматриваются как правонарушения, если они противоречат не только положениям действующего законодательства, но и обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности и разумности;
  • субъектами недобросовестной конкуренции могут быть лишь хозяйствующие субъекты;
  • целью активных действий хозяйствующих субъектов является приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности;
  • в результате действий конкурентам могут быть причинены убытки или нанесен ущерб их деловой репутации.

Наиболее характерные  проявления данного вида правонарушения могут протекать в определенных формах.

Формы недобросовестной конкуренции, запрещенные российским законодательством (применительно к рынку маркетинговых продуктов):

-введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места оказания услуги, необходимости оказания и качества услуги. Например, вместо интегральных проводятся дискретные исследования как достаточный способ изучения рынка;

-распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации. Например, типичными становятся утверждения небольших фирм своим клиентам о высоких ценах и низком качестве услуг крупных компаний;

-некорректное сравнение предпринимателем маркетинговых продуктов, производимых и реализуемых, с продуктами других предпринимателей. Например, фирма утверждает, что она применяет авторские методики в отличие от конкурентов, хотя последние тоже имеют авторские методики;

-получение, использование и разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе составляющей служебную или коммерческую тайну, без согласия ее владельца, если такие действия не предусмотрены законодательством Российской Федерации и ее субъектов;

-продажа товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации фирмы, ее продукций, работ, услуг.

Например, сингапурская компания Future Enterprises, производитель кофейных смесей под маркой MacCoffee, столкнулась с подделками и имитацией принадлежащего ей бренда MacCoffee. Компания выиграла суд против недобросовестного конкурента. Поводом для спора стал аналогичный кофейный продукт под маркой «МаксКофе», выпускаемый красноярской продовольственной компанией «Унипак-Сервис» с 2001 г. Почти за 10 лет своей деятельности на российском рынке Future Enterprises свои интересы в суде защищала впервые, хотя ее права нарушались длительное время.

Московский арбитражный  суд вынес решение в пользу Future Enterprises, подтвердив факт имитации марки, и предписал красноярскому производителю уничтожить все произведенные упаковки кофе, а также компенсировать сингапурской компании судебные издержки. В итоге продукция под маркой «МаксКофе» из торгового оборота выведена.

Есть примеры грамотного поведения на рынке рекламирования брендов.

Так, марка белой бытовой  техники Scarlett —российская по происхождению, производится в Азии, но при этом позиционируется как английская — в самом начале именовалась даже Scarlett England. На самом деле в Великобритании зарегистрирована лишь компания Arima Holding, которая размещает заказы на азиатских производствах.

Примером совершенства рекламной политики является бренд Dunhill, который сотворил из ручного труда своих рабочих целую легенду — на каждой пачке сигар упаковщики ставят свои личные подписи, о чем производитель постоянно упоминает в рекламе.

 Рис.1 Недобросовестная конкуренция

Глава 2. Развитие конкурентной среды в экономике  России

2.1 Экономические  реформы в России и их роль  в создании конкурентной среды.

В настоящее время возрастает значение антимонопольной и конкурентной политики как одного из ключевых направлений деятельности по преодолению кризиса и реформированию российской экономики, что отмечено в Конституции Российской Федерации, Послании президента Российской Федерации Федеральному собранию и среднесрочной программе правительства Российской Федерации "Реформы и развитие российской экономики в 1995-1997 годах".

Антимонопольная и конкурентная политика наряду с традиционными направлениями по предупреждению и пресечению монополистической деятельности будет в значительной мере концентрироваться на поощрении развития рыночной конкуренции между хозяйствующими субъектами, а также на организации государственного регулирования и контроля деятельности предприятий-монополистов, в том числе естественных монополий.

Реализация этих задач  будет проводиться по следующим  основным направлениям.

- разработка и реализация  Государственной программы демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации и соответствующих отраслевых и региональных программ;

- осуществление антимонопольного  контроля с целью предупреждения и пресечения злоупотреблений доминирующим положением хозяйствующих субъектов на товарных рынках; выявление и пресечение антиконкурентных соглашений между хозяйствующими субъектами, контроль за слияниями и поглощениями; проведение государственного антимонопольного превентивного контроля в процессе второго этапа приватизации, а также при реорганизации предприятий,

- недопущение создания  или сохранения более благоприятных  условий деятельности для отдельных хозяйствующих субъектов в отраслях и на товарных рынках, в том числе путем необоснованного предоставления льгот, присвоения разного рода эксклюзивных прав в части доступа на определенный рынок и т.п.; разработка Закона "О государственной помощи", принятого во многих странах Европы,

- выработка сбалансированной  экспортно-импортной политики, в  том числе политики умеренного  государственного протекционизма, определяемой уровнем конкурентоспособности отечественных предприятий и условиями вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию в качестве полноправного члена;

