Малый бизнес: зарубежный опыт и проблемы развития в экономике Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 03:41, курсовая работа

Описание

Малое предпринимательство – один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Развитие малого бизнеса отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства. И если крупный бизнес – это скелет, ось современной экономики, то все многообразие мелкого и среднего предпринимательства – мышцы, живая ткань хозяйственного организма.

Содержание

Введение 3
1. Малый бизнес и его роль в рыночной экономике 5
2. Опыт поддержки малых предприятий в различных странах 8
3. Становление малого бизнеса и проблемы, связанные с его
развитием в Республике Беларусь 14
Заключение 28
Список использованных источников 31

Работа состоит из  1 файл

Малый бизнес КУРСОВАЯ(моя)2.doc

— 261.50 Кб (Скачать документ)

  МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ» 
 
 

Кафедра экономической теории и истории экономических учений 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ РАБОТА 

по дисциплине: Макроэкономика

на тему: Малый бизнес: зарубежный опыт и проблемы

              развития в экономике Республики Беларусь

                     
 
 
 
 
 

Студентка

ФМ, 2 курс, ДКЭ        А.В. Михайловская 
 

Руководитель        

ассистент       Д.И.Жигунов 
 
 
 
 

     МИНСК 2010 

     СОДЕРЖАНИЕ 

Введение  3 

1. Малый бизнес и его роль в рыночной экономике   5 

2. Опыт поддержки малых предприятий в различных странах 8 

3. Становление малого бизнеса и проблемы, связанные с его

развитием в Республике Беларусь  14 

Заключение  28

Список использованных источников  31 

Приложение  32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

           «Малый  бизнес – это золотой

             фонд нации»

                       Джессика  Пирс 

     Малое предпринимательство – один из ведущих  секторов, во многом определяющий темпы  экономического роста, состояния занятости  населения, структуру и качество валового национального продукта. Развитие малого бизнеса отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства. И если крупный бизнес – это скелет, ось современной экономики, то все многообразие мелкого и среднего предпринимательства – мышцы, живая ткань хозяйственного организма.

     Малые предприятия являются основой либеральной экономики на современном этапе: они формируют основную массу налоговых поступлений, заработной платы, обеспечивают средствами к существованию значительную часть населения. Благодаря деятельности малых предприятий создаются новые рабочие места, обеспечивается мобилизация материальных, финансовых и природных ресурсов.

     Малые предприятия играют важную роль в современной экономике. В настоящее время малые предприятия представлены практически во всех отраслях экономики. Они функционируют не только в таких традиционных сферах, как легкая и пищевая промышленность, но и появляются в машиностроении, производстве оптических приборов, химической и электрохимической промышленности Количественный рост небольших компаний в промышленности предопределен углублением специализации и дифференциации производства, отказом от крупносерийного производства в пользу мелкосерийного и индивидуального.

     Малый бизнес особенно важен в переходный период. Он способствует развитию рыночных отношений в народнохозяйственном комплексе, где господствуют государственные или полугосударственные предприятия, многие из которых являются монополистами; выделению из последних таких производств, которые могут эффективно функционировать отдельно. Это производство стандартных деталей, вспомогательные и подсобные цеха, участки и т.п. Технология их производства достаточно проста и не требует капиталоемкого оборудования. Они могут быть преобразованы в малые предприятия, где мотивация производителей выше, а следовательно, и более высокая производительность труда.

     Малый бизнес Республики Беларусь представляет сегодня перспективный развивающийся сектор, постепенно увеличивающий свою роль и значение в обеспечении общего экономического роста страны.  Он способствует формированию конкурентной среды, росту производства потребительских товаров в стране, расширению сферы услуг, приданию экономике дополнительной стабильности. Это и обусловливает актуальность темы данной курсовой работы.

     История развития малого предпринимательства в республике насчитывает около 17 лет. За этот период произошли значительные изменения в количественном и качественном составе малых предпринимательских структур, в макроэкономической и правовой среде, а также в государственной политике в области стимулирования и развития малого бизнеса. Однако развитие малого бизнеса в Беларуси идет медленными темпами, что объясняется существованием ряда барьеров, как административного, так и экономического характеров. Ступенькой к их преодолению является комплексное изучение проблем развития малого бизнеса в стране и изучение его поддержки в зарубежных странах, что и является целью данной работы.

     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть, что представляет собой малый бизнес и выявить его роль в рыночной экономике;
  • изучить опыт поддержки малых предприятий в различных странах, прежде всего развитых, где успешно развивается этот сектор экономики;
  • показать тенденцию развития малого бизнеса в Республике Беларусь; предпринимаемые меры по его поддержке; проблемы, связанные с его развитием, и попытки их преодоления в настоящий момент.

     Для написания данной курсовой работы автор изучила ряд учебных пособий, газетных статей, статистических бюллетеней, государственные программы поддержки малого бизнеса, а также квартальные обозрения малого бизнеса Исследовательским центром ИПМ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.  МАЛЫЙ БИЗНЕС И ЕГО РОЛЬ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 

     Малый бизнес (предпринимательство) – это инициативная самостоятель-ная деятельность малых предпринимательских структур различных организационно-правовых форм и физических лиц в соответствии с установленными критериями, направленная на получение хозяйственного результата и на его основе прибыли, осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность [15, с. 10].

