Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 03:41, курсовая работа
Малое предпринимательство – один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Развитие малого бизнеса отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства. И если крупный бизнес – это скелет, ось современной экономики, то все многообразие мелкого и среднего предпринимательства – мышцы, живая ткань хозяйственного организма.
Введение 3
1. Малый бизнес и его роль в рыночной экономике 5
2. Опыт поддержки малых предприятий в различных странах 8
3. Становление малого бизнеса и проблемы, связанные с его
развитием в Республике Беларусь 14
Заключение 28
Список использованных источников 31
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра
экономической теории и истории экономических
учений
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по дисциплине: Макроэкономика
на тему: Малый бизнес: зарубежный опыт и проблемы
развития в экономике Республики Беларусь
Студентка
ФМ, 2 курс, ДКЭ А.В.
Михайловская
Руководитель
ассистент Д.И.Жигунов
МИНСК
2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Малый бизнес
и его роль в рыночной экономике
5
2. Опыт поддержки
малых предприятий в различных странах 8
3. Становление малого бизнеса и проблемы, связанные с его
развитием в Республике
Беларусь 14
Заключение 28
Список использованных
источников 31
Приложение 32
ВВЕДЕНИЕ
«Малый бизнес – это золотой
фонд нации»
Джессик
Малое предпринимательство – один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Развитие малого бизнеса отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства. И если крупный бизнес – это скелет, ось современной экономики, то все многообразие мелкого и среднего предпринимательства – мышцы, живая ткань хозяйственного организма.
Малые предприятия являются основой либеральной экономики на современном этапе: они формируют основную массу налоговых поступлений, заработной платы, обеспечивают средствами к существованию значительную часть населения. Благодаря деятельности малых предприятий создаются новые рабочие места, обеспечивается мобилизация материальных, финансовых и природных ресурсов.
Малые предприятия играют важную роль в современной экономике. В настоящее время малые предприятия представлены практически во всех отраслях экономики. Они функционируют не только в таких традиционных сферах, как легкая и пищевая промышленность, но и появляются в машиностроении, производстве оптических приборов, химической и электрохимической промышленности Количественный рост небольших компаний в промышленности предопределен углублением специализации и дифференциации производства, отказом от крупносерийного производства в пользу мелкосерийного и индивидуального.
Малый бизнес особенно важен в переходный период. Он способствует развитию рыночных отношений в народнохозяйственном комплексе, где господствуют государственные или полугосударственные предприятия, многие из которых являются монополистами; выделению из последних таких производств, которые могут эффективно функционировать отдельно. Это производство стандартных деталей, вспомогательные и подсобные цеха, участки и т.п. Технология их производства достаточно проста и не требует капиталоемкого оборудования. Они могут быть преобразованы в малые предприятия, где мотивация производителей выше, а следовательно, и более высокая производительность труда.
Малый бизнес Республики Беларусь представляет сегодня перспективный развивающийся сектор, постепенно увеличивающий свою роль и значение в обеспечении общего экономического роста страны. Он способствует формированию конкурентной среды, росту производства потребительских товаров в стране, расширению сферы услуг, приданию экономике дополнительной стабильности. Это и обусловливает актуальность темы данной курсовой работы.
История развития малого предпринимательства в республике насчитывает около 17 лет. За этот период произошли значительные изменения в количественном и качественном составе малых предпринимательских структур, в макроэкономической и правовой среде, а также в государственной политике в области стимулирования и развития малого бизнеса. Однако развитие малого бизнеса в Беларуси идет медленными темпами, что объясняется существованием ряда барьеров, как административного, так и экономического характеров. Ступенькой к их преодолению является комплексное изучение проблем развития малого бизнеса в стране и изучение его поддержки в зарубежных странах, что и является целью данной работы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Для
написания данной курсовой работы автор
изучила ряд учебных пособий, газетных
статей, статистических бюллетеней, государственные
программы поддержки малого бизнеса, а
также квартальные обозрения малого бизнеса
Исследовательским центром ИПМ.
1.
МАЛЫЙ БИЗНЕС И ЕГО РОЛЬ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Малый бизнес (предпринимательство) – это инициативная самостоятель-ная деятельность малых предпринимательских структур различных организационно-правовых форм и физических лиц в соответствии с установленными критериями, направленная на получение хозяйственного результата и на его основе прибыли, осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность [15, с. 10].
При отнесении предприятия к субъектам малого предпринимательства используются количественные и качественные критерии. К количественным критериям относятся:
• численность занятых на предприятии (наиболее распространенный);
• годовой объем производства;
• годовой объем продаж;
• среднегодовая балансовая стоимость активов [5, с. 12].
