Контрольная работа по дисциплине: Экономическая география

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 08:14, контрольная работа

Описание

Транспорт является важнейшей сферой общественного производства. В системе единого народно-хозяйственного комплекса страны транспорт занимает особое место. Он является одной из отраслей, формирующих инфраструктуру народного хозяйства. Транспорт служит материальной основой разделения труда в обществе и осуществляет многообразную связь между производством и потреблением, промышленностью и сельским хозяйством, добывающей и обрабатывающей промышленностью, экономическими районами. Транспорт оказывает большое влияние на развитие и размещение общественного производства и в свою очередь отражает развитие и размещение производительных сил по территории страны.

Содержание

1.Железнодорожный транспорт России. 3
Введение. 3
1.1 Этапы развития железнодорожного транспорта в России. 3
1.2 Особенности функционирования и структура железнодорожного транспорта в России. 6
1.3 Экономическая оценка деятельности железнодорожного транспорта. 9
1.4 Особенности размещения железнодорожного транспорта в России. 11
1.5 Проблемы и перспективы развития железнодорожного транспорта в России. 12
Заключение. 14
Список литературы. 18

Работа состоит из  1 файл

Контрольная.docx

— 786.85 Кб (Скачать документ)

 Железнодорожный  транспорт - особая сфера материального  производства и самостоятельная  отрасль народного хозяйства.  С его помощью осуществляются  связи внутри отраслей и между  различными отраслями, внутри  экономических районов и между  ними, формируются межгосударственные  связи. Железнодорожный транспорт  - необходимое условие и материальная  основа территориального разделения  труда.

  В транспортной системе России железные дороги занимают ведущее положение, тогда как в большинстве других государств удельный вес железнодорожных перевозок ниже.

 По эксплуатационной  длине железные дороги России  занимают второе место в мире (после США), по грузообороту и  объёму перевозимых грузов —  третье (после США и Китая), по  пассажирообороту - третье (после Китая  и Индии), по перевозкам пассажиров - третье (после Японии и Индии).

 Железнодорожный  транспорт отличается регулярностью  движения во все времена года, большой скоростью, способностью  осваивать массовые потоки грузов  и пассажиров, относительно низкой  себестоимостью перевозок

 Железнодорожный  транспорт осуществляет основной  грузопоток и пассажиропоток (коэффициент  перевозимости по основным грузам более 50%) в стратегически важных отраслях, среди которых - угольная нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая отрасли, добыча и перевозка черных металлов, производство минеральных, строительных и других риалов.

 Анализируя  экономические показатели работы  железнодорожного транспорта, следует  отметить, что за период с 1990 по 2009 год средний вес грузового  поезда брутто возрос с 3093 т.  до 3608 т., средняя участковая скорость - с 34,3 км/ч до 39,0 км/ч, среднесуточная  производительность грузового локомотива  с 1098 тыс. т-км. брутто до 1566 тыс. т-км. брутто.

  В качестве неблагоприятной для железнодорожного транспорта тенденции следует отметить увеличение доли порожнего пробега грузовых вагонов с 33-34% в 1990-91 г.г. до 39,9 % в 2009 г., связанное как с разделением единой сети железных дорог СССР, так и с прекращением централизованного регулирования грузопотоков, существовавшего в условиях социалистической экономики.

  Финансовые показатели работы железных дорог в рассматриваемом периоде в целом тоже были удовлетворительными, за исключением 1996 года, который МПС закончило с отрицательной рентабельностью (-1,5 %). Проблема убыточности была решена за счёт жёстких мер по сокращению эксплуатационных расходов, основанных в т.ч. на сокращении персонала. За 1997-1999 г.г. общее число занятых в отрасли сократилось на 438 тыс. человек (с 2142,7 тыс. чел. до 1704,7 тыс. чел.) или на 20 %, а на конец 2002 года среднесписочная численность работников составила 1555,0 тыс. чел., из них в основной деятельности - 1222,2 тыс. чел.

 К  основным проблемам отрасли, требующим  системного решения, относятся:

1) Физическое  и моральное старение технических  средств. 

2) Критический  уровень заполнения пропускных  способностей на ряде важнейших  участков.

3) Крайне  низких уровень транспортного  обеспечения целого ряда регионов  и отсутствие транспортной доступности  перспективных месторождений и  точек экономического роста, прежде  всего в восточных и северных  районах страны. А семь субъектов  РФ не имеют железных дорог  вообще.

