Контрольная работа по дисциплине: Экономическая география

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 08:14, контрольная работа

Описание

Транспорт является важнейшей сферой общественного производства. В системе единого народно-хозяйственного комплекса страны транспорт занимает особое место. Он является одной из отраслей, формирующих инфраструктуру народного хозяйства. Транспорт служит материальной основой разделения труда в обществе и осуществляет многообразную связь между производством и потреблением, промышленностью и сельским хозяйством, добывающей и обрабатывающей промышленностью, экономическими районами. Транспорт оказывает большое влияние на развитие и размещение общественного производства и в свою очередь отражает развитие и размещение производительных сил по территории страны.

Содержание

1.Железнодорожный транспорт России. 3
Введение. 3
1.1 Этапы развития железнодорожного транспорта в России. 3
1.2 Особенности функционирования и структура железнодорожного транспорта в России. 6
1.3 Экономическая оценка деятельности железнодорожного транспорта. 9
1.4 Особенности размещения железнодорожного транспорта в России. 11
1.5 Проблемы и перспективы развития железнодорожного транспорта в России. 12
Заключение. 14
Список литературы. 18

Работа состоит из  1 файл

Контрольная.docx

— 786.85 Кб (Скачать документ)

Другими словами, на первом этапе структурной перестройки  экономики к наиболее перспективным  отраслям и предприятиям, позволяющим  ожидать скорую отдачу и потому требующим  стимулирования, относятся:

  • инфраструктурные отрасли, прежде всего транспорт, обслуживающий транзитные перевозки восток-запад, и телекоммуникации;
  • отрасли непроизводственной сферы (торговля, сфера обслуживания, финансы, курортно-рекреационное хозяйство и другое), которые до сих пор почему-то считаются чем-то «второсортным» на фоне отраслей производственной сферы;
  • экспортно-ориентированные и импортозамещающие предприятия всех отраслей;
  • предприятия, уже наладившие или потенциально способные наладить производственную кооперацию с зарубежными партнерами;
  • производство товаров народного потребления;
  • использование и углубление переработки местных сырьевых ресурсов, включая перерабатывающие предприятия аграрного сектора;
  • строительство и стройиндустрия;
  • расширение внутриобластных производственных связей, а также развитие широких кооперированных хозяйственных и торговых связей с регионами России, Белоруссии, Польши и Литвы.

Создание благоприятного инвестиционного климата является одной из задач и одновременно необходимым условием успешного  функционирования Калининградской  особой экономической зоны.

Для Калининградской области  из-за ее эксклавности иностранные инвестиции будут иметь еще большее значение, чем для России в целом. Но создание благоприятного инвестиционного климата в регионе должно способствовать не только иностранным (включая частичную репатриацию прежде вывезенных из страны капиталов), но и инвестициям предпринимательского капитала из других регионов России, а также привлечению местных, пусть и ограниченных,  финансовых ресурсов.

Надо иметь в виду, что привлечение инвестиций в  Калининградскую ОЭЗ, как и в  Россию в целом, происходит в условиях глобального мирового рынка, когда  капитал чрезвычайно мобилен  и ищет сферы применения по всему  земному шару. Даже в непосредственной близости от Калининградской области создаются свободные зоны-конкуренты (Сувалкская, Клайпедская, Шауляйская, Каунасская), которые в случае более благоприятного инвестиционного климата смогут оттянуть от нас потенциальных инвесторов. Кроме того, вполне реальными конкурентами нашей ОЭЗ выступают и свободные зоны других географических регионов, прежде всего, Восточной и Юго-Восточной Азии.

Формирование благоприятного инвестиционного климата предполагает создание оптимальной системы льгот  и стимулов, отвечающих задачам развития зоны и учитывающих интересы разных категорий инвесторов.

Калининградская ОЭЗ пока не стала местом, притягивающим иностранных (да и отечественных) инвесторов. Причины  этого достаточно хорошо известны и  их можно уложить в две основные группы – определяемые общероссийской политической и социально-экономической ситуацией и специфические для Калининградской области[10].

Причины, определяемые общероссийской политической и социально-экономической  ситуацией:

  • сохраняющаяся неустойчивость российской политической системы (эти опасения инвесторов могут быть сняты в случае стабильного развития политических процессов);
  • продолжающийся экономический кризис, все еще высокий по западным меркам уровень инфляции;
  • организованная преступность, неблагополучная криминальная ситуация в целом;
  • бюрократия, неэффективная работа органов государственного управления практически на всех уровнях;
  • нестабильность законодательства, особенно в налоговой и таможенных сферах;
  • неразвитость рыночной инфраструктуры в широком плане, включая законодательную базу, финансовую инфраструктуру, телекоммуникации и прочее;
  • отсутствие среднего класса и, следовательно, емкого внутреннего рынка с точки зрения покупательной способности основной массы населения;
  • и многое другое.

 Все перечисленное  в той или иной степени характерно  и для Калининградской области  как части Российской Федерации.