При этом количественная шкала является дифференцированной для различных отраслей. Например, в Республике Беларусь к малым предприятиям относятся компании со среднесписочной численностью занятых 25-100 человек в зависимости от отрасли экономики. В США к малым относятся компании с количеством занятых до 99 человек (в том числе до 24 человек — к наименьшим, 25-99 — к малым), в Великобритании к малым предприятиям относятся предприятия с количеством занятых до 24 человек, во Франции — от 10 до 50 человек [5, с. 12].
Среди качественных критериев при отнесении компании к субъектам малого предпринимательства используются следующие:
• предприятие владеет небольшой долей рынка;
• управление предприятием осуществляет лично его владелец;
• предприятие является независимым, т.е. не подчиняется крупной компании [5, с. 12].
Малый бизнес особенно важен в переходный период. Он способствует развитию рыночных отношений в народнохозяйственном комплексе, где господствуют государственные или полугосударственные предприятия, многие из которых являются монополистами; выделению из последних таких производств, которые могут эффективно функционировать отдельно [4, с. 45].
В целом роль малого бизнеса в национальной экономике необходимо анализировать по следующим направлениям [5, с. 17].
В области хозяйственного механизма малый бизнес позволяет бороться с монополизмом. Малые предприятия как неотъемлемая часть рыночной среды оказывают конкурентное давление на крупные предприятия и тем самым стимулируют их инновационную деятельность. Благодаря деятельности малых предприятий лучше удовлетворяются потребности общества за счет заполнения рыночных ниш, которые игнорируются крупным и средним бизнесом из-за небольшого минимального эффективного масштаба производства. Малые предприятия обеспечивают возможность специализации производства крупных фирм в результате отказа в пользу мелких специализированных предприятий от вспомогательных и заготовительных производств [5, с. 17].
В области общественной психологии малый бизнес воспитывает у участвующих и связанных с ним людей психологию собственника, способность самостоятельно принимать решения, рассчитывать на собственные силы, делает экономику более способной к конкуренции. Для человека, занимающегося бизнесом, малый бизнес позволяет реализовать себя как личность, чувствовать себя независимым, способным решать сложные задачи [5, с. 17].
В области социальной структуры общества малый бизнес является основой формирования так называемого среднего класса, который в настоящее время составляет основу общества рыночного типа [5, с. 17].
Малые предприятия являются основой либеральной экономики на современном этапе: они формируют основную массу налоговых поступлений, заработной платы (сбережений), обеспечивают средствами к существованию значительную часть населения. Благодаря деятельности малых предприятий создаются новые рабочие места, обеспечивается мобилизация материальных, финансовых и природных ресурсов [5, с. 17].
Малые предприятия могут трансформироваться в крупную компанию. Так из числа крупнейших международных корпораций многие появились именно эволюционным путем на основе первоначально созданных малых предприятий — это компании IBM, Microsoft, МасDonald’s и др [4, с. 36].
Малые предприятия являются неотъемлемым и, как показывает практика, наиболее эффективным элементом инновационного развития экономики. Они занимаются разработкой и внедрением технологических, технических, организационных новшеств, без которых невозможен выход на рынок и эффективная работа новых предприятий [4, с. 46].
В целом можно выделить следующие основные преимущества малых предприятий:
• большая динамичность, оперативность в принятии решений;
• низкая потребность в капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и производство;
• короткий технологический цикл, быстрая оборачиваемость средств, что позволяет быстрее окупить инвестиции, уменьшает уровень экономического риска и повышает уровень доходов, которые получает предприниматель;
• более низкие накладные расходы за счет предельно рациональной организации и управления производства;
• устойчивый сбыт продукции благодаря ориентации на конкретных потребителей;
• быстрая приспособляемость к меняющимся требованиям рынка;
• высокая скорость прохождения управленческой информации, что позволяет малым фирмам оперативно реагировать на любые изменения условий конкуренции [5, с. 18];
• способность быстро поглощать большое количество рабочей силы;
• коллективистский социально-психологический климат, низкий уровень конфликтности, отсутствие бюрократизма в управлении [4, с. 49].
Однако малые предприятия обладают рядом существенных недостатков, обусловливающих высокий процент банкротств малых предприятий по сравнению с крупными предприятиями. Среди слабых сторон малых предприятий можно выделить следующие:
• слабый уровень диверсификации продукции;
• невысокий объем располагаемых ресурсов (небольшой размер уставного капитала, затрудненный доступ к ресурсам кредитной системы);