- проведение специальной  политики в отношении естественных  монополий на основе соответствующего  законодательства;

- выявление и пресечение  незаконных действий государственных  органов и органов местного  самоуправления, приводящих к ограничению или подрыву конкуренции;

- снижение барьеров для  входа на рынки новых хозяйствующих  субъектов, устранение административных  региональных барьеров, препятствующих нормальному развитию конкуренции;

- дальнейшая разработка  и реализация государственной  политики по поддержке предпринимательства,  в том числе мальве предприятий;

- защита предпринимателей  от преступных посягательств  и злоупотреблений со стороны должностных лиц;

- проведение государственной  потребительской политики как  важнейшей формы предупреждения и пресечения недобросовестной конкуренции, в том числе в сфере рекламной деятельности7.

Практика применения законодательства, регулирующего вопросы развития конкуренции, предупреждения и пресечения монополистической деятельности, показала, что в настоящее время заложены необходимые основы для решения этих задач. Предстоит существенно расширить правовую базу для эффективной реализации государственной конкурентной политики.

Настоятельной стала разработка законодательства, регулирующего процессы демонополизации и поддержания  добросовестной конкуренции в финансовой сфере. Требуют законодательного урегулирования процессы слияния и поглощения банков на основе разработки специальных законов о банковских слияниях и банковских холдинговых компаниях.

Важным направлением деятельности антимонопольных органов является разработка нормативных документов, необходимых для реализации законов "О естественных монополиях", "О рекламе".

Необходимо регулирование  со стороны антимонопольных органов  процессов аккумулирования в  руках отдельных инвесторов контроля за большинством предприятий одной отрасли, то есть предотвращение создания новых частных монопольных структур или усиления существующего монополизма. В частности, при законодательном урегулировании вопросов привлечения иностранных инвестиций должны быть предусмотрены нормы, препятствующие скупке конкурирующих российских предприятий с последующим их закрытием и приватизацией каналов сбыта исключительно в интересах зарубежных конкурентов. При этом также должны быть предусмотрены меры, способствующие поддержанию определенного уровня занятости на территории страны.

Значительная роль отводится  законодательству, регулирующему конкуренцию  в процессе биржевой деятельности и  проведения организованных торгов. Здесь важно обеспечить, в том числе на законодательном уровне, конкурсность, гласность и публичность их проведения. Необходимо разработать нормативную базу развития фьючерсных и опционных сделок в биржевой торговле с системой необходимых гарантий по таким торгам.

Следует подчеркнуть, что  эффективность проведения конкурентной и антимонопольной политики в значительной степени зависит от согласованности действий федеральных органов исполнительной власти, в том числе при отработке приватизационных программ, государственной инвестиционной, таможенно-тарифной, структурной, финансовой политики и многих других вопросов, определяющих характер и темпы реформ8.

2.2 Факторы монополизации промышленного производства в современной России

Для объективного понимания  отношения государства, в том  числе и в России, к монополии  и к антимонопольной политике необходимо в общих чертах выяснить сущность самой монополии.

Монополия - многоаспектное явление, поэтому существует большое количество ее определений. Наиболее принятое определение исходит из того, что монополия — это предприятие или объединение предприятий, занимающее доминирующее положение на рынке определенного товара, то есть способное существенно влиять на рыночные цены и объемы предложения.

В экономической теории монополия  рассматривается с точки зрения трёх аспектов: рыночной структуры, рыночного  поведения и рыночных итогов.

С точки зрения рыночной структуры, монополия - это форма  рынка, в условиях которой весь объём  отраслевого или регионального  предложения приходится на одного или  незначительное количество субъектов. То есть здесь учитываются, как продуктовая  номенклатура, так и пространственные границы, в рамках которых определяется господство экономического субъекта. Относительно отраслевой монополии  можно привести ещё одно определение. Монополия - это совпадение границ отрасли с границами только одной фирмы.

С точки зрения рыночного  поведения, монополия характеризуется  использованием экономическим субъектом  специфических инструментов (таких, например, как монопольно высокая  или монопольно низкая цена). Субъект  монополии оперирует этими инструментами  в соответствии с условиями конкурентной среды.

Рыночные итоги монополии  связаны с резким ослаблением  внутриотраслевой конкуренции, завершающейся  установлением рыночной власти и  монопольно высоких цен.

Факторами возникновения  монополии являются:

• Концентрация производства (главный фактор);

• Уникальность производимой продукции и отсутствие товаров-заменителей;

• Непреодолимость барьеров вхождения на соответствующий рынок  новых производителей или продавцов.

В свою очередь, причинами  существования таких барьеров могут  быть: - крупный размер предприятий, обеспечивающий достаточную для  рыночного господства экономию издержек от масштабов производства; - монопольное  право собственности на использование  определённых ресурсов, связанное с  производством редкого блага;

Информация о работе Конкуренция: теория и практика