Конкуренция: теория и практика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 22:20, курсовая работа

Описание

Цель работы – выявить особенности конкуренции на практике.
Для достижения цели работы были поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность и виды конкуренции;
- рассмотреть модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Конкуренция как механизм регулирования рыночной экономики 6
1.1 Сущность и виды конкуренции 6
1.2 Модели рынков совершенной и несовершенной 10
конкуренции. 10
1.3 Понятие недобросовестной конкуренции…………………………...19
Глава 2. Развитие конкурентной среды в экономике России 22
2.1 Экономические реформы в России и их роль в создании конкурентной среды. 22
2.2 Факторы монополизации промышленного производства в современной России 25
Глава 3. Развитие конкуренции на рынке отраслей строительного комплекса РФ. 38
3.1 Строительный комплекс как рынок несовершенной конкуренции 38
3.2 Анализ состояния рынка отраслей строительного комплекса в г. Тюмени. 39
3.3 Конкуренция на рынке жилья: условия её создания……………..50
Глава 4. Как победить в конкурентной борьбе………………………….55
Заключение 57
Список использованной литературы 59

Работа состоит из  1 файл

Konkurentsia_teoria_i_praktika_gotovaya.docx

— 172.92 Кб (Скачать документ)

- система лицензий на выполнение отдельных типов работ, избранно выдаваемых государством;

- сложность в получении полной информации обо всём рынке.

Существует три вида монополии: открытая, закрытая и естественная. Открытая монополия - это монополия, при которой одна фирма (по крайнее мере на определённый срок) является единственным поставщиком продукции, но не имеет специальной юридической защиты от конкуренции. Примером таких фирм можно считать фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией9.

Закрытая монополия — это монополия, защищённая от конкуренции юридическими ограничениями - государственными лицензиями, институтом авторских прав (патентная защита) и т. д.

При естественной монополии значение имеют сами условия производства и характер блага.

Естественная монополия  возникает в отрасли, в которой  долгосрочные средние издержки достигают  минимума только тогда, когда одна фирма  обслуживает весь рынок целиком. В такой отрасли минимальный  эффективный масштаб производства близок к количеству или даже превосходит  то, на которое рынок предъявляет  спрос по любой цене, достаточной  для покрытия издержек производства. В данной ситуации разделение выпуска  между двумя или большим количеством  фирм ведёт к тому, что масштабы производства будут неэффективно малы.

С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно  связаны монополии, базирующиеся на владении уникальными природными ресурсами

Деление монополий на открытые, закрытые и естественные не означает, что все предприятия-монополисты  должны обязательно относиться лишь к одному из этих видов. Такая классификация  в значительной степени условна. Некоторые фирмы могут принадлежать к нескольким видам монополии. Например, электрические и газовые компании могут быть отнесены как к естественной монополии (так как здесь присутствует эффект экономии на масштабах), так  и к закрытой монополии (присутствие  юридических барьеров, ограничивающих конкуренцию).

Фактически все монополии  могут оказаться открытыми, так  как легальные барьеры, защищающие закрытые монополии от конкурентов, могут быть отменены государством или судом; а преимущества естественных монополий могут быть ликвидированы изменениями в технологии или появлением конкуренции со стороны возможных товаров-субститутов.

При этом на практике, как  правило, существует ещё некоторое  количество мелких фирм, однако, не влияющих существенно на сам рынок. Кроме  того, все монополии вынуждены  приспосабливаться к влиянию  межотраслевой конкуренции.

Отмечается несколько  основных последствий монополизации:

• Ограниченная готовность производства к инновациям;

• Нечестная конкуренция, то есть воздействие на покупателей

нечестными по отношению  к конкуренту способами за счёт большого

бюджета и масштабов предприятия  в целом;

• Недопроизводство товаров, снижение объемов производства.

• Завышение цен

•Снижение эффективности производства предприятиями-монополистами, ведущее к увеличению издержек выше объективно обусловленного уровня.

Главной особенностью монополизации  российского рынка можно считать, то, что она сложилась как «наследница» государственного монополизма социалистической экономики.

