Конкуренция: теория и практика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 22:20, курсовая работа

Описание

Цель работы – выявить особенности конкуренции на практике.
Для достижения цели работы были поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность и виды конкуренции;
- рассмотреть модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Конкуренция как механизм регулирования рыночной экономики 6
1.1 Сущность и виды конкуренции 6
1.2 Модели рынков совершенной и несовершенной 10
конкуренции. 10
1.3 Понятие недобросовестной конкуренции…………………………...19
Глава 2. Развитие конкурентной среды в экономике России 22
2.1 Экономические реформы в России и их роль в создании конкурентной среды. 22
2.2 Факторы монополизации промышленного производства в современной России 25
Глава 3. Развитие конкуренции на рынке отраслей строительного комплекса РФ. 38
3.1 Строительный комплекс как рынок несовершенной конкуренции 38
3.2 Анализ состояния рынка отраслей строительного комплекса в г. Тюмени. 39
3.3 Конкуренция на рынке жилья: условия её создания……………..50
Глава 4. Как победить в конкурентной борьбе………………………….55
Заключение 57
Список использованной литературы 59

Работа состоит из  1 файл

Konkurentsia_teoria_i_praktika_gotovaya.docx

— 172.92 Кб (Скачать документ)

Существенные экономические  противоречия, порождаемые монополизацией, приводят к необходимости разрабатывать  государственную антимонопольную  политику. Суть антимонопольной политики заключается в использовании  выгод крупномасштабной экономики  и в нейтрализации её побочных последствий, связанных с ослаблением  конкуренции на товарных и иных рынках.

Существуют два  вида антимонопольной политики: антимонопольная политика в отношении естественных монополий и антимонопольная политика в отношении искусственных монополий.

Главными направлениями  антимонопольной политики являются: стимулирование предпринимательства на основе развития конкурентных начал и правовое ограничение монополизации экономики.

Выделяют два метода антимонопольного регулирования: прямой и косвенный. Прямой метод регулирования включает правовые меры, устраняющие или предупреждающие монопольное положение отдельных субъектов на рынке. А к мерам косвенного регулирования относятся преимущественно финансово-кредитные методы предупреждения и преодоления монополистических явлений в экономике.

Специфика становления российских монополий сказалась и на особенностях законодательного регулирования их деятельности. В капиталистических  странах Запада монополии появились, когда уже существовали развитые рыночные отношения. В этих условиях государство стало вводить ограничивающие антимонопольные нормы, чтобы воспрепятствовать удушению конкуренции. В отличие от этого, российское законодательство о конкуренции разрабатывалось при сильных монополиях и лишь формирующихся рыночных отношениях. Поэтому для нашей страны важно не только ограничивать монополизм и злоупотребления доминирующим положением, но и создавать конкурентную среду. При этом чтобы добиться соблюдения правил конкуренции, государству приходится проявлять изрядную политическую волю.

Первый закон, касающийся антимонопольного регулирования экономики - закон «О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности на товарных рынках», появился в России в 1991 году.

С 1991 года было введено большое  количество объективно необходимых  законов, составивших организационно-правовую базу для регулирования монополий. К примеру, законы "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" от 3 июля 1991 г., "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" от 13 декабря 1994 г., "О финансово-промышленных группах" от 30 ноября 1995 г., "О естественных монополиях" от 17 августа 1995 г., "Об акционерных обществах" от 26 декабря 1995 г., "О некоммерческих организациях" от 12 января 1996 года и другие. Кроме того, был введен также ряд нормативно-правовых актов в виде указов Президента РФ и постановлений правительства.14

Был создан Государственный  комитет по антимонопольной политике, преобразованный впоследствии в Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП).

К концу 1990-х - в начале 2000-х  годов возникла острая необходимость  в обобщении правоприменительной  практики в области антимонопольного законодательства, выявилась необходимость в его совершенствовании. Обновление правовой базы потребовалось для надежного пресечения злоупотреблений рыночной властью. Практика фиксировала большое количество ущемлений интересов хозяйствующих субъектов и прав потребителей со стороны монополий.