     При отнесении предприятия к субъектам малого предпринимательства используются количественные и качественные критерии. К количественным критериям относятся:

     • численность занятых на предприятии (наиболее распространенный);

     • годовой объем производства;

     • годовой объем продаж;

     • среднегодовая балансовая стоимость активов [5, с. 12].

     При этом количественная шкала является дифференцированной для различных отраслей. Например, в Республике Беларусь к малым предприятиям относятся компании со среднесписочной численностью занятых 25-100 человек в зависимости от отрасли экономики. В США к малым относятся компании с количеством занятых до 99 человек (в том числе до 24 человек — к наименьшим, 25-99 — к малым), в Великобритании к малым предприятиям относятся предприятия с количеством занятых до 24 человек, во Франции — от 10 до 50 человек [5, с. 12].

     Среди качественных критериев при отнесении компании к субъектам малого предпринимательства используются следующие:

     • предприятие владеет небольшой долей рынка;

     • управление предприятием осуществляет лично его владелец;

     • предприятие является независимым, т.е. не подчиняется крупной компании [5, с. 12].    

     Малый бизнес особенно важен в переходный период. Он способствует развитию рыночных отношений в народнохозяйственном комплексе, где господствуют государственные или полугосударственные предприятия, многие из которых являются монополистами; выделению из последних таких производств, которые могут эффективно функционировать отдельно [4, с. 45].

     В целом роль малого бизнеса в национальной экономике необходимо анализировать по следующим направлениям [5, с. 17].

     В области хозяйственного механизма малый бизнес позволяет бороться с монополизмом. Малые предприятия как неотъемлемая часть рыночной среды оказывают конкурентное давление на крупные предприятия и тем самым стимулируют их инновационную деятельность. Благодаря деятельности малых предприятий лучше удовлетворяются потребности общества за счет заполнения рыночных ниш, которые игнорируются крупным и средним бизнесом из-за небольшого минимального эффективного масштаба производства. Малые предприятия обеспечивают возможность специализации производства крупных фирм в результате отказа в пользу мелких специализированных предприятий от вспомогательных и заготовительных производств [5, с. 17].

     В области общественной психологии малый бизнес воспитывает у участвующих и связанных с ним людей психологию собственника, способность самостоятельно принимать решения, рассчитывать на собственные силы, делает экономику более способной к конкуренции. Для человека, занимающегося бизнесом, малый бизнес позволяет реализовать себя как личность, чувствовать себя независимым, способным решать сложные задачи [5, с. 17].

     В области социальной структуры общества малый бизнес является основой формирования так называемого среднего класса, который в настоящее время составляет основу общества рыночного типа [5, с. 17].

     Малые предприятия являются основой либеральной экономики на современном этапе: они формируют основную массу налоговых поступлений, заработной платы (сбережений), обеспечивают средствами к существованию значительную часть населения. Благодаря деятельности малых предприятий создаются новые рабочие места, обеспечивается мобилизация материальных, финансовых и природных ресурсов [5, с. 17].

     Малые предприятия могут трансформироваться в крупную компанию. Так из числа крупнейших международных корпораций многие появились именно эволюционным путем на основе первоначально созданных малых    предприятий — это компании IBM, Microsoft, МасDonald’s и др [4, с. 36].

     Малые предприятия являются неотъемлемым и, как показывает практика, наиболее эффективным элементом инновационного развития экономики. Они занимаются разработкой и внедрением технологических, технических, организационных новшеств, без которых невозможен выход на рынок и эффективная работа новых предприятий [4, с. 46].

     В целом можно выделить следующие основные преимущества малых предприятий:

     • большая динамичность, оперативность в принятии решений;

     • низкая потребность в капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и производство;

     • короткий технологический цикл, быстрая оборачиваемость средств, что позволяет быстрее окупить инвестиции, уменьшает уровень экономического риска и повышает уровень доходов, которые получает предприниматель;

     • более низкие накладные расходы за счет предельно рациональной организации и управления производства;

     • устойчивый сбыт продукции благодаря ориентации на конкретных потребителей;

     • быстрая приспособляемость к меняющимся требованиям рынка;

     • высокая скорость прохождения управленческой информации, что позволяет малым фирмам оперативно реагировать на любые изменения условий конкуренции [5, с. 18];

     • способность быстро поглощать большое количество рабочей силы;

     • коллективистский социально-психологический климат, низкий уровень конфликтности, отсутствие бюрократизма в управлении [4, с. 49].

     Однако малые предприятия обладают рядом существенных недостатков, обусловливающих высокий процент банкротств малых предприятий по сравнению с крупными предприятиями. Среди слабых сторон малых предприятий можно выделить следующие:

     •  слабый уровень диверсификации продукции;

     • невысокий объем располагаемых ресурсов (небольшой размер уставного капитала, затрудненный доступ к ресурсам кредитной системы);

Информация о работе Малый бизнес: зарубежный опыт и проблемы развития в экономике Республики Беларусь