Социалистическая экономика  представляла собой единый народнохозяйственный комплекс, в котором каждое предприятие  не было вполне автономно, а являлось составной частью общегосударственной  структуры. Командная экономика  в бывшем СССР, построенная на всеобъемлющем  директивном планировании, государственном  ценообразовании, централизованном распределении  материальных и финансовых ресурсов и ограничивавшая конкуренцию была единой общегосударственной монополией. Внутри этой экономики существовал  монополизм центральных ведомств, министерств  и предприятий, которые не были независимыми хозяйственными субъектами. Жизненно важные параметры их деятельности устанавливали такие органы, как Госплан, Госснаб и Госкомцен. При этом удовлетворение централизованных потребностей всей страны в том или ином виде продукта часто всего поручалось всего одному двум заводам.

Основным фактором, способствовавшим монополизации советской  экономики, было абсолютное господство государственной формы собственности  на средства производства.

Тотальная монополизация  советской экономики имела, тем  не менее, ряд вполне объективных  причин.

Во-первых, большую роль играло стремление использовать положительный эффект масштаба производства. Следует учесть, что в период создания советской хозяйственной системы технологии, господствующие в большинстве базовых отраслей, давали максимальный экономический эффект в условиях массового и крупносерийного производства. Высокий уровень концентрации промышленности был характерен для всех ведущих стран мира. Заниженные цены на сырье, энергию, транспорт, заработную плату персонала способствовали тенденции к гипертрофированной концентрации промышленного производства. Вполне рентабельными выглядели проекты даже нерационально крупных заводов10.

Заниженные издержки препятствовали и рациональному размещению производства. Зачастую выгоднее было создавать несколько  однотипных предприятий меньшего размера, чем перемещать по стране на тысячи километров по всей территории Советского Союза готовую продукцию и  необходимые для ее изготовления ресурсы. К тому же эти более мелкие предприятия могли бы создавать  основу для организации конкурентного  рынка.

Другая причина была связана с удобством централизованного управления крупными предприятиями. Когда все важнейшие решения по развитию экономики страны принимаются общенациональными плановыми органами, управляемость хозяйства находится в обратной пропорциональной зависимости от количества производственных единиц.

Одной из причин, способствовавших монополизации советской экономики на первых этапах ее становления, была общая дефицитность рынка. Страна нуждалась в удовлетворении спроса на все виды массовой продукции. Дефицитность идеологически укрепляла позиции монополистов.

Советская экономика была в значительной мере изолирована  от внешнего мира. Таким образом, монопольные  позиции предпринимателей были защищены и от иностранных конкурентов.

Но советскую монополию  нельзя было полностью сопоставлять с её капиталистическими аналогами. Существенные отличия монополизации  советской экономики от капиталистической  монополии западных стран, по мнению ряда современных российских исследователей, состоят в следующем:

• Не имея самостоятельности  ни в выборе объёма продукции, ни в  установлении цен, советские предприятия-монополисты  не имели возможности осуществлять монополистические злоупотребления, хотя это широко наблюдается в  западных странах.

• Деятельность советских  предприятий-монополистов не вызывала многих последствий монополизации  на Западе, а именно: не наблюдалось  сознательное недопроизводство товаров, завышение цен, предприятия не получали монопольных прибылей.

• Капиталистические монополии  возникли преимущественно "снизу", в результате постепенной концентрации и централизации капитала и под  воздействием конкурентной борьбы. Советские  производственные монополии насаждались "сверху" и действовали в  нерыночных условиях.

• Монополистом в капиталистических  странах чаще всего становилось  предприятие-лидер, который использует передовые технологии, имеет значительный научно-технический и производственный потенциал. При социализме монополии зачастую появлялись при отсталой технологической базе.

• Капиталистические монополии, участвуя в международном разделении труда, вынуждены для повышения  конкурентоспособности непрерывно улучшать качество продукции, равняясь на мировые образцы, что положительно сказывается и на внутреннем рынке, социалистические, ограничивающиеся в  лучшем случае региональными рамками (например, СЭВ) не имели такого стимула11.

В итоге чрезмерной концентрации производства советские предприятия-монополисты  были очень узко специализированы. Так, в конце 80-х годов более 1100 предприятий были полными монополистами  в производстве своей продукции. Всего из 327 товарных групп, выпускавшихся  промышленностью страны, 290 (то есть 89 %) было подвержено сильной монополизации. Наиболее высокой была концентрация производства в металлургии, машиностроении, химической и текстильной отраслях. В этих отраслях наиболее часто встречалась  ситуация, когда число выпускающих  ту или иную продукцию составляли одно два предприятия, которые диктовали  свои условия потребителю.

Советская экономика имела  минимальный уровень дублирования по многим базовым отраслям. Дублирование фактически отсутствовало в ряде стратегических сфер. Например, только один завод в стране (Роствертол) выпускал тяжёлые вертолёты, другой - только автомобили высокой проходимости (УАЗ). Это делало экономику чрезвычайно  уязвимой. Прекращение работы хотя бы одного из подобных предприятий, или  даже серьезный технологический  сбой мог привести к серьезным  последствиям.

Советской экономике была свойственна не только непропорционально  высокая доля крупных и крупнейших предприятий, но также и чрезвычайно  малая доля мелких и средних предприятий по сравнению с развитыми странами.

Трудность переналадки сверх  концентрированного производства на выпуск новой продукции и небольшое  число маневренных, с точки зрения такого перехода, малых и средних  предприятий, а также отсутствие выбора поставщиков делали гражданскую  часть промышленности Советского Союза  технологически консервативной и дефицитной по новейшим видам продукции. В условия  фактического отсутствия выбора покупателем  наилучшего производителя ответственность  монополиста становилась минимальной12.

Качество и новизна  продукции страдали и в связи  с отсутствием иностранных конкурентов.

Исключительно сильно проявлялось  такое последствие гипертрофированной монополизации советской экономики, как ее пониженная эффективность. Свидетельствами этого в СССР были завышенные материальные и трудовые затраты на единицу выпускаемой продукции (в частности, трудоемкость, энерго- и материалоёмкость, существенно превышавшие мировой уровень), низкое качество продукции замедленный темп её обновления. Стоимостные показатели, такие, как уровень издержек и даже прибыль, зачастую не являлись главными для советских предприятий. Если предприятие выполняло план, то положение его руководства мало зависело от показателей прибыльности, что стимулировало расточительность производства.

В результате начала рыночных реформ в России, монополистические  тенденции в стране резко усилились. Это усиление было во многом связано  с распадом СССР и с ослаблением  экономических связей с бывшими  союзными республиками. К прежним  монополистам добавились новые, а именно предприятия, не являвшиеся единственными  производителями в рамках СССР, но ставшие таковыми на сократившейся хозяйственной территории.

Государству до настоящего времени не удалось достичь ощутимых успехов в создании полноценной  конкурентной среды. Несмотря на все  предпринятые меры, уровень развития конкуренции в нашей стране явно недостаточен13.

По оценке специалистов, невысокий уровень развития конкуренции  в стране связан со следующими причинами:

• приватизация не привела, как ожидалось, к появлению эффективных  собственников, которые обладали бы необходимыми финансовыми ресурсами  и заботились о развитии предприятия;

• принудительная реорганизация (реструктуризация) предприятий не была использована должным образом  для массового образования новых  конкурентоспособных хозяйствующих  субъектов;

• не получил должного развития малый бизнес.

Во многих странах именно малый бизнес является естественной основой формирования конкурентной среды, полигоном для испытания  венчурных технологических и  экономических проектов. У него больше возможностей маневрировать капиталом, переключаясь с одного вида деятельности на другой; ниже операционные расходы. У работников малого бизнеса выше чувство причастности к делам  фирмы и заинтересованность в  ее успехе. Даже в условиях повышенного  риска малые предприятия охотно берутся за новации, которые они  затем могут передать на тиражирование  крупным промышленным предприятиям.

Как показывает зарубежный опыт, чем выше доля малых предприятий  в общем числе хозяйствующих  субъектов и численности занятых, тем меньше безработица и выше конкуренция. Однако сегодня рост числа  этих предприятий замедлился, а в  промышленности их число даже уменьшилось. Основной сферой деятельности малых предприятий в России - торговля и посреднические услуги.

Для развития малого бизнеса  необходимы доступные кредиты и  льготное налогообложение, создание лизинговых компаний, информационных, консалтинговых и учебно-деловых центров, а также  вовлечение малых предприятий в  новые сферы деятельности, в международные  программы сотрудничества. Пока же все это остается благим пожеланием из-за скудости госбюджета, недостатка политической воли у властей, коррумпированности чиновников.

Информация о работе Конкуренция: теория и практика