4) Существенное  отставание отечественной железнодорожной  техники и технологий от уровня  передовых стран мира из-за  низкого уровня инвестиций в  железнодорожный транспорт последние  два десятка лет.

5) Не полностью  реализованы возможности взаимодействия  железнодорожного транспорта с  отечественным транспортным машиностроением,  приборостроением и связью.

6) Отсутствует  необходимая комплексность в  координации развития с другими  видами транспорта.

  Правительство принимает меры и разрабатывает эффективные программы для развития железнодорожного транспорта. Разработана «Программа развития скоростного и высокоскоростного движения».

 «Основными  задачами Программы, направленными  на достижение поставленных целей  являются:

- развитие  производства нового поколения  скоростного и высокоскоростного  подвижного состава;

- выбор полигона  скоростного и высокоскоростного  движения пассажирских поездов;

- организация  скоростного и высокоскоростного  движения пассажирских поездов  на приоритетных направлениях  сети железных дорог;

- создание  технических средств для скоростного и высокоскоростного движения»;

- подготовка  кадров для обеспечения скоростного  и высокоскоростного движения.

 В Программе  разработаны три комплекса мероприятий  по повышению скоростей движения  на железнодорожном транспорте:

1. Повышение  маршрутных скоростей дальних  пассажирских поездов до 70-90 км/ч,  следующих на расстояния более  700 Проект от 22.05.2007 «Основные направления  стратегии развития железнодорожного  транспорта России на период  до 2030 года», км. Обслуживание будет  осуществляться пассажирскими вагонами  со спальными местами.

2. Организация  скоростного железнодорожного движения  после реконструкции действующих  линий между крупными региональными  центрами скоростными поездами, маршрутная скорость которых  находится в пределах до 160-200 км/ч,  и время поездки не превышает  7 часов.

 В  числе угроз безопасности в  сфере перевозочной деятельности  железнодорожной отрасли можно  выделить:

- снижение  уровня безопасности перевозочного  процесса, обусловленное низкой  надежностью эксплуатируемой техники;

- высокий  физический и моральный износ  материально-технической базы вследствие  снижения темпов обновления и  инвестиционной активности;

- снижение  эффективности организации и  управления перевозочным процессом  ввиду недостаточного внедрения  элементов доминирующего технологического  уклада, прежде всего современных  информационных технологий.

 Стратегия  развития железнодорожного транспорта  направлена на решение следующих  задач:

1. «создание  условий для реализации основных  геополитических и геоэкономических целей Российского государства;

2. формирование  инфраструктурного базиса для  социально-экономического роста  Российской экономики;

3. обеспечение  транспортной доступности точек  ресурсного обеспечения и промышленного  роста, а также мест работы, отдыха, лечения, образования, национальных  культурных ценностей - для каждого  гражданина России;

4. приведение  уровня качества и безопасности  перевозок, в соответствие с  требованиями населения и экономики  и лучшими мировыми стандартами;

5. создание  достаточных провозных способностей  и необходимых резервов для  полного удовлетворения спроса  на перевозки при конъюнктурных  колебаниях;

6. глубокая  интеграция в мировую транспортную  систему;

7. поддержание  высокого уровня готовности к  деятельности в чрезвычайных  ситуациях, соответствующего требованиям  обороноспособности и безопасности  страны;

8. повышение  инвестиционной привлекательности  железнодорожного транспорта;

9. сохранение  социальной стабильности в отрасли  и высокое качество жизни железнодорожников  как важной составляющей российского  общества, приоритетность молодежной  политики, эффективная социальная  поддержка ветеранов железнодорожной  отрасли;

10. внедрение  высоких стандартов организации  труда, его максимальной производительности  и достижения на этой основе  устойчивого обеспечения перевозочного  процесса,квалифицированными кадрами».

 Этапы  стратегического развития железнодорожного  транспорта России.

2008-2015 годы: инновационный этап развития  железнодорожного транспорта.

- «Увеличение  объемов инвестиций в 2010 году  в 2 раза и в 2015 году не  менее чем в 3 Проект от 22.05.2007 «Основные направления стратегии  развития железнодорожного транспорта  России на период до 2030 года»,  раза к уровню 2006 года.

 Внедрение  инновационных технологий в области  эксплуатации и ремонта объектов  железнодорожного транспорта.

