Конкуренция: теория и практика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 22:20, курсовая работа

Описание

Цель работы – выявить особенности конкуренции на практике.
Для достижения цели работы были поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность и виды конкуренции;
- рассмотреть модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Конкуренция как механизм регулирования рыночной экономики 6
1.1 Сущность и виды конкуренции 6
1.2 Модели рынков совершенной и несовершенной 10
конкуренции. 10
1.3 Понятие недобросовестной конкуренции…………………………...19
Глава 2. Развитие конкурентной среды в экономике России 22
2.1 Экономические реформы в России и их роль в создании конкурентной среды. 22
2.2 Факторы монополизации промышленного производства в современной России 25
Глава 3. Развитие конкуренции на рынке отраслей строительного комплекса РФ. 38
3.1 Строительный комплекс как рынок несовершенной конкуренции 38
3.2 Анализ состояния рынка отраслей строительного комплекса в г. Тюмени. 39
3.3 Конкуренция на рынке жилья: условия её создания……………..50
Глава 4. Как победить в конкурентной борьбе………………………….55
Заключение 57
Список использованной литературы 59

Работа состоит из  1 файл

Konkurentsia_teoria_i_praktika_gotovaya.docx

— 172.92 Кб (Скачать документ)

Рассматривая распределение средних  цен по районам, необходимо отметить, что, ценовое лидерство принадлежит  Центральному району, району Дома Обороны, а также району КПД. Средний показатель стоимости квадратного метра  для этих районов составляет порядка 65 000 — 70 000 руб./кв.м.

Наименьшая цена предложения за квадрат соответствует районам, отдаленным от центра и застраиваемым  в основном жильем эконом-класса, к ним относится район Мыса, ММС и Тарманы, Войновка. На окраинах города, новых застраиваемых районах стоимость на порядок ниже, чем на освоенных территориях и находится в среднем на уровне 45 000 — 50 000 руб./кв.м.

-Прогнозы — Тюмень крупным планом

"В ближайшей перспективе  рынок жилой недвижимости г.Тюмени, будет претерпевать как ценовые, так и структурные изменения. Ввиду, снижения доступности жилой недвижимости, на рынке произойдет увеличение объема предложения, при этом на рынке первичного жилья во второй половине года предполагается открытие продаж на значительном количестве объектов. Тем не менее, это не приведет к значительному обвалу цен, а лишь к незначительной их корректировке в сторону понижения, в пределах 5–8%, в наибольшей степени, ввиду усиления конкуренции, и снижения темпов продаж, данная тенденция коснется жилья эконом-класса".

Альтернативой приобретения собственного жилья всегда являлась аренда жилого помещения. В данный момент стоимость  аренды типичной однокомнатной квартиры в «спальном» районе города Тюмени составляет порядка 12 000 — 14 000 рублей в  месяц, с необходимым набором  мебели и бытовой техники.

"Увеличение процентных ставок  по ипотеке приведет к тому, что именно рынок аренды станет  более востребован. Причем, в ближайшее  время (июль-сентябрь) начнется период  сезонной активности рынка, который  связан с наплывом студентов и отдыхающих"21.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

_________________________

21 NewsProm.Ru

Глава 4. Как победить в конкурентной борьбе

 

  1. Прежде всего объективно оцените свою готовность  к конкурентной борьбе. Различают три типа конкурентного поведения:

креативный – характеризуется активными действиями,  которые создают превосходство над соперниками (создание новых товаров, новых методов сбыта, новой рекламы);

приспособленческий – характеризуется попытками укрепить или быстро скопировать достижения конкурентов;

гарантирующий – характеризуется стремлением удержать уже достигнутые на рынке позиции.

  1. Изучайте своих конкурентов. На Западе разработаны детальные анкеты- опросники, по результатам которых можно объективно оценить все аспекты деятельности соперничающих фирм.
  2. Главное – повышайте конкурентоспособность своих товаров. Конкурентоспособность определяется  возможностью вашего товара выиграть  соревнование на рынке с аналогичными товарами других фирм за счет более полного соответствия требованиям или финансовым возможностям покупателя. Формула конкурентоспособности: качество + цена + обслуживание. В совершенствовании каждого из этих параметров – залог успеха.

