Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 08:14, контрольная работа
Транспорт является важнейшей сферой общественного производства. В системе единого народно-хозяйственного комплекса страны транспорт занимает особое место. Он является одной из отраслей, формирующих инфраструктуру народного хозяйства. Транспорт служит материальной основой разделения труда в обществе и осуществляет многообразную связь между производством и потреблением, промышленностью и сельским хозяйством, добывающей и обрабатывающей промышленностью, экономическими районами. Транспорт оказывает большое влияние на развитие и размещение общественного производства и в свою очередь отражает развитие и размещение производительных сил по территории страны.
1.Железнодорожный транспорт России. 3
Введение. 3
1.1 Этапы развития железнодорожного транспорта в России. 3
1.2 Особенности функционирования и структура железнодорожного транспорта в России. 6
1.3 Экономическая оценка деятельности железнодорожного транспорта. 9
1.4 Особенности размещения железнодорожного транспорта в России. 11
1.5 Проблемы и перспективы развития железнодорожного транспорта в России. 12
Заключение. 14
Список литературы. 18
• сооружения
для посадки, высадки и
• устройства для хранения, погрузки и выгрузки грузов;
• устройства сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы для обеспечения безопасности движения поездов и ускорения производственных процессов;
•
сооружения для экипировки и
ремонта локомотивов и вагонов;
• устройства
электроснабжения, в том числе
тяговые подстанции и
• устройства водоснабжения;
• устройства
материально-технического
Специфике
работы железных дорог,
Единое
централизованное руководство
Современная транспортная система РФ включает следующие основные виды транспорта: железнодорожный, речной, автомобильный, воздушный и трубопроводный (нефте и газопроводный).
Социально-экономический аспект связан с основной целью развития транспортной системы, а именно – качественным и полным удовлетворением потребностей народного хозяйства и населения в перевозках грузов и пассажиров.
Другой
основой развития различных видов
транспорта выступает технология перевозочного
процесса грузов и людей, которая
видоизменяется на различных путях
сообщения в соответствии с технико-экономическими
особенностями каждого вида транспорта,
обусловливающими наиболее выгодными
условия перемещения их в едином
перевозочном процессе страны. Благодаря
учету этих особенностей удается
обеспечить кооперацию различных видов
транспорта в транспортной системе
страны. Многие исследователи транспортных
проблем ограничиваются этими двумя
аспектами единой транспортной системы.
Однако этим не исчерпывается сущность
проблемы единой транспортной системы.
Главная задача – отыскание оптимальных
пропорций в развитии производства
и транспорта применительно планируемому
этапу экономического развития страны.
С решением важных вопросов территориальной
организации производственных сил
связан экономико-географический аспект
проблемы единой транспортной системы,
учитывающий взаимоотношения
Экономико-географические
особенности нашей страны выдвигают
железнодорожный транспорт на первый
план в транспортной системе. Вытянутой
главной хозяйственной полосы на
несколько тысяч километров требует
круглогодичного обеспечения
Рисунок 1.
Железнодорожный транспорт РФ представляет крупнейшую транспортную систему мира с высокой степенью интенсивности перевозного процесса. Он выполняет 35% мирового грузооборота и около 18% пассажирооборота при наличии 7% протяженности железных дорог мира. Российские железные дороги осуществляют более 2/3 грузооборота и половину пассажирооборота транспорта общего пользования во внутренних сооружениях, в то время как стоимость основных фондов железнодорожного транспорта в транспортной инфраструктуре – 1/3.
. Для железнодорожного транспорта характерен постоянный рост грузовых и пассажирских перевозок который значительно отражает увеличение протяженности сети железных дорог. В структуре перевозок железнодорожного транспорта преобладают грузовые перевозки. Номенклатура перевозимых по железным дорогам грузов насчитывает несколько тысяч наименований, но ведущее место занимают 8 групп массовых грузов, на долю которых приходится около 80% грузооборота. К этим грузам относятся: каменный и коксовый уголь, черные металлы, нефтяные, лесные, хлебные, руда всякая, минеральные строительные материалы, минеральные удобрения.[5]
Значение
железнодорожного транспорта в удовлетворении
транспортных потребностей народного
хозяйства и населения
Рисунок 2
К недостаткам железнодорожного транспорта следует отнести значительную потребность в капиталовложениях и трудовых ресурсах. Кроме того, железнодорожный транспорт является крупным потребителем металла (на 1 км магистральной линии требуется 130-200 т металла не считая подвижного состава).
