Контрольная работа по дисциплине: Экономическая география

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 08:14, контрольная работа

Описание

Транспорт является важнейшей сферой общественного производства. В системе единого народно-хозяйственного комплекса страны транспорт занимает особое место. Он является одной из отраслей, формирующих инфраструктуру народного хозяйства. Транспорт служит материальной основой разделения труда в обществе и осуществляет многообразную связь между производством и потреблением, промышленностью и сельским хозяйством, добывающей и обрабатывающей промышленностью, экономическими районами. Транспорт оказывает большое влияние на развитие и размещение общественного производства и в свою очередь отражает развитие и размещение производительных сил по территории страны.

Содержание

1.Железнодорожный транспорт России. 3
Введение. 3
1.1 Этапы развития железнодорожного транспорта в России. 3
1.2 Особенности функционирования и структура железнодорожного транспорта в России. 6
1.3 Экономическая оценка деятельности железнодорожного транспорта. 9
1.4 Особенности размещения железнодорожного транспорта в России. 11
1.5 Проблемы и перспективы развития железнодорожного транспорта в России. 12
Заключение. 14
Список литературы. 18

Работа состоит из  1 файл

Контрольная.docx

— 786.85 Кб (Скачать документ)

Для того, чтобы дать наиболее полную экономико-географическую характеристику Калининградской области нужно рассмотреть следующие вопросы:

Экономическая характеристика Калининградской области.

Административно-территориальное  деление.

Промышленность, транспорт, энергетика.

Перспективы развития Калининградской области

Целью данного исследования является попытка понять, почему при внешне благоприятных условиях в Калининградской  области экономика остается на крайне низком уровне.

 

    1. Общая характеристика и географическое положение Калининградской области.

 

Калининградская область – российский эксклав на Балтийском море. На севере и востоке она граничит с Литвой, на юге – с Польшей. На западе расположено 140-километровое морское побережье (см. рис.1).

Географическое положение области  очень удобно для разнообразных  международных контактов. Но ее территориальная  изолированность и относительная  удаленность от основной части страны вызывает сейчас определенные сложности  в развитии народного хозяйства.

Для небольшого по площади территории региона (15,1 тыс. км2, включая 1,8 тыс. км2 акватории морских заливов) природные условия и ресурсы его весьма разнообразны[11].

Переходный  от морского к континентальному климат достаточно мягок. Среднеянварские температуры колеблются от –20 до –40, среднеиюльские составляют +17.

Количество  осадков – около 700 мм в год. Длительный и влажный, хотя и прохладный, вегетационный  период обуславливает самую высокую  в стране продуктивность естественных кормовых угодий, благоприятствует выращиванию кормовых и зерновых культур, овощей. Однако избыточное увлажнение при плоском низменном рельефе требует мелиорации земель, а промывной режим относительно бедных гумусом дерново-подзолистых почв – большого количества удобрений.

Почти вся  территория области покрыта осушительными  мелиоративными каналами. Около тысячи квадратных километров занимают расположенные ниже уровня моря польдерные земли. Они ограждены от затопления дамбами общей протяженностью 700 км; для откачки воды действуют насосные станции.

 

Рис.1. Калининградская  область 

 

Крупнейшие  внутренние водоемы – пресноводный Куршский залив и слабосоленый Калининградский (относящаяся к области часть Вислинского залива). Они имеют немаловажное рыбопромысловое значение. Добываются лещ, судак, салака, угорь. Самые большие реки области – Неман и Преголя. Они соединены каналами в единую водную систему.

Лесные  ресурсы незначительны. Смешанные  и широколиственные леса занимают всего 18% территории, при этом 40% лесов –  искусственного происхождения. Леса имеют  в основном природоохранное и  рекреационное значение. С целью  сохранения уникальной растительности дюнных ландшафтов и их животного  мира создан национальный парк «Куршская  коса».

На территории области сосредоточены  крупнейшие мировые запасы янтаря (более 90% мировых промышленных разработок), имеются значительные месторождения  нефти (с содержанием серы не более 0.2 %), залежи каменной соли класса "Экстра", торфа, минеральной воды[3]. На дне  Балтийского моря обнаружены железомарганцевые  конкреции, а также залежи "тяжелых  песков", содержащих титан и цирконий. Глубоко под землей на суше залегают калийная соль, серосодержащее и карбонатное  сырье. Хочу подробнее остановиться на главном из месторождений –  янтаре.

Западное побережье Калининградского полуострова называется Янтарным берегом. Десятки миллионов лет назад, когда здесь росли густые хвойные леса, а климат был гораздо теплее, из  гигантских  сосен  вытекала смола. Она затвердевала, покрывалась песчаными и глинистыми отложениями и кусками уносилась водами рек в море. Так образовался янтарь - окаменевшая смола древних хвойных деревьев.Запасы его в этих местах самые мощные в мире. Прогнозные ресурсы расположенного на Калининградском полуострове месторождения составляют 300 тыс. т (при максимально достигавшемся годовом уровне добычи 700 т; сейчас добывается 300-400 т янтаря в год) ( рис. 2).