- Начало  финансирования инвестиционных  проектов за счет бюджетных  средств и средств Инвестиционного  фонда, активное применение механизмов  государственно-частного партнерства  (ГЧП) и сокращение перечня  имущества, ограниченного в обороте,  для финансирования инвестиций. Первоочередные проекты: строительство  дополнительных главных путей  на 3,2 тыс. км действующих железнодорожных  линий, организация скоростного  пассажирского движения на участке  Санкт-Петербург - Хельсинки, развитие  подходов к портам Ванино, Сов.  Гавань и др. Строительство высокоскоростных  линий. Активизация проектно-изыскательских  работ для строительства новых  железнодорожных линий.

- Государственное  тарифное регулирование услуг  железнодорожного транспорта гармонизируется  с процессами поэтапного перехода  к либерализации ценообразования  в других естественных монополиях».

2016-2030 годы: этап динамичного расширения  сети железных дорог.

- «Полномасштабная  реализация государственной стратегии  развития железнодорожного транспорта. Увеличение железнодорожной сети  на 22,3 Проект от 22.05.2007 «Основные  направления стратегии развития  железнодорожного транспорта России  на период до 2030 года», тыс.  км. Дальнейшее развитие скоростного  и высокоскоростного пассажирского  движения». 

-Создание  инфраструктурных условий для  развития новых точек экономического  роста в стране.

- Выход на  мировой уровень технологического  и технического развития железнодорожного  транспорта.

- Завершение  формирования эффективного рынка  перевозок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

  1. Соловьева А.М., «Железнодорожный транспорт России во II половине XIX века»,

Москва,1975гг.

  1. «История железнодорожного транспорта России и Советского Союза», том2 1917-1945,Санкт-Петербург,1994г.
  2. «Железнодорожный транспорт», Энциклопедия. Гл.редактор КонаревБ Н.С,Москва: Большая Российская энциклопедия,1994г.
  3. Берников И.П. «Экономическая безопасность России»,Санкт-Петербург,Мысль,2009г.
  4. Семанина Н.А. «Региональная экономика»,Санкт-Петербург,Лань,2009г.
  5. Алиев П.Е. «Экономика России»,Санкт-Петербург,2009г.
  6. Громов Н.И. «Единая транспортная система»,Москва,Транспорт,1989г.
  7. «Российские железные дороги» официальный сайт Министерства путей и сообщений. www.mps.ru
  8. Морозова Т.Г. «Экономическая география России»,Учебник для ВУЗов,Москва,2008г.
  9. Ярославцев В.А. «Российские железные дороги: проблемы и перспективы»,Москва,Дело,2008г.
  10. Курицын И.И.,Волгин А.В,Юпатов В.Н, «РФ: Социально-экономическая география»,Учебное пособие для студентов ВУЗов, Москва.
  11. Алаев О.Л. «Социально-экономическая географическая: понятийно-терминологический словарь»,Москва,Проспект,2009г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Экономико-географическая  характеристика Калининградской  области

Введение.

Калининградская область – одна из самых своеобразных в Российской Федерации и по ее географическому положению и по особенностям природы и благодаря ее историческому прошлому.

Калининградская область, будучи субъектом  Российской Федерации, оказалась после  распада СССР в положении эксклава. Достичь из области другие российские регионы без пересечения территории иностранных государств можно только по Балтийскому морю. Это создает  определенные трудности транспортного  сообщения – до тех пор, пока единое экономическое пространство не оформилось на всей территории Европы, включая  ее восток (Европейский союз). Но речь о выходе области из общероссийского  экономического пространства не идет – здесь действуют общие для  страны законы, в том числе и  в хозяйственной сфере. Усложнение транспортных связей является лишь удорожающим  фактором при поставках продукции. Механизм свободной (особой) экономической  зоны в Калининградской области, обслуживая интересы внешнеэкономических  связей страны в целом, ведет вовсе  не к ее обособлению, а к упрочению  роли в общероссийском народнохозяйственном комплексе. Закон об Общероссийской экономической зоне лишь небольшая составная часть всего хозяйственного законодательства Российской Федерации, как экономика области – составная часть экономики всей страны. Поэтому социально-экономическая ситуация в регионе зависит прежде всего от тех процессов, которые протекают в общероссийском народном хозяйстве. Тем не менее, сложность ситуации и темпы решения проблем перехода к рыночной экономике в каждом регионе не одинакова.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине: Экономическая география