Специалисты по антимонопольной политике предлагают следующие меры правового регулирования демонополизации экономики и расширения конкурентной среды:

• запрещение соглашений, препятствующих вхождению других предприятий на рынок;

• недопущение чрезмерной концентрации производства;

• уменьшение ведомственного монополизма;

• запрещение немотивированных отказов от заключения договоров  с определёнными продавцами или  покупателями;

• запрещение соглашений между  компаниями по разделу рынка по территориальному принципу или ассортименту реализуемой  продукции;

• запрещение ценовых соглашений;

• эффективный антимонопольный  контроль за проведением конкурсов, торгов, аукционов, в том числе при размещении заказов на поставки продукции для федеральных и муниципальных нужд (уже в 1998 г. финансовые обороты на таких конкурсах и торгах достигли 122 млрд. рублей);

• введение жестких мер  против действий региональных властей,

препятствующих свободе  перемещения товаров и капитала по всей

территории России;

• согласование антимонопольного законодательства стран СНГ,

адаптацию их конкурентной политики к международным принципам  и

правилам.

Самыми действенными из всех методов антимонопольной политики для России на сегодняшний день, как и в общемировой практике, являются ограничительные меры. Они предусмотрены законом "О конкуренции" и применяются антимонопольными органами к хозяйствующим субъектам, нарушающими антимонопольное законодательство. Ограничительные меры включают запреты на монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию, на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно сказаться на развитии конкуренции.

 

Глава 3. Развитие конкуренции на рынке отраслей строительного комплекса РФ.

3.1 Строительный комплекс как рынок несовершенной конкуренции

Рынок строительства в Российской Федерации достаточно развит. Искажения в конкурентную среду данного рынка вносят в основном действия региональных властей, предоставляющих предпочтение отдельным застройщикам.

Экономические параметры  реализации инвестиционных проектов в  строительстве, особенно при сравнении  строительства жилья в рамках государственного и муниципального заказа с девелопментом земельных участков и других объектов недвижимости и отдельным производством, снижают инвестиционную привлекательность строительной отрасли.

Значительное изменение  затрат на строительство не покрывается  начальной сметной стоимостью строительства  объектов. Причиной этого является низкое качество утверждаемой на ранней стадии проектной документации, по которой формируются начальные цены для проведения торгов, особенно на освоение и инженерные сети, в то время как застройка осуществляется согласно «рабочей документации», которая значительно отличается от утвержденного на ранней стадии  проекта, по которому ведется финансирование15.

Значительные некомпенсируемые издержки возникают за счет обременений, возлагаемых администрациями местных  органов власти на застройщиков-инвесторов при жилищном строительстве.

Размещение государственного и муниципального заказа часто происходит с нарушениями: несвоевременное  размещение либо ограниченный доступ к информации о торгах, необоснованный отказ в допуске к участию в торгах, отсутствие прозрачности процедуры проведения торгов16.

Нормативно-правовая база, устанавливающая  требования к проектным документам, а также заключения, выдаваемые надзорными органами, носят оценочный, субъективный характер, поэтому любая проектная  документация может быть признана несоответствующей  установленным требованиям.

Для развития конкуренции  на данном рынке, во-первых, необходимо обеспечить равные условия при получении государственных и муниципальных заказов путем создания системы электронных торгов  и равный доступ к ним всех субъектов хозяйственной деятельности.

Во-вторых, совершенствование сметного ценообразования в Российской Федерации, позволяющее обеспечить достоверность расчетов стоимости строительной продукции на ранних стадиях строительного процесса, организовать экспертизу качества проектной документации объектов капитального строительства.

В-третьих, разработать необходимые нормативные правовые акты, направленные на упрощение процедуры выдачи разрешений на строительство и технические регламенты, которые формализуют требования по биологической, химической, промышленной и иных видов безопасности строительства объектов.

3.2 Анализ  состояния рынка отраслей строительного  комплекса в г. Тюмени.

Принимаемые в последние  годы на уровне Российской Федерации  законодательные и нормативные  правовые акты в сфере градостроительства и земельных отношений направлены на создание условий для принятия прозрачных административных решений, обеспечивающих равные условия участия  в строительстве всех заинтересованных лиц.

В сфере градостроительной  деятельности такие условия создаются  и реализуются посредством разработки комплекса необходимой градостроительной  документации, в том числе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документации по планировке территорий.

Обеспеченность территорий области документами территориального планирования, необходимой документацией  по планировке территорий, комплексное  формирование земельных участков для  строительства и возможность  предоставления инвесторам выбора наиболее эффективного использования земельных  участков, создание развитой системы  инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, сокращение административных барьеров и сроков оформления разрешительной документации создают условия для  большей инвестиционной привлекательности  для равноправных на рынке строительства  участников17.

Утвержденная градостроительная  документация является основой для  принятия решений в сфере использования  земель - предоставление земельных  участков посредством торгов исключает  возможность субъективного подхода  к принятию решения о передаче земельных участков для строительства  и необходимость в получении  многочисленных промежуточных согласований.