 

Рис. 2. Приморский карьер (поселок Янтарный Калининградской  области), где добывают янтарь-сырец[4].

 

Калининградский янтарь необычайно красочен по оттенкам и блеску. Когда его отшлифуют, он делается золотистым, матовым, дымчатым, полосатым. В его отдельных прозрачных кусках, словно в гробницах, можно видеть заживо погребенных представителей древней флоры и фауны (жуков, пауков, стрекоз, листья, семена и т. п.) (рис. 3).

 

Рис. 3. Янтарь с включением насекомых. Из коллекции калининградского Музея янтаря.[4].

 

Янтароносные пласты лежат ниже современного уровня Балтийского моря, и прибой часто вымывает из них кусочки янтаря, выбрасывая их на берег.

Янтарь  добывался здесь с XII в. и в большом количестве вывозился в разные страны мира, в том числе и в Россию[4]. Им, например, была облицована Янтарная комната Царскосельского дворца в городе Пушкине, разграбленная фашистами. В наше время это ценное ископаемое добывают в поселке Янтарном, где работает единственный в России янтарный комбинат.

В области  имеется 22 муниципальных образований:

- город  Калининград,

- 6 городских  округов (Ладушкинский, Мамоновский, Пионерский, Светловский, Советский, Янтарный),

- 15 муниципальных  районов (1.Багратионовский, 2.Балтийский,3.Гвардейский, 4.Гурьевский, 5.Гусевский, 6.Зеленоградский, 7.Краснознаменский, 8.Неманский, 9.Нестеровский, 10.Озёрский, 11.Полесский, 12.Правдинский, 13.Светлогорский, 14.Славский, 15.Черняховский). (рис.4)

Административный  центр региона - г. Калининград.

 Крупные города – Советск (42,5 тыс. чел.), Черняховск (40,5 тыс. чел.), Балтийск (33,4 тыс. чел.), Гусев (28,0 тыс. чел.).

 На  севере и востоке на протяжении 280,5 км она граничит с Литовской  Республикой, на юге на протяжении 231,98 км - с Республикой Польша, на  западе область ограничивает 183,56-километровое  побережье Балтики. Максимальная  протяженность области с востока  на запад составляет 205 км, с севера  на юг - 108 км. От Калининграда до польской границы всего 35 км, до литовской - 70 км. Ближайший областной центр России - Псков - отстоит от Калининграда на 800 км, до Москвы - 1289 км.

 

Рис.4 Муниципальные  районы Калининградской области.

 

    1. Экономическая характеристика Калининградской области.
      1. Промышленная характеристика.

 

В промышленности большинство прежних крупных  предприятий еще формально существуют, но многие из них почти не производят продукции. Тяжелое положение сложилось  на большинстве машиностроительных предприятий, особенно на предприятиях, принадлежащих оборонному комплексу[1]. Среди них судостроительный завод  «Янтарь», относящийся к электронной  промышленности «Кварц».  На них  работало по 5-10 тыс. человек. Сложное  оборудование выпускали предприятия  «Система» и «Факел» с числом работников 2-5 тыс. человек. Теперь численность  занятых на этих заводах сократилось  в несколько раз, так как государственное  финансирование оборонных заказов  резко сократилось, а для освоения гражданской продукции требуются  инвестиции, которые также отсутствуют. Коммерческие банки, призванные финансировать  с помощью кредитов деятельность предприятий, до финансового кризиса 17 августа 1998 года чаще занимались скупкой  государственных ценных бумаг. К  тому же освоение выпуска товаров народного потребления усложнено жесткой конкуренцией на их рынке со стороны крупных монополий индустриально развитых стран. Так, попытки наладить на заводе «Кварц» совместно с зарубежными фирмами сборку компьютеров не привели к успеху.

Таким образом, ключевые вопросы для большинства  машиностроительных предприятий –  рынок сбыта и инвестиции. Это  касается не только оборонных заводов, хотя здесь вопросы стоят особенно остро. В сходном положении оказались  и все другие предприятия[5]. Среди  них Калининградский вагоностроительный завод, основной продукцией которого являются крупнотоннажный саморазгружающиеся вагоны-думпкары для горнодобывающей  промышленности, заводы светотехнической арматуры и «Микродвигатель» в Гусеве, калининградские предприятия по производству оборудования для рыбодобывающей и рыбообрабатывающей промышленности  и судоремонту. Относительно успешно  работают производящий оборудование для  газопроводов завод «Газавтоматика» и ставшее совместным предприятие «Балткран», отправляющее 90% своей продукции за рубеж.