Причины, специфические  для Калининградской области:

  • эксклавное положение;
  • отсутствие значительных минеральных ресурсов (за исключением янтаря);
  • преобладание отраслей рыбопромышленного комплекса, тогда как в мире приоритетными сферами для инвестиций являются отрасли высоких технологий и сфера услуг;
  • сложившееся (и умело культивируемое определенными силами за рубежом) представление о регионе как о чрезмерно милитаризованном;
  • слабая доступность для зарубежных инвесторов объективных и полных данных о ситуации в регионе (хотя за последнее время произошел большой сдвиг в этом направлении);
  • отсутствие у абсолютного большинства предприятий в области бизнес-планов, соответствующих западным стандартам;
  • нестабильность и недоработанность зонального законодательства, случаи внезапной отмены полученных ранее льгот;
  • наличие серьезных конкурентов с почти таким же географическим положением (Польша и Литва). Надо отметить, что инвестиционный климат в соседних постсоциалистических странах лучше, чем в Калининградской области. Это определяется, в частности, сравнительной политической стабильностью, общей продвинутостью рыночных реформ (особенно в Польше и Эстонии). Не последнюю роль играют политические интересы индустриальных стран Запада, стремящихся вовлечь государства Центральной и Восточной Европы в свою экономическую, политическую и военную орбиту, а также культурно-религиозная близость населения этих стран Западу. Кроме того, законодательство соседних стран является более стабильным, чем российское, а часто и более продвинутым (в Польше и странах Балтии разрешена продажа земли иностранцам, в Польше  и Литве приняты законы о СЭЗ и так далее). Главное отличие Калининградской области от стран Балтии заключается в том, что она не является суверенным государством и по важнейшим вопросам решения принимают в Москве.

Инвестиции – ключевая проблема не только для экономики  Калининградской области, но и для  всей российской экономики в целом. Причем это, прежде всего, инвестиции в  производство.

Заключение

Основной проблемой для  развития экономики Калининградской  области является то, что все соседи Калининграда, будучи государствами, имеют  возможность принятия управленческих решений любого уровня, а власти области, не имея достаточных полномочий, теряют в оперативности принятия решений, согласовывая их с федеральными органами. Поэтому Калининградская  область проигрывает в конкурентной борьбе странам Балтии.

Органы государственной  власти Калининградской области  нуждаются в дополнительных правах по реализации мер региональной политики государства, и прежде всего закона об особой экономической зоне в Калининградской  области. Эти права могли бы быть закреплены в дополнениях в Договору о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Калининградской области. Не затрагивая вопрос о создании в составе России Балтийской республики, подобные дополнения позволили бы иметь области соответствующие права.

Кроме того, в настоящее  время наиболее важной стратегической задачей, стоящей перед регионом, является устранение энергетической зависимости  от сопредельных государств. Для этого  необходимо реконструировать и восстановить небольшие электростанции на территории области.

Перечень проблем, с которыми Калининградская область столкнулась  в процессе перехода к рыночным отношениям, можно продолжить и дальше, но ясно одно – без четкого определения  стратегического выбора невозможно реанимировать экономику региона  и России в целом, и последующий  ход политико-экономических преобразований в России заставит органы государственного управления кардинальным образом пересмотреть свой подход к самому западному региону.

На основании вышеизложенного  и проведенных исследований можно  сделать вывод о том, что при  правильном управлении и стабильной социально-экономической ситуации Калининградская область может  достичь достаточно высокого уровня экономики.

 

 

Список литературы.

  1. Бильчак В.С., Захаров В.Ф. Региональная экономика. – Калининград: Янтарный сказ, 1998. – 316с
  2. Калининградская область: перспективы и размышления. Коллекция произведений. Институт Янтарного края. – Калининград, июль 2001. – 64с
  3. Калининградская область. Природные ресурсы/ В.М. Литвин, Г.Н. Ельцина, В.П. Дедков; - Калининград: Янтар. сказ, 1999. – 189с
  4. Костяшова З. Балтийский самоцвет. – журнал Наука и жизнь, №5, 1999 год.
  5. Региональные проблемы ускорения социально-экономического развития Калининградской области: Сб. науч. тр./ Калинингр. ун-т. – Калининград, 1988. – 124с
  6. Регион сотрудничества. Вып. 1. Предложения по развитию Калининградской области на основе совершенствования механизма Особой экономической зоны/ А.П. Хлопецкий, С.Д. Козлов, Ю.С. Маточкин, Г.М. Федоров. – Калининград, 2001. – 28с
  7. Регионоведение: Учебник для вузов/ Т.Г. Морозова, М.П. Победина, С.С. Шишов, Р.А. Исляев; - Под ред. Проф. Т.Г. Морозовой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999. – 424с
  8. Социально-географические исследования Калининградской области. Межвузовский сборник. – Калининград, Изд. Калинингр. ун-та, 1985. – 128с
  9. Федоров Г.М., Зверев Ю.М. Калининградские альтернативы/ Калинингр. ун-т. – Калининград, 1995. – 157с
  10. Федоров Г.М., Зверев Ю.М., Корнеевец В.С. Российский эксклав на Балтике: Калининградская область в Балтийском экономическом пространстве/ Под ред. Г.М. Федорова; Калинингр. ун-т. – Калининград, 1997. – 312с
  11. Федоров Г.М., Корнеевец В.С. Социально-экономическая география Балтийского региона: Учебное пособие/ Калинингр. ун-т. – Калининград, 1999. – 159с
  12. Материалы с сайтов сети Internet:

http://www.narrow.parovoz.com

http://www.tury.ru/maps.php?country

      http://www.translogist.ru

http://www.superkarta.ru

http://geo.web.ru/db/msg.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Контрольная работа по дисциплине: Экономическая география