Вся
железнодорожная сеть России
разделена на 17 дорог, представляющих
собой филиалы ОАО «РЖД».
В
состав ОАО «РЖД» вошли ряд
научно-исследовательских,
В
составе ОАО «РЖД» образовано
свыше 30 департаментов и управлений,
которые руководят в
Структурными подразделениями железных дорог являются отделения, которые руководят
всей производственно-
На ряде дорог функции
отдельных служб частично или
полностью передаются
Основным поставщиком грузов для железнодорожного транспорта является промышленность, на долю которой приходится до 90% общего объема грузов. Наиболее велика доля отраслей ТЭК (39%), промышленности строительных материалов (21%) и металлургии (18%).
На железнодорожном транспорте грузооборот растет темпами, существенно опережающими средний по отрасли. В 2008 г. индекс грузооборота на соответствующих видах транспорта составил 168,8 и 137,5 соответственно от уровня 1995 г. при среднем уровне 116,1, что в итоге приводит к увеличению их доли в общей структуре. Показатель роста грузооборота магистрального транспорта (119,6 уровня 1995 г.) также несколько превышает среднее значение.
Анализируя экономические показатели работы железнодорожного транспорта, следует отметить, что за период с 1990 по 2009 год средний вес грузового поезда брутто возрос с 3093 т. до 3608 т., средняя участковая скорость - с 34,3 км/ч до 39,0 км/ч, среднесуточная производительность грузового локомотива с 1098 тыс. т-км. брутто до 1566 тыс. т-км. брутто.
В качестве
неблагоприятной для
Финансовые
показатели работы железных дорог в
рассматриваемом периоде в
Финансовое состояние железнодорожного транспорта в 2007-2009 гг. иллюстрируют табл.1 и 2.[5]
Качество работы транспорта может характеризоваться такими показателями работы подвижного состава, как оборот и производительность вагона, масса и скорость движения поездовотечественных железных дорогах составляет - от 6,9 до 8,0 сут., для мелких отправок - 15,7-20,0 сут.
Доминирование
железнодорожного транспорта на рынке
транспортных услуг при относительно
низком качестве транспортной продукции
обусловлено тем, что по железным
дорогам перевозятся, главным образом,
массовые грузы, спрос на перевозку
которых не обладает степенью эластичности,
достаточной для перевода этих грузопотоков
на другие виды транспорта. Вместе с
тем на таком сегменте, как перевозка
«дорогих» мелкопартионных
Таблица 1
Данные о доходах и расходах по грузовым и пассажирским перевозкам
в 2007-2009 гг., млрд. руб.
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2009 2008, % | |
Доходы от перевозок, млн. руб. |
320,870 |
418,976 |
522,573 |
124,7 |
в т.ч. | ||||
от грузовых |
285,041 |
373,463 |
468,551 |
125,5 |
от пассажирских |
35,829 |
45,513 |
54,022 |
118,7 |
Расходы по перевозкам, млн. руб. |
273,974 |
395,102 |
476,472 |
120,6 |
в т.ч. | ||||
по грузовым |
203,433 |
293,742 |
359,751 |
122,5 |
по пассажирским |
70,540 |
101,3600 |
116,721 |
115,2 |
Прибыль от перевозок, млн. руб. |
46,896 |
23,873 |
46,101 |
193,1 |
в т.ч. | ||||
от грузовых |
81,608 |
79,721 |
108,801 |
136,5 |
от пассажирских |
-34,712 |
-55,847 |
-62,699 |
112,3 |
Отношение доходов к расходам, % |
117,12% |
106,04% |
109,68% |
103,4 |
в т.ч. | ||||
по грузовым |
140,12% |
127,14% |
130,24% |
102,4 |
по пассажирским |
50,8% |
44,9% |
46,3% |
103,1 |
Таблица 2.
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине: Экономическая география