В сложном  положении оказались целлюлозно-бумажные заводы, два из которых находятся  в Калининграде, по одному в Советске и Немане, а также Знаменская бумажная фабрика. При удаленности сырьевой базы отрасль может успешно развиваться  только при ориентации на экспорт (и  раньше треть калининградской целлюлозы  продавалась за рубеж). На некоторых  предприятиях («Цепрусс» в Калининграде, Неманский ЦБЗ) с помощью зарубежных инвесторов, владеющих контрольным пакетом акций, осуществляется технологическое переоснащение производства. Но объемы выпуска целлюлозы нестабильны. Здесь отчасти сказывается удаленность сырьевой базы, имеющей собственных потребителей древесины на Севере и Северо-Западе России. Ставится вопрос об использовании в качестве сырья древесины лиственных пород из более близко расположенной Белоруссии. Однако для освоения новых технологий требуются крупные инвестиции.

В отраслевой структуре промышленного производства в Калининградской области выделяется единичная доминирующая отрасль  – пищевая промышленность. Она  составляет 42,7% от всей промышленности Калининградской области.

В Калининградской  области можно выделить высокий  удельный показатель по добыче нефти: 893 кг/чел., по которому область уступает только России в целом и Дании.

Однако  область занимает последнее место  по производству электроэнергии: 287 кВт - ч/чел., что более чем в пять раз ниже,  чем в занимающей предпоследнее место Латвии. Вопрос энергетического обеспечения Калининградской области является очень актуальным, так как она не имеет достаточных топливных ресурсов и мощностей по производству электроэнергии.

 Сейчас  местные ГРЭС-2 в Светлом, ТЭЦ  в Калининграде и Гусеве удовлетворяют  лишь небольшую часть потребностей. Транзитом через Литву из системы  РАО ЕЭС России поступает 80% необходимой электроэнергии, в основном  с Ленинградской АЭС. Область  получает природный газ по  ветке магистрального газопровода  «Сияние Севера». Нефтепродукты  закупаются в значительной мере  за рубежом. Уголь поступает  из Кузбасса. Хотя в области  ведется добыча нефти, обсуждение  проектов сооружения собственного  нефтеперерабатывающего завода  привело к заключению о нецелесообразности  его строительства по экономическим  соображениям. Месторождения торфа  обеспечивают только потребности  сельского хозяйства, хотя рассматривается  вопрос увеличения его экспорта[2]. Проект разработки в курортной  зоне неподалеку от Светлогорска  Грачевского месторождения бурого угля всего 50 млн. т для энергетических целей, был отвергнут не только по экономическим, но и по экологическим причинам.

Некоторое наращивание внутренних источников электроснабжения возможно при восстановлении ранее действовавших небольших ГЭС; сейчас завершается реконструкция самой крупной из них на реке Лава. Построена с помощью датской стороны первая ветроэнергетическая установка на побережье Балтийского моря, обладающего значительными ветроэнергоресурсами. Гидро- и ветроэнергетика отличаются экологической чистотой, но производят в условиях области очень дорогую электроэнергию. К тому же они способны удовлетворить потребности региона в энергии лишь на несколько процентов. Вблизи Калининграда с 1989 года ведется строительство крупной ТЭЦ-2 мощностью 900 МВт и работа, которой предусмотрена на природном газе. С ее вводом потребности региона в электроэнергии будут полностью удовлетворены, и появится возможность ее частичного экспорта. Однако строительство затягивается из-за высокой стоимости (до 2 млрд. долларов). Решить проблему возможно, если Россия примет участие в проекте Балтийского энергетического кольца, который предполагает объединить энергосистемы всех стран региона Балтийского моря. При условии поставки части производимой электроэнергии в эту новую энергосистему (а из нее – на Запад) появляется возможность получить необходимое финансирование из фондов ЕС.

Калининградская область имеет самые низкие показатели в черной металлургии, промышленности стройматериалов и легкой промышленности по России.

Большие проблемы возникли у такой уникальной отрасли, как янтарная промышленность. Янтарный комбинат с двумя тысячами работников обеспечивал всю добычу, первичную обработку янтаря и  выпускал ювелирные изделия, в том  числе на экспорт. Он оказался банкротом  в результате непродуманной приватизации, неправильной стратегии развития, распространения  незаконной добычи янтаря «старателями»  и прямого воровства из карьера  комбината. Принятые меры, включая поддержку  со стороны региональных властей, несколько  улучшили положение. Сократившаяся  добыча и переработка янтаря вновь  стали расти. Сейчас рассматриваются  проекты дальнейшего развития отрасли, включая формирование по образцу  стран Запада промышленного округа с большим числом фирм по переработке  янтаря. Они могли бы составить  конкуренцию подобным предприятиям в соседних Польше и Литве, где  используются для производства украшений  преимущественно калининградский  янтарь-сырец и полуфабрикаты, значительная часть которых поступает через  границу контрабандным путем. Усиливается  и меры охраны на комбинате и пограничного контроля за движением янтаря.

В условиях свободной (особой) экономической зоны в Калининградской области с  отменой таможенных барьеров относительно благополучное положение имеют  лишь экспортно - ориентированные отрасли (хотя и здесь производство сократилось) [5]. Сектор, работающий на внутренний рынок, находятся в крайне сложном положении из-за мощной (иногда недобросовестной) конкуренции импортных товаров.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине: Экономическая география