Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 22:20, курсовая работа
Цель работы – выявить особенности конкуренции на практике.
Для достижения цели работы были поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность и виды конкуренции;
- рассмотреть модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции;
Введение 3
Глава 1. Конкуренция как механизм регулирования рыночной экономики 6
1.1 Сущность и виды конкуренции 6
1.2 Модели рынков совершенной и несовершенной 10
конкуренции. 10
1.3 Понятие недобросовестной конкуренции…………………………...19
Глава 2. Развитие конкурентной среды в экономике России 22
2.1 Экономические реформы в России и их роль в создании конкурентной среды. 22
2.2 Факторы монополизации промышленного производства в современной России 25
Глава 3. Развитие конкуренции на рынке отраслей строительного комплекса РФ. 38
3.1 Строительный комплекс как рынок несовершенной конкуренции 38
3.2 Анализ состояния рынка отраслей строительного комплекса в г. Тюмени. 39
3.3 Конкуренция на рынке жилья: условия её создания……………..50
Глава 4. Как победить в конкурентной борьбе………………………….55
Заключение 57
Список использованной литературы 59
Существенные экономические
противоречия, порождаемые монополизацией,
приводят к необходимости разрабатывать
государственную
Существуют два вида антимонопольной политики: антимонопольная политика в отношении естественных монополий и антимонопольная политика в отношении искусственных монополий.
Главными направлениями антимонопольной политики являются: стимулирование предпринимательства на основе развития конкурентных начал и правовое ограничение монополизации экономики.
Выделяют два метода антимонопольного регулирования: прямой и косвенный. Прямой метод регулирования включает правовые меры, устраняющие или предупреждающие монопольное положение отдельных субъектов на рынке. А к мерам косвенного регулирования относятся преимущественно финансово-кредитные методы предупреждения и преодоления монополистических явлений в экономике.
Специфика становления российских монополий сказалась и на особенностях законодательного регулирования их деятельности. В капиталистических странах Запада монополии появились, когда уже существовали развитые рыночные отношения. В этих условиях государство стало вводить ограничивающие антимонопольные нормы, чтобы воспрепятствовать удушению конкуренции. В отличие от этого, российское законодательство о конкуренции разрабатывалось при сильных монополиях и лишь формирующихся рыночных отношениях. Поэтому для нашей страны важно не только ограничивать монополизм и злоупотребления доминирующим положением, но и создавать конкурентную среду. При этом чтобы добиться соблюдения правил конкуренции, государству приходится проявлять изрядную политическую волю.
Первый закон, касающийся антимонопольного регулирования экономики - закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», появился в России в 1991 году.
С 1991 года было введено большое
количество объективно необходимых
законов, составивших организационно-
Был создан Государственный комитет по антимонопольной политике, преобразованный впоследствии в Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП).
К концу 1990-х - в начале 2000-х
годов возникла острая необходимость
в обобщении
Специалисты по антимонопольной политике предлагают следующие меры правового регулирования демонополизации экономики и расширения конкурентной среды:
• запрещение соглашений, препятствующих вхождению других предприятий на рынок;
• недопущение чрезмерной концентрации производства;
• уменьшение ведомственного монополизма;
• запрещение немотивированных отказов от заключения договоров с определёнными продавцами или покупателями;
• запрещение соглашений между компаниями по разделу рынка по территориальному принципу или ассортименту реализуемой продукции;
• запрещение ценовых соглашений;
• эффективный антимонопольный контроль за проведением конкурсов, торгов, аукционов, в том числе при размещении заказов на поставки продукции для федеральных и муниципальных нужд (уже в 1998 г. финансовые обороты на таких конкурсах и торгах достигли 122 млрд. рублей);
• введение жестких мер против действий региональных властей,
препятствующих свободе перемещения товаров и капитала по всей
территории России;
• согласование антимонопольного законодательства стран СНГ,
адаптацию их конкурентной политики к международным принципам и
правилам.
Самыми действенными из всех
методов антимонопольной
Рынок строительства в Российской Федерации достаточно развит. Искажения в конкурентную среду данного рынка вносят в основном действия региональных властей, предоставляющих предпочтение отдельным застройщикам.
Экономические параметры реализации инвестиционных проектов в строительстве, особенно при сравнении строительства жилья в рамках государственного и муниципального заказа с девелопментом земельных участков и других объектов недвижимости и отдельным производством, снижают инвестиционную привлекательность строительной отрасли.