          4. Чтобы обойти конкурента, можно использовать разные приемы. Вот некоторые из них:

- пользуйтесь кратковременным  снижением цен: это может лишить  вас части сиюминутной прибыли,  но позволит привлечь «долговременных»  клиентов;

- добивайтесь даже незначительных  новшеств: при прочих равных условиях  с конкурентами умение чем-либо  выделиться может предопределить  ваш успех;

- храните коммерческую  тайну о текущих делах и  планах на будущее;

- не пренебрегайте переманиванием  высококвалифицированных кадров - они принесут вам дополнительную вам дополнительную прибыль;

- увеличивайте скорость  услуг: при равной цене вырастут  ваши обороты.

5. Избегайте недобросовестных методов конкуренции. Это экономический и промышленный шпионаж, подделка продукции конкурентов, обман потребителей, махинации с деловой отчетностью, подкуп должностных лиц.

 

Рис. 2 Стратегии конкуренции

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В результате проведенного анализа  мы выяснили, что конкуренция – экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта продукции, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей.

Существует четыре возможные конкурентные структуры, определяющие структуры рынка: чистая конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия.

Каждая из которых характеризуется рядом признаков:

Чистая  конкуренция – множеством мелких фирм; однородностью продукции; отсутствием затруднений на вход и выход (из отрасли); равным доступом ко всем видам информации.

Монополистическая конкуренция – множеством мелких фирм; неоднородностью продукции; отсутствием затруднений на вход и выход (из отрасли); несколько ограниченным доступом к информации;

Олигополия – небольшим количеством крупных фирм; неоднородностью (или однородностью) продукции; возможным затруднением при выходе (из отрасли); несколько ограниченным доступом к информации;

Чистая  монополия – наличием одной фирмы; уникальностью продукции; непреодолимым барьером на вход; несколько ограниченным доступом к информации;

К сожалению лишь недавно  мы осознали необходимость экономического соревнования производителей, их конкуренции  для успешного развития народного хозяйства. Необходимо предпринимать энергичные усилия, чтобы снизить свои издержки производства и сбыта до минимального уровня. Иными словами, угроза огромных материальных потерь во многих случаях заставляет предпринимателя "добиться невозможного" и "подогнать" свои  издержки к низким рыночным ценам.

В целом же, эта форма  экономических отношений несет  меньше негативных моментов, чем положительных; конкуренция - значительно меньшее  зло, чем монополия, злоупотребляющая своим положением в экономике.

   Конкуренция - определяющее  условие поддержания динамизма  в экономической системе, и  в её условиях создается большее  национальное богатство при меньшей  стоимости каждого вида продукции  по сравнению с монополией  и плановой экономикой.

 

 

Список  использованной литературы

 

  1. Р.С. Белоусов , Д.С. Докучаев, Я познаю мир:Энцикл.: Экономика, -  М. : ООО «Издательство АСТ», Олимп,1996.-496с.
  2. Никифоров А. Концепция антимонопольной политики и реформа. Вестник МГУ. Серия экономическая, 2006 г .
  3. Фидельман Г.Н., Дедиков С.В.,Адлер Ю.П. Альтернативный менеджмент: Путь к глобальной конкурентоспособности, М.: Альпина Бизнес Букс, 2006 г.
  4. Гукасьян, Г.М.   Экономическая теория : ключевые вопросы : учебное пособие / Г.М. Гукасьян. - 2-е изд., перераб. и доп. -  М. : ИНФРА-М, 2007. - 224 с. - (Вопрос-ответ). Гриф МО.
  5. Курс экономики. Учебник. / Под ред. Б. А. Райзберга. – М. : ИНФРА – М, 2008. 672 с.
  6. Никифоров А. Концепция антимонопольной политики и реформа. Вестник МГУ. Серия экономическая, 2004 г.
  7. Нуреев Р. М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2006. – С.228.
  8. Программа развития конкуренции в Российской Федерации Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 года № 691-р
  9.          Региональная программа «Развитие конкуренции в Тюменской области на 2010-2012 гг.»
  10. Франк, Роберт Х. Микроэкономика и поведение: Учебник для вузов по эконом.спец. – М.: ИНФРА – М, 2000. – 696 с.: ил.
  11. Экономическая теория : Учебник /  Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой , Л.С. Тарасевича – М.: ИНФРА-М, 2007.
  12. Экономическая теория: Учебник. 2-е изд. перераб. и доп./Н.И. Базылев, А.В. Бондырь, С.П. Гурко и др.; Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. - Мн.: БГЭУ, 2003. - 550 с.
  13. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. Учебно-практическое пособие. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Ассоциация авторов и издателей "Тандем", издательство "ГНОМ-ПРЕСС", 2005. - 384 с.
  14. Юданов А.Ю Конкуренция: теория и практика - М.: Гном-Пресс, 2001.
  15. Конкуренция и предпринимательство (Израэл М. Кирцнер)
  16. Интернет-ресурсы:

          - www.tumstat.gks.ru

          - www.libertarium.ru

                   - www.tumstat.gks.ru

                    -  NewsProm.Ru

 

 

 

 

 

 

1Гельвановский И. и др. Конкурентоспособность в микро-, мезо- и макро уровневом измерениях.  РЭЖ, 2007 с. 129.

2Фидельман Г.Н., Дедиков С.В.,Адлер Ю.П. Альтернативный менеджмент: Путь к глобальной конкурентоспособности, М.: Альпина Бизнес Букс, 2006 г. с 42

3Кирюшкина Г.А., Михайлов А.В. Антимонопольное законодательство - элемент госрегулирования процессов экономической концентрации.//Российский экономический журнал, 2005, - №11-12. С 53.

4Никифоров А. Концепция антимонопольной политики и реформа. Вестник МГУ. Серия экономическая, 2004 г. с 62.

5Нуреев Р. М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2006. – С.163.

6Франк, Роберт Х. Микроэкономика и поведение: Учебник для вузов по эконом.спец. – М.: ИНФРА – М, 2000. – 352 с.: ил.

7Экономическая теория (политэкономия) : Учебник/ Под общей ред. Заслуженных деятелей науки Российской Федерации, профессоров В.И Видяпина, Г.П.Журавлевой. – М.: Изд-во Рос. Экон.акад., 2007. С 29.

8Экономика: Учебник/ Под ред. доц. А.С, Булатова. 2-е изд., перераб. и доп.  – М.: Издательство БЕК, 2006. С 194.

9Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. Учебно-практическое пособие. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Ассоциация авторов и издателей "Тандем", издательство "ГНОМ-ПРЕСС", 2005. - 83 с.

10Янова В.В. Экономика - М.: Экзамен, 2007. С 69.

11Юданов А.Ю Конкуренция: теория и практика - М.: Гном-Пресс, 2001. С. 147

12Экономическая теория: Учебник. 2-е изд. перераб. и доп./Н.И. Базылев, А.В. Бондырь, С.П. Гурко и др.; Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. - Мн.: БГЭУ, 2003. –с. 262

13Экономическая теория. Учебник / Под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича. – Спб. : ПИТЕР, 2008. С. 91.

14Экономическая теория (политэкономия) : Учебник/ Под общей ред. Заслуженных деятелей науки Российской Федерации, профессоров В.И Видяпина, Г.П.Журавлевой. – М.: Изд-во Рос. Экон.акад., 2007. С. 94.

15Кирюшкина Г.А., Михайлов А.В. Антимонопольное законодательство - элемент госрегулирования процессов экономической концентрации.//Российский экономический журнал, 2005, - №11-12.

16Программа развития конкуренции в Российской Федерации Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 года № 691-р

17Приложение к распоряжению правительства Тюменской области от 30 ноября 2009 года № 1728-рп Региональная программа Развитие конкуренции в Тюменской области на 2010-2012 гг.»

18Приложение к распоряжению правительства Тюменской области от 30 ноября 2009 года № 1728-рп Региональная программа Развитие конкуренции в Тюменской области на 2010-2012 гг.»

19Никифоров А. Концепция антимонопольной политики и реформа. Вестник МГУ. Серия экономическая, 2006 г .с. 77

20Приложение к распоряжению правительства Тюменской области от 30 ноября 2009 года № 1728-рп Региональная программа Развитие конкуренции в Тюменской области на 2010-2012 гг.»

 


Информация о работе Конкуренция: теория и практика