Таким образом, исходя из требований действующего законодательства, условия  для обеспечения свободы конкуренции  при осуществлении строительства  на территории области созданы, дальнейшая деятельность органов исполнительной власти и органов местного самоуправления должна быть направлена на их развитие и совершенствование. В полной мере обеспечить реализацию этих условий  должен переход к автоматизации  процессов управления градостроительной  деятельностью.

В Тюменской области число  действующих строительных организаций  по состоянию на конец 2008 года составило 1922 единицы, среднегодовая численность работников составила 46,8 тыс. человек.

По итогам 2008 года объем  работ, выполненных собственными силами по виду экономической деятельности «Строительство» по Тюменской области (без автономных округов) по данным Тюменьстата составил 94 816,1 млн. рублей (106,7 % к предыдущему году в сопоставимых ценах). Ввод в действие жилых домов в 2008 году составил 1099,2 тыс.кв. метров или 117 % к уровню 2007 года.

В 2009 году в Тюменской  области введено в эксплуатацию 1033,4 тыс. м2 общей площади жилых домов (94% к уровню 2008 года).

Наиболее крупными строительными  организациями Тюменской области, осуществляющими строительство  жилья, являются: ОАО «Армизонагрострой» (с.Армизонское), ООО «Броско» (г. Тюмень), ОАО «Бердюжьеагрострой» (с.Бердюжье), ООО «Дирекция капитального строительства» (г. Тюмень), ЗАО «ЗАВОД ЖБИ-3» (г. Тюмень), ООО ЗАВОД ЖБИ-5 (г. Тюмень),  ЗАО «Заводоуковскагрострой» (Заводоуковский городской округ, пос. Комсомольский),  ООО «Западно-Сибирская промышленная строительная компания» (г. Тюмень), ООО «Зодчие» (г. Тюмень), ООО «Калинов мост» (г. Тюмень), ООО «ИНКО и К» (г. Тюмень), ООО «Партнер-Инвест» (г. Тюмень), ООО МПК «Атлант» (г. Тюмень), ТФ Мостоотряд-36 ОАО «Мостострой-11» (г. Тюмень), ТФ Мостоотряд-87 ОАО «Мостострой-11» (г. Тобольск), ОАО ПСК «СибИнкор» (г. Тюмень), ЗАО «Менеджмент, дизайн, строительство» (г. Тюмень), ЗАО «Сибирь» (г. Тюмень), ЗАО «СМП-280» (г. Тюмень), ЗАО «Строймонтаж» (г. Тюмень), ООО «Строитель-17» (г. Тюмень), ЗАО «Тобольскстроймеханизация» (г. Тобольск), ОАО ТСО "Тюменьстрой» (г. Тюмень), ОАО «ТДСК» (г. Тюмень), ООО «Тюменгазстрой» (г. Тюмень), ЗАО «Тюменинвестстрой» (г. Тюмень), ОАО «Тюменская строительная компания» (г. Тюмень), ОАО «Тюменский завод ЖБИ-1» (г. Тюмень), ОАО «Тюменьоблстрой» (г. Тюмень), ЗАО «Тюменьтел» (г. Тюмень).

В общем объеме введенного в эксплуатацию в 2009 году жилья доли 5 наиболее крупных организаций распределены следующим образом:

ОАО «ТДСК» – 5,71%;

ЗАО «ЗАВОД ЖБИ-3» – 5,20%;

ООО «Дирекция капитального строительства» – 5,07%;

ООО «Броско» – 2,29%; 

ООО «Тюменгазстрой» – 1,54%.

Коэффициент рыночной концентрации для данного товарного рынка  равен CR3 = 15,98%. Исходя из значения показателя CR3,уровень концентрации данного товарного рынка является низким.

В 2009 году в целом по Тюменской  области (согласно региональным статданным) выпущено 103,0 млн. штук условного кирпича строительного (50,1% к уровню 2008 года18).

На территории Тюменской  области выпуск строительного кирпича осуществляют следующие промышленные предприятия: ЗАО «ВЗКСМ» (г. Тюмень, пос. Винзили), ООО «Инвест-силикат-стройсервис» (г. Тюмень, пос. Винзили), ООО «Викулово-агрострой» (Викуловский муниципальный район, с. Викулово), ООО «Артель-С» (г. Тобольск), ООО «СМУ-24» (г. Ишим), ООО «Строитель» (Казанский муниципальный район, с. Казанское).

В общем объеме выпущенной в 2009 году продукции доли указанных  организаций распределены следующим  образом:

ООО «Инвест-силикат-стройсервис» – 58,22%; 

Информация о работе Конкуренция: теория и практика