Значительное изменение затрат на строительство не покрывается начальной сметной стоимостью строительства объектов. Причиной этого является низкое качество утверждаемой на ранней стадии проектной документации, по которой формируются начальные цены для проведения торгов, особенно на освоение и инженерные сети, в то время как застройка осуществляется согласно «рабочей документации», которая значительно отличается от утвержденного на ранней стадии проекта, по которому ведется финансирование15.
Значительные некомпенсируемые
издержки возникают за счет обременений,
возлагаемых администрациями
Размещение государственного и муниципального заказа часто происходит с нарушениями: несвоевременное размещение либо ограниченный доступ к информации о торгах, необоснованный отказ в допуске к участию в торгах, отсутствие прозрачности процедуры проведения торгов16.
Нормативно-правовая база, устанавливающая требования к проектным документам, а также заключения, выдаваемые надзорными органами, носят оценочный, субъективный характер, поэтому любая проектная документация может быть признана несоответствующей установленным требованиям.
Для развития конкуренции на данном рынке, во-первых, необходимо обеспечить равные условия при получении государственных и муниципальных заказов путем создания системы электронных торгов и равный доступ к ним всех субъектов хозяйственной деятельности.
Во-вторых, совершенствование сметного ценообразования в Российской Федерации, позволяющее обеспечить достоверность расчетов стоимости строительной продукции на ранних стадиях строительного процесса, организовать экспертизу качества проектной документации объектов капитального строительства.
В-третьих, разработать необходимые нормативные правовые акты, направленные на упрощение процедуры выдачи разрешений на строительство и технические регламенты, которые формализуют требования по биологической, химической, промышленной и иных видов безопасности строительства объектов.
Принимаемые в последние
годы на уровне Российской Федерации
законодательные и нормативные
правовые акты в сфере градостроительства
и земельных отношений
В сфере градостроительной
деятельности такие условия создаются
и реализуются посредством
Обеспеченность территорий
области документами
Утвержденная
Таким образом, исходя из требований
действующего законодательства, условия
для обеспечения свободы
В Тюменской области число действующих строительных организаций по состоянию на конец 2008 года составило 1922 единицы, среднегодовая численность работников составила 46,8 тыс. человек.
По итогам 2008 года объем работ, выполненных собственными силами по виду экономической деятельности «Строительство» по Тюменской области (без автономных округов) по данным Тюменьстата составил 94 816,1 млн. рублей (106,7 % к предыдущему году в сопоставимых ценах). Ввод в действие жилых домов в 2008 году составил 1099,2 тыс.кв. метров или 117 % к уровню 2007 года.
В 2009 году в Тюменской области введено в эксплуатацию 1033,4 тыс. м2 общей площади жилых домов (94% к уровню 2008 года).
Наиболее крупными строительными
организациями Тюменской
В общем объеме введенного
в эксплуатацию в 2009 году жилья доли
5 наиболее крупных организаций
ОАО «ТДСК» – 5,71%;
ЗАО «ЗАВОД ЖБИ-3» – 5,20%;
ООО «Дирекция капитального строительства» – 5,07%;
ООО «Броско» – 2,29%;
ООО «Тюменгазстрой» – 1,54%.
Коэффициент рыночной концентрации для данного товарного рынка равен CR3 = 15,98%. Исходя из значения показателя CR3,уровень концентрации данного товарного рынка является низким.
В 2009 году в целом по Тюменской области (согласно региональным статданным) выпущено 103,0 млн. штук условного кирпича строительного (50,1% к уровню 2008 года18).
На территории Тюменской области выпуск строительного кирпича осуществляют следующие промышленные предприятия: ЗАО «ВЗКСМ» (г. Тюмень, пос. Винзили), ООО «Инвест-силикат-стройсервис» (г. Тюмень, пос. Винзили), ООО «Викулово-агрострой» (Викуловский муниципальный район, с. Викулово), ООО «Артель-С» (г. Тобольск), ООО «СМУ-24» (г. Ишим), ООО «Строитель» (Казанский муниципальный район, с. Казанское).
В общем объеме выпущенной в 2009 году продукции доли указанных организаций распределены следующим образом:
ООО «Инвест-силикат-стройсервис